Хроника художественной жизни

ГИИ Уз, 18 января – 18 февраляНа выставке художника Алишера Аликулова было представлено 50 работ. Важный импульс для деятельности мастера – национальная история, традиции богатой духовной и материальной культуры. Художник отдает предпочтение многофигурным композициям, реалистическому методу отображения действительности. Его полотна отражают характер героев, творивших не только историю Узбекистана, но и мировую историю. Ряд работ автор посвящает и современникам. Музей искусства миниатюры Востока им. К. Бехзада,6 – 26 февраляПерсональная выставка «Почтение» Омонова Комиля посвящалась 577-летию со дня рождения Алишера Навои, 563-летию Камолиддина Бехзада, 535-летию Захириддина Мухаммада Бабура. Персональная выставка является его первой выставкой, но несмотря на малый опыт, его произведения «Хусейн и Алишер играют в шахматы», «Великий шелковый путь», «Ученый мальчик», «Любовь ко Вселенной» и др. выполнены на высоком уровне. В экспозиции выставки было представлено более 30 миниатюр автора. ТДФ, 16 февраля – 14 мартаНа совместной выставке «Портрет современника» членов «Секции фотохудожников», проводимой в рамках мероприятий, посвященных «Году поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий», демонстрировались работы Владимира Жирнова, Владимира Соколова и Владимира...
Read More

Грани творчества Орифхона Хотамова

Бекназар Дустмурадов, музыковед Исполнение песен, музыкальное и композиторское творчество, составляющие весомую часть музыкального наследия узбекского народа, в ХХ в. получили беспримерное развитие благодаря труду многих мастеров музыкального искусства, заслуживших любовь народа. Один из них- композитор и исполнитель Орифхон Хотамов.Орифхон Хотамов родился 25 мая 1924 г. в Джизаке. Когда ему исполнилось 7 лет, семья переехала в Янгиюльский район Ташкентской области. Детские и юношеские годы Орифхона прошли в кругу музыкантов. Слушая исполнение известных певцов, Орифхон старался подражать им. До того, как присоединиться к коллективу театральной труппы, он научился играть на нае. Любовь к искусству привела его к Журахону Султонову - знаменитому композитору и исполнителю, благодаря которому он усвоил секреты игры на танбуре и исполнительского искусства, научился мастерски исполнять такие песни, как “Найлайин”, “Бешпарда Сувора”, “Бог аро”, “Кириб бустонни кездим”, “Гулузорим кани”.Орифхон, брал уроки мастерства у таких театральных деятелей и мастеров искусств, как Тухтасин Жалилов, Маъмуржон Узоков, Дони Зокиров, Саиджон Калонов, Фахриддин Содиков, Ганижон Тошматов, Шокосим Шожалилов. Впоследствии в коллективе их театра он начал...
Read More

Бесценные миниатюры в альбоме «Произведения Алишера Навои в жемчужинах книжного искусства XV – XVI вв.»

Абдумажид Мадраимов, историк Большое число рукописей произведений Алишера Навои, украшенных прекрасными миниатюрами, было создано при дворцовых библиотеках Темуридов, Шейбанидов, Бобуридов и Сафавидов. В настоящее время многие из них хранятся в ряде известных музеев и библиотек Ирана, Великобритании, Индии, Соединенных Штатов Америки, Франции, России и других стран мира.В рамках серии «Культурное наследие Узбекистана» издана книга-альбом «Произведения Алишера Навои в жемчужинах книжного искусства XV – XVI вв.» том V. Издание содержит более 50 прекрасно оформленных обложек и миниатюр редких рукописей – произведений Алишера Навои, хранящиеся в Национальной библиотеке Санкт-Петербурга.Рукописи и содержащиеся в них миниатюры, занявшие свое место в данной книге-альбоме, были изучены такими учеными и специалистами, как Г. Пугаченкова, С. Волин, Х. Сулаймон, Ф. Сулай-монова, О. Галеркина, О. Васильева, Ш. Камбарова. Часть миниатюр была опубликована и в других альбомах. Так, в 1970 г. Хамидом Сулаймоном издано цветное факсимиле рукописи «Илк девон» («Первого дивана») Алишера Навои, переписанной знаменитым каллиграфом Султоном Али Машхади в 1465 г. В 1982 г. Хамид Сулаймон и Фозила Сулаймонова подготовили...
Read More

Наивное искусство Самуила Рубашкина

(1906-1975) Валентина Сычева, Главный хранитель Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого Коллекция музея искусств имени Савицкого – вторая по значимости после коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Британская газета «Гардиан» назвала коллекцию нукусского музея «одним из величайших мировых собраний советского искусства 1920-1930-х годов». В данной статье рассматривается творчество художника Самуила Яковлевича Рубашкина, работы которого стали открытием как для самого Савицкого, так и для искусствоведов и просто любителей прекрасного.Игорь Витальевич Савицкий одним из первых в стране стал приобретать для музея картины непризнанных в то время художников. Так в коллекции музея появились произведения Рубашкина, Слепышева, Федотова, Суряева, Конышевой, Шемякина, Недбайло и многих других представителей нового авангарда. Эти имена, как и имена художников 1920 – 1930-х годов получили свое признание благодаря подвижнической деятельности и таланту коллекционера Савицкого.Самуил Рубашкин родился в 1906 году в Витебске, где и Марк Шагал. В Витебске в 1920-е годы работали К. Малевич, М. Добужинский, Л. Лисицкий и другие художники. Ирина Александровна Меснянкина, супруга художника, вспоминала: «Витебск – тихая провинция...
Read More

Хилола Шер: тайный язык соловья

Шахло Абдуллаева, искусствовед Широкоизвестной в последние годы не только в Узбекистане, но и за его пределами стала художница Хилола Шер благодаря своим уникальным и впечатляющим коллекциям модной одежды. Почерк Хилолы узнаваем и в то же время неповторим благодаря разнообразию ее конструктивных, цветовых и пластических решений, скрывающих единый поэтический мир художника-философа.Успех коллекций модного текстиля Хилолы Шер во многом обусловлен тем, что она получила прекрасное многостороннее образование. Еще в годы учебы в художественном колледже им. П. Бень-кова ею была пройдена замечательная школа мастерства по специальности художник по костюмам. Преподаватель Ольга Васильевна Игнатьева в процессе долгих и упорных занятий привила своей талантливой студентке любовь к искусству театральной декорации и к историческому костюму, научила ее профессиональному отношению к тканям. Хилола Шер отмечает: «Я безмерно благодарна нашему педагогу Ольге Васильевне, у которой получила колоссальный опыт работы. Во время учебы она буквально заставляла студентов делать фактуру и декор тканей исторических костюмов: на простой ситец с помощью принта наносить рисунок тканей XVIII – XIX вв. В результате обычная...
Read More

Наследие Ширина Мурадова — мастера резьбы по ганчу

Хасан Аминов, художник Резьба по ганчу – одно из древних традиционных ремесел, бесценные образцы которых сохранились во дворцах ханов, в медресе и мечетях. История искусства резьбы по ганчу уходит своими корнями в далекое прошлое. В Топрак-Кале (Хорезм, III в.), во дворцах Варахши (Бухара, XII – XIII вв.), Термизшахов (Сурхандарья, XII в.), памятниках Афросиаба и сооружениях эпохи Темуридов до сих пор сохранились образцы резьбы по ганчу, которая широко использовалась при их строительстве. В Бухаре, Хиве и Коканде существовали местные школы, где желающие овладевали этим видом прикладного искусства.Имена многих мастеров, принимавших участие в украшении ганчем древних архитектурных сооружений Узбекистана, нам не известны, поскольку в то время они занимали низкое положение в обществе. В “Уложениях” Амира Темура население делилось на двенадцать групп (категорий) (1, с. 66), и мастера, занимавшиеся ганчем, были отнесены к одиннадцатой группе, а мастера-строители – к восьмой. К тому же ни один из мастеров не ставил своего имени на построенных или украшенных ими зданиях, поскольку это было запрещено.Особое место в истории...
Read More

Узбекское кожевенное ремесло

Саодат Давлатова, историк Одной из развитых отраслей узбекского ремесленничества было кожевенное дело. Кожу обрабатывали в каждом хозяйстве, занимающемся скотоводством. Мастера-кожевники работали в маленьких семейных мастерских. Понятия “кожа”, ”кожевничество”, “юфть” были связаны с отделкой, дублением, выделкой кожи, которыми занимался каждый “кожевник”.В ХIХ – начале ХХ века центрами кожевенного ремесла были такие города Узбекистана как Ташкент, Коканд, Фергана, Андижан, Самарканд, Бухара, Хива. И сейчас в Ташкенте, Фергане и Коканде развито кожевенное ремесло, где мастера из специально обработанной кожи изготавливают обувь, головные уборы, тулупы, конские сёдла и сбрую, бурдюки, различные мешки, торбы и другую домашнюю утварь, книжные переплёты и обложки. Эта профессия была распространена в основном среди оседлого населения, а в народе ее представителей именовали “кўнчилар” (кожевники) (1, с. 232). В Ферганской долине методы обработки шкур животных и изготовление из них кожи во многом одинаковы и мало отличаются от методов, используемых в других регионах Центральной Азии, о чем свидетельствуют работы ряда авторов (2, с. 71-107; 124-131; 295).Кожу изготавливали из шкур как домашних животных (крупный...
Read More

Женская одежда античного Хорезма

Зухра Рахимова, искусствовед Илл. 3 История Хорезма насчитывает около трех тысяч лет, на протяжении которых Хорезм играл особую роль в политической и культурной жизни среднеазиатского региона. Благодаря Великому Шелковому пути, связавшему Среднюю Азию с Восточной Европой, объединив, таким образом, восточно-средиземноморские, индийские и северо-евразийские элементы культуры, Хорезм уже в древности стал одной из значительных областей Центральной Азии (10-12). Развиваясь в тесном контакте с окружающим миром, хорезмская культура впитала в себя духовные и художественные традиции Переднего Востока, Ирана и других регионов Центральной Азии, кочевнической степи и Индии, а в силу географического расположения сохранила в своей основе глубокую самобытность и оригинальность.Костюм, как и культура Хорезма, отражал его богатую историю и контакты с соседними народами. Как малоисследованная тема хорезмский костюм античного времени представляет особый интерес, поскольку при всем сходстве с одеждой остальных регионов Центральной Азии сохраняет ярко выраженные локальные черты. Одежда Хорезма прошлого до сих пор не изучена в должной мере как из-за плохой сохранности и фрагментарности археологических находок тканей, предметов одежды или деталей костюма, так...
Read More

К 75-летию со дня рождения Жоллыбая Изентаева (1943 — 2009)

Перуза Хожаметова искусствовед В 2018 г. общественность Каракалпакстана отмечает 75-летие со дня рождения академика Академии художеств Узбекистана, народного художника Республики Узбекистан, заслуженного деятеля искусств Республики Каракалпакстан, лауреата республиканской премии им. Бердаха Жоллыбая Танирбергеновича Изентаева.В современном изобразительном искусстве Узбекистана и Каракалпакстана академик Жоллыбай Изентаев известен как один из талантливых живописцев, картины которого стали появляться на выставках с середины 1970-х годов, привлекая к себе особое внимание искусствоведов и любителей живописи как оригинальностью манеры письма, так и нестандартностью мышления, внутренней напряженностью, драматизмом мироощущения и силой искреннего чувства художника.В формировании творческого своеобразия художника немаловажную роль сыграла коллекция Нукусского музея, в частности, народно-прикладное искусство каракалпакского народа, русского и узбекского авангарда 1920 - 1930-х гг. Плодотворное общение с Игорем Витальевичем Савицким - знатоком искусства, так называемым «крестным отцом многих каракалпакских художников старшего поколения», сыгравшим большую роль в культурной жизни республики, также оставило след в творческих исканиях мастера. И.В.Савицкий был примером для художников, учил любить природу, ценить культуру и искусство своего народа. Немаловажное значение имело в становлении Ж....
Read More

Возрожденное наследие. Портрет Усмана Насыра кисти Бахрома Хамдами

Джахонгир Темирходжаев, историк Галерея изобразительного искусства Узбекистана каждый год закупает работы современных живописцев, графиков и скульпторов Узбекистана. Надо отметить, что наряду с современным искусством коллекция Галереи постоянно пополняется произведениями из творческого наследия узбекских художников. Так, в 2017 г. был приобретен у наследников поэта Усмана Насыра его портрет (размером 60х47), датированный 1936 г., принадлежавший кисти одного из первых национальных живописцев Узбекистана – Бахрома Хамдами. Портрет был написан в Ташкенте. На оборотной стороне холста – подпись автора: «Хамдами». Картина была плохой сохранности и нуждалась в реставрации. Согласно свидетельству внучатой племянницы Усмана Насыра – известной узбекской поэтессы Надиры Рашидовой, долгие годы собиравшей архивные документы о трагической судьбе своего предка, «семья Усмана Насыра на протяжении десятилетий «жила со «склоненной» головой, выдерживая «позор» из-за моего дяди – брата матери Усмана Насыра, боясь где бы то ни было произносить это имя». Не удивительно, что с конца 30-х годов прошлого века портрет поэта был свернут в тугую трубку и хранился среди старых вещей, дабы не привлекать внимания «определенных...
Read More

Искусство, вдохновленное традицией

Камола Акилова, искусствовед «Искусство, вдохновленное традицией» – выставка уникальных образцов исторического костюма, впервые в таком масштабе представленная в Галерее изобразительного искусства Узбекистана с 9 декабря 2017 г. по 15 января 2018 г. Ее экспозицию составили шедевры исторического костюма из музейных коллекций: Государственного музея искусств Узбекистана, Самаркандского государственного музея-заповедника, Бухарского государственного архитектурно-художественного музея-заповедника, Государственного музея-заповедника «Ичан-кала», Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого, Музея прикладного искусства Узбекистана, Ферганского областного краеведческого музея. Важная часть традиционного наследия всех народов – исторический костюм. Исторический, или традиционный, костюм Узбекистана – источник национальных традиций для дизайна одежды ХХ века. Будучи частью культуры, он воплощает традиционные представления, выработанные народом на протяжении многих веков, приемы, технологию, комплекс используемых материалов. Рассматривая костюм в философско-культурологическом аспекте, в нем своеобразно читается выявление и осмысление закономерностей Бытия, поиски Гармонии, его совершенства, духовные идеалы и внутренний мир человека, а главное – оптимистическое содержание и вечность подлинных гуманистических ценностей. Именно поэтому вторая половина и прежде всего конец ХХ в. актуализировали ценность мира традиционной культуры....
Read More

Проблемы искусства графики Узбекистана: вчера, сегодня, завтра

5 марта 2018 г. в Доме фотографии АХ Уз по инициативе журнала “San'at” проходил круглый стол на тему: “Проблемы искусства графики Узбекистана: вчера, сегодня, завтра”. В его работе приняли участие не только представители искусства графики, но также искусствоведы, профессорско-преподавательский состав и студенты Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада. Участники круглого стола обсуждали такие вопросы, как состояние узбекского искусства графики, имеющиеся в этой области проблемы и пути их решения, делились своими мыслями и предложениями, дабы способствовать превращению его в одно из главных направлений узбекского изобразительного искусства. Беседу проводил доктор искусствоведения, академик Акбар Хакимов. Акбар Хакимов, доктор искус-ствоведения, академик Академии художеств и Академии наук Узбекистана: Перед тем, как начинать обсуждение вопросов современной графики, следует отметить, что как художники-графики, так и искусствоведы, долго ждали подобного мероприятия, поскольку процессы, связанные с развитием данного вида искусства, а также возникшие проблемы, долгое время оставались без внимания.Всем нам хорошо известно, что узбекская графика имеет богатую историю и своеобразные традиции. В первой половине ХХ в. в нашей...
Read More