Джахонгир Темирходжаев, историк

Галерея изобразительного искусства Узбекистана каждый год закупает работы современных живописцев, графиков и скульпторов Узбекистана. Надо отметить, что наряду с современным искусством коллекция Галереи постоянно пополняется произведениями из творческого наследия узбекских художников. Так, в 2017 г. был приобретен у наследников поэта Усмана Насыра его портрет (размером 60х47), датированный 1936 г., принадлежавший кисти одного из первых национальных живописцев Узбекистана – Бахрома Хамдами. Портрет был написан в Ташкенте. На оборотной стороне холста – подпись автора: «Хамдами». Картина была плохой сохранности и нуждалась в реставрации. Согласно свидетельству внучатой племянницы Усмана Насыра – известной узбекской поэтессы Надиры Рашидовой, долгие годы собиравшей архивные документы о трагической судьбе своего предка, «семья Усмана Насыра на протяжении десятилетий «жила со «склоненной» головой, выдерживая «позор» из-за моего дяди – брата матери Усмана Насыра, боясь где бы то ни было произносить это имя». Не удивительно, что с конца 30-х годов прошлого века портрет поэта был свернут в тугую трубку и хранился среди старых вещей, дабы не привлекать внимания «определенных органов» при возможных обысках, проведения которых опасались каждый день.
Портрет У. Насыра написан масляными красками в технике гризайль с использованием различных оттенков одного охристо-серого цвета. Поэт изображен в добротном драповом пальто и кепи с большим козырьком, из-под теплого шарфа виднеется воротничок рубашки и узел галстука. Главное достоинство портрета – глубокий психологизм образа Усмана Насыра. Голова поэта вжата в плечи, асимметричен излом бровей, взгляд прищуренных глаз, устремленный поверх зрителей, как бы предугадывает свое трагическое будущее, плотно сомкнутые губы сообщают портрету определенный драматизм. История не сохранила сведений о дружбе или тесном знакомстве Усмана Насыра и Бахрома Хамдами, но нет сомнений в том, что художник, как и все его современники, зачитывался стихами изображенного им поэта и, возможно, они встречались в январе 1937 г. на организованном Союзом писателей Узбекистана торжественном 10-летнем юбилее творческой деятельности Усмана Насыра. Так же с большой долей вероятности можно предположить, что в мае – июне 1937 г. состоялась их встреча в Москве на Декаде узбекской литературы и искусства, и что Усман Насыр был в составе делегации, а Бахром Хамдами участвовал со своими картинами «Красная чайхана» и «Ликбез на Чирчикстрое» на творческой выставке художников Узбекистана.
Бахром Хамдами родился в 1910 г. в Ташкенте. Начальное художественное образование он получил в Ташкентских учебно-производственных мастерских, а в 1934 г. поступил сразу на четвертый курс Ташкентского художественного техникума, где учился у художников А. Волкова и М. Курзина. Несмотря на то, что учителя его в 30-е годы были приверженцами авангардизма, талантливый юноша выбрал самостоятельный путь в искусстве – реалистическую живопись, где, по его мнению, мог наиболее полно отразить бурно меняющиеся время и события.
Творческие интересы Б. Хамдами были широки. Вначале он копировал и сам рисовал киноплакаты, писал пейзажи с натуры, делал зарисовки тушью. Но полностью его талант проявился в жанре портрета и тематической картины. Бахром Хамдами, наряду с А. Сиддики, Х. Мансуровым, А. Абдуллаевым, Л. Абдуллаевым принадлежит к плеяде первых узбекских профессиональных художников, положивших начало формированию национальной школы живописи Узбекистана. До настоящего времени сохранилось не более десяти работ Б. Хамдами, хранящихся в Государственном музее искусств Узбекистана, и несколько этюдов и рисунков в собрании его семьи. Кроме того, часть картин художника приобрела закупочная комиссия московского Музея культуры народов Востока. О творчестве молодого живописца в архивах сохранились теплые отзывы критиков и художников. Бахрому Хамдами были посвящены исследования академика Академии художеств Узбекистана Р. Такташа и искусствоведа Н. Култашевой, которые отмечают постоянную работу художника с натурой, тонкое восприятие им окружающей действительности, глубокое владение академическим рисунком, продуманность и завершенность композиционного решения, живописные достоинства полотен, психологизм портретов, умение передать кистью духовный мир человека.
Впечатляющие образы современников созданы Б. Хамдами в таких работах, как «Портрет брата», «Портрет Баходира», «Портрет дедушки», «Поэт Мустариб», «Комсомолка Мухитдинова». Вершина портретного жанра в творчестве Б. Хамдами– его «Автопортрет», созданный в 1940 г. Облик художника, взгляд которого устремлен на зрителя, – это уверенность в себе, независимость и чувство собственного достоинства. Широкую известность Б. Хамдами принесли тематические картины, экспонировавшиеся на выставках в Ташкенте и Москве. Полотна «Строительство якоря», «Молодые художники», «Вечер в чайхане», «Работа окончена», «Любимая мелодия» покоряли зрителя мастерским владением живописной техникой, вниманием художника к деталям, стремлением раскрыть эмоциональное состояние персонажей. Последнюю крупную работу «Фархад в плену у Хосрова» художник создал в 1941 г. Вскоре он ушел на фронт, где в 1943 г. оборвалась его короткая, но яркая жизнь.
Имена Усмана Насыра и Бахрома Хамдами навсегда вошли в историю Узбекистана. Талантливые поэт и художник, почти ровесники, были в начале своего блестящего творческого пути, когда трагически оборвалась их жизнь. Бахром Хамдами погиб на поле боя Второй мировой войны, а Усман Насыр стал жертвой сталинских репрессий и скончался в 1944 г. в тюремной больнице глухого сибирского села.
Усман Насыр родился в Намангане в 1913 г., а через несколько лет его отчим Насыр Ходжа перевез семью в Коканд. Родители будущего поэта – мать и отчим – были высокообразованными, интеллигентными людьми, они владели несколькими языками, у них в доме была прекрасная библиотека, и они старались у своих детей развивать творческие способности. Неудивительно, что Усман Насыр еще в детстве в совершенстве знал кроме родного узбекского языка фарси, таджикский, а в кокандской школе-интернате прекрасно овладел русским и немецким языками. Уже в юности он стал писать стихи. Родственник Усмана Насыра, учившийся в Ленинграде, в 1929 г. устроил поездку выпускному классу Усмана в город на Неве. В этой поездке юный поэт читал перед рабочими завода свои стихи, встреченные слушателями с восторгом. По совету родственника, У. Насыр уехал в Москву и поступил на сценарное отделение ВГИКа.
Драматургия стала для молодого человека целью жизни, он пишет такие пьесы на современную, злободневную тематику, как «Назирджан Халилов», «Победа», «Враг». На сцене появляются пьесы 17-летнего автора, который пытается влиться в московскую литературную среду, но, к сожалению, именитые писатели и поэты не принимают его всерьез. Тогда Усман принял решение бросить ВГИК, а затем вернуться в Москву известным поэтом. В своем родном городе Коканд работу корреспондентом в местной газете он совмещает с должностью литконсультанта в театре и организовывает литературный кружок, не переставая писать стихи. В 1931 г. Усман Насыр поступил на филологический факультет Самаркандской педагогической академии. В эти годы выходят в свет его поэтические сборники «Беседа с солнцем», «Мобилизационные строки», «Страна тракторов». После поездки в 1933 г. в Армению и Грузию У. Насыр пишет поэму «Нашхун», принесшую ему признание узбекского читателя, позже — пьесу «Атлас» о студенческой жизни. Известного молодого поэта приглашают на республиканские съезды узбекских, таджикских и армянских писателей. В 1934 г. студент 4-го курса Усман Насыр участвует в работе I съезда Союза советских писателей.
Молодой поэт как будто чувствует, что судьбой ему отпущено мало времени и торопится творить. В 1935 г. он переехал в Ташкент и вскоре перевез туда из Коканда семью. Усман Насыр погружается в изучение философских трактатов Платона, пытаясь разобраться в вопросах французского социализма и сенсимонизма. Он читает в подлиннике произведения Шиллера и Гейне. Работая в газете «Ёш ленинчи», Усман Насыр издает новые поэтические сборники «Юрак» и «Мехр», пишет либретто к опере «Гюроглы», переводит на узбекский язык «Бахчисарайский фонтан» Пушкина и поэму Лермонтова «Демон», работает над переводом книги Добролюбова, руководит семинаром молодых узбекских писателей.
Однако после убийства в 1934 г. С. М. Кирова, возглавлявшего Ленинградскую партийную организацию, в стране начались репрессии, сменившиеся массовыми арестами и расстрелами по доносам и спискам, составленным заранее. В Узбекистане в первую очередь репрессиям подверглась национальная интеллигенция. Но пока это еще не коснулось Усмана, который не подозревает, что уже готовятся списки для арестов, в которые включено и его имя. В начале 1937 г. 24-летний Усман Насыр был на гребне общественного признания, его называли «первым поэтом Узбекистана», «Пушкин Востока». В январе в республике широко отметили 10-летний юбилей его творческой деятельности. В мае-июне того же года он в составе большой делегации поехал в Москву на Декаду узбекской литературы и искусства.
Через неделю после возвращения из Москвы Усмана Насыра исключили из Союза писателей, а еще через два дня арестовали. Ему были предъявлены нелепые обвинения в участии в террористической националистической организации, умышленном «искажении» русских классиков при переводе на узбекский язык. В результате поэт был осужден на 10 лет по «пресловутой» 58-й статье. О дальнейшей судьбе Усмана Насыра широкой общественности стало известно лишь в последнее время благодаря изысканиям А. А. Лопатина – краеведа из г. Кемерово. Из Ташкента Усман Насыр был переведен в Златоустовскую тюрьму, затем – в Челябинский лагерь, через несколько месяцев его этапировали через Владивосток в Магадан. А с 1941 г. поэта содержали в Мариинском лагере под Кемерово, где в марте 1944 он скончался от туберкулеза.
Имена двух ярких представителей культуры узбекского народа навсегда останутся в памяти их потомков, живущих в независимом Узбекистане. Портрет поэта Усмана Насыра, написанный Бахромом Хамдами, занимает достойное место в собрании произведений Галереи изобразительного искусства Узбекистана.