5 марта 2018 г. в Доме фотографии АХ Уз по инициативе журнала “San’at” проходил круглый стол на тему: “Проблемы искусства графики Узбекистана: вчера, сегодня, завтра”. В его работе приняли участие не только представители искусства графики, но также искусствоведы, профессорско-преподавательский состав и студенты Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада. Участники круглого стола обсуждали такие вопросы, как состояние узбекского искусства графики, имеющиеся в этой области проблемы и пути их решения, делились своими мыслями и предложениями, дабы способствовать превращению его в одно из главных направлений узбекского изобразительного искусства. Беседу проводил доктор искусствоведения, академик Акбар Хакимов.

Акбар Хакимов, доктор искус-ствоведения, академик Академии художеств и Академии наук Узбекистана: Перед тем, как начинать обсуждение вопросов современной графики, следует отметить, что как художники-графики, так и искусствоведы, долго ждали подобного мероприятия, поскольку процессы, связанные с развитием данного вида искусства, а также возникшие проблемы, долгое время оставались без внимания.
Всем нам хорошо известно, что узбекская графика имеет богатую историю и своеобразные традиции. В первой половине ХХ в. в нашей стране сформировалась сильная школа графики, были подготовлены талантливые художники-графики. Вместе с тем в последние годы направление искусства графики стало заметно отставать от других направлений изобразительного искусства. Видимо, причина этого отставания – не только творческие, но социально-экономические и организационные факторы. Поэтому в начале работы нашего круглого стола я первое слово предоставляю председателю отдела “Графики” Академии художеств Узбекистана художнику Радику Азизову.
Радик Азизов: Действительно, в сфере графики много проблем, требующих обсуждения. Следует отметить, что деятельность отдела “Графики” и творческий процесс в этой области изобразительного искусства, несмотря на имеющиеся проблемы, продолжается. По инициативе Академии художеств Узбекистана регулярно проводятся выставки художников-графиков, на которых наряду с художниками старшего поколения принимают участие и молодые художники, демонстрирующие свои работы, выполненные в нетрадиционной манере.
Думается, что заметное в последние годы отставание в области графики прежде всего связано с требованиями времени. Большинство художников-графиков отдает предпочтение другим направлениям изобразительного искусства, поскольку отсутствие государственных заказов отрицательно сказывается на материальном положении художников-графиков. А для проведения ими персональных выставок требуются большие затраты. С другой стороны, широкое распространение современных технологий, компьютерный дизайн все больше вытесняют традиционную графику. Большинство издательств перестало сотрудничать с профессиональными художниками.
Серьезная проблема также – отсутствие творческо-производственной базы. Как известно, для работы над большинством направлений искусства графики требуются специально оборудованные мастерские, из-за отсутствия которых почти не осталось художников, занимающихся ксилографией. Мастера, работающие на литографии, есть, но не хватает печатных приспособлений. Тем не менее существует возможность возрождения искусства графики, для чего потребуется внимание и помощь вышестоящих организаций.
Нигора Ахмедова, доктор искус-ствоведения, академик Академии художеств Узбекистана: Я считаю, что мы сегодня здесь собрались не для того, чтобы отметить “застойное” состояние искусства графики, а для анализа его причин. Если проанализировать изобразительное искусство периода независимости, серьезные творческие поиски и достижения были достигнуты в области живописи. Благодаря росту интереса к национальным и этнокультурным традициям проводились также поиски в области отображения в живописи исторического наследия. Но почему-то эта тенденция не прослеживается в графике. Следует отметить, что в последние годы в искусстве графики, не считая каллиграфии, мало уделялось внимания исторически-этнокультурному наследию. То есть в этом направлении не наблюдалось стремления работать в духе времени.
Многие художники-графики стали работать в области живописи. На это оказало определенное воздействие и развитие компьютерных технологий, что не означает, будто интерес к искусству графики, духовная потребность в нем угасли. Графика, как неотъемлемая часть узбекского изобразительного искусства, продолжает жить. Этого никто не может отрицать. Без искусства графики современное изобразительное искусство не может полноценно развиваться, поскольку основой изобразительного искусства является графика, то есть – изображение карандашом. Классические образцы графики, будучи школой мастерства, в то же время представляют собой источник творчества. Если современный художник не знаком с основными направлениями графики, не умеет работать в областях ксилографии, офорта, линографии, то он не сможет экспериментировать.
Я думаю, что в появлении некоторых проблем в этой сфере в определенной мере виноваты и сами художники, работающие в этом направлении. Они до сих пор как бы остаются в стороне от новых веяний в узбекском изобразительном искусстве. В то же время на Западе искусство графики продолжает развиваться и обогащаться новыми постмодернистскими веяниями. И чтобы сложившаяся ситуация изменилась в положительную сторону, художники должны проявить творческую активность и, следуя велению времени, направить свое отношение к действительности в новое русло. Во-первых, необходимо повысить уровень выставок графики, где должны не просто выставляться работы художников, а лишь те из них, которые будут проходить по определенному проекту и после серьезной подготовки к выставке. Для привлечения внимания зрителей следует также увеличить объем графических произведений. И если мы сумеем привить интерес к этому виду искусства у его любителей и почитателей, то многие имеющиеся проблемы найдут свое решение.
Акбар Хакимов: Как известно, в последние годы в Узбекистане приостановились государственные заказы художникам. Мастера живописи сумели положительно решить эту проблему, найдя пути самостоятельного творчества. Эта тенденция, характерная для живописцев, к сожалению, не нашла своего решения в графике. Причиной обращения к живописи таких художников-мастеров графики, как М. Кагаров, Л. Ибрагимов, на самом деле стало именно это обстоятельство. В итоге художники-графики, не сумев приспособиться к новым реалиям, остались в стороне от них. Поэтому, чтобы глубже понять причины возникшей в графике проблемы, следует прислушаться и к мнению самих художников.
Анвар Мамаджанов, художник-график: Разумеется, обращение мастеров-графиков к живописи не случайно. Это, в первую очередь, связано с материальными причинами. Раньше графика была более востребованна. Художники-графики тесно сотрудничали с издательствами, редакциями газет и журналов. На сегодняшний день в крупных издательских домах нет такого количества работников, как раньше. Современные издательства превратились в малые отделы при типографиях. И даже если руководители издательств хотели бы сотрудничать с художниками, у них нет для этого средств. Поэтому многие издательства вынуждены пользоваться услугами дизайнеров работающих на компьютере.
Я не против использования компьютерного дизайна в книжной графике. Наоборот, это расширяет возможности художника, но, считаю, что, пренебрегая авторскими правами, заполнение книг, альбомов и тетрадей несолидными картинками и изображениями отрицательно сказывается на нашей духовности. Ведь вместо этих “картинок” можно широко использовать национальные символы, образы фольклорных героев и исторических личностей. Если к этой работе привлечь профессиональных художников-графиков, итог мог бы быть совершенно иным.
В организации выставок графики также существуют серьезные проблемы. Произведения, демонстрирующиеся на таких выставках, почти не закупаются, что ограничивает регулярное их проведение. В настоящее время многим кажется, будто художники-графики работают для обогащения своего личного архива. У них есть возможность заниматься только педагогической деятельностью. Но и в образовательных учреждениях условия не всегда соответствуют желаемому. Например, в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада, считаю, не совсем верно поставлена работа по обучению таким традиционным направлениям, как литография, офорт, ксилография. Знаниям студентов, обучающихся на отделении книжной графики, также не позавидуешь. Многие из них не читают книг, интерес к художественной литературе – на низком уровне.
Людмила Кодзаева, искусствовед: Я думаю, что вопрос, следует ли возрождать традиционные виды искусства графики, обсуждению не подлежит. Развивать их нужно и важно. Если вы помните, в 2003 г. совместно с Институтом искусств КАЛА (Калифорния, США) в Ташкентском доме фотографии был осуществлен большой творческий проект. В том же году прошла выставка “Чёрное и белое”, в рамках которой был организован круглый стол. Интересно, что затронутые сегодня проблемы обсуждались и в то время, когда также выдвигалось множество идей по решению этих проблем и определению путей развития узбекского искусства графики. Но, как говорится, “воз и ныне там”. Тогда мы в качестве примера приводили опыт Института искусств КАЛА, специализирующегося на искусстве графики. Преподаватели и студенты этого учебного заведения самостоятельно организовали мастерские графики. Там художники из разных стран имеют возможность свободно заниматься творчеством, демонстрировать и тиражировать свои произведения. И мы тоже имеем возможность организовать такого рода творческий центр. Но, к сожалению, за прошедшие годы не было проведено ни одного мероприятия по объединению художников-графиков и созданию для них нужных условий. Как следствие – графика, являвшаяся одним из ведущих и многогранных направлений нашего национального изобразительного искусства, превратилась для многих художников в узкое творческое занятие.
Я не могу согласиться с утверждением, будто в настоящее время нет спроса на работы графиков. Если же их представить зрителям в привлекательной для них форме и проводить интересные выставки, они найдут своих поклонников. Сейчас в фонде Дирекции Центрального выставочного зала Академии художеств Узбекистана собрана большая коллекция работ по графике. Мы готовы, не ограничиваясь этим, – к проведению выставок новых работ, созданных современными графиками. Хотя организация такого рода выставок требует больших затрат, все же мы уверены, что есть много почитателей настоящей профессиональной графики.
Нигора Ахмедова: Верно, интерес к работам по графике никогда не остывал. В ближайшие годы потребность в этом искусстве может возрасти. В последнее время в нашей стране ведутся грандиозные строительные работы. В частности, в Ташкенте началось строительство бизнес-центра “Tashkent-city”. Естественно, что для украшения интерьера современных зданий широко используются работы по графике. Это, конечно же, вдохновит художников, стимулируя активность их творчества. Кроме того, следует расширять сотрудничество с зарубежными странами, например, с соседними республиками. Как заметила верно Л. Кодзаева, работу следует начать с формирования материально-технической базы, поскольку для выполнения крупных коммерческих заказов требуются большие мастерские и специальное оборудование. В налаживании творческо-производственных работ заинтересованы не только художники-графики, но и Академия художеств Узбекистана.
Акбар Хакимов: Таким образом, ясно, что основное количество проблем связано с формированием творческо-технологической базы. Так же, как строительство линии метро “Узбекистанская” стимулировало развитие искусства керамики, строительные работы, осуществляемые в нашей стране, могут сыграть роль катализатора в оживлении работы в области искусства графики. Сейчас для художников-графиков складываются благоприятные условия. Недавно в распоряжение Академии художеств Узбекистана был передан большой производственный цех, в котором есть все необходимые условия для организации отдельных мастерских не только для скульпторов и мастеров монументального искусства, но и для художников-графиков. Именно здесь можно, собрав до сих пор не использованные станки и оборудование, возродить творчески-производственный процесс. Данный цех, расположенный вблизи Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада, может создать благоприятные условия и для студентов. Это предложение следует направить для обсуждения в Совет управления Академии художеств Узбекистана.
Аслиддин Калонов, художник-график, преподаватель НИХД: Мое мнение – следует привести в соответствие сферу образования и производственный процесс. Раньше нужная для нас материально-техническая база была сформирована при высшем учебном заведении. А в настоящее время множество станков и печатное оборудование – в заброшенном состоянии. Откровенно говоря, мы даже не знаем, где они находятся и в каких условиях хранятся. Основные материалы студенты покупают сами. Как было отмечено ранее, сейчас в таких направлениях, как ксилография, линография, офорт почти не ведутся никакие работы.
Развитие искусства графики на самом деле начинается со сферы образования. Конечно же, следует открывать мастерские для профессиональных графиков. Но если не будут созданы близкие к ним условия в Институте художеств и дизайна, достичь каких-либо положительных результатов будет трудно. В то же время следует серьезно рассмотреть вопросы, связанные с содержанием учебного процесса, изданием современных учебников, увеличением количества специальных предметов. Нужно открыть магистратуру по искусству графики. Кроме того, желательно чтобы студенты имели возможность повышать квалификацию в зарубежных странах. К сожалению, специалистов, знающих классические виды искусства графики, осталось очень мало, к тому же поколение, которое могло бы заменить их, не подготовлено. А это – одна из злободневных проблем. Если у нас нет возможностей и условий для подготовки таких специалистов, то следует установить сотрудничество с зарубежными институтами.
Акмаль Нуридинов, Председатель Академии художеств Узбекистана, народный художник: Вопросы, затронутые участниками круглого стола, действительно очень злободневны. О проблемах в данной сфере давно говорят и мне лично. Но до сих пор не разработаны четкие рекомендации и планы по их разрешению. Мы не сможем решить наболевшие проблемы пустыми разговорами о том, что где-то, у кого-то есть какие-то станки и оборудование. Кроме того, мы должны самостоятельно приступить к решению этих вопросов, не ожидая решения Совета Академии художеств. Я, в свою очередь, как Председатель Академии художеств, готов оказать всестороннюю помощь художникам-графикам. Академии художеств выделили большой творческий цех, в нем можно найти место для художников-графиков. Пусть соберутся художники-графики под руководством Р. Азизова, осмотрят цех и выберут удобное для работы место. Мы создадим для них необходимые условия и обеспечим нужными станками, печатным оборудованием и другими материалами. Если таковых у нас не окажется, мы закажем их за рубежом. Составьте список всего требуемого, предоставьте его мне и мы начнем работу по четко составленному плану.
По поводу проблем реализации произведений графики следует сказать, что нельзя, как раньше, работать, ожидая государственных заказов. Нужно найти другие способы реализации графических работ. С этого года правительством нашей страны выделено 2 миллиарда сумов для закупки произведений изобразительного искусства. В ближайшие месяцы будет осуществлена первая закупка. В список закупаемых произведений следует обязательно включить и произведения графики. Но существует и другая сторона вопроса: созданы ли в годы независимости графические работы, достойные для приобретения их государством? По-моему, таких работ очень мало, но все же мы постараемся включить их в список закупаемых произведений.
В этом году в Центральном выставочном зале мы запланировали проведение персональной выставки художника-графика из Казахстана Батухана Баймена. В рамках выставки можно организовать и конференцию, посвященную искусству графики, где будут определены задачи, стоящие перед нами, и план их осуществления. На данной конференции мы определим и план предстоящей работы с учетом предложений, выдвинутых сегодня.
Акбар Хакимов: Считаю, что высказанные на сегодняшнем круглом столе, посвященном проблемам искусства графики, мнения позволят найти ответы на многие вопросы, над которыми задумывались присутствующие. Отрадно, что на сегодняшнем мероприятии наряду с художниками-графиками и специалистами из этой сферы искусства принимали участие и представители руководства Академии художеств Узбекистана. Во время круглого стола сегодня были высказаны важные предложения, касающиеся решения проблем в области художественной графики. В результете стало ясно, что для решения проблем в этой области изобразительного искусства следует начинать работу с укрепления материально-технической базы. В этих целях председателю отдела “Графики” Р. Азизову необходимо организовать группу из художников-графиков и разработать план работ, который следует осуществлять. В этом деле художникам-графикам должны оказать непосредственную помощь и искусствоведы. Кроме того, нужно подготовить программу практических мероприятий по поощрению творческой деятельности художников-графиков, организации продажи их работ, поскольку пришло время разработки принципов оценки произведений графики. В-третьих, следует заново рассмотреть деятельность Национального института художеств и дизайна в области миниатюры и книжной графики. В-четвертых, необходимо регулярно проводить выставки произведений художников-графиков, повышая таким образом художественный уровень таких произведений.
Разумеется, что все намеченные нами задачи невозможно осуществить сразу. Это требует определенного времени и напряженного труда. И если художники, специалисты, ответственные работники данного направления, то есть – все мы, примемся сообща решать обозначенные проблемы, то сумеем открыть новую страницу в развитии искусства графики.

Материал подготовил А. Имомов.