Шахло Абдуллаева, искусствовед

Широкоизвестной в последние годы не только в Узбекистане, но и за его пределами стала художница Хилола Шер благодаря своим уникальным и впечатляющим коллекциям модной одежды. Почерк Хилолы узнаваем и в то же время неповторим благодаря разнообразию ее конструктивных, цветовых и пластических решений, скрывающих единый поэтический мир художника-философа.
Успех коллекций модного текстиля Хилолы Шер во многом обусловлен тем, что она получила прекрасное многостороннее образование. Еще в годы учебы в художественном колледже им. П. Бень-кова ею была пройдена замечательная школа мастерства по специальности художник по костюмам. Преподаватель Ольга Васильевна Игнатьева в процессе долгих и упорных занятий привила своей талантливой студентке любовь к искусству театральной декорации и к историческому костюму, научила ее профессиональному отношению к тканям. Хилола Шер отмечает: «Я безмерно благодарна нашему педагогу Ольге Васильевне, у которой получила колоссальный опыт работы. Во время учебы она буквально заставляла студентов делать фактуру и декор тканей исторических костюмов: на простой ситец с помощью принта наносить рисунок тканей XVIII – XIX вв. В результате обычная ткань «превращалась» в бархат или в ткань с шелковой фактурой. Именно поэтому у меня появилось трепетное отношение к тканям, экспериментам с их фактурой, и к созданию образа костюма через поэтические ассоциации».
Важным подспорьем в работе над моделями одежды стала учеба на отделении книжной графики в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада. Интерес к книгам как к будущему объекту для иллюстраций способствовал увлечению восточной поэзией, яркими метафорами, глубокой философией и языком скрытых смыслов великого Омара Хайама.
Упорно работая над совершенствованием мастерства рисунка, усиливая выразительность языка линий и силуэтов, Хилола искала связь поэтики графики с образным строем костюма. Первые творческие работы Хилолы Шер – костюмы танцовщиц для легендарного ансамбля «Бахор» и разработка моделей одежды для участников фестиваля «Шарк тароналари» – обратили на себя внимание зрителей утонченным вкусом и безукоризненным техническим исполнением мастера.
Знаменательным событием для Хилолы оказалась встреча с художником Бобуром Исмаиловым во время создания им декораций к спектаклю «Шумбола» по произведению Гафура Гуляма в Государственном академическом Большом театре Узбекистана имени Алишера Навои. Оригинальные манера и стиль Б. Исмаилова, его понимание пространственного решения образа, богатство вариаций и подходов при создании исторического костюма дали новый импульс для творческих поисков в работе Хилолы Шер.
Талантливый художник-график Хилола Шер – автор серии оригинальных работ на темы поэзии и философии Востока, где ярко проявились ее необычные метафорическое мышление и филигранное владение рисунком. Так, в серии графических работ «Мактуб» художником показана судьба молодой женщины с момента зарождения в ней новой жизни. Плавные линии рисунка и иллюстративный ряд серии напоминают об эстетике мультипликации, театральность которой обогащена автором тщательно выписанными и неординарными по силуэту костюмами, где женщины утонченно возвышенны, хотя ощущается их некая отрешенность и погружение во внутренний мир мыслей и скрытых чувств…
Во многом персонажи и образы Хилолы Шер, как в графике, так и на подиуме, автобиографичны. Им присущи внешняя строгость, изящная простота и лаконичность, порой доходящая до аскетизма. Но за рациональностью форм скрывается хрупкая, но сильная, талантливая и поэтичная натура, которой одинаково доступна работа в разных сферах искусства – будь то кино или графика, театр или коллекция моделей. При этом она всегда остается индивидуально узнаваемой и профессионально безупречной. И все же любимые стихии художницы – философия и искусство моды. В ее небольшой мастерской не покидает ощущение царящей здесь атмосферы высокого творчества. Модели, созданные ею, романтичны и таинственны, не только отражая многогранную личность мастера, но и живущие каждая своей жизнью. Хилола экспериментирует с формами, фантазируя с фактурой тканей и варьируя различные стилевые решения: от лирического богатства Востока до прагматичности и элегантности Запада. В коллекции мастера зрителю одинаково интересны и традиционные по покрою женские халаты – чапаны, и современные европейские фасоны моделей.
Силуэты костюмов Хилолы грациозны, женственны, полны ощущения свободного полета. Увлечение мировым искусством и литературой, стремление к познанию таинства прекрасного стимулируют творческие поиски дизайнера. Интересны ее модели, выполненные из традиционных тканей – адраса, шойи и бахмаля. Она всегда выбирает спокойные тона, избегая агрессивно ярких цветовых сочетаний. Покрой ее моделей из легких, воздушных, парящих тканей отличается элегантной простотой, где незримо угадывается эстетика театра с ее своеобразной объемностью декоративных форм.
Главной своей задачей Хилола считает сохранение индивидуальности авторского стиля: «Я получаю вдохновение от общения со взрослыми и детьми, люблю наблюдать за природой. Создавая традиционную одежду, пользуюсь старинными покроями платьев и чапанов, люблю классику, ее элегантность, не стремлюсь создавать сиюминутно популярные вещи. На мой взгляд, создатель моды – это прежде всего яркая творческая личность, находящаяся в постоянном поиске. Я восхищаюсь безупречным вкусом таких титанов модной европейской индустрии, как А. Маккуин, Ямамото, Валентино, Шанель».
Коллекция последнего времени Хилолы Шер полна свободы, которую она чувствует и в жизни, и в творчестве. Мастер по-прежнему экспериментирует, продолжая выражать собственные эмоции, которые загадочно спокойны, порой – рациональны и конструктивны как архитектурные формы, а порой – легки как поэзия Востока.
Работа в мире моды и театра закономерно привела Хилолу к творческому сотрудничеству с современными кинематографистами. Первый фильм, в котором она работала художником по костюмам, был «Сукунат» Елкина Туйчиева. С ним они встретятся и в картинах режиссера «Хаетда», «Дом для русалок» «Фериде». Художница создавала костюмы и для фильма «Зарб» Нозима Туляходжаева, и для многих других отечественных и зарубежных фильмов. В настоящее время Хилола Шер сотрудничает с талантливым режиссером Саодат Исмаиловой в фильме «40 кыз», по сюжету легенд Центральной Азиии эпической поэмы каракалпаков.
Как модельер Хилола также известна среди звезд узбекской эстрады. Она – автор сценических костюмов Севары Назархан, Лолы Юлдашевой, Шахзоды, Рашида Халикова, Улугбека Рахматуллаева, Мунисы Ризаевой и др. В каждом своем произведении Хилола Шер создает настроение и стиль, отражающие тот образ, который звезды воплощают на сцене.
Успешное участие в международных показах в Москве, Польше, Дубае и Париже еще больше наполнили творческую жизнь Хилолы. Особый фурор произвел показ моделей Хилолы Шер в 2017 г. на Неделе высокой моды в рамках международного симпозиума текстиля «World ikat fashion week», прошедшего в Малайзии, где коллекция, представленная Хилолой, была выполнена из узбекских тканей ручной работы – адраса, шойи и бахмаля, известных в мире как икат. Великолепие силуэтов моделей, их простота и элегантность произвели огромное впечатление на зрителей, вызвав еще больший интерес не только к творчеству модельера, но и к уникальным шелковым тканям Узбекистана.
В современном искусстве Республики Узбекистан Хилола Шер заняла достойное место, заявив о себе не только как о талантливом живописце и художнике по костюмам театра и кино, но и как об одном из наиболее перспективных отечественных модельеров. Будем надеяться, что впереди ее ждут новые яркие творческие открытия.