Перуза Хожаметова искусствовед

В 2018 г. общественность Каракалпакстана отмечает 75-летие со дня рождения академика Академии художеств Узбекистана, народного художника Республики Узбекистан, заслуженного деятеля искусств Республики Каракалпакстан, лауреата республиканской премии им. Бердаха Жоллыбая Танирбергеновича Изентаева.
В современном изобразительном искусстве Узбекистана и Каракалпакстана академик Жоллыбай Изентаев известен как один из талантливых живописцев, картины которого стали появляться на выставках с середины 1970-х годов, привлекая к себе особое внимание искусствоведов и любителей живописи как оригинальностью манеры письма, так и нестандартностью мышления, внутренней напряженностью, драматизмом мироощущения и силой искреннего чувства художника.
В формировании творческого своеобразия художника немаловажную роль сыграла коллекция Нукусского музея, в частности, народно-прикладное искусство каракалпакского народа, русского и узбекского авангарда 1920 — 1930-х гг. Плодотворное общение с Игорем Витальевичем Савицким — знатоком искусства, так называемым «крестным отцом многих каракалпакских художников старшего поколения», сыгравшим большую роль в культурной жизни республики, также оставило след в творческих исканиях мастера. И.В.Савицкий был примером для художников, учил любить природу, ценить культуру и искусство своего народа. Немаловажное значение имело в становлении Ж. Изентаева как художника тесное общение с местными художниками, а также творческие поездки в Россию, Францию, Германию, Словению, Болгарию и Египет. Творческая атмосфера того периода была наполнена тонким пониманием истоков народных традиций и поисков её новых живописных средств, верой в силу своей индивидуальности.
Творческая судьба Ж. Изентаева типична для многих современных художников нашего времени. Родился он в Кунграде. По воспоминаниям самого художника, ему повезло, поскольку школьное обучение прошел у одного из известных в республике каракалпакских скульпторов — Амана Авезгельдиевича Атабаева, который надеялся, что Жоллыбай пойдет по его стопам и будет заниматься скульптурой. Однако ученик предпочел живопись. Любовь к искусству, в частности к живописи, привели его в Республиканское художественное училище им. П. Бенькова, где он проходил обучение у А. Перова и Е. Мель-никова. Затем была учеба в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Островского (ныне — К.Бехзада), где он серьёзно увлекся творчеством французских мастеров-импрессионистов и постимпрессионистов — Винсент Ван Гога, Поля Гогена и ранним творчеством узбекского художника Урала Тансыкбаева. В дальнейшем эта любовь отразится на своеобразии стиля мастера.
Время учебы молодого художника совпало с возвращением к жизни многих шедевров русской советской и зарубежной живописи. Новое поколение 1950 — 1970-х открывало для себя импрессионистов и постимпрессионистов. Покоряла свежесть и «необузданность» живописных цветов, мазков, пятен, и было естественным желание молодого художника освоить все эти качества в искусстве.
В 1974 г. на Всесоюзной выставке дипломных работ в Москве и Ленинграде молодой художник Ж. Изентаев заявляет о себе исторической картиной — «Бегжапская трагедия» (ГМИ РК им. И.В.Савицкого). Его дипломная работа – источник стилевых поисков национальной самобытности. В ней изображены образы национальных героев высокого духовного благородства, переданные с особой, трепетной экспрессией восприятия хрупкой жизни и мечты молодых каракалпаков в светлое будущее. Художник изобразил молодых людей закованными в цепи, ожидающими своей неотвратимой, близкой расправы. Эта картина – своего рода гимн борцам за свободу каракалпакского народа, где автор достигает монументального величия, гордости за своих соплеменников. Произведение создано по реальным историческим событиям далекого прошлого, в нем звенящей нотой звучит идея чистоты и самопожертвования молодых во имя верности и любви к Отчизне.
Более 90 произведений Ж. Изентаева, созданных им в разные годы (1970– 1990), насчитывает собрание Государственного музея искусств им. И.В.Савицкого. Конец 1970 – начало 1980-х зрелый этап в творчестве мастера. В этот период окончательно складывается его творческий метод, расширяются жанровые границы, все большее место в творчестве начинают занимать портрет и пейзаж. Интерес Ж.Изентаева к портрету («Портрет фотокорреспондента Тутаева», «Портрет художника Зейналова», «Портрет матери» и др.) определили тесное общение с людьми, обращение к внутреннему миру человека, к его духовной красоте.
«Портрет Т. Джумамуратова» – одно из лучших и значительных изображений каракалпакского писателя. Художник много работал над сбором материала, неоднократно писал этюды к портретам каждого из писателей, причем большинство работ– это самостоятельные произведения, как и пейзажи тех мест, где родились его герои. Фоном для портрета Т. Джумамуратова, основой его композиции является будничная сцена из жизни народа, той среды, в которой жил герой. Художник органично соединяет поиски живописца в области образной, декоративной выразительности картины – объемность и пространственность изображения.
Герои Ж.Изентаева – люди, неразрывно связанные со своей землей не только своими корнями, но и своим творчеством. Неудивительно, что именно эти годы – период наивысшего подъема художника в жанре портрета. За его плечами – значительные сюжетно-тематические работы, в то же время по-настоящему определяется его творческая индивидуальность, художественное мировоззрение, выражающиеся в искренней любви мастера к людям.
В «Портрете матери» (1980) Ж. Изентаев с любовью раскрывает образ близкого ему человека – матери, выявляя в нем характерные народные черты – душевную простоту и открытость. Мир детства особенно притягателен и близок молодым людям. Поэтичный, полный таинственности мир детских грез, где мечта и радость неотделимы от грусти, отражается в портретах детей – «Портрет девочки Гульбахар» (портрет дочери), «Портрет сына», «Портрет мальчика», «Портрет Наубахар в голубом», «Девочка с собачкой» и др.
Пейзажное искусство республики сегодня примечательно интересными художниками. Если у одних — это единство внутренней энергии природы с красочной стихией народного быта, то у других – умиротворенное созерцание медленно текущей жизни природы, суровость и величие родных степей, первозданность природы. Окраина городов, аулов её тихая неприметность выливаются из-под кисти художников в резкие резонансы колорита, обобщения форм, объемов, динамику цветовых отношений.
Своим ярковыраженным национальным типажом, своеобразием особенностей ландшафта привлекают внимание пейзажи Ж.Изентаева, свидетельствующие о наличии мастерства, способности быстро написать понравившийся мотив: «Осень в Каракалпакии» (1986), «В ауле», «Нукусский дворик», «Соленое озеро», «Пейзаж в ауле», «Пейзаж. Куня-Ургенч», «Хива. Хауз», «Волга», «Березы», «Казанский вокзал», «Домский собор» и др. Легкие, полупрозрачные светоцветовые переходы, активное использование белого цвета, обогащенного теплыми оттенками, создают атмосферу тишины и покоя. Чрезвычайно поэтичен в этом плане весенний пейзаж мастера «Березы», где изображены две качающиеся на ветру молодые березки, скрывающие эмоционально радостное переживание автора: настроение, охватывающее человека в весеннее время.
В своих натюрмортах обращается мастер к элементам народного быта – «Натюрморт с кумганом», «Натюрморт» (1985), «Натюрморт «Гладиолусы», «Натюрморт с молотилкой», «Натюрморт с тыквой» и др.
«Натюрморт с молотилкой» – одно из ярких произведений художника, воплощающих каракалпакское народно-прикладное искусство и быт. Естествен отбор предметов художника – ступа, пест и деревянная ложка – предметы быта, взаимосвязанные один с другим и расположенные в неглубоком пространстве – на фоне национальной вышивки-аппликации «курак». Художник точно продумывает их расположение в пространстве, взаимоотношения по форме, фактуре и цвету. Вся композиция пребывает в атмосфере напряженной, эмоциональной одухотворенности, сосредоточивающей черты национального быта, его эстетических и нравственных норм.
Творческую деятельность Жоллыбай Танирбергенович сочетал с государственной. На протяжении многих лет он был председателем Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана, депутатом Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан.
Творческое наследие Ж.Изентаева имеет большое значение в формировании и развитии каракалпакского изобразительного искусства, её национальной духовности. По эскизам художника были выполнены национальный герб и флаг Республики Каракалпакстан. Он внес огромный вклад в развитие художественного образования республики. Усилиями Ж.Изентаева в 1992 г. была открыта кафедра «Рисование и черчение» в Нукусском государственном педагогическом институте им. Ажинияза, в 1997 г. -специализированная школа-интернат для одаренных детей. Сейчас эти учебные заведения могут гордиться своими достижениями и талантливыми выпускниками, а также испытывать глубокое чувство благодарности талантливому мастеру, человеку с Большой буквы – Ж. Изентаеву.

Литература

  1. Лаковская. В. «Немеркнущая палитра». «Вести Каракалпакстана», 27.02.1993, № 25(15727).
  2. Лаковская В. «Живописец из Каракалпакии» ж/л «Звезда Востока».
  3. Турутина С.«Творчество Жоллыбая Изентаева» газета «Вести Каракалпакстана» от 17.11.1983.
  4. Утегенова У.«Жизнь любил как настоящий художник» газета «Вести Каракалпакстана». 4.09.2012.
  5. Ахмедова Э. «Мой Каракалпакстан» ж/л SAN AT № 2 2003.
  6. КАТАЛОГ «Жоллыбай Изентаев» изд. «Каракалпакстан». Нукус 1988.