(1906-1975)

Валентина Сычева, Главный хранитель Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого

Коллекция музея искусств имени Савицкого – вторая по значимости после коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Британская газета «Гардиан» назвала коллекцию нукусского музея «одним из величайших мировых собраний советского искусства 1920-1930-х годов». В данной статье рассматривается творчество художника Самуила Яковлевича Рубашкина, работы которого стали открытием как для самого Савицкого, так и для искусствоведов и просто любителей прекрасного.
Игорь Витальевич Савицкий одним из первых в стране стал приобретать для музея картины непризнанных в то время художников. Так в коллекции музея появились произведения Рубашкина, Слепышева, Федотова, Суряева, Конышевой, Шемякина, Недбайло и многих других представителей нового авангарда. Эти имена, как и имена художников 1920 – 1930-х годов получили свое признание благодаря подвижнической деятельности и таланту коллекционера Савицкого.
Самуил Рубашкин родился в 1906 году в Витебске, где и Марк Шагал. В Витебске в 1920-е годы работали К. Малевич, М. Добужинский, Л. Лисицкий и другие художники. Ирина Александровна Меснянкина, супруга художника, вспоминала: «Витебск – тихая провинция начала века, где, соблюдая традиции предков, жила еврейская община». После революции семья переехала в Москву. Рубашкин закончил операторский факультет ВГИКА в Москве. В 1927 году он работал на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм», «Центральный научный фильм», был членом союза кинематографистов СССР, снял более 20 художественных фильмов. Его операторское мастерство было отмечено званием лауреата Всесоюзных и международных конкурсов.
Специального художественного образования Рубашкин не имел и законы изобразительного искусства не изучал. Писать картины он начал поздно, в возрасте 53-х лет. Все созданное им – длинная череда самостоятельных открытий. В отличие от самодеятельных художников он не пытался усвоить академические азы, но прокладывал собственный путь, интуитивно пользуясь теми приемами, которые отвечали его замыслам. Его друзья вспоминали, что будущая картина уже в его воображении содержала готовое цветовое и пластическое решение. Он, словно фокусник, неизвестно откуда наносил на чистую поверхность холста или картона яркие и неповторимые образы.
Если в кино Рубашкин зависел от воли сценаристов, режиссеров и актеров, то живопись давала ему неограниченную свободу в выборе темы и средств ее воплощения. Главными художниками в своей жизни он считал Ван-Гога, Марка Шагала и Нико Пиросманишвили, творчество которых оказало на него большое влияние, хотя творчество Рубашкина оставалось самобытным. Рубашкин принадлежал к среде, из которой вырос московский авангард 1960 – 1970-х годов. Он был дружен с Давидом Штеренбергом и другими художниками. Стремясь откликнуться на события и искания современной ему жизни, Рубашкин оставался самим собой.
Центральной в его творчестве стала серия работ «Вспышки воспоминаний», воскресавших образы его раннего детства в Витебске. К сожалению, в коллекции музея Савицкого работ этого периода нет. В музее хранится 34 работы Рубашкина — 9 живописных и 25 графических, которые относятся к московскому периоду его жизни. В числе живописных работ «Метро. Кропоткино. Ночь», «Метро. Кропоткино. День», «Метро. Кропоткино. Утро» (1960), «Черная речка», «Гнилушка», «Автопортрет», «Портрет в лисьей шапке» (1962), «Праздник весны в парке» (1974), «У портрета Петра» (1975)… Работы отличает единый изобразительный стиль: лаконичные, обобщенные формы, крупные цветовые поверхности и условность изображения, что поднимает их на уровень общечеловеческих проблем, наводя на размышления о земном существовании всего человечества.
Работа «Праздник весны в парке» была названа автором «Картинки с выставки» и посвящалась реальному событию. 1974 год, сентябрь, воскресенье. На пустыре около станции метро «Беляево» должна была состояться выставка московских художников-авангардистов, которые пришли, держа перед собой картины. Погода была ненастная, сыпал мелкий дождь. Вдруг откуда-то появились люди с плакатами «Все – на воскресник!». Начали теснить художников, отнимать картины. Завязалась потасовка. Справа выехали два бульдозера, затем – поливальная машина, пустившая в ход водометы. Появляются иностранные корреспонденты, щелкают кино- и фотокамеры. Подъезжает милицейская машина, толпу разгоняют. В глубине пустыря разжигают костер и бросают туда несколько картин. Самуил Рубашкин сам был участником этого события.
В нижней части картины он изобразил себя, зонтиком защищающим жену от струи водомета. Теперь, пожалуй, трудно представить, что происходило тогда, в какой ситуации находились художники. Художественная культура того времени разделилась на два лагеря: официальный и так называемый диссидентский. Официальных художников принимали в творческий союз, давали премии и награды, их работы выставлялись на больших выставках в Манеже и Доме художников. А картины «неофициальных» художников ютились по чердакам и подвалам или выставлялись на частных квартирах, о них пресса печатала скандальные статьи, называя «нонконформистами». Но для иностранцев, покупавших и беспрепятственно вывозивших за границу их работы, это служило отличной рекламой. В Министерстве культуры СССР на картинах ставили штамп: «художественной ценности не представляет». Так картины художников «нонконформистов» разошлись по всему миру. Первым покупателем картин Рубашкина был американский коллекционер Н. Додж. По воспоминаниям жены художника, он приобрел более 20 живописных работ и много графики. В Ленинградском доме кино в июне 1975 года состоялась персональная выставка художника, а в июле того же года его не стало.
Рубашкин-художник работал всего 16 лет и оставил не очень много работ, однако его имя прочно вошло в историю искусства «нонконформистов» 1960 – 1970 годов. Его имя также значится во «Всемирной энциклопедии наивного искусства», составленной в Югославии и изданной в Лондоне.