Хасан Аминов, художник

Резьба по ганчу – одно из древних традиционных ремесел, бесценные образцы которых сохранились во дворцах ханов, в медресе и мечетях. История искусства резьбы по ганчу уходит своими корнями в далекое прошлое. В Топрак-Кале (Хорезм, III в.), во дворцах Варахши (Бухара, XII – XIII вв.), Термизшахов (Сурхандарья, XII в.), памятниках Афросиаба и сооружениях эпохи Темуридов до сих пор сохранились образцы резьбы по ганчу, которая широко использовалась при их строительстве. В Бухаре, Хиве и Коканде существовали местные школы, где желающие овладевали этим видом прикладного искусства.
Имена многих мастеров, принимавших участие в украшении ганчем древних архитектурных сооружений Узбекистана, нам не известны, поскольку в то время они занимали низкое положение в обществе. В “Уложениях” Амира Темура население делилось на двенадцать групп (категорий) (1, с. 66), и мастера, занимавшиеся ганчем, были отнесены к одиннадцатой группе, а мастера-строители – к восьмой. К тому же ни один из мастеров не ставил своего имени на построенных или украшенных ими зданиях, поскольку это было запрещено.
Особое место в истории искусства резьбы по ганчу занимает творчество мастера Ширина Мурадова из Бухары. Он родился в 1879 году в Бухаре в семье строителя и резчика по ганчу. Родители умерли, когда мальчику было 14 лет. Его воспитывал дядя Хаят – один из известных в свое время мастеров, который где бы ни работал, брал с собой Ширина. Со временем ученики должны были следить за инструментами мастера-учителя и их заточкой. Подросткам, которые хорошо справлялись с этой задачей, доверяли выполнение других, более простых работ по резьбе. Так ученики постигали секреты ремесла. Ширин 18 лет был учеником у дяди и только после этого стал работать самостоятельно.
Подготовка учеников имела особое значение в системе обучения народному прикладному искусству украшения, способствуя сохранению традиций из поколения в поколение. Молодые мастера, осваивая секреты ремесла у своих учителей, в то же время понимали, насколько важно почитание мастеров старшего поколения.
Освоив резьбу по дереву, мастер Ширин на протяжении многих лет творчества самостоятельно выполнял сложные работы по строительству домов чиновников и богачей, от фундамента до отделки готового дома. Его первая самостоятельная работа – участие в строительстве дома бухарского купца Абдукадыр-бая, занимавшегося торговлей ганчем (2, с. 27). В то время мастеру исполнилось 22 года. Перед началом строительства дома Ширин тщательно изучал планы величественных мечетей и медресе в Бухаре. Точные расчеты параметров здания и узоров из ганча придавали дому красоту. При украшении гостиной дома и террасы мастер использовал широко распространенную традиционную конструкцию жилых домов тех лет.
Ширин Мурадов также изготавливал украшения и детали из ганча для минарета рядом с мечетью Болоховуз, а также для зданий Бухарского государственного педагогического института и Бухарского областного драматического театра имени С. Айни. Под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина Ширин принимал активное участие в работах по реконструкции таких сооружений как усыпальница Саманидов (IХ – Х вв.), мавзолей Магоки-Аттари (ХIII в.), медресе Мир Араб (ХVI в.), гробница Баёнкулихон (ХVII в.) и других. Наиболее примечателен среди них дворец Ситораи Мохи-хоса – летняя загородная резиденция эмира Бухары Сайида Алимхана. Дворец был построен в 1912-1914 годах, удивительно сочетая в себе местный и европейский архитектурные стили.
Согласно историческим сведениям, мастер Ширин Мурадов приступил к работам по украшению дворца Ситораи Мохи-хоса после прохождения испытаний у Бухарского эмира Алимхана, который призвал его к себе и поручил до утра починить сломанную решетку полки в его комнате, в противном случае пригрозив наказанием. Мастер Ширин, хотя и не было у него в это время нужных инструментов, вырезал сломанную часть решетки и за ночь завершил работу. На следующий день, восхитившись работой мастера, эмир поручил ему украшение дворца Мохи-хоса.
Во времена правления Алимхана и ранее, в период правления его отца Ахадхана, мастер Ширин Мурадов принимал участие в строительстве многих архитектурных сооружений Бухары. В своей жизни мастер испытал множество трудностей. Несмотря на уважение товарищей по ремеслу и заказчиков, врагов у него тоже было немало. По их наветам эмир заточил мастера в темницу. Вместе с другими заключенными его как одного из сарбазов (солдат) 20-тысячного войска Ахадхана отправили в Керминэ. Доля сарбазов была нелегкой. Тяжелый труд в суровых условиях стал причиной болезни мастера, из-за которой он оставшуюся жизнь хромал.
Для работы во дворце Мохи-хоса мастер Ширин привлек еще троих мастеров. Главный зал дворца – Белый (Хонайи сафед) – одно из лучших произведений не только в творчестве мастера Ширина, но и всего узбекского искусства резьбы по ганчу. Работы по украшению зала продолжались с 1912 по 1914 год. Чтобы сделать комнату светлой и изящной, мастер использовал украшения из ганча поверх зеркал, тем самым изобретя новый метод – так называемое “зеркальное украшение”. Основа арок и резных капителей также покрывалась зеркалами, поверх которых наносился сетчатый узор в форме своеобразной решетки. Лучи солнца днем, а ночью свет люстр, отражаясь в зеркалах, придавали величественный вид дворцу эмира. Утварь белого цвета, привезенная из России и Европы, фарфоровые вазы из Китая и предметы прикладного искусства придавали дворцу еще большую роскошь и монументальность. В сравнении с комнатами, окрашенными в темные тона, Хонайи сафед особо выделяется изяществом и светлотой.
Мастер Ширин также принимал участие в украшении многих зданий в Ташкенте. С объявлением города Ташкента столицей, его площадь увеличилась, началось интенсивное строительство культурных и административных зданий. Так, здание Музыкального театра имени Мукими, построенное в 1943 году – одно из крупных сооружений начала ХХ века. Наряду с народными мастерами, в его строительстве и декоративной отделке принимали участие и профессиональные художники Юсуфали Мусаев из Ферганы, а также Акромжон Умаров, Шамсиддин Гафуров и Абдурахим Хаётов из Самарканда, которые занимались кладкой кирпича и работой по декору. В украшении главного купола фойе принял участие Р. А. Акбалян. Ширин Мурадов был приглашен на строительство данного здания как мастер резьбы по ганчу, кроме того, он оказывал большую помощь и в строительных работах, в украшении в бухарском стиле колонны при входе в здание театра, карниза в виде сталактита и др. (3, с. 23).
Следует отметить, что эти работы значительно отличаются от работ мастера, выполненных им при строительстве зданий в Бухаре. Для каждой детали он изготовил отдельные формы, где ни один элемент не повторяется. Работы Ширина Мурадова уникальны как чистотой оформления узоров, так и оригинальностью геометрических фигур. В ташкентском периоде творчества Мурадова особое место занимает его участие в строительстве Государственного академического Большого театра Узбекистана имени Алишера Навои. Возведение этого здания стало огромным событием в культурной жизни страны 1940 – 1950 годов. Для украшения данного здания, построенного по проекту академика А. Щусева, были приглашены мастера из шести областей Узбекистана. В облике здания гармонично сочетаются образцы народного прикладного и изобразительного искусств. В театре Мурадов украсил залы “Бухара” и “Термез”. Если в зале “Бухара” он изготовил свои знаменитые украшения из ганча на поверхности зеркала, то в зале “Термез” создал композицию в манере узоров во дворцах термизшахов ХIII века. За оформительские работы в театре Ширин Мурадов вместе с другими мастерами был удостоен государственной награды.
В 1947 году Ширин Мурадов снова был приглашен для работ в здании театра имени Мукими. На этот раз ему поручили изготовление узоров из ганча для оформления верхней части входа и главного купола фойе.
Следует отметить, что как в вышеупомянутых работах, так и во всем своем творчестве мастер неоднократно использовал стиль под названием табака-пардоз, что в переводе с арабского означает “пласт”, “слой”. Табака-пардоз подразумевает отделку резного рельефа, нанесенного в несколько слоев на поверхность стены: мастера табака-пардоз показывают раскрытые лепестки цветов в трех пластах. Такая сложная отделка придает особую красоту резной работе. По мнению исследователей, табака-пардоз, появившийся в Бухаре в конце ХIХ века, свойствен именно бухарским мастерам (4, с. 28). На наш взгляд, это весьма спорный вопрос, поскольку в истории резьбы по ганчу подобный стиль использовался в архитектурных сооружениях времен арабского халифата: фриз дворца Мшатта ?асри (Берлинский этнографический музей), украшения дворца Алъгамбра (Гранада Испания) и др.
В 1947 году в городе Ташкенте были построены куранты. Их спроецировал архитектор А. Мухамедшин, а для украшения резьбой по ганчу был приглашен Ширин Мурадов, который украсил башню с часами резьбой в стиле бухарской мукарнас (резной капители), шарафа (лепнины) и различной резьбой в форме решеток.
Как и К. Жалилов, Т. Арслонкулов и М. Усмонов, помимо своей творческой работы Ширин Мурадов занимался и педагогической деятельностью. В 1918 году в Самарканде была открыта художественная школа, в 1940-м, то есть после того как мастер завершил работу в театре имени Мукими, Комитет по сохранению архитектурных памятников Узбекистана организовал в Самарканде специальные курсы подготовки мастеров резьбы, где преподавал Уста Ширин Мурадов.
В 1952 году Уста Ширин Мурадов инициировал создания кружков резьбы по ганчу в Ташкенте при Республиканском художественном училище имени П. П. Бенькова и Республиканском дворце пионеров.
Ширин Мурадов утверждал, что для того, чтобы стать мастером резьбы по ганчу, человек должен начинать со строительных работ, при этом обязательно зная жизненный уклад населения и климатические условия местности. Он также считал, что мастер резьбы по ганчу наряду с собственной творческой работой должен воспитать и достойных учеников, так как именно они могут обеспечить продолжение традиций.

Литература

  1. Темур тузуклари. Форсчадан А. Согуний ва Х. Кароматовлар таржимаси. Тошкент, 1991.
  2. Булатов С. Ўзбек халк амалий-безак санъати. Тошкент, 1991.
  3. Засыпкин Б. Н. Резьба по алебастру // Народное декоративное искусство Узбекистана. М., 1955.
  4. Ноткин И. И. Бухарская резьба по ганчу в работах Усто Ширина Мурадова. Тошкент, 1961.