Конкурс молодых талантов

В декабре 2016 г. в Национальном институте художеств и дизайна им. Камолиддина Бехзада адвокатской фирмой «S.Verenin's Legal Group» проводился конкурс молодых талантов на тему «Художественное отражение адвокатской деятельности», направленный на раскрытие культуры адвокатской фирмы в ее творческом воплощении, роли адвоката в обществе, на популяризацию и поддержку адвокатской деятельности, стимулирование и поддержку юных дарований.Конкурс проходил в два этапа. В рамках первого этапа члены компетентного жюри в составе маститых художников и искусствоведов оценивали представленные эскизы и выбирали участников во второй тур. На втором этапе жюри уже давало оценки готовым работам участников.14 декабря 2016 г. в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада прошла церемония награждения победителей конкурса. Несмотря на его сложную тему, многие участники подошли к выполнению работ творчески и продуманно. Членам жюри было нелегко выбрать победителей, которым были вручены сертификаты. Первого места никто не был удостоен. Двое победителей кроме дипломов получили чеки на призовые суммы. Места распределились следующим образом: 2-е место – Шомуродова Нилуфар: за интересный стилистический подход в формате миниатюры; 3-е...
Read More

Третья интерпретация «Алишера Навои»

Мохинур Ахмеджанова, театровед Нищий медленным шагом проходит по авансцене, стуча «костями» в руках. Звучит тревожная музыка… Сцена сначала медленно, затем быстро вращается. Навои появляется из глубин прошлого и проходит мимо своих современников и героев…В 2016 году творческий коллектив Узбекского национального академического театра в третий раз обратился к произведению известных писателей Уйгуна и И. Султана «Алишер Навои».…Три самостоятельных сценических произведения… Три интерпретации – 1945, 1991, 2016 годы… Совместная работа трех режиссеров и трех художников: Маннон Уйгур – Сергей Миленин, Тургун Азизов – А. Жибоедов, Рустам Хамидов – Бахтиёр Тураев… Четыре образа Навои на сцене Национального театра, созданных Аброром Хидоятовым, Олимом Ходжаевым, Якубом Ахмедовым, Бехзодом Мухаммадкаримовым…Спектакль «Алишер Навои», ставший большим событием в истории узбекского театрального искусства, впервые увидел свет рампы в 1945 г. Музыку к спектаклю написал композитор М. Бурханов. А режиссер Маннон Уйгур первым воплотил это произведение на сцене. Создание образа великого узбекского мыслителя, отображение его жизни на сцене требуют от художника большой ответственности, знаний, фантазии и мастерства. Маннон Уйгур был именно...
Read More

Боль моя – Баходир…

памяти друга Янис Салпинкиди, живописец 3 августа 2012 г. на 67 году ушел из жизни Баходир Саломов – известный узбекский художник и педагог, который родился и вырос в Бухаре, где и состоялся как художник. В последние годы жизни он жил и работал в Ташкенте.Я знаю – его не забудут, о нем еще напишут. Он не тот человек, который уходит из жизни бесследно. Проходят годы, а боль утраты близкого друга меня не оставляет, именно она – эта боль и породила эти строки.Нас с Баходиром связывало многое: совместное студенческое житие, открытие необъятных просторов нашей страны, жаркие диспуты об искусстве и счастье совместного роста как художников. Мы были молоды, и нас еще объединяла любовь к женщинам – нашим вдохновительницам, подругам и натурщицам.Э. Хемингуэй уже на склоне лет написал книгу о своей счастливой молодости «Праздник, который всегда со мной». Наша жизнь с группой бухарских художников – это тоже праздник, который остается всегда со мной. Молодость есть молодость, но жар ее мы ощущали вместе с друзьями из...
Read More

История изобразительного искусства Бухары

«О чем говорят полотна бухарских художников» Рано Эшанкулова, искусствовед Известные писатели и поэты Востока именовали Бухару «Жемчужиной Востока». Этот древний город таит в себе многовековые исторические замечательные памятники и события.Бухара – один из крупнейших торговых городов Средней Азии, где развивались разнообразные виды местных ремесел, мастера которых доводили их до уровня высшего художественного уровня. Помимо прикладного, развивалось также изобразительное искусство, свидетельство чему – монументально-декоративная настенная роспись (VI – VII вв.) Варахшинского дворца, сюжеты местного согдийского эпоса, мотивы окружающей природы. Завоевание Средней Азии арабами (VII – VIII вв.) сопровождалось многочисленными жертвами, уничтожением пластических и живописных изображений. Несмотря на религиозные запреты, изобразительное искусство продолжало жить в архитектурном декоре.Начиная с 1928 г. в Бухару приезжали такие знаменитые русские художники, как П. П. Беньков, И. Вилковир, Н. А. Буранов, В. С. Виканский, Т. В. Моисеев, Д. Я. Черкес и др., которых впечатляла красота средневековой архитектуры Бухары, яркость и красота природы Востока. Влюбленные в красоту Средней Азии, многие из них оставались здесь навсегда. В их числе – известный...
Read More

Палитра впечатлений и изумления

Нодир Норматов, писатель В 2014 г. мы с моим другом фотокорреспондентом побывали в Кашкадарьинской области, где ознакомились с древними археологическими памятниками старины, образцами народного прикладного искусства, жизнью и бытом живущих там людей, любовались местными природными ландшафтами. Очаровывают величественные виды Шахрисабза – родины великого Амира Темура, переливы цвета в горах Гисара, степи и холмы Чиракчи и Дехканабада, тандыры и глиняная посуда, изготовленные мастерами Касби, облик города Карши, вобравшего в себя передовые традиции современного градостроения. Великолепие природы и плоды человеческого труда вызывали в памяти строки стихотворения “Мен нечун севаман Ўзбекистонни?” (“За что я люблю Узбекистан?”) сына этого края, знаменитого поэта Абдуллы Арипова. Впечатлениями от увиденного в Кашкадарье поделились с местными художниками: народным мастером Узбекистана Бахадыром Ниязовым и живописцем Азаматом Сатторовым, сидя в маленьком кафе, расположенном в красивом центре современного Карши. Во время беседы удалось больше узнать о красоте и богатом разнообразии края. И если художник, осознавая себя как неповторимую творческую личность, работает, вдохновленный увиденным, он не будет следовать путем другого, пусть даже более...
Read More

Таинство камня

Лариса Левтеева, искусствовед В феврале – марте 2017 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоялась персональная выставка скульптора малых форм Людвиги Нестерович «Таинство камней». На выставке было представлено около 50 работ автора, выполненных в 2012 – 2017 гг. «На первый взгляд, камень может показаться невзрачным, но когда очистишь его от «корки», отшлифуешь, раскрывается волнующая душу красота, увидишь причудливый рисунок, самой природой созданный, и резец уже сам будет следовать его контурам», – так характеризует свою работу с поделочным камнем Людвига Нестерович. Людвига росла в семье художника-оформителя, который к тому же много занимался живописью. Благоприятная атмосфера рано сформировала художественный взгляд Людвиги на окружающий мир. После окончания средней школы она поступила на скульптурное отделение Республиканского художественного училища имени Бенькова (ныне – Республиканский художественный колледж), продолжила учебу в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского (ныне – Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада). Еще в студенческие годы Людвига вступила в Союз молодых художников при Академии художеств Узбекистана. Ее первая персональная выставка состоялась в 1982...
Read More

«Новое Прошлое»

Гаянэ Умерова, куратор выставки На выставке «Новое Прошлое: Cовременное искусство Великобритании», состоявшейся в октябре 2016 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, 19 художников представили свои работы из Коллекции Британского Совета, демонстрирующие объем и энергию художественного творчества Великобритании за последние два десятилетия.В числе авторов выставки – художники творческой группы «Молодые британские художники» (Yong British Artists), в составе которой некогда были Дэмиен Херст, Джейк и Динос Чепмены, Гэвин Терк, Гери Хьюм и Сара Лукас. На выставке также были представлены произведения нескольких лауреатов и номинантов Премии Тернера – наивысшей награды Великобритании в области изобразительно искусства, среди которых такие художники, как Рейчел Уайтред, Мартин Крид, Мартин Бойс, Корнелия Паркер и Джордж Шоу. Кроме того, выставка «Новое Прошлое» знакомила любителей искусства Узбекистана с работами таких художников, получивших известность в Великобритании в последние годы, как Хейли Томпкинс, Маркус Коутс, Саймон Линг и Тоби Зиглер. Их работы, часто выполненные с использованием образных и живописных средств, производят сильное впечатление, как на визуальном, так и на концептуальном уровняхПроизведения, создаваемые художниками...
Read More

Народные мотивы в творчестве А. Н. Волкова

(из коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого) Венера Ким, искусствовед А. Н. Волков (вместе с М. И. Курзиным) – один из создателей объединения «Мастера Нового Востока» (1929 г.). Большинство художников, ставших членами этого художественного союза, приехали в Узбекистан в 1920-х гг. из России. Это М. Курзин, А. Николаев, Е. Коровай, Н. Кашина, В. Уфимцев и др., но в их числе были, например, А. Волков и местные жители. Художники, собравшиеся в Туркестане в послереволюционные годы, мало напоминали своих предшественников академической выучки. От прежней созерцательности стороннего наблюдателя в них не осталось и следа. Восток постигался изнутри. Здесь начинался путь к истокам. На местной почве, оплодотворенной художественным наследием прошлых веков, европейские «измы» приобретали свое восточное звучание, а традиционные формы наполнялись «авангардным смыслом».Туркестан обогащал искусство не только образами, но и ощущением цвета. В ярких расцветках традиционных тканей и ковров, в космологических узорах вышивок художники черпали вдохновение, что особенно выразительно проявилось в творчестве узбекского художника Александра Николаевича Волкова. О нем одни говорили, что...
Read More

Декор керамической посуды Бактрии эпохи эллинизма

Нигора Двуреченская, археолог, Москва (Институт археологии РАН) В 1991 г. на юге Узбекистана в горах Байсуна академиком Академии наук Республики Узбекистан Э. В. Ртвеладзе была открыта крепость Узундара. В 2013 г. члены Бактрийского отряда Среднеазиатской археологической экспедиции Института археологии совместно с коллегами из Института искусствознания АН РУз начали исследования этого памятника. Мощная каменная крепость, контролировавшая стратегически важный участок согдийско-бактрийской границы, оказалась настоящим кладезем для исследования восточного эллинизма (рис. 1). Из трех заложенных на памятнике стационарных раскопов были получены археологические комплексы раннеэллинистического и греко-бактрийского времени, которые отличались обилием керамического материала и индивидуальных находок, в первую очередь характеризующих военно-стратегический характер поселения. В керамике – это обилие походной тары типа фляг самого различного размера и формы, в военном снаряжении – это многочисленные наконечники стрел, пластины от панцирей, ядра для пращи. Богатством отличается собранный нумизматический материал. Помимо этого, целая серия находок ярко иллюстрирует художественную культуру эллинистической Бактрии, где среди разнообразных изделий выделяется серия архитектурных украшений. К ним, в частности, относятся фрагменты керамического панно с рельефным...
Read More

Искусство в контексте времени

Акбар Хакимов, искусствовед Обретение Узбекистаном независимости – важный фактор обновления жизни общества, мировоззрения нации, ее культуры и искусства. В 1997 г. Указом Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова была создана Академия художеств Узбекистана, главная задача которой – дать новый импульс развитию изобразительного и прикладного искусства Узбекистана в изменившихся исторических условиях. Каковы причины и предпосылки создания Академии художеств, каковы итоги ее деятельности за эти два десятилетия, какие задачи сегодня стоят перед деятелями искусства на пути духовной модернизации общества? Этим и другим актуальным проблемам национального искусства посвящена данная статья автора – академика Академии художеств Узбекистана, профессора. доктора искусствоведения. Предпосылки создания Академии художеств Узбекистана Академия художеств Узбекистана как правопреемник Союза художников республики имеет свою предысторию. Обращение к ней представляет собой не только мемориальный интерес, но и важное значение для понимания процесса культурного строительства нового независимого государства. После распада СССР вопрос структурного совершенствования национального искусства был главным на повестке дня вновь созданных суверенных государств. Как показывает опыт прошедших десятилетий, путь, избранный независимым Узбекистаном, оказался исторически верным и...
Read More