Акбар Хакимов, искусствовед

Обретение Узбекистаном независимости – важный фактор обновления жизни общества, мировоззрения нации, ее культуры и искусства. В 1997 г. Указом Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова была создана Академия художеств Узбекистана, главная задача которой – дать новый импульс развитию изобразительного и прикладного искусства Узбекистана в изменившихся исторических условиях. Каковы причины и предпосылки создания Академии художеств, каковы итоги ее деятельности за эти два десятилетия, какие задачи сегодня стоят перед деятелями искусства на пути духовной модернизации общества? Этим и другим актуальным проблемам национального искусства посвящена данная статья автора – академика Академии художеств Узбекистана, профессора. доктора искусствоведения.

Предпосылки создания Академии художеств Узбекистана

Академия художеств Узбекистана как правопреемник Союза художников республики имеет свою предысторию. Обращение к ней представляет собой не только мемориальный интерес, но и важное значение для понимания процесса культурного строительства нового независимого государства. После распада СССР вопрос структурного совершенствования национального искусства был главным на повестке дня вновь созданных суверенных государств. Как показывает опыт прошедших десятилетий, путь, избранный независимым Узбекистаном, оказался исторически верным и плодотворным. В начале 1990-х годов экономическая ситуация на постсоветском пространстве во всех республиках была крайне сложной. К середине 1990-х годов создалась критическая ситуация и в финансовом положении Союза художников Узбекистана, находившегося на стадии выживания. Возникала угроза разбазаривания имущества творческой организации и перехода ее в руки предприимчивых дельцов, как это произошло в ряде соседних республик региона, которые пошли по пути сохранения Союзов художников в прежнем формате. Функции Союза художников Узбекистана ограничивались преимущественно выставочной деятельностью, а такие важные сегменты развития изобразительного искусства, как образовательный процесс, изучение и пропаганда художественного наследия и современной творческой практики находились в ведении государственных ведомств. Так, несмотря на многочисленные предложения художников о необходимости создания новых выставочных площадок и своего печатного органа Союз художников не мог себе этого позволить из-за отсутствия финансовых средств. Задачи дееспособной работы Союза художников в условиях перехода к рыночным отношениям, смены идеологических и политических приоритетов требовали ее адаптации к новым историческим реалиям. Таким образом, необходимость реформирования Союза в новых условиях стала насущной проблемой. Это было осознано и самими деятелями искусства, и нашло понимание у руководства страны.
В середине 1990-х годов была создана экспертная группа из числа ведущих художников, искусствоведов, представителей Союза художников, Министерства по делам культуры и спорта и других ведомств для выработки предложений по совер-шенствованию сферы изобразительного и прикладного искусства страны, предложивших два варианта: один из них – создание Академии художеств на базе художественного факультета Института искусств им. Маннона Уйгура (бывшего Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского. – А.Х.). Несмотря на определенный шаг вперед, это предложение носило узковедомственный характер и меняло лишь вывеску и статус учебного заведения. Опыт соседних республик, которые в Академию переименовали художественные колледжи (Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан) показал недееспособность и слабую эффективность этого варианта реформы. Руководство же Узбекистана одобрило предложение о создании Академии как госу-дарственной структуры, охватывающей широкий комплекс вопросов, связанных с развитием национального искусства и отвечающей статусу независимого государства. В процессе поготовки проектов создания Академии, ее структуры и устава был изучен и учтен мировой опыт исторического и современного развития подобных организаций в различных зарубежных странах. Наиболее оптимальным представлялся путь создания сильной государственной структуры, способной консолидировать художественные силы и дать новый импульс творческому процессу. Независимое государство в тяжелый для страны период объявило, что берет на себя ответственность за судьбу художественной культуры. В этих условиях возникла проблема функционирования механизма финансирования и инвестирования общественных организаций со стороны государства. Преобразование общественной организации в государственную позволяло Академии художеств обеспечить ее устойчивое финансирование и бесперебойную деятельность в сфере подготовки кадров, совершенствования и укрепления материальной базы выставочной деятельности, изучения и пропаганды искусства, а также продвижения национального искусства на международную арену.
Благодаря открывшейся возможности финансирования, капитального ремонта прежних и вновь отстроенных выставочных залов Академия художеств Узбекистана провела большое, не сопоставимое с прежними периодами, количество персональных, республиканских и международных выставок. Организация Академии художеств стала важным историческим шагом в развитии современного искусства Узбекистана, продемонстрировав свою дееспособность в деле создания условий для творчества, укрепив культурный имидж страны на международной арене и получив позитивные отклики в среде художников соседних республик региона.

Новая организация как базис творческой практики

В 1997 г. в Узбекистане появилась уникальная модель организации художественной жизни, приравненная по рангу к статусу министерства. При этом сохранялось общественное ядро художников и народных мастеров, преобразованное в Творческое объединение художников Узбекистана в составе Академии художеств Республики Узбекистан как одном из важных и решающих органов. В состав новой организации вошли впервые созданный в стране художественный вуз – Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада, а также целая сеть средних специальных художественных учебных заведений – лицеи и колледжи почти во всех областях и регионах республики, и тем самым в рамках Академии была построена непрерывная многоступенчатая система художественного образования. Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации деятельности Академии художеств Республики Узбекистан» был основан журнал «San’at», который с 1998 г. выходит на трех языках – узбекском, русском и английском – и на данном этапе имеет высокий рейтинг в экспертном сообществе. В рамках Академии художеств была укреплена база научно-исследовательской деятельности в сфере изучения художественного наследия и современного искусства. Под эгидой Академии художеств на протяжении 20 лет издано большое количество альбомов, монографий, каталогов выставок высокого полиграфического качества исполнения. За 20-летний период деятельности Академией художеств проведено большое количество симпозиумов и фестивалей по различным видам изобразительного и прикладного искусства, научных конференций, посвященных изучению художественного наследия и современного искусства, и других масштабных проектов, многие их которых имели международное значение.
Поддержка государством деятельности Академии художеств Узбекистана и подведомственных ей организаций проявилась и в том, что они были освобождены от государственных налогов в рамках их уставной деятельности сроком на 5 лет. В результате уже в первые годы были капитально отремонтированы Центральный выставочный зал, здание и выставочные залы вошедшей в состав Академии Дирекции художественных выставок (ныне – Дом фотографии Академии художеств), были построены и успешно функционируют в качестве научных центров и выставочных залов Музей миниатюры им. К. Бехзада и Караван-сарай культуры, созданный совместными усилиями Академии художеств и всемирно известного художника Японии Икуо Хираямы.
Важный аспект организации Академии художеств Узбекистана – повышение социального статуса деятелей искусства: художников, народных мастеров, искусствоведов и их роли в становлении нового общества и его духовной культуры. Так, в соответствии с решением Правительства Республики Узбекистан в 1997 г. были утверждены 11 почетных членов и 21 действительный член вновь созданной Академии художеств по таким направлениям, как монументальная и станковая живопись, графика, народное прикладное искусство, дизайн и искусствоведение с оплатой им ежемесячного гонорара. В последующие годы на собраниях Академии художеств Узбекистана избирались новые академики по этим направлениям искусства и другие ведущие деятели, в том числе ряд видных иностранных художников в качестве почетных зарубежных членов Академии. Безусловно, количественные показатели и перечень достижений в искусстве важны, но еще более важны творческая незаурядность и профессионализм художников, определяющих истинный уровень развития национального искусства.

Академия художеств Узбекистана и художественный процесс

В 1996 г. идея организации Академии художеств обсуждалась членами Союза художников Узбекистана, подавляющая часть которых поддержала эту идею, но были и скептики, утверждавшие, что искусство будет под жесткой цензурой государства, а те новые тенденции, которые наметились в национальном искусстве, будут свернуты. Однако, как показала практика, эти опасения были напрасны. Академия художеств Узбекистана на всем протяжении своей деятельности содействовала развитию передовых направлений в искусстве, по мере возможностей поддерживая творческие поиски и эксперименты ее членов, усиливая установку культурной политики молодого государства на выход национального искусства на международную арт-площадку, заметно увеличив возможности художников напрямую соприкасаться с опытом и авангардными течениями современного мирового искусства. В выставочной деятельности новой организации была широко представлена тенденция поиска художниками национальной идентичности через интерпретацию собственной истории и поэтику традиционной культуры. Таким образом, атмосфера свободного творческого самовыражения, возникшая в начале 1990-х годов в национальном искусстве, была также поддержана Академией художеств. Ни со стороны Академии художеств, ни со стороны арт-критики, мнение которых достаточно полно отражали публикации в журнале «San’at» – печатном органе Академии художеств, – не было дидактических наставлений или «поучительства» в адрес художников, а тем более запретов на какие-либо темы или сюжеты. Напротив, со стороны художников поступали предложения критикам к более обостренной оценке арт-процесса и даже патронажу их творческих поисков и решений, но это – тема уже другой публикации.
Новая модель сообщества художников, безусловно, придала определенный импульс творческой практике. Тем не менее тенденции обновления требовали более внимательного рассмотрения их с точки зрения роли Академии художеств в этом арт-процессе. Жанр настоящей статьи не предполагает развернутой аналитики и оценки практики современного искусства, но есть смысл все-таки предложить свое видение ситуации, вкратце обозначив, роль Академии художеств в создании условий для развития инновационных творческих идей.
Как уже неоднократно отмечалось арт-критикой, «ландшафт» искусства Узбекистана последних двух десятилетий состоит из такого стилевого спектра (речь идет преимущественно о станковой живописи, но в целом эта же картина характерна и для скульптуры и графики), в котором сочетаются различные, порой взаимоисключающие направления, как-то: а) академический реализм с элементами модернизации, б) метафоризация художественного языка на основе обращения к сегментам традиционной культуры, в) инновационные поиски в форме нефигуративного искусства, видео-арта или инсталляционных решений с присущими постмодернистской эстетике интеллектуальными «интервенциями». Безусловно, такое расширение лексики и стиля национального искусства – индикатор продвижения вперед. В то же время статистически в этой классификации существует настораживающая диспропорция: подавляющее число художников (не менее 90 процентов из общего числа членов Творческого объединения художников АХ Уз) по-прежнему работает в традициях академического реализма. Относительно небольшая группа мастеров создает новый метафорический язык на основе этнокультурных фабул и лишь незначительное число художников осваивает новые формы актуального искусства. Причем это соотношение стабильно сохраняется на протяжении последних 10 – 15 лет, что пусть и косвенно, но все же свидетельствует об определенной стагнации искусства. Те же инновационные поиски и эксперименты, которые во многом определяют последнюю группу художников, так и остаются привлекательным, но небольшим и медленно расширяющимся анклавом. Одна и та же весьма ограниченная группа художников, которые уже перешагнули 40-летний рубеж, на протяжении последних 10 – 15 лет демонстрирует ту инновационную модель национального искусства, которая, к сожалению, становится в нашем художественном пространстве не правилом, а исключением. Да и проявляются эти обнадеживающие арт-факты благодаря не столь частым международным проектам или кураторским выставкам. На вернисажах последних лет, к сожалению, наблюдается преобладание устаревших идиом и засилие канонизированного визуального языка, что может привести к маргинализации национального искусства, его самозамыканию.
Стремление к новому пониманию пластических форм, появление (наряду с мемориальной и гедонистической парадигмой) более широкой социально-философской проблематики, вдумчивое осмысление трендов современного мирового искусства – эта обнадеживающая творческая моторика, к сожалению, не получает нужного импульса. Имманентные процессы в искусстве имеют свою автономную динамику, опыт Академии художеств в поддержке опережающих пластических идей имеет достаточные, но пока не реализованные ресурсы. В этом отношении имеет смысл внести определенные коррективы в выставочную стратегию, используя, например, национальный симпозиум по актуальному искусству с проведением мастер-классов, с объявлением конкурсов на лучшие кураторские проекты среди молодых искусствоведов и художников по таким направлениям, как видео-арт или инсталляции, расширение практики проведения совместных семинаров и выставочных проектов по актуальному искусству в партнерстве с международными организациями (Британский совет, ЮНЕСКО и др.). Опыт выставочной практики последних двух лет показывает инновационный характер концептуальной презентации произведений современных мастеров прикладного искусства и идею визуального комбинирования сегментов традиционных видов ремесла и актуального искусства, что также должно стать предметом обсуждения при разработке дальнейшей стратегии выставочной политики Академии художеств Узбекистана.
Важный аспект и кадровая основа формирования новой концептуальной линии в современном искусстве – художественное образование, координация процесса развития которого возложена на Академию художеств. В этом контексте важным представляется совершенствование системы преподавания изобразительного искусства в Национальном институте художеств и дизайна им. К. Бехзада. В целях усиления теоретической подготовки студентов важно расширить практику проведения встреч и мастер-классов с участием ведущих специалистов современного отечественного искусства и арт-критиков, привлечения видных зарубежных художников и искусствоведов для чтения лекций, организации выставочных проектов вне учебных программ и поощрения их авторов со стороны руководства Академии и института, тем более, что у самих студентов тяга к новациям и творческим поискам достаточно сильна, у них немало инициативных предложений, которые необходимо изучать и поддерживать.
В целом же за годы независимости мастерами искусств Узбекистана было создано немало ярких, впечатляющих произведений, отражающих поступательную динамику жизни нашего общества. В работах художников Узбекистана все очевиднее проявляется индивидуальная манера изложения, определяющая особенности поэтики современного национального искусства, антология которого – уникальное художественное явление, ставящее на повестку дня стратегии поддержки творческого процесса со стороны Академии художеств еще один актуальный вопрос – основание Музея современного искусства, который мог бы стать не только центром его достойной и широкой презентации, но сохранил бы для будущих поколений все лучшее из искусства, созданного художниками Узбекистана в исторически новую для нашей нации эпоху.

Искусство – озоновый слой общества

Академия художеств Узбекистана отметила свое 20-летие в год, который Президентом Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёевым был объявлен Годом диалога с народом и интересов человека. Это ставит перед сообществом художников новые важные профессиональные и социальные задачи духовного и нравственного обогащения нации. Художник не может ограничиться ролью «философа индивидуальных чувств», поскольку они существуют и проявляются в сложнейшем переплетении с социальными реалиями жизни, с теми трансформациями общественной жизни, которые их во многом и порождают.. С другой стороны, отражать мир в унисон индивидуальным переживаниям и актуальным вызовам времени не означает и создания произведений в стиле лозунговой или публицистической стилистики.
Спектр воздействия творческого сообщества на нравственный мир современника и мироощущение народа обладает важной интеллектуально-образной экспрессией и широким диапазоном. Это относится к углублению поисков творческих инноваций в сфере эстетизации среды и архитектурного пространства городов и сел Узбекистана. Здесь важную роль должны сыграть наши скульпторы, монументалисты, дизайнеры, мастера прикладного искусства. Камерные и психологически утонченные формы станкового искусства, неординарные выставочные проекты формируют в обществе систему новых ценностей и представлений. В свое время такие художники, как Пикассо, Матисс, Дали своим творчеством, нестандартным мышлением и отношением к происходящему во многом сформировали модели и взгляды на устройство демократического общества. С помощью искусства трансформируются наиболее прогрессивные, передовые и инновационные идеи, мысли. Этот процесс происходит и в нашей стране, потому что через видение деятелей искусства современных процессов и их понимание общечеловеческих ценностей формируются мировоззренческие принципы нового поколения. В период независимости Узбекистан объявил о построении гражданского общества, стремлении к социальной модернизации и открытости культурного пространства. В своей стратегии поддержки современного национального искусства Академия художеств Узбекистана исходит из того, что творческая деятельность художников – это тот озоновый слой культуры, который позволяет двигаться обществу на пути к достижениям гуманитарных ценностей. Достаточно сказать, что все выставки актуального искусства могут быть рассмотрены с точки зрения формулы «художник и социум», демонстрируя стремление художников к философской интерпретации социальной проблематики. Формирование этой важной социо-культурной тенденции в современном искусстве во многом связано с тактикой поддержки Академией художеств Узбекистана новаторских начинаний в национальном искусстве, становлении и развитии новой организационной структуры, позитивных достижений сообщества мастеров изобразительного и прикладного искусства, всего функционирующего состава Академии художеств Узбекистана, определяющих ее жизнеспособность и нацеленность на творческое обогащение и дальнейшее развитие национального искусства.