Лариса Левтеева, искусствовед

В феврале – марте 2017 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоялась персональная выставка скульптора малых форм Людвиги Нестерович «Таинство камней». На выставке было представлено около 50 работ автора, выполненных в 2012 – 2017 гг.

«На первый взгляд, камень может показаться невзрачным, но когда очистишь его от «корки», отшлифуешь, раскрывается волнующая душу красота, увидишь причудливый рисунок, самой природой созданный, и резец уже сам будет следовать его контурам», – так характеризует свою работу с поделочным камнем Людвига Нестерович. Людвига росла в семье художника-оформителя, который к тому же много занимался живописью. Благоприятная атмосфера рано сформировала художественный взгляд Людвиги на окружающий мир. После окончания средней школы она поступила на скульптурное отделение Республиканского художественного училища имени Бенькова (ныне – Республиканский художественный колледж), продолжила учебу в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского (ныне – Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада). Еще в студенческие годы Людвига вступила в Союз молодых художников при Академии художеств Узбекистана. Ее первая персональная выставка состоялась в 1982 г.
Окончив институт, Л. Нестерович была принята на работу в керамический цех Ташкентского комбината строительных материалов, где продолжает работать и в настоящее время, пройдя по служебной лестнице путь от художника до начальника цеха. Л. Нестерович – одна из ведущих мастеров малой пластики в глине, работает также и с деревом, а в последние годы – и с таким непростым материалом, как камень.

Обработка камня – ремесло хотя и интересное, но тяжелое. Мало кто отваживается с ним работать. Материал твердый, требует упорства и времени, в год можно сделать не более двух-трех вещей. «Рисунок, появляющийся после шлифовки, – рассказывает мастер, – рассчитывается так, чтобы не мешать, а помогать форме. Поэтому нужно не только угадать в камне композицию, а уметь еще добиться максимума выразительности при минимуме усилий, проявляя терпение, осторожность, стараясь «не навредить», убрать только лишнее. А еще – не расколоть, ведь камень имеет сложную структуру, а неправильный скол может ее нарушить, сделать материал не пригодным для будущей скульптуры».
В числе инструментов, которые использует в работе Л. Нестерович, – в основном шлифовальные камни, различные насадки. Любит мастер работать с ониксом, разновидностями агата в виде плотного скопления волокнистых или радиально-лучистых образований кварца. Оникс характеризуется многократным наслоением тонких, различно и контрастно окрашенных полос – темных и светлых, прямых или плавно изогнутых. Он может быть самым разнообразным по расцветке, что зависит от наличия примесей. При работе мастер тщательно изучает камень, угадывает, какие слои скрываются в его глубине. Работает Л. Нестерович и с хризолитом, сердоликом, гранатом, черным кораллом, яшмой, халцедоном, обсидианом и другими камнями. Разнообразные по окраске, хорошо поддающиеся полировке, они с глубокой древности использовались для изготовления ритуальных предметов и украшений.
Неустанный труд и творческое вдохновение рождают трогательные образы братьев наших меньших: это, например, Ежик, спешащий с яблочком на спинке; индюки с пышными хвостами; склонившийся над фасолиной хомячок; любопытный енот; крошечный серо-розовый краб – со тщательно выполненными клешнями и ножками и др. У каждого из персонажей животного мира – свой характер, настроение, которые переданы удивительно точно.
Ряд созданных художницей образов вызывает ассоциации с сюжетами древних мифов. Такова «Морская легенда» в виде фигуры коня с рыбьим хвостом. «Подсказка была в камне, – объясняет Л. Нестерович. – С одной стороны, в нем виделась морда коня, с другой – рыбина. Срезать с камня мне пришлось совсем немного, основную работу сделала сама природа. Я просто подрезала объем».
Композиция, названная «Метаморфозой», – это личинка, из которой выходит красавица-бабочка с помятыми еще крылышками. В изящном игрушечном «Кораблике» сидят два рыбака, забросившие в море свои сети. Особенно интересны зеленые с прорисовкой амазонит и яшма в «Грезах», вызывающих ассоциации с индийскими сказками, где человек-птица держит некое сокровище из обсидиана с инкрустацией в виде цветка. «Грезы» – это синтез работы скульптора и ювелира, перекликающейся с ювелирным изделием и подвеской из агата в клюве утащившей ее «Сороки».
Несколько работ художница посвятила женщинам Востока. Три из них уже закуплены коллекционерами Англии, Южной Кореи и Германии. Полосатый оникс, из которого они выполнены, напоминает национальные ткани. Одна из работ – «Хранительница устоев» (2013 г., 30х20 см) – представлена в виде женской головки, в головном уборе которой, выполненном в национальной традиции, прочитывается как бы и корабль, и дом. Смысл произведения в том, что в противоположность расхожему мнению о покорности восточной женщины, именно она, по сути, управляет домом.
Все чаще Л. Нестерович обращается к граниту и мрамору, или к каждому в отдельности, или в сочетании одного с другим, или с металлом и некоторыми другими камнями. Таковы ее работы «Азия», «Птаха», «Салют», «Бриз», «Комета», «Преломление», «Лазурные фантазии», «Источник», и др. «Азия» выполнена в виде головки женщины из розового мрамора, в высоком головном уборе, характерном именно для этого региона. Эта работа – из серии трех работ, в числе которых, помимо «Азии», еще «Европа», уже законченная, но не представленная на выставке, и «Африка», которая еще только намечена к созданию. В основе композиции «Лазурные фантазии» – крупный треугольник из белого мрамора, сквозь который как бы прорастает красивый лазурит, а в центре установлен редкий голубой агат. Великолепен «Бриз» из серого мрамора, очень тонко спиленного и слегка выгнутого, как от легкого дуновения ветерка. Ассоциации изображения могут быть разными – то ли это парус, то ли – крылышко мотылька. Пластинка ажурная, имеет сквозные отверстия. «Хотелось, – говорит мастер, – показать способность мрамора быть пластичным». Работа небольшая, – около 25 см, а выглядит монументальной за счет лаконичности и обтекаемости. Именно поэтому она была выбрана для афиши выставки.
В последние годы Л. Нестерович начала работать с искусственными акриловыми, кварцевыми камнями, используемыми для мебельных и строительных работ. Цветовая палитра их – невероятно широкая, они очень реалистично имитируют фактуру природного камня, в котором также скрыты неисчерпаемые возможности, поскольку они гораздо легче натурального камня, из них можно создавать более крупные вещи, как, например, «Стерлядь» – рыбина из искусственного камня в сочетании с металлом длиной 60 см, или «Павлин», выполненный в той же технике.
Помимо работ, выполненных в реалистической манере, Л. Нестерович стала больше внимания уделять работам абстрактного плана. Авангардное направление в искусстве позволяет выразить неординарное представление. По мнению мастера, порой фактура камня на спиле бывает такая интересная, что появляется желание просто подчеркнуть или противопоставить его другим камням. В этом ключе ею были созданы такие композиции, представленные на выставке, как «Притяжение», «За гранью», «Параллельный», «Убывание», «Увядание», «Пробуждение», «Равновесие», «Оригами», «Контрастное сочетание», «Сбор урожая» и др. Интерес у посетителей выставки вызвала работа «Источник», выполненная из пестроцветного мрамора, напоминающего карту земли. «Обработав этот камень, – говорит мастер, – я решила, что форма должна быть обтекаемой, передавать образ нашей земли, основу жизни которой составляет вода».
Интересны рельефные панно Л. Нестерович, выполненные из искусственного камня. Они носят поэтические названия, созвучные ее переменчивым настроениям. Это «Звездный дождь», «Лето», «Город», «Горячий кофе».
В экспозиции выставки были такие работы, как «Ритм», «Футляр для струн», Красный штрих», выполненные из ламината – совершенно нового материала, с которым мастер раньше не работала. В нем – отражение новых поисков выразительных средств для выполнения задуманных мастером идей.
Л. Нестерович – постоянный участник не только республиканских выставок. Она – участница ряда международных выставок, в том числе – в Китае, США, ФРГ, Чехии, России, Украине, Казахстане и других странах. Ее работы, выполненные в камне, глине, дереве, неизменно вызывают глубокий интерес. Ряд из них хранится в Государственном музее искусств Узбекистана, Самаркандском музее-заповеднике, Андижанском историко-краеведческом музее, во многих частных коллекциях за рубежом. В 2013 г. Л. Нестерович была награждена золотой медалью Академии художеств Узбекистана. Неоднократно награждалась дипломами «За вклад, внесенный в искусство Узбекистана». Работы Людвиги Нестерович созвучны настроениям сегодняшнего дня, свидетельство чему – многочисленные восторженные отзывы посетителей выставок.