Нодир Норматов, писатель

В 2014 г. мы с моим другом фотокорреспондентом побывали в Кашкадарьинской области, где ознакомились с древними археологическими памятниками старины, образцами народного прикладного искусства, жизнью и бытом живущих там людей, любовались местными природными ландшафтами. Очаровывают величественные виды Шахрисабза – родины великого Амира Темура, переливы цвета в горах Гисара, степи и холмы Чиракчи и Дехканабада, тандыры и глиняная посуда, изготовленные мастерами Касби, облик города Карши, вобравшего в себя передовые традиции современного градостроения. Великолепие природы и плоды человеческого труда вызывали в памяти строки стихотворения “Мен нечун севаман Ўзбекистонни?” (“За что я люблю Узбекистан?”) сына этого края, знаменитого поэта Абдуллы Арипова. Впечатлениями от увиденного в Кашкадарье поделились с местными художниками: народным мастером Узбекистана Бахадыром Ниязовым и живописцем Азаматом Сатторовым, сидя в маленьком кафе, расположенном в красивом центре современного Карши. Во время беседы удалось больше узнать о красоте и богатом разнообразии края. И если художник, осознавая себя как неповторимую творческую личность, работает, вдохновленный увиденным, он не будет следовать путем другого, пусть даже более известного художника, стремясь сохранить свой неповторимый стиль. Среди них особо выделяются такие художники и скульпторы, как Ганишер Хайдаров, Тошпулат Намозов, Наби Мухаммадиев, Шамсиддин Аликулов, Шерали Примов, Махмадали Пулатов, Наби Пирназаров, Уктам Жовлиев, Азамат Сатторов, Мирзохид Маматов, а также Рустам Бозоров, Курбон Норхурозов, Улаш Уроков, Баходир Ниёзов, проживающие и работающие в Ташкенте. Они создают свой художественный мир, обращаясь к различным направлениям и течениям в искусстве. Посещая выставки областных художников, организованных в столице и в городе Карши в годы независимости, я заметил в их картинах как достоинства, так и недостатки. То, что некоторые из художников часто бывают в творческих командировках в таких отдаленных кишлаках, как Гилон, оказывает плодотворное влияние на их творчество. Благодаря этому кашкадарьинские художники, как и ташкентские, принимают активное участие в работе престижных столичных выставок, демонстрируя образцы своего творчества. Кашкадарьинская долина ждет появления такого художника, который отразил бы красоту своего края, как, скажем, воспели ее в своих картинах Поль Гоген (острова Таити), Мартирос Сарьян (армянские деревни), Исаак Левитан (природу средней полосы России), Александр Волков (Ферганскую долину), Рузи Чориев (Сурхандарьинсикй край), Рахим Ахмедов (заманчивые виды кишлаков Бустанлыкского района Ташкентской области). Такого рода художественные открытия не свершаются вдруг. Для художника открывают путь к вершинам творчества общение в кругу привлекательных людей, творческие споры, постоянный творческий поиск и опыт.

Художник из Кашкадарьи Азамат Сатторов – один из представителей искусства, стремящихся своеобразно развивать современные творческие процессы. Будучи театральным художником, А. Сатторов занимается как декоративными композициями и сценическими декорациями, так и активно ищет свой художественный почерк в изобразительном искусстве. Настоящую ценность художественного созидания определяет великий “Судья” – Время. Азамат Сатторов понял эту истину еще в годы учебы в институте. Ее долгие и мучительные поиски воплотились в особенностях картин художника, определивших его неповторимый почерк: композиционные символы, игра цвета и тени, гармония форм.
Несколько лет назад в Карши на небольшой выставке, организованной в фойе областного театра, я обратил внимание на произведение Азамата, на котором был запечатлен глиняный домик. Это – давно построенный на фоне природы и заброшенный дом, старые покосившиеся окна и створки дверей которого навевали в душе чувства тоски и сожаления по несбывшимся надеждам. Произведение напоминало одинокую хибарку, построенную около возвышенности Кирккиз (Сорок дувушек), в кишлаке Гоз, у подножья гор Актаг в Сурхандарьинской области. Меня удивило, насколько они похожи не только по форме, но и по цвету: домик на картине и эта хибарка. Думается, что наполненная чистыми цветами картина эта отражает близкую душе художника тему, навеянную от соприкосновения воображения и жизни. Стало ясно, что хотя Азамат Сатторов, в каком бы уголке республики ни был, всегда любит фотографировать и рисовать этюды, все же в кишлаке вышеупомянутом мною, никогда не был. Может быть, именно поэтому он ищет свою манеру, свой стиль, не часто обращаясь в своих произведениях к реалиям окружающей природы, а изображенные им виды, люди, природа, цвет и форма подчинены цели, которая выражается в композиционном построении картин.
Творчество художника А. Сатторова можно условно разделить на три направления – пейзажи и портреты; произведения, отображающие нереальное или мир чувств, переданных посредством формы и цвета; театральные декорации и близкие к ним циклы произведений философского содержания. Художник, разумеется, не планировал работать в таком плане. Благодаря стремлению к творческой независимости, попыткам воплотить в своих картинах полет своих фантазий и мыслей, художник достигает определенных высот в творчестве. А в чем все это выражается? Если об этом спросить у самого художника, он бы затруднился сразу ответить. Если в пейзажах можно заметить душевные переживания одинокого человека, стремящегося к природе, в портретах заметна попытка проникновения в душевный мир, а театральные декорации наполнены поиском решений, соответствующих идее и замыслу спектакля.
В последние 25 лет работы Азамат Сатторов создал немало произведений. Так, в картине, изображающей памятник “Доруссаодат”, в сплетении расплывчатых форм, игре полутонов столько загадочного и в то же время притягательного, что это можно назвать воплощением в душе художника поэтических чувств, навеянных историческим памятником. Возникает вопрос: изображенное мастером – случайность или итог стремления отразить в картине определенную идею? философскую мысль? Привлекает внимание удивительный красноватый перелив символики цвета, высвечивающийся на темноватом фоне в виде силуэта памятника. Элементы здания в виде беловатых четырехугольников на переднем плане и в форме кругов, трехугольников, пирамид на заднем плане символизируют вечный круговорот жизни и торжество света. На картине “Кў?на обида” (“Древний памятник”) геометрическая форма древнего памятника пронизана поэтическим духом. Это величественное сооружение на фоне красноватых, голубых, зеленых и белых тонов выступает символом незыблемого, прочного мира. А в произведении “?усам ота ма?бараси” (“Гробница Хусам аты”) эта мысль выражена в другом плане: в порывистом колебании величественного здания под порывами ветра вечности ощущаются испытания Времени и Эпохи. “В жизни существует три цвета, говорит художник: синий, желтый и красный. Талантливый художник из этих трех цветов выводит тысячи оттенков. Эти цвета в картине призывают к философским размышлениям”.
Внимание художника привлекают не только древние архитектурные сооружения, но и здания, построенные в ХХ в. Он в своих картинах как бы хочет сказать: и у зданий есть душа, прислушайтесь и вы – услышите. Этот призыв как бы звучит через изображение открытых окон, старых ворот, шатких, будто бы качающихся стен, но, несмотря ни на что, гордо и величаво возвышается большой дом, написанный белыми, темными и серыми красками. На другой картине вместо этого древнего здания со следами ветра времени изображена заброшенная, одинокая хибара, где заметна уже новая трактовка той же темы. Некоторые из домов расположены на склонах горы, у берега реки или на краю обрыва, другие – среди горных вершин, слившихся с небом. Окна этих домов различны, одни – в виде обыкновенного отверствия, другие – трехугольной, четырехугольной или ромбовидной формы. Ворота и двери, окна домов направлены к солнцу, иногда – к небу. В произведениях художника эти горы и холмы иногда напоминают фигуру человека, его руки, ноги или лицо. Вызывая сказочные мотивы, такие картины расширяют воображение зрителя, дают ему возможность ощутить, будто это тоже живые создания.
Французский художник второй половины XIX в. Ренуар Огюст писал: “С развитием промышленности в нас умерла способность удивляться. Мы начинаем дичать. А японцев изумляет даже падение простого листочка дерева или капля дождя”. Картины Азамата Сатторова переполнены этим чувством удивления. Например, в его работе “Одинокое дерево” привлекает внимание стоящее в середине двора в окружении четырех домов дерево, предстающее как символ жизни. Выросшее в окружении этих домов и противостоящее ветрам и бурям, оно проникнуто поэтическим духом. Пластическое композиционное решение, гармония цветов завораживают внимание зрителя. Метафоричность, переданная посредством символов картины проста, ее можно выразить словами: “Одамларга ўхшар дарахтлар, фа?ат кўча билмас исталган ерга” (Деревья похожи на людей, только не могут отправиться в желанное место). А. Сатторов иногда пользуется техникой широких мазков, нанося таким образом краски одного цвета, скажем, желтого, красного или синего. Но это – не попытка уйти от детального изображения, а, как отмечал Мартирос Сарьян, обращение художника к такого рода условности в целях передать ощущение целостности изображаемого. В работах художника дома имеют различную форму, некоторые кажутся шаткими, ветхими, другие – крепкими, стоящими на прочном фундаменте. Но как бы то ни было, все они преисполнены поэтического чувства. Художника давно привлекает загадочная судьба домов, как и таинственность жизни людей.
В некоторых произведениях художник выходит за рамки трехмерного измерения, обращая свой взор на землю, родной кишлак с высоты птичьего полета. В такого рода работах, написанных в духе Марка Шагала, есть точные и абстрактные формы, изображения движений животных и людей, где можно увидеть удивительные лики, украшающие мир либо оставляющие на нем безобразный шрам. Подобного рода вольность на холсте меняет представления зрителя, учит его совершенно по-другому взглянуть на мир. Горы, холмы, возвышенности, реки и ручьи в представлении художника не просто определенная материя – в них присутствует своя душа, своя психология. Пейзажи Азамата Сатторова несколько гиперболизированно изображают таинственное дыхание природы, ее изменения путем смены времен года, рождения и роста на ее лоне живых существ, демонстрирующих эстетические возможности живописи.
Стремление к трактовке идей суфизма – своеобразная традиция в среде современных художников, наблюдается и в творчестве Азамата Сатторова. Он не изображает в своих картинах непосредственно дервишей, каландаров или отшельников. Но в то же время такого рода образы есть в спектаклях театра, где он работает главным художником. Идеи одиночества, стремления к уединению, ухода в мир духа, самопознания, путь познания всевышнего находят свое воплощение в метафорах и символах произведений художника. Некоторые элементы этой философии отражены в таких композициях, как “?усам Ота ма?бараси” (“Гробница Хусам аты”), “Хумор” (“Жажда”), “?амдардлик” (“Сострадание”), “Машшо?лар” (“Музыканты”), “Ибодат” (“Молитва”). Темные знаки бездомности, соединение мироздания и природы, преуменьшенное изображение мира и одновременно преувеличенное отображение элементов его внутреннего содержания все это – подтверждение нашей мысли. В то же время многогранное творчество художника несет в себе и прагматичные взгляды. Печальный вид отшельника в картине “Заъфарон ?аёти” (“Жизнь шафрана”), господство в ней желтых оттенков рождает у зрителя чувство грусти. А сущность учения суфизма составляет достижение духовного очищения, стремление к Создателю, благодарность и любовь к нему.
Среди величественных горных вершин Камашинского района Кашкадарьи расположен кишлак Лангар. В этом далеком кишлаке находится древняя трехкупольная мечеть и старое кладбище с усыпальницами представителей учения “ишкия”. Художник посещал эти места, и если бросить взгляд с высот этих мест вниз, в памяти всплывают мысли о Вечном и Божественном мироздании. Ландшафт этих мест, быстрая смена цветов и форм окрестностей служили богатым материалом и темой для его творчества. Кажется, будто работая над этой темой, А. Сатторов руководствовался мыслью Поля Гогена: “Не рисуя смотри, не смотря – рисуй”. Об этом свидетельствуют некоторые его произведения, которые А. Сатторов писал, опираясь на память и на свои впечатления. Эти картины, глядя на которые зритель как бы слышит звуки космоса и земли, проникнуты мотивами древних песен, стремлением художника к пути совершенства, озарения человеческой души божественным светом. В игре красок отражается свет воодушевляшей душу притягательности. Образы влюбленных, чувствующих себя выше повседневных хлопот, подобно героям Марка Шагала летающих в облаках, оставляют светлые воспоминания в памяти зрителей (произведение “Встреча”). На их фоне возвышаются силуэты медресе, мечетей, величественных зданий и других архитектурных сооружений – образцов созидательного труда, оставленных нам в наследие великими предками.
На картине художника “Запретный плод” изображен похожий на яблоко земной шар в красках атласной материи и сидящая в стороне женщина, также выполненная в цветах атласа. Прекрасная фигура женщины, яркие краски создают некие звездообразные формы, в которых зритель ощущает божественную силу. Перед красотой женщины будто меркнет свет, земля кажется чем-то временным, неустойчивым. Произведение “Рассвет” – как бы продолжение этой темы: мир в форме яблок, михраб и чистый стан девушки будто бы купаются в море красок. Художник обращается к теме женщины с большим почтением и вниманием. В большинстве произведений автора, будь то портрет или композиция, при создании образа женщины художник находит привлекательные пластические решения.
В работе “Философ Абдурахим Эркаев” автор изображает человека в черном костюме, у него светлое лицо, острый взгляд. Душевное состояние его передано посредством нежной цветовой гаммы и контрастирущих с ней мазков красок. Это произведение – показатель того, что автор мастерски работает и в реалистическом стиле. Свидетельство этому – и портрет “Розана”, в котором изображен облик привлекательной, жизнелюбивой женщины, с удивительно светящимся лицом. Притягательны полный нежности взгляд, светлое лицо, стыдливо поджатые губы героини.
В реалистической манере написан также портрет “Молодой человек”. Это – образ современника, ощутившего на себе удары судьбы, прямо смотрящего на зрителя удивленными глазами. Раскрывая душевное состояние своего героя, художник мастерски использует фон, игру цвета и форм, тени, падающие на стены. Торчащие пучки курчавых черных волос, нервно сдвинутые брови, напряженные мускулы лица – свидетельство нарушенного душевного равновесия героя.
Иногда в жанре портрета художник следует путем неестественно прозрачной передачи облика героя. Так, в произведении “Суфий”, созданном с использованием графической композиции, фигуры расположены одна за другой. На переднем плане фигура человека изображена полностью, за ним можно увидеть формы нескольких глаз, очерченных пунктирными линиями, напоминающими лицо женщины. Суть данного изображения – в условном пространстве тени любви и божественного, а также небесного могущества. Переводя портреты из реальности в условное пространство, Азамат Сатторов придает им новое звучание. В таких произведениях, как “Чангкавуз”, “Хумор” (“Жажда”), автор показывает, что душевная красота человека отражается и в его поступках. Стремясь более четко выразить тему, он с помощью полутонов и тонких линий пишет рыб, русалок или фигуры в стиле Чюрлёниса – подводный мир, летающие ангелоподобные фигуры. Такие произведения, относящиеся к жанру цветной графики, звучат как гимн Человеку, рассматривая их, невольно ощущаешь звуки, мелодию. Автор пытается добиться этого, передавая зрителю внутреннюю связь между человеком и природой посредством красок, цвета.
А. Сатторов хорошо понимает, что жизненный путь каждого человека имеет смысл лишь в его творческой деятельности. Его трудовая деятельность началась в 1977 г. в качестве простого строителя, а жизненные уроки, полученные в те годы, впоследствии пригодились ему в творчестве. Умение наблюдать за разнообразными проявлениями жизни, различать события и вещи, скрытые от взора простого человека, переность их форму и цвет на полотно начало складываться у него в 1985 г., во время постановки в учебном театре спектакля “Нодирабегим”, когда он писал дипломную работу, оканчивая Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского. В 1986 г. А. Сатторов поступил на работу в Кашкадарьинский областной музыкальный театр, где принимал участие в постановке маленьких спектаклей по произведениям Хамзы Хакимзаде Ниязи “Отравленная жизнь” и “Кто прав”. А позже в том же театре он подготовил сценические декорации к таким спектаклям, как “?ўн?иро?ли алдо?чи” (“Обманщик со звонком”) Анвара Абиджана, “Бир ўлиб кўрайчи” (“Попробую умереть”) Халика Хурсандова, “Ру?лар исёни” (“Бунт духов”) Эркина Вахидова. В 1996 г. на сцене областного театра была поставлена драма Абдуллы Арипова “Со?иб?ирон” (“Рожденный под счастливой звездой”), посвященная Амиру Темуру. А. Сатторов в качестве художника-постановщика создал декорации, соответствующие исторической правде.
Творческая свобода художника заметна при инсценировке в театре-студии “Мулокот” таких произведений, как “Жононга бордим бир кеча” (“Одной ночью был я у красотки”), “Иш? ?урбонлари” (“Жертвы любви”),“Темир хотин” (“Железная женщина”), а в театре-студии “Эски масжид” – произведений “Хонадон” (“Семья”), “Икки жанобга бир хизматкор” (“Слуга двух господ”), “Шайх Санъон” (“Шейх Санъон”), “Ме?рибонгинам” (“Мой милый”), “Найман она нидоси” (“Призыв Найман ана”). Коллективы театров-студий своей целью определили не только усвоение передовых традиций мирового театрального искусства, но и занятие самостоятельными новыми творческими поисками. Будучи главным художником Азамат Сатторов при создании сценических декораций и украшений отказался от привычных штампов и методов, применив совершенно новые философские решения, благодаря чему спектакли имели значительный успех, демонстрировались и на сценах театров зарубежных стран.
Вот уже на протяжении почти десяти лет Азамат Сатторов заведует Кашкадарьинским областным отделением Академии художеств Узбекистана. Значителен его вклад в организацию и проведение крупных праздников, мероприятий, юбилеев, проводимых в области. Он принимал участие не только в выставках, проходивших в республике, но и на международных выставках в Бельгии, Франции, Германии, Египте, России. Азамат Сатторов был удостоен медали “Шу?рат” в 1998 г. и звания “Зас-луженный работник культуры Узбекистана” в 2014 г.