Мохинур Ахмеджанова, театровед

Нищий медленным шагом проходит по авансцене, стуча «костями» в руках. Звучит тревожная музыка… Сцена сначала медленно, затем быстро вращается. Навои появляется из глубин прошлого и проходит мимо своих современников и героев…
В 2016 году творческий коллектив Узбекского национального академического театра в третий раз обратился к произведению известных писателей Уйгуна и И. Султана «Алишер Навои».
…Три самостоятельных сценических произведения… Три интерпретации – 1945, 1991, 2016 годы… Совместная работа трех режиссеров и трех художников: Маннон Уйгур – Сергей Миленин, Тургун Азизов – А. Жибоедов, Рустам Хамидов – Бахтиёр Тураев… Четыре образа Навои на сцене Национального театра, созданных Аброром Хидоятовым, Олимом Ходжаевым, Якубом Ахмедовым, Бехзодом Мухаммадкаримовым…
Спектакль «Алишер Навои», ставший большим событием в истории узбекского театрального искусства, впервые увидел свет рампы в 1945 г. Музыку к спектаклю написал композитор М. Бурханов. А режиссер Маннон Уйгур первым воплотил это произведение на сцене. Создание образа великого узбекского мыслителя, отображение его жизни на сцене требуют от художника большой ответственности, знаний, фантазии и мастерства. Маннон Уйгур был именно тем человеком, который обладал этими качествами. Философская идея: «Свет несомненно, победит мрак», определяет сущность образа Навои в спектакле.
При первой инсценировке пьесы роль Алишера Навои была предложена Аброру Хидоятову и Олиму Ходжаеву. В исполнении Аброра Хидоятова А.Навои предстает как непреклонный государственный муж. Это отчасти связано со сложившимся амплуа актера, воплотившего на сцене образы таких непоколибимых в преданности своему делу героев, как Кова, Абомуслим, Арслон, Рустам, Фрондосо, Тонгбек, Гамлет, Отелло, Муканна. Однако Аброр Хидоятов предложил сыграть эту роль своему дублеру Олиму Ходжаеву, убедив его в том, что эта роль именно его. Такая широта души А. Хидоятова и его умение открыто признать правду, свойственна лишь великому человеку и выдающемуся актеру.
Олим Ходжаев прекрасно воплотил на сцене образ Алишера Навои как великого мыслителя, талантливого человека и зрелого государственного и общественного деятеля. Эта роль принесла актеру большую славу. Роль Алишера Навои О. Ходжаев играл в течение 25 лет.
В 1991 г. вновь увидела свет рампы пьеса «Алишер Навои», благодаря Первому Президенту Республики Узбекистан Исламу Абдуганиевичу Каримову, уделявшему большое внимание истории искусства и ее творцам. В новой постановке пьесы роль Алишера Навои в молодости и старости играли два актера: Б. Мухаммадкаримов и Ё. Ахмедов. Особое внимание в ней уделялось образу Хусейна Бойкары. Театровед Х. Икрамов отмечал, что «…Т. Азизов в спектакле «Алишер Навои», поставленном им самим, сыграл роль Хусейна Бойкары, в своей трактовке образа которого режиссер и актер стремился показать близкие дружеские отношения между мыслителем, поэтом и крупным государственным деятелем…
В интерпретации Тургуна Азизова – Хусейн Бойкара – проницательный человек острого ума, талантливый полководец и государственный деятель, боровшийся за целостность страны и спокойствие в ней, поэт тонкой натуры, покровитель искусств и литературы (1, 211-212 б.).
Третья постановка знаменитого произведения осуществлена благодаря режиссерской работе Рустама Хамидова – Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, Народного артиста Узбекистана, удостоенного Государственной премии.
Каждый спектакль при повторной инсценировке обретает новую трактовку, новые сцены. Одной из них в прологе третьей постановки спектакля «Алишера Навои» стала сцена с проходящим по ней нищим с костями в руках, которыми он мерно постукивает. Это создает своеобразную интригу, зрителя заинтересовывает такое поведение персонажа. Нищий из пролога появляется вновь в последних сценах, чем раскрывается сущность и смысл образа. Вдали от родных мест, в Астрабаде, Навои тоскует по Гули, по Герату, вспоминая философию о равенстве перед Всевышним шаха и нищего. Эта мысль передана на сцене игрой актеров Ахрора Алижанова (Искандер) и Ихтиёра Отажонова (Нищий). Искандер на вопрос Нищего: «Если после смерти шах и нищий становятся равными, почему же тогда при жизни они постоянно враждуют?» не находит ответа и молчит. Другими словами, нищий побеждает шаха.
С подбором актеров, соответствующих образам, режиссер справился достойно. Это касается, прежде всего, исполнителей ролей главных героев. Некоторым образам было подобрано по два, а то и по три дублера. Исполнение роли Алишера Навои было предоставлено трем актерам – Заслуженным артистам Узбекистана Бехзоду Мухаммадкаримову, Мехриддину Рахматову и актеру Толибу Муминову. Роль Гули исполняли Дилноза Кубаева, Нигина Анарбаева и Мохира Нурметова.
Следует отметить работу художника-постановщика – Заслуженного деятеля культуры Республики Узбекистан Бахтиёра Тураева, создавшего новые современные декорации к спектаклю «Алишер Навои». Так, величественные пять колонн на сцене символизируют пять великих поэм А. Навои. На каждой из них – герои и сцены событий «пятерицы» поэта. Колонны не стоят на месте, на протяжении всего спектакля постоянно находятся в движении, чем мастерски воспользовался режиссер. В процессе разворачивания событий спектакля они превращаются то в гарем, то во дворец, то в деревья, то в стены дома, то – в книжные полки. Для изображения пространства в глубине сцены художник использовал декорации, изготовленные из легких, нежных тканей.
В спектакле очень убедительно показаны противоречия между героями, четко очерчена борьба между отрицательными и положительными силами, разграничены и гармонично переплетаются такие вопросы, как интересы личности и общества, прекрасная поэзия и обычная жизнь простого народа, величие и слабость человека. Как в предыдущих постановках спектакля, так и в ее новой версии наиболее сильная сцена, – это встреча после смерти последнего представителя династии Темуридов, надежды страны – Мумина Мирзо, двух старцев, двух друзей, двух личностей – Навои и Хусейна Бойкары. После спора Навои и Хусейна Бойкары великий поэт делает два шага, чтобы покинуть дворец и своего друга. В это время шейхулислам приносит весть о том, что приближается войско Баддиуззамона. Услышав это, Навои останавливается. Творческий коллектив спектакля как бы ставит вопрос: «Что важнее для Навои? Собственные идеи или спокойствие и благополучие народа?!». Каждый зритель должен найти свой ответ на этот вопрос…

Литература

  1. Х. Икромов. Давр ва театр. «Ўзбекистон милий энциклопедияси» Давлат илмий нашриёти. Тошкент, 2009.
  2. М. Рахмонов, М. Тўлахўжаева, И. Мухторов. Ўзбек миллий академик драма театри тарихи. Тошкент, 2003.