«О чем говорят полотна бухарских художников»

Рано Эшанкулова, искусствовед

Известные писатели и поэты Востока именовали Бухару «Жемчужиной Востока». Этот древний город таит в себе многовековые исторические замечательные памятники и события.
Бухара – один из крупнейших торговых городов Средней Азии, где развивались разнообразные виды местных ремесел, мастера которых доводили их до уровня высшего художественного уровня. Помимо прикладного, развивалось также изобразительное искусство, свидетельство чему – монументально-декоративная настенная роспись (VI – VII вв.) Варахшинского дворца, сюжеты местного согдийского эпоса, мотивы окружающей природы. Завоевание Средней Азии арабами (VII – VIII вв.) сопровождалось многочисленными жертвами, уничтожением пластических и живописных изображений. Несмотря на религиозные запреты, изобразительное искусство продолжало жить в архитектурном декоре.
Начиная с 1928 г. в Бухару приезжали такие знаменитые русские художники, как П. П. Беньков, И. Вилковир, Н. А. Буранов, В. С. Виканский, Т. В. Моисеев, Д. Я. Черкес и др., которых впечатляла красота средневековой архитектуры Бухары, яркость и красота природы Востока. Влюбленные в красоту Средней Азии, многие из них оставались здесь навсегда. В их числе – известный талантливый живописец П. П. Беньков – основатель школы живописи в Средней Азии.
Под влиянием приезжавших в Бухару профессиональных художников с 60-х годов стали заниматься живописным искусством и коренные жители Бухары. Это, например, Хасан Бабаев, С. Раупов, У. Раззаков, Н. Ризаеев, Ф. Кенжаев, Ю. Хакимов, Б. Ким, И. Аронов, С. Гадисов, Н. Ризаев, В. Купряшкин, В. Рузанов, А. Вахабов, В. Селеванов, В. Лукашов и др., которые получали образование в высших художественных заведениях.
К концу 70-х годов в Бухаре начинает свою творческую деятельность новое поколение художников, работавших на художественном комбинате художниками-оформителями, выполнявшими производственные заказы. 70-е и 80-е годы прошлого столетия – это переломные вехи. В эти годы здесь творили художники Б. Саломов, А. Барноев, З. Саиджанов, М. Абдуллаев, П. Гулькаров, Н. Бабаев, М. Истатов, А. Собиров, Р. Хакимов, Х. Заиров, К. Норхуразов, У. Ураков, Ш. Субханов, А. Рамазонов, В. Барнаев, Х. Явдаев, А. Алиев, которые в Бухаре создали почву для современной школы живописи. Их картины заполнили залы картинных галерей яркими произведениями. Художников объединяло ощущение динамики творчества, смелая трактовка идей, замыслов, внутренняя свобода, а также постоянное самоутверждение, поиск внутреннего «я».
Во второй половине 80 – 90-х гг. молодое поколение заявило о себе как о неординарных личностях, отличаясь новыми темами, идеями, поисками пластических и колористических решений. Это художники С. Фадеев, Р. Авезов, А. Хазратов, Б. Гулов, Э. Жураев, М. Буранов, Ф. Гайбуллаев, Н. Нигматов, Ф. Раззаков, М. Тухтаев, Р. Давлатов, Й. Эгамов, О. Мавланови др. Каждый из них был увлечен поиском духовных проблем, разработкой пластических идей. Азарт молодости и амбиции усиливали желание художников не выбирать легких путей, а добираться до истины самим. Они стремились понять Мир искусства, открыть для себя смысл и причины заблуждений, одолеть рамки прежних жестких канонов. Удивительным размахом, свободной внутренней духовностью это поколение художников достигло серьезных результатов благодаря своим творческим поискам. Творчество каждого – индивидуально. Их картины – это абсолютная свобода самовыражения, огромная духовная энергия.
Если рассмотреть творческий этап каждого из художников, убеждаешься, что их связывают такие высшие чувства, как долг, преданность своему делу.

Один из инициаторов создания современной школы бухарского изобразительного искусства художник-живописец Баходир Саломов, у которого уже был опыт организационной работы и который занимался преподавательской деятельностью в Бухарском педагогическом училище. Он отличался харизматичностью и новаторским нравом, собирал вокруг себя единомышленников, организовывал художественные выставки, принимая в них участие. Творчество Б. Саломова отличает яркий темперамент, чувство оптимизма. Он работал в стиле импрессионизма, любил писать родные сельские пейзажи. С большой любовью и теплотой написаны такие его работы, как «Жизнь», «Утро», «Листопад», «Прощание», «Дерево живет с человеком»(1987г.); «Свадьба в городе» (1980 г.), в которых мастерски изображены сельские пейзажи, простые глинобитные сельские дома. В этих полотнах – глубина, заложенная силой мощной энергии любви под многослойными и кажущимися фактурными мазками кисти художника. В картине «Утро», например, художник изображает традиционный узбекский дворик с айваном. Композиционное решение полотна поддерживается колоритом цветовой гаммы интенсивных теплых тонов: золотисто-желтые стены домов, зеленые листья деревьев совмещены с коричневыми оттенками. Игра света и тени – это способ художественного восприятия художника, яркие краски передают ощущения радости и праздника. Композиция картины «Свадьба в городе» (1980 г.) построена по угловато расположенной площадке, в которой с высоты птичьего полета смотрится сцена свадьбы. Художник именно эту часть холста осветил золотисто-желтыми оттенками крутящихся мазков красок и игры светотени, где происходит праздник с танцующими фигурами людей. Вокруг площадки на фоне темной ночи нарисованы ярко-зеленые деревья, усиливающие эффект цветового колорита картины.
Творчество Асада Барнаева можно соотнести с философско-созерцательным направлением художественной мысли и авангардного модернизма. Он неустанно работает в разных жанрах. Хотя его картины не похожи по стилю и по выбору цветового колорита, однако его почерк уже узнаваем. Так, в картине «Колесо жизни» (1980 г.) художник символически трактует вечное движение. В центре полотна, на фоне синего цвета, изображено огромное колесо от водостока, которое является атрибутом вечного движения бытия. Внутри колеса – образы двух девушек, парящих в белых и голубых длинных одеяниях. Одна из них – на взлете, другая – падает вниз. Чуть ниже, справа – выбегающий из проема юноша в белой одежде. Его глаза широко раскрыты, в них – удивление и страх перед большой и бесконечной дорогой жизни. На колесе изображена сова – символ мудрости, пространство заполняют белые голуби – символ чистоты и мира. Слева – ниже, на первом плане в профиль – величавый по масштабу образ самого художника, который наблюдает за всем происходящим. Удачно выполнена философская трактовка сюжета картины: колесо – это вечный двигатель жизни, порой поднимающий очень высоко, а порой – роняющий сильно… Метафорические образы девушек – ангелов, летающих и падающих, – состояние человеческой души. Яркие, полные уверенности и поэтического пафоса – нынешние работы А. Барнаева: «Бухара»(2014 г.), «Ляби-хауз»(2015 г.), «Воспоминание»(2016 г.), «В недрах души»(2016 г.), выполненные в поэтическо-философском контексте. Изысканность рисунка и звонкая открытость ярких цветов художника созвучны восточной лирике.
Представителями художественного направления авангарда и стиля модерна являются Нисон Бабаев и Зелимхан Саиджанов. Полотна Н. Бабаева напоминают манеру западноевропейского течения импрессионизма с признаками кубо-футуризма. Это, например «Трапеза» (1986 г.), «Пленэр»(1986 г.) и «Гаворабандон»(1988 г.). Синтез европейского модернизма с кубизмом и восточной этно-традиционности совмещены в картине «Гаворабандон». Сюжет картины отображает этнографический обряд приношения люльки новорожденному. На его работы значительное влияние оказывали произведения талантливых западных мастеров модерна П. Пикассо, А. Матисса и А. Модильяни. Однако сюжет и замысел полотна украшают восточные свадебные традиции и обряды.
Интересны и уникальны абстрактные работы З. Саиджанова «Люди» (2014 г.), «Натюрморт с пилой» (2015 г.) и «Птица» (2016 г.) отвлеченностью замысла, ощущением некой замкнутости и лаконичности. Его полотно «Птица», где на бордово-красном фоне ярко выделяется белая птица с раскрытым клювом – этот пример контраста белого и красного эмоционален, а тонкие мазки на холсте создают графичность рисунка.
Преданными традициям реалистического жанра остаются художники-живописцы Вафо Барнаев, Арслан Рамазанов, Раим Хакимов, Сергей Фадеев, Рахмон Авезов, которых объединяет единый дух творческого направления. В основном они работают в жанре портрета и архитектурного пейзажа. У каждого – индивидуальный подход к художественному восприятию цветового колорита и манеры письма. В. Барнаев уделяет большое внимание портретной живописи. Среди его работ «Портрет художника М. Абдуллаева», «Портрет старика сторожа», «Портрет Д. Мамедовой», в которых автор изображает близких его душе людей. Ключевой момент в портретах художника – глаза человека, «говорящие» о его душевном состоянии.
Среди представителей школы академического рисунка в сочетании с художественным романтизмом – живописец Р. Авезов, окончивший Высшую художественную академию Санкт-Петербурга. В картинах мастера «Ляби-Хауз» (2014 г.), «Старая улица» (2015 г.), «Зима в Бухаре» (2016 г.) с любовью изображаются архитектурные памятники родной Бухары. В его работах пейзажная живопись имеет философский характер простой и ясной гармонии, где свет, цвет и форма составляют единое целое – от солнечных бликов на земле до воздушного голубого цвета неба.
Обрели свой индивидуальный почерк после долгих поисков творческого пути представители старшего поколения – художники Р. Хакимов и М. Абдуллаев. С годами творчество Р. Хакимова обретает новые приемы смешений техники живописи цветовой палитры – «Абру-бахор» (в переводе с тадж. – «Весеннее облако») (2014 г.). Картины представляют собой расплывчатую гамму красок, из которых художник создает разные образы, силуэты и очертания. В стиле абстрактной экспрессии работает художник М. Абдуллаев. Его полотна основаны на медитации. Композиции, составленные из разных сочных цветов колорита и разнообразных форм, напоминая музыкальную звучность, радужность красочных восточных тканей «хон-атлас», «алоча», мотивы вышивок «сюзане», создают целую картину, напоминающую мелодии Востока.
Художники среднего поколения: Азим Хазратов, Эркин Жураев, Мавлон Буранов, Обид Мавлянов, Наим Нигматов, Фарход Разаков – представители современного художественного процесса Бухары. Работы А. Хазратова основаны на ассоциативном восприятии детства. Очень лирична серия из восьми холстов – «Воспоминания детства», где словно вновь оживает лента далекого детства, с его ощущениями и ностальгией. Она как бы на мгновение остановилась, на ней запечатлены родной двор с виноградником, с деревьями, с перепелками и т.д. Почти на всех картинах художника большое место занимает безоблачное небо.
Э. Жураев – художник театрально-декорационного направления. Сюжеты его полотен иллюстративны, они взяты жизни. Персонажи напоминают сказочных героев из прочитанных книг, наполненных традиционностью и этнографией, где изображены традиции узбекского народа. Это серия работ «Жизнь» (2014 г.), «Птицевод» (2015 г.) «Семья» (2014 г.), «Влюбленные» (2015 г.), «Жених и невеста» (2016 г.), «Караван» (2016 г.). Они красочны, как и декорации представлений. Нестандартные человеческие формы образов выделяются в ярких мажорных красках палитры художника, словно куклы, играющие на сцене, напоминая отрывки из восточных сказок. Картина «Караван» отличается от предыдущих работ Э. Жураева. Здесь трактовка мысли художника более философична: это многофигурная композиция, где события развернуты по горизонтали: впереди идет старик, за ним – женщина, на втором плане верхом на лощади – мужчина, за женщиной – домашние животные… Каждый персонаж идет своим путем и по своему назначению. Автор отражает фрагмент жизни, ее постоянное движение вперед. Никто не должен отставать, мы всегда – в пути!
Художник современного архитектурного дизайна интерьера Наим Нигматов, размышляя о новшествах проектирования общественно-культурных зданий, жилых помещений, воплощает свои идеи в творчестве. Наиболее интересна его графическая картина «Хранитель» (Священный город), на которой изображен комплекс исторических памятников Бухары. Композиция рисунка основана на философско-поэтической грусти, обостренном лиризме, характерных для традиционной поэзии и музыки. Шахматные построения форм изображены изгибающимися линиями, олицетворяющими игру жизни и ее противоречия. В сознании художника все видится как единое целое. Он способен понять, что противоположности не существуют, есть только дополнения: черное и белое, тьма и свет – явления не противоположные, а взаимодополняющие.
Постепенно на смену старшему поколению приходят молодые художники. Это Д. Хайдаров, Х. Давронов, Б. Каримов, М. Хафизова, Ф. Барнаев, Ф. Жураев, Ф. Зоиров, Ф. Хазратов, А. Авезова и др., которые отличаются широтой взгляда, художественной техникой и направлениями. Каждый из них создает и находит свое мироощущение. Пейзажно-жанровые работы Б. Каримова, например, больше эмоциональны, краски – более звучны, он старается передать красоту и радость жизни («Чор-чинор», 2014 г.). Ощущение свежести воздуха, радость и веселье девушек сливаются в единое целое с природой. Наряду с пейзажами Б. Каримов создает такие картины, как «Аллегория весны» (2015 г.), «Старик художник» (2015 г.), которые были представлены на художественной выставке в Италии.
Интересен творческий потенциал юных художниц Азизы Авезовой и Машхуры Хафизовой. Прекрасны натюрморты А. Авезовой – изысканные, гладкие, напоминающие работы старых голландских мастеров. В творчестве художницы – поэтика народного фольклора, где живопись Востока переплетается с кубизмом П. Пикассо. Таковы «Вышивальщица» (2014 г.), «Невеста» (2014 г.), «Дар природы» (2015 г.). Яркие, сочные цвета воспринимаются созвучно композиционному решению, создавая иллюзию движения. Картины А. Авезовой «собраны» из множества разноцветных треугольников, четырехугольников, квадратиков и цветов, словно сотканы из лоскутков «Курок-дузи» – символов восточной традиционности. Полотна М. Хафизовой, например, напоминают мозаику, живописная структура их составлена из мелких квадратиков. Художницу привлекают темы традиционного наследия культуры, символы растительных мотивов. В картинах «Анор» (2016 г.), «Подсолнух» (2014 г.) и «Караван» (2015 г.) она воплощает целый мир восточной поэтики аллегории семьи, любви и страсти. Особенно четко и детально эти замыслы представлены в картине «Анор», где изображен бордово-красного цвета крупный гранат, вокруг которого – мелкие плоды и грозди винограда. Внутри граната изображена детская колыбель – рождение жизни.
Творчество бухарских художников разнообразно. Темы, идеи, композиции их произведений основаны на актуальных тенденциях современной живописи Узбекистана, реальных мотивах жизненных событий. Работы мастеров – очень яркие, а насыщенные цвета палитры радуют глаз. Ощущаются огромная любовь к родному краю, городу Бухаре, глубокое чувство патриотизма молодого творческого поколения.