Хроника художественной жизни (июль -сентябрь 2010)

2 июля, ТДФ Творчески-практическая конференция "Перспективы и будущее узбекской фотографии", организованная АХ Уз, Министерством по делам культуры, была посвящена вопросам развития фотографического искусства и его роли в культурно-духовной жизни нашей страны. С докладами на ней выступили уже известные и только начинающие путь в искусство фотографии молодые фотографы республики. 5-18 июля, ЦДХ, Москва Состоялась персональная выставка "Согдиана" члена Творческого объединения АХ УЗ Зебинисо Шариповой, на которой было представлено 40 живописных произведений художницы. Открыл выставку Председатель Исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин. Организаторы выставки - Министерство иностранных дел Республики Узбекистан и Академия художеств Узбекистана. 6 июля - 6 августа, ЦВЗ Уникальная выставка "100 японских кимоно" продемонстрировала интересный проект, посвященный "Году гармонично развитого поколения", предназначенный для молодежи, стремящейся к познанию всемирного культурного наследия. В церемонии открытия приняли участие зарубежные дипломаты, аккредитованные в Узбекистане, представители творческой общественности Ташкента и средств массовой информации. 14 - 31 июля, ЦВЗ На персональной выставке академика Шарифа Азимова "Легенды Афрасиаба" были представлены разнообразные...
Read More

Праздник, который всегда с тобой. Парвиз Курбанмамадов

Под таким названием в ТДФ прошла первая выставка работ членов секции фотохудожников, приуроченная к международному Дню фотографии. За время работы секции у каждого из фотохудожников были и достижения, и творческий кризис. На выставке было представлено по десять работ каждого из авторов. Для конкретных выводов следует рассматривать их как некую единую и неделимую константу, общую совокупность эмоций и мыслей. Отдельно фотографии любого из авторов - это ничтожная доля того драматизма, который обнажается перед вами, это как пазлы, из множества которых складывается общая картина творчества того или иного фотохудожника. Целью каждого фотохудожника было создать и отразить через фотографию собственный внутренний мир. Дальше - решение зрителей, которые оценивают и переживают, обсуждают и восхищаются… 17 авторов - 17 незыблемых величин фотоискусства, среди которых есть и "культурные герои" (именно культурные, а не культовые) - Рустам Шарипов, Михаил Левкович, Искандер Садыков, Владимир Соколов. Идеально чувствуя и слыша своих соотечественников, они смогли создать атмосферу нового времени, с тонкими историческими вкраплениями. Это потрясающие по красоте панорамы Ташкента и Чимгана,...
Read More

Театр Движения ЛИК: искусство и милосердие

На современном этапе развития общества во всем мире большое внимание уделяется решению социо-культурной проблемы реабилитации наиболее уязвимой его части, составляющей, согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около 10% всего населения планеты - это дети и люди с инвалидностью или с ограниченными возможностями. Забота об этих людях - важный критерий цивилизованности общества и показатель его нравственной полноценности. И если на первых этапах решения этого вопроса основное внимание уделялось вопросам медицинской помощи и правовой поддержки, то в настоящее время особое значение приобретает их социальная реабилитация и интеграция в общество посредством искусства, так называемая арт-терапия. Театр, в котором наиболее полно представлены различные виды искусства, включая музыку, хореографию и сценическое мастерство, занимает в этом ряду особое место. В мире уже давно существует такое понятие, как "интегративный театр", в котором наряду со здоровыми актерами самое активное участие принимают дети и люди с особенностями развития. Стремительно растет количество таких театров во всем мире и их признание в качестве социо-культурного феномена и специфического явления новейшей культуры. Ярким...
Read More

Искандер Вахитов (художник-график и акварелист). Рафаил Такташ

В этом году исполнилось 70 лет мастеру классической гравюры, живописцу Искандару Вахитову. Его работы, демонстрировавшиеся на персональной выставке художника в апреле этого года, изумляли и восхищали благодарного зрителя высоким мастерством, изысканностью, сложностью исполнения и в то же время одухотворенностью и необыкновенным изяществом, чистотой и точностью мазка, удивительной достоверностью. Все его произведения несут глубокий смысл и красоту. Редакция журнала предлагает вниманию читателей одну из последних статей известного ученого доктора искусствоведения, академика АХ Уз, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, художника Рафаила Хадиевича Такташа, которую он написал еще в 1994 г. и принес в редакцию незадолго до своей кончины - в 2008 г. Искандер Вахитов стал заметен в качестве художника-графика на узбекистанских художественных выставках в 1970-е гг. Он - художник, преданно влюбленный в природу Узбекистана. Он чувствует жизнь среднеазиатской природы, в ее обычных, казалось бы, ничем не примечательных уголках. За годы, прошедшие после окончания Ташкентского театрально-художественного института, И. Вахитов приобрел солидное профессиональное мастерство, позволяющее ему свободно и непринужденно, с большой...
Read More

Мир кимоно

Изысканность, легкость, красота и неповторимый колорит - так в нескольких словах можно охарактеризовать выставку "100 японских кимоно", экспонировавшуюся в Центральном выставочном зале Ташкента с 6 июля по 6 августа. Япония - страна удивительной культуры, открывающая для каждого свои различные грани. Дети любят ее фантастические мультфильмы, молодые люди изучают нюансы восточных единоборств, а художники стремятся постичь красоту живописных миниатюр. Даже чай в стране Восходящего Солнца заваривают и пьют по-особому. Вся эта многогранность прослеживается в коллекции обычных на первый взгляд японских кимоно. Кимоно - национальная одежда, представляющая собой с широкими рукавами халат прямого покроя, запахивающийся как у мужчин, так и у женщин, на груди на правую сторону. Шьется из цельного куска ткани. Вместо пуговиц используются ремешки и бечевки. Традиционное кимоно делают вручную. Техника и технология изготовления традиционных тканей и аксессуаров всегда связана с искусством, этнографией и историей страны, поэтому раскрытие самобытности культур через призму национальной одежды явилось замечательной идеей. К тому же многие виды японской одежды имеют древние корни, ведущие к...
Read More

Ювелирное убранство азербайджанского оружия XVIII — XIX вв. Севиль Садыхова (Азербайджан)

Развитие искусства Азербайджана эпохи средневековья завершается XVIII в., точнее первой половиной XIX столетия, когда в 1828 г., согласно подписанному с Ираном Туркменчайскому договору, северные области страны вошли в состав России (1, с. 254). Этот период не был благоприятным как для искусства в целом, так и для ювелирного дела в частности. Усиление феодальной раздробленности, децентрализация власти усугублялись напряженностью военно-политической обстановки. Ожесточенное соперничество Ирана и Турции, переходящее в непрерывные столкновения на территории Азербайджана, а также военные походы России, осложнявшиеся непрекращающимися междоусобными распрями множества небольших ханств, разрушали производительные силы страны, способствовали упадку городов и городской жизни. Этот сложный исторический период политического и культурного кризиса не был лишен тенденций к развитию. Многие виды народных ремесел не растеряли своего былого значения. Более того, они продолжали развиваться. Хотя и медленно, но назревали ростки нового, особенно во второй половине - конце XVIII в. В условиях господства натурального хозяйства немаловажную роль в экономической жизни Азербайджана играло ремесленное производство. В городах и селениях находилось множество мастерских, где изготовлялись орудия...
Read More

Цвет в архитектуре Темуридов

Важнейшим фактором, определяющим облик средневекового города с внедрением глазурованных облицовок, становится цвет, с которым связана новая страница в истории развития архитектурных идей. Изразцы наполнили пыльные улицы с бесконечно-глухими глинобитными дувалами, скрывающими жилища горожан, мажорными аккордами красочных симфоний, миражами блестящей на солнце сапфирово-бирюзовой сини. Как отмечали американские историки исламской культуры Р. Эттингаузен и О. Грабарь, "использование цвета в архитектуре стало совершенно особым, уникальным достижением мусульманской культуры" (1, с. 213). Раннеисламские культовые сооружения отличались практически полным отсутствием декора, что было связано с характерным для периода раннего ислама презрением ко всему земному и отказу от мирских благ. Это было время, когда богословы призывали к сдержанности и аскетизму в быту, к отказу от шелковых одежд и использования золотых и серебряных чаш, вместо которых предписывались власяницы и глиняная посуда. Предельный аскетизм был присущ и взглядам первых суфийских общин. Однако с "IX в., когда благочестивые устремления верующих стали настолько светскими, что потребовали достойного убранства мечети и эстетического оформления богослужения" (2, с. 270), а также с...
Read More

Взгляд на историю минаретов на территории Узбекистана

Минареты - одна из наиболее интересных и загадочных форм архитектуры Востока. Существует немало версий о происхождении этих старинных башнеобразных сооружений. Слово "минарет", или "минара", по-арабски - "место, где что-нибудь зажжено", или "излучающее свет", то есть своего рода "башня света", но в более углубленном, философском смысле значения слова - свете духовном, или символе человеческой души, стремящейся к просветленности посредством установления диалога со Всевышним. Уже свыше тысячелетия минареты как доминирующие силуэты украшают городские пейзажи в странах мусульманского Востока. Они стали своеобразной визитной карточкой многих городов, их культовых или просветительских учреждений - мечетей и медресе. В независимом Узбекистане эти уникальные творения средневековых зодчих-меморов, обретя особый статус как объекты бесценного культурного наследия, находятся под охраной государства. Самые ранние упоминания об отдельно стоящих минаретах на территории Средней Азии мы встречаем у средневекового автора Наршахи в "Истории Бухары": это "минарет с деревянным верхом, сооруженный в Бухаре рядом с соборной мечетью по приказу визиря Абу Убайдуллы Джейхани в 306 г. х. (918/9 г. н.э.). Сооружение пострадало от...
Read More

Редакционная коллегия (3-10)

Цвет в архитектуре Темуридов Важнейшим фактором, определяющим облик средневекового города с внедрением глазурованных облицовок, становится цвет, с которым связана новая страница в истории развития архитектурных идей. Изразцы наполнили пыльные улицы с бесконечно-глухими глинобитными дувалами, скрывающими жилища горожан, мажорными аккордами красочных симфоний, миражами блестящей на солнце сапфирово-бирюзовой сини. Как отмечали американские историки исламской культуры Р. Эттингаузен и О. Грабарь, "использование цвета в архитектуре стало совершенно особым, уникальным достижением мусульманской культуры" (1, с. 213). Раннеисламские культовые сооружения отличались практически полным отсутствием декора, что было связано с характерным для периода раннего ислама презрением ко всему земному и отказу от мирских благ. Это было время, когда богословы призывали к сдержанности и аскетизму в быту, к отказу от шелковых одежд и использования золотых и серебряных чаш, вместо которых предписывались власяницы и глиняная посуда. Предельный аскетизм был присущ и взглядам первых суфийских общин. Однако с "IX в., когда благочестивые устремления верующих стали настолько светскими, что потребовали достойного убранства мечети и эстетического оформления богослужения" (2, с. 270),...
Read More

Новые имена: Малика Юлдашева

М. Юлдашева родилась 10 августа 1989 г. в Ташкенте в семье медиков. Интерес к рисованию обнаружился у нее уже в раннем детстве. Учась в школе, Малика посещала кружок изобразительного искусства. Позже ей давал уроки художник Данила Кулуев, раскрывший многие секреты художественного мастерства. М. Юлдашева - будущий экономист, но живопись, по ее словам, - это ее хобби, призвание, ее любовь. "Я постоянно нахожусь в поиске новых идей и ощущения удовлетворенности от своего творчества, - говорит М. Юлдашева. - Для меня не существует правил, как именно надо писать картину. Моя душа бесконечно фантазирует, планирует, созидает, обогащая мой внутренний мир. Я чувствую потребность изливать свои впечатления, мысли и переживания на холсте. Мой мир - это мастерская, где обитает мечта. Среди красок, холстов, кистей, незавершенных работ, творческого беспорядка я живу идеалами любви, нежности, доброты и благодарна каждому дню, который дает мне шанс для реализации моих идей". М. Юлдашева написала более 200 картин. 20 - 27 ноября 2009...
Read More

Новые книги

Хусайн Воиз Кошифий. Ахлоқи муҳсиний Ташкент, 2010 Книга - образец наследия великого мыслителя, ученого средних веков. В нем собраны драгоценные мысли и описаны особенности восточного этикета и поведения. В книге 40 глав, освещающих вопросы справедливости, терпения, чистоты помыслов, правдивости. Она посвящена сыну мирзы Султана Хусаина Абулмухсину. "Ахлоқи муҳсиний" - шедевр гератского книгоиздания, поэтому часть книги занимает факсимиле.На узбекском языке. Ижодимиз ҳақида гапирсак Художники о своем творчестве Выпуск пятый Ташкент, 2009 Очередной выпуск серии альбомов предоставляет свои страницы художникам Узбекистана, которые рассказывают о своем творческом пути, делятся мыслями об искусстве. Так, Ж. Гаипов - представитель династии резчиков в седьмом поколении, отмечает: "Моя цель - поднять узбекскую национальную резьбу по дереву от профессионального ремесла к высокому искусству". "Высокая любовь, верность в любви и стремление к настоящей любви составляют суть моего творчества", - говорит А. Нур. На узбекском и русском языках. Аннотированный каталог художественного кино Узбекистана (1925 - 2008). Ташкент, 2009 Полный аннотированный фильмографический справочник по истории кино Узбекистана, охватывающий все периоды его развития - от зарождения узбекского...
Read More

К вопросу изучения генезиса кино Узбекистана. Нигора Каримова

Формирование кинопроизводства в Узбекистане относится к началу ХХ в. Сохранились документы и кадры хроники, свидетельствующие о том, что еще в конце ХIХ в. Туркестан посещали специалисты кинофирм "Патэ" и "Гомон", Москвы и Петербурга. Производились хроникальные съемки о жизни края, этнических и религиозных обрядах, городах и рынках. В начале ХХ в. в Ташкенте открываются первые прокатные конторы, которые занимались регулярной демонстрацией фильмов. По сообщениям исследователей, в Туркестане первый киносеанс был показан уже в 1897 г. - по истечении всего двух лет со дня демонстрации братьями Люмьер своих кинофильмов в Париже. В том же году Туркестан посетил приехавший от фирмы Люмьеров оператор Феликс Месгиш. Он побывал в Ташкенте, Мерве, Бухаре и Самарканде и был хорошо принят как наместником царя в Туркестане, так и эмиром бухарским. Месгиш снимал отдельные эпизоды из их жизни, отдыха, охоты, приема гостей, общий вид городов. В поисках лучших кадров ему довелось подниматься на минареты в Бухаре и Самарканде. Объектом съемок стали представители местного населения, архитектурные памятники,...
Read More

К 50-летию журнала "Общественные науки в Узбекистане"

В данной рубрике настоящего номера "San'at" еще два юбиляра - ежемесячный академический журнал "Общественные науки в Узбекистане" (ОНУ), который в этом году отмечает свой золотой юбилей, и его бессменный ответственный секретарь и ведущий редактор Борис Израилевич Кнопов - лауреат международного конкурса журналистов Узбекистана "Олтин калам", тоже 50 лет работающий в журнале, т.е. со дня его основания. Главными редакторами журнала в разные годы были вице-президенты, академики АН РУз И. М. Муминов, М. К. Нурмухамедов, Э. Ю. Юсупов, И. И. Искандеров, А. Мухамеджанов, а ныне им является вице-президент АН РУз, академик С. С. Гулямов. Золотой юбилей этого тандема ознаменован выпуском в свет белее 500 номеров журнала, в том числе за годы независимости - около 160 номеров, в которых опубликовано более 7500 статей по всему спектру современной социально-гуманитарной науки, Публикации ОНУ посвящены актуальным проблемам утверждения и укрепления суверенитета Республики Узбекистан, осуществления глубоких, широкомасштабных реформ по всем аспектам жизни нашей страны, в первую очередь на пути построения подлинно гуманного, демократического, правового государства, формирования...
Read More

Художественные интерпретации Сабира Рахметова. Нодир Норматов

Говорят, что любовь к жизни, к людям расширяет горизонты души и представления человека о мире. Конечно, у каждого это проявляется индивидуально, в зависимости от интеллекта и духовных качеств. У художника, например, присутствует безграничная любовь к изображаемому - будь то человек или природа. Одновременно с непрерывным творческим поиском и ростом живописца он должен быть готов выбрать для изображения художественного мира "сырье" - материал из своего окружения. Процесс этот неординарен, он не зависит от профессиональных качеств художника, который должен осознавать, что стереотипы и подражания препятствуют истинному творчеству. Если взглянуть с этой точки зрения на творческий путь известного художника Сабира Рахметова, то следует отметить, что в его произведениях отсутствует вычурность. Его можно сравнить с путником, собравшимся в долгий путь, идущим неторопливо к людям и окружающему его миру, при этом зорко вглядывясь в него, пытаясь понять смысл жизни, раскрыть красоту мироздания с помощью выбора красок, сравнений, высохшие стволы деревьев, цветение молодой яблони и т.д. Произведения мастера как бы демонстрируют этапы его творческой...
Read More

Архитектурные памятники — высокое искусство народа, его богатство

Уникальное явление в истории среднеазиатского зодчества - древние архитектурные памятники Узбекистана - важный источник познания искусства, материальной и духовной культуры узбекского народа. Они имеют свои особые черты, отражающие достижения и торжество архитектурной мысли той эпохи, в которую были созданы. Из многих стран мира приезжают в нашу республику ученые и туристы, чтобы изучать и любоваться творениями великих зодчих Узбекистана, являющихся яркой иллюстрацией новаторства, прогрессивных тенденций в архитектуре. Однако какими бы оптимальными ни были условия охраны древних сооружений, они нуждаются в особом внимании к себе, периодически требуя проведения реставрации. В годы независимости во многих городах республики работают предприятия и мастерские по выпуску строительных и отделочных материалов, ведутся непрерывные научные поиски. Высокий профессионализм и опыт народных мастеров позволяют постичь секреты старых мастеров. Актуален вопрос об уровне научного подхода, качестве реставрации, эффективности выполненных работ. Каждый исторический памятник требует восстановления с учетом тех строительных и отделочных материалов, которые, использовались мастерами того времени. До начала реставрационных работ необходимо установить химический состав, рецепты, методику обжига, виды использованного сырья, палитру...
Read More

Народные обычаи и обряды на театральной сцене. Олтиной Таджибаева

Национальные обычаи и обряды, передаваемые народным фольклором, представляют огромный интерес для наших современников. Театральное искусство, рассказывая о них языком сцены, предоставляет возможность глубже понять их суть. У народов Средней Азии бытовал обычай, когда родители малолетних, а иногда только что родившихся, находящихся еще в колыбели, мальчика и девочки подвергали их обряду сватовства, обручения. Об этом повествуют многие произведения устного народного творчества. Основа национального эпоса Средней Азии прослеживается в использовании определенных схем, в которых судьбы героев схожи от рождения. Например, с колыбели были обручены Бомси-Байрак и Бонучечак ("Китаби Деде Коркут"), Алпамыш и Ойбарчин ("Алпамыш"), Гариб и Шахсанам ("Ошик Гариб и Шахсанам"), Манас и Кеникей, Семетей и Айчурек ("Манас"), Тахир и Зухра ("Тахир и Зухра"), Кузи и Баян ("Кузи Курпеш и Баян слу"). Обряд этот у узбеков называется и поныне "бешиккерти", у киргизов - "бел куда", у казахов - "ежекабил", у туркменов - адаглаб куйилади". Главная суть "бешиккерти" - помолвка малолетних детей еще с колыбели, определение их спутника жизни. Очевидно, что в...
Read More

О гедонизме в искусстве Центральной Азии. Часть II. Гедонизм в исламском искусстве

Жизнь - это пир, на котором один Спокойно пирует, наслаждаясь, Другой беден и унижен... Ибн Абд Раббихи Ничто не умиляет господа так, как страдания и умерщвление плоти ради него, и ничто не привлекает его чудной доброты больше, чем слезы. Св. Иоанна Лествичник. В историческом противостоянии гедонизма и аскетизма особое место занимает ислам, который, как и христианство и буддизм, видел в наслаждениях источник страданий и разрушения нравственных устоев. Причем в исламе и христианстве толкование формулы "гедонизм - аскетизм" нередко приводило к смысловым парадоксам. Так, христианство, противопоставляя гедонизм аскетизму, именно в страданиях находило форму наслаждения, т.е. впадало в гедонизм, который само же и отрицало. Примерно ту же картину мы наблюдаем и в суфизме, принципы которого включают отречение от мирских благ (аз-зухд) и одновременно проповедуют в качестве высшего наслаждения мистическую любовь к богу (махабба). Экстатический ритуальный танец "зикр" как один из путей достижения слияния с богом также отражает эту двойственную природу суфизма. Суфийская литература и поэзия любви (махабба) ко Всевышнему поражают чувстенными и эмоциональными описаниями, и...
Read More

Наши юбиляры. "ОТКРЫТАЯ ЛАДОНЬ" МЕДАТА КАГАРОВА (К 70-летию со дня рождения)

В конце 70-х - начале 90-х гг. сформировалась целая плеяда одаренных уйгурских художников, которая значительно расширила проблемно-тематический круг, обновила образно-пластическую структуру, диапазон используемых традиций и продолжила, творчески переработав, разнообразные традиции как мирового художественного опыта, так и национального, в том числе народного, искусства. Это такие интересные и своеобразные художники, как Медат Кагаров, Леким Ибрагимов, Талгат Миррахимов, Ахмет Ахат, Руслан Юсупов, Кураш Зульпикаров, Ашимжан Курбанов и многие другие. Как правило, работы уйгурских художников не перегружены формами и несколько сдержанны по колористическому решению. Они склонны к многократному варьированию одних и тех же или близких мотивов. Одни художники интуитивно, другие вполне сознательно находили эти основные принципы, питающие общие корни, уходящие в недра народной художественной культуры прошлого в музыкальном и словесном фольклоре, в прикладном искусстве. Художник М. Кагаров - философ по складу ума и поэт по восприятию жизни, он мыслит чрезвычайно образно, ярко, своеобразно и подмечает все необычное. В этом заключается его отношение и к окружающему его миру, и к своему...
Read More