Кадры из к/ф  «Прокаженная». 1925 Формирование кинопроизводства в Узбекистане относится к началу ХХ в. Сохранились документы и кадры хроники, свидетельствующие о том, что еще в конце ХIХ в. Туркестан посещали специалисты кинофирм «Патэ» и «Гомон», Москвы и Петербурга. Производились хроникальные съемки о жизни края, этнических и религиозных обрядах, городах и рынках.

В начале ХХ в. в Ташкенте открываются первые прокатные конторы, которые занимались регулярной демонстрацией фильмов. По сообщениям исследователей, в Туркестане первый киносеанс был показан уже в 1897 г. — по истечении всего двух лет со дня демонстрации братьями Люмьер своих кинофильмов в Париже.

Кадр из к/ф «Вторая жена». 1925 В том же году Туркестан посетил приехавший от фирмы Люмьеров оператор Феликс Месгиш. Он побывал в Ташкенте, Мерве, Бухаре и Самарканде и был хорошо принят как наместником царя в Туркестане, так и эмиром бухарским. Месгиш снимал отдельные эпизоды из их жизни, отдыха, охоты, приема гостей, общий вид городов. В поисках лучших кадров ему довелось подниматься на минареты в Бухаре и Самарканде. Объектом съемок стали представители местного населения, архитектурные памятники, ремесленные производства, караван-сараи, рынки. Те же объекты снимали и русские операторы, ибо среднеазиатские сюжеты имели большой успех у зрителей.

Афиша фильма «Прокаженная». 1925 В 1910 г. Российская кинофирма «Северный Медведь» произвела «съемки некоторых местностей Ташкента и нравов туземцев» (1, с. 24).Через год фильм демонстрировался в Ташкентском кинотеатре «Хива», где собралось много зрителей, желающих увидеть на экране родную природу и лица знакомых. В 1912 г. в этом же кинотеатре состоялись первые научные киносеансы — фильмы о Швейцарии. В другой раз зрителям показали фильм о жизни микробов, а Ташкентский врач А. Шварц давал во время сеанса объяснения.

В 1907 — 1908 гг. фабрикант, производивший маргарин, А. Матюхин решил заняться кинопроизводством. Он купил в Париже кинолабораторию, пригласил операторов и начал съемки железнодорожного пути от Парижа до Пекина. Путь этот значительной своей частью проходил через Европейскую и Азиатскую часть России. Однако из этой затеи ничего не получилось — большинство негативов оказалось негодным. Но коммерсант привез все-таки из Парижа в Москву часть отснятого материала. А. Ханжонков приобрел у А. Матюхина киносъемки «Праздник Байрама в Средней Азии» и в свою очередь продал этот фильм, дав тем самым ему путевку в жизнь.

Обложка журнала «Советский Экран» (с фото Р. Мессерер – исп. главной роли в к/ф «Вторая жена». 1925) По устному свидетельству профессора В.Ф. Булаевского, большого знатока Голодной степи, документально-хроникальные киносъемки в Средней Азии были произведены 5 октября 1913 г. на открытии в Голодной степи Романовского оросительного канала (в Государственной библиотеке Узбекистана им. А. Навои есть альбом прекрасно сохранившихся фотографий неизвестного автора, посвященных тому же событию, возможно, оператор и фотограф — один и тот же человек). По прямому свидетельству А. Ханжонкова, его кинофирме Министерство земледелия царской России поручило произвести съемки в Туркестанском крае — Сыр-Дарьинской, Ферганской, Самаркандской и Закаспийской областях.

В середине 1915 г. в фонде географических программ научного отдела кинофирмы А. Ханжонкова были негативы кинокадров, отснятых разными операторами в различных местах Средней Азии. В 1917 г. в Ялте была заснята на кинопленку вилла эмира бухарского (1, с.76, 88, 112). Следует отметить, что обществом «Аполлон», возможно, даже работавшим для него Фон Ган-Ягельским, придворным фотографом Российского императора Николая II, была произведена киносъемка «Закладка мечети в Санкт-Петербурге». Негатив этих съемок также был приобретен А. Ханжонковым.

Афиша к/ф «Чадра» Первые демонстрации фильмов, организованные для мусульманской части общества, в основном состояли из видовых короткометражных картин хроникального материала — пейзажи и виды городов мира, народные гулянья, сцены охоты, земледельческие работы, хроника из жизни коронованных особ. В европейской части Ташкента первые сеансы проводились в Летнем Саду. Среди зрителей русской части города были очень популярны мелодрамы, исторические драмы, триллеры. О жанровом формате можно догадаться по названиям демонстрировавшихся фильмов: «Нарядная и убогая», «Женщина в 40 лет», «Алтарь любви», «Брак по ошибке», «Горные шакалы», «Емельян Пугачев», «Мясоедовщина», «Кровавый кошмар» и т.п. (2).

Самый крупный в Ташкенте кинотеатр «Хива» был построен в 1910 г. Впоследствии он трижды перестраивался. Первое его здание сгорело, второе, построенное на этом же месте в 1916 г., разрушило землетрясение 1966 г. Третье здание кинотеатра «Хива», располагавшееся на улице Пролетарской, тоже не сохранилось до наших дней. В истории Ташкента и в памяти зрителей кинотеатр «Хива» оставил крупный след, центральным было и его расположение — на углу улиц Кауфманской и Романовской. Не менее значима его роль и как образца зодчества того времени: пара ее куполов, притягивающих взгляд, составляла часть городского пейзажа.

Кадры из к/ф «Чадра». 1927 «Иллюзионы плодятся как грибы в лесах после дождя» — это журналистское клише в начале века соответствовало действительности. Новое зрелище отвечало потребностям прежде всего массового зрителя-горожанина, недаром уже в 1908 г. проницательный молодой критик Корней Чуковский в своей нашумевшей работе «Нат Пинкертон и современная литература» называл кинематограф «городским фольклором», «эпосом города». За короткий срок Туркестан в целом, на всех его уровнях и на всех широтах, оказался охваченным кинематографом. Сколько было «иллюзионов»? Подсчитать трудно, и точные данные уже не восстановимы. «Иллюзионы» поистине и росли, и исчезали как грибы, сгорали, прогорали, буквально и фигурально. К 1915 г. в Ташкенте существовало уже приблизительно около 15 кинотеатров с экзотическими названиями — «Мулен Руж», «Коллизей», «Модерн», «Аполло», «Фильма», «Одеон» и т.п.

Кадр из к/ф «Мусульманка». 1925 Между кинематографами шла беспощадная конкурентная борьба за зрителя. Какими способами она велась? Во-первых, необычностью объявлений в периодической печати. Например: «Премьера роскошных картин! Начало в 8.30. Цены местами значительно понижены» (3). «Дневные сеансы синематографа. Все места — 20 коп. Галерея — 15. Два оркестра музыки» (4). «Сеансы кинематографа для учащихся. Сегодня в час дня в кинематографе гос-на Эльже по особой программе состоятся сеансы для учащихся в наших средних учебных заведениях и начальных училищах.

Г-н Эльже для этой цели предоставил в распоряжение учебного начальства 400 бесплатных билетов» (5). Правда, в печати публиковались и заметки авторов, не довольных столь стремительным ростом кинотеатров: «Еще один кинотеатр! Мы слышали, что в недалеком будущем в Ташкенте будет выстроен еще один кинотеатр напротив «Мулен Ружа» гос. Макса. Это будет 6-й по счету. Не довольно ли!… (6). Однако в целом процесс проникновения в край кинематографа было уже невозможно остановить. Туркестаном активно интересовались и иностранные кинооператоры, в первую очередь из Франции.

Кадры из к/ф «Чадра». 1927 Примечательно сообщение «Сеансы парижского синематографа» в «Туркестанских ведомостях» от 29 июня 1911 г. о предстоящем приезде в край известного французского кинооператора Рене Моро: «Нам сообщают, что французскому гражданину Рене Моро, командированному французским кинематографическим обществом «Ecl ir», разрешена поездка по русским владениям Средней Азии для производства кинематографических снимков. В недалеком будущем фотограф, несомненно, прибудет в Ташкент, и таким образом наша жизнь будет запечатлена на кинематографической ленте и заграничная публика воочию познакомится со столицей Туркестанского края».

О степени распространения европейских форм зрелищных искусств не только в городах, но и отдаленных селах и кишлаках свидетельствует небольшая информационная статья с красноречивым названием «Кинематографы и цирки в туземных кишлаках»: «В нынешнем году все большие кишлаки Ташкентского уезда наводнены цирками и кинематографами. … кинематографы в настоящее время имеются в Пскенте, Чиназе, Троицком уезде. В первых двух уже перебывало несколько кинематографов и цирков. Все кинематографы работают хорошо, в особенности в базарные дни, когда сборы достигают до 150 — 200 руб. с сеанса» (7).

Кадр из к/ф «Мусульманка». 1925 Дальнейшее развитие кинопроизводства резко раздвигает рамки репертуара, углубляет его, перераспределяет прежние и формирует новые функции кино в общественной жизни. Так, после 1917 г. в Туркестане (как и в России) кинодело становится весомым орудием агитации и пропаганды советского образа жизни. К 1920-м гг. национализируются кинотеатры, прокатные конторы. Любопытный факт: начиная с 1920-х — вплоть до 1924 г. в «старых городах» и кишлаках фильмы демонстрировались почти всегда бесплатно. А в 1925 — 1926 гг. бесплатным оставался лишь вход для женщин.

12 апреля 1924 г. Правительство Бухарской Народной Республики заключило договор с Ленинградской киноорганизацией «Севзапкино», на основании которого было учреждено русско-бухарское товарищество «Бухкино». В 1925 г. «Бухкино» совместно с «Севзапкино» и «Пролеткино» сняли 2 игровые картины — «Минарет смерти» (режиссер В. Висковский) и «Мусульманка» (режиссер Бассалыго). «Мусульманка» с успехом демонстрировалась за рубежом — в Германии, Китае, Латвии, во Франции, в Италии…». «Минарет смерти» шел в 14 странах под названием «Гарем из Бухары». В июле 1926 г. по приглашению «Узбекгоскино» из Москвы для постановки картины «Вторая жена» были приглашены режиссер М. Доронин, оператор В. Добржанский и киногруппа. Сценарий был написан ташкентскими писательницами Л. Сайфуллиной и В. Собберей. Художник — Б. Челли.

Документальные съемки производились и ранее, но они носили чисто случайный и далеко не систематический характер. В сентябре 1924 г. политуправлением Красной Армии была организована производственная киноконтора «Красная звезда». Основной ее задачей было создание фильмов из жизни и быта красноармейцев, а также военно-педагогическое их воспитание (8). Этой киноконторой был снят научно-бытовой фильм в 6 частях «Шелководство в Туркестане», который вышел на экран в январе 1925 г. Кадры, посвященные Узбекистану, включены в документальный фильм Д. Вертова «Шестая часть мира». В марте 1925 г. коллегия Народного просвещения Узбекистана утвердила Положение об Узбекском государственном фото-кинопредприятии «Узбекгоскино». 4 июня 1925 г. был организован трест «Узбекгоскино», и в Ташкенте, на Шайхантауре, в здании бывшего медресе открылась кинофабрика «Шарк Юлдузи».

Важно отметить, что первые фильмы снимались в основном русскими кинорежиссерами. Немые узбекские фильмы 1920-х гг. создавались, главным образом, в стилистике агиткино.

Таким образом, можно констатировать, что первоначально кинематограф в Туркестанском крае, в частности в Ташкенте, появился как бизнес-проект, как феномен зрелищной культуры, сочетающей в себе и функции просветительского характера. Конкурируя с цирком и ярмарочным балаганом, он на первых этапах своего распространения в Туркестане воспринимался как некий технический «фокус». Но уже в 1920 — 1930-е гг. кинематограф Узбекистана становится инструментом идеологии, пропагандирующей преимущества новой исторической парадигмы общественной жизни.

Литература
1. Ханжонков А. Первые годы русской кинематографии. Воспоминания. М., 1937.
2. ЦГА РУз, ф. Р-34, оп. 1, д. 64, л. 143.
3. Туркестанские ведомости, 14 марта 1911 г.
4. Туркестанские ведомости, 10 апреля 1911 г.
5. Туркестанские ведомости, 1 мая 1911 г.
6. Туркестанские ведомости, 7 мая 1911 г.
7. Туркестанские ведомости, 22 июля 1911 г.
8. Киноконтора! Ура! // Советский Экран, 1925, № 33.

Нигора Каримова