Искандер Вахитов В этом году исполнилось 70 лет мастеру классической гравюры, живописцу Искандару Вахитову. Его работы, демонстрировавшиеся на персональной выставке художника в апреле этого года, изумляли и восхищали благодарного зрителя высоким мастерством, изысканностью, сложностью исполнения и в то же время одухотворенностью и необыкновенным изяществом, чистотой и точностью мазка, удивительной достоверностью. Все его произведения несут глубокий смысл и красоту.

Редакция журнала предлагает вниманию читателей одну из последних статей известного ученого доктора искусствоведения, академика АХ Уз, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, художника Рафаила Хадиевича Такташа, которую он написал еще в 1994 г. и принес в редакцию незадолго до своей кончины — в 2008 г.

В Зоомине. К., акв. 1982 Анхор. К., т. 1989 Искандер Вахитов стал заметен в качестве художника-графика на узбекистанских художественных выставках в 1970-е гг. Он — художник, преданно влюбленный в природу Узбекистана. Он чувствует жизнь среднеазиатской природы, в ее обычных, казалось бы, ничем не примечательных уголках. За годы, прошедшие после окончания Ташкентского театрально-художественного института, И. Вахитов приобрел солидное профессиональное мастерство, позволяющее ему свободно и непринужденно, с большой выразительностью, а подчас и ювелирной отточенностью графического почерка воспроизводить все то, что восхищает и удивляет избирательно-направленное внимание художника.

Вечером. Автолит., 1981 И. Вахитов овладел многими графическими техниками, в особенности карандашом и автолитографией. В пейзажных композициях серии «Мой Чиланзар» мастер достиг почти виртуозного мастерства в использовании литографского карандаша, глубоко проникся затаенной жизнью природы, уцелевшей среди грохочущих магистралей и многоэтажных жилых домов большого города. В листах этой серии Вахитову удалось раскрыть различные состояния природы необыкновенно тонко и проникновенно. Языком реалистического искусства, зорким глазом художника, проникая в сокровенную жизнь деревьев, кустарников, птиц и воды, раскрывая мельчайшие подробности изменений в природе, в непрестанном течении ее жизни, художник создал пейзажные композиции, отмеченные значительной силой эстетического воздействия, подлинно лирические по своему существу, сделанные рукой изощренного мастера (композиции «Весна», «Ранняя весна», «Первый снег», «Оттепель», «К вечеру», «Пастушок»).

Лошкерек. К., т. 1991 Вахитов долго держался в рамках академического направления в понимании структуры графического листа, тех средств, которыми достигается выразительность произведения, воздействие его на зрителя. Однако вo второй половине восьмидесятых годов в его творчестве начинается определенный перелом. В своих акварельных композициях, которые мастер создает не с натуры, а на основе предварительных подробных зарисовок, небольших этюдов, И. Вахитов не без воздействия такого мощного мастера современной узбекской графики, как Медат Кагаров, начинает определенно склоняться к гораздо более свободному импровизационному построению акварельных композиций.

Теперь И. Вaхитов жертвует многими деталями и жанровыми подробностями ради достижения эффекта воздействия самого главного и впечатляющего в пейзаже. Такая эволюция, такое изменение собственного пути в графике позволили ему лавировать в природе не только ее размеренную жизнь, но и скрытую от равнодушных глаз динамику, энергию и пафос разлитых в природе околоземных и космических сил и энергий, составляющих поэзию ее изменений и преображений, пульсирующий ритм ее музыкальной сущности.

Горы Хумсана. Х., м. 1988 Хива. Старая улица. 1999 На сегодняшний день наибольшую художественную ценность представляют замечательные автолитографии И. Вахитова из серии «Мой Чиланзар», а также созданные им в последние годы пейзажные акварели, где художник успешно преодолевает притяжение своей прежней спокойной устоявшейся манеры, основанной на добротном, реалистическом изучении натуры, вырывается в неизведанные просторы раскованного, свободного от буквального следования натуре постижения природы в ее образно-поэтической и музыкально-ритмической сути.

Рафаил Такташ