Медат Кагаров В конце 70-х — начале 90-х гг. сформировалась целая плеяда одаренных уйгурских художников, которая значительно расширила проблемно-тематический круг, обновила образно-пластическую структуру, диапазон используемых традиций и продолжила, творчески переработав, разнообразные традиции как мирового художественного опыта, так и национального, в том числе народного, искусства. Это такие интересные и своеобразные художники, как Медат Кагаров, Леким Ибрагимов, Талгат Миррахимов, Ахмет Ахат, Руслан Юсупов, Кураш Зульпикаров, Ашимжан Курбанов и многие другие.

Возвращение. Х., м. 1994  Как правило, работы уйгурских художников не перегружены формами и несколько сдержанны по колористическому решению. Они склонны к многократному варьированию одних и тех же или близких мотивов. Одни художники интуитивно, другие вполне сознательно находили эти основные принципы, питающие общие корни, уходящие в недра народной художественной культуры прошлого в музыкальном и словесном фольклоре, в прикладном искусстве.

Вечер. Х., м. 1995  Художник М. Кагаров — философ по складу ума и поэт по восприятию жизни, он мыслит чрезвычайно образно, ярко, своеобразно и подмечает все необычное. В этом заключается его отношение и к окружающему его миру, и к своему творчеству…

Сегодня М. Кагаров — народный художник Узбекистана, академик Академии художеств Узбекистана, лауреат многочисленных премий и участник самых престижных выставок, признанный авторитет в художественных кругах центральноазиатского региона.

Продавец птиц. Х., м. 2007 Однажды художник рассказал интересную историю о том, как когда-то под Бухарой он побывал на старом суфийском кладбище и удивился тому, что над могилами высятся шесты, увенчанные знаками в виде открытых ладоней. «Это значит, что человек ушел из мира с чистыми руками, — трактует эту символику Медат. — Он ничего с собой не взял, оставив все людям. По этому закону и нужно жить».

Мелодия одинокого путника. Х., м. 2007 Творчество художника М. Кагарова многопланово и разнообразно. На первом этапе своего творческого пути М. Кагаров очень много и плодотворно работает в графическом жанре, создавая уникальные образцы графики, иллюстрирует книги известных авторов Востока и Запада и создает многочисленные серии высокометафорических литографий, которые позднее экспонировались на международных и персональных выставках художника. Серии его работ «Хивинские впечатления», «Времена года», «Автобиография», «Фарижский репортаж», «Когда цветет миндаль», «Мой Узбекистан», «Билал Назым», «Военные песни В.Высоцкого» и многие другие стали заметным явлением в художественной культуре республики.

Восточный гороскоп. Х., м. 2000 За серию автолитографий «Боевые спутники мои» М. Кагаров был удостоен молодежной премии. Целый ряд графических произведений художника закупило Министерство культуры и Союз художников Узбекистана. Это было серьезным творческим достижением Мастера. Показательна его серия «Поэзия Абдуллы Арипова», созданная в 1977 г., когда еще молодой поэт был на пороге популярности, хотя все говорили о его потрясающей талантливости. Поразила она и Медата. Серия получилась яркой, эмоционально сдержанной и запоминающейся. Художник не стремился передать нечто сюжетное, связанное с конкретным произведением. М. Кагаров выражал свои личные впечатления легко, вдохновенно.

Поэтичность и метафоричность его графических работ уникальны. Если к этому добавить его мастерство и стремление к символизму, то реальное воплощение становится поразительным. Художник умеет в многозначительных деталях выразить контекст всей композиции. Так, на одном из листов серии «Военные песни В.Высоцкого» под названием «Небо этого дня» художник изобразил любимых им птиц. Это — символы непреходящего, души, духа мертвых, восхождения на Небо (ведь не случайно и такое название).

К истокам. Х., м. 2009 Птицы — это возможность общаться с духом великого поэта, высшее проявление сознания, мысли. Если было бы две птицы, то они олицетворяли бы дуализм. На литографии их значительно больше, что позволяет говорить о многогранности творчества поэта Высоцкого. К тому же птицы не на дереве, не на крыше дома, а на колокольне, что придает дополнительную смысловую нагрузку произведению. Таким образом, возникает некий союз земного и божественного. Это и некий протест войне, призыв к миру, ведь птицы еще со времен мифологии сопровождали героев, которые неизменно совершали подвиги. К этому можно добавить, что в восточной философии птицы олицетворяют созидательный принцип, а в исламе птицы — это души верующих, живущих на Древе Жизни.

Былые дни. Х., м. 2009 Уже много лет художник М. Кагаров все больше занимается живописью. В 1991 г. М. Кагаров с персональной выставкой посетил город Урумчи — административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Организаторы повезли известного художника по древним городам, в том числе и в Турфан, близ которого сохранились пещерные комплексы, а также многочисленные древние архитектурные сооружения. Росписи, увиденные художником, изумили его. М. Кагаров вернулся из поездки с совершенно иным мировоззрением и мировосприятием жизни. С того времени начался так называемый живописный период творчества художника, который стал не только новым течением в творчестве М. Кагарова, но и новым направлением в живописи, названный кем-то из критиков «Визион-Арт».

В полотнах М. Кагарова, созданных в так называемом визионарном стиле, появился особый мир, сочный и красочный, наполненный нежным терпким ароматом и проникновенными мелодиями Востока. При этом созданные картины глубоко индивидуальны, обладают особым видением художника, часто интуитивным, позволяющим точно определить его настроение и даже жизненные воззрения. Это даже проявление какого-то эссеистического мышления художника, где «синтез абстрактного, конкретного и реального носит свободный и подвижный характер».

Под старой арчой. Х., м. 2010 Бытовые сюжеты и картины, созданные на мотивы восточных миниатюр, и даже авангард у М. Кагарова — особые и имеют яркие отличительные качества, присущие только ему. М. Кагаров классифицирует свое современное творчество на несколько групп: суфи-арт, авангард, турфанский стиль, бытовые сюжеты, мотивы восточных миниатюр и графика. Замечательны картины художника «Божественный шанырак», «Дервиш и красавица» (диптих), «Земля и Небо» (диптих), являющиеся вершиной творчества художника. В них — философия зрелого Мастера, осмысление и даже переосмысление пережитого и обращение к молодым, стремящимся постичь Истину.

Произведения мастера «Человек и птица», «Девушка с веером», «Пастушок урочища Тангалы», «Ожидание», «Наказ», «Молитва в полдень» являются наглядным примером творческого использования старинных мотивов в современном талантливом обрамлении.

Путник со свечой. Х., м. 2010  Свободное от идеологических рамок творчество М. Кагарова приобрело новый своеобразный симбиоз: классическое образование, реалистическая сдержанность, европейский авангард, восточная мелодика и своеобразное, глубоко национальное мышление. И еще много разных оттенков и нюансов, которые не поддаются словесному описанию, а подвластны только талантливой кисти Мастера.

Работами М. Кагарова по праву гордятся и Государственный музей Узбекистана, и Третьяковская галерея, и уйгурская галерея «Мын уй», и огромное количество частных коллекционеров. Иметь картину художника — это не только стильно и дань моде. Это класс, это изысканный высокохудожественный вкус.

Фархад Хамраев