О гедонизме в искусстве Центральной Азии. Часть I. Искусство древности и раннего средневековья

"Чистый дух" есть чистая глупость: если мы сбросим со счёта нервную систему и чувства, "смертную оболочку", то мы обсчитаемся - вот и всё. Фридрих Ницше Задача настоящей публикации - показать историческую динамику соотношения гедонистического и аскетического начала на материале искусства Узбекистана (с привлечением материала по всему региону Центральной Азии) с древнейших времен по настоящее время. Поскольку рамки одной статьи не позволяют это сделать развернуто, мы представляем весь объем в трех частях. Здесь публикуется первая часть, посвященная доисламскому периоду искусства Центральной Азии. Более подробно положения статьи будут изложены в подготавливаемой нами монографии "Идиоматика восточного искусства". Проблема гедонизма (греч. hedone - удовольствие, направление в этике и эстетике, оценивающее наслаждение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения), являющегося одним из базовых философских компонентов и психо-эмоциональных стимулов мирового искусства, практически по разным причинам не акцентировалась ни в самом искусстве соцреализма, ни в отечественной арт-критике ХХ в. И хотя советская идеология вопринимала довольно лояльно искусство античности или европейского Ренессанса с их приверженностью к чувственному наслаждению, тем не менее...
Read More

Хроника художественной жизни (март — июль 2010)

19 - 26 марта, ТДФ На выставке традиционного и современного декоративно-прикладного искусства Узбекистана Фестиваль искусств "Навруз - 2010" демонстрировались такие виды народных ремесел, как вышивка, набойка, национальные ткани, керамика, резьба и роспись по дереву, а также батик, гобелен, декоративная пластика и др. Свои новые коллекции представили известный ташкентский модельер Л. Бабаева и мастер-читгар А. Рахимов. В рамках выставки отмечались юбилейные даты известных мастеров керамики Узбекистана усто Умаркула Джуракулова, Софьи Раковой, Мухтара Абдулакулова и Ахада Аминова, внесших достойный вклад в дело сохранения и развития традиционной школы керамики Узбекистана. 19 марта - 2 апреля, ДТМ Художественная выставка "Пейзажи родного края" была традиционно приурочена ко всенародному празднику Навруз. На вернисаже было представлено около ста авторских работ молодых художников Узбекистана: Алишера и Азамата Атабаевых, Дильшода Эшматова, Эльмурада Халыкбердиева, Уктама Саидова, Надыра Ахмедзянова, а также студентов художественных колледжей и Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада, пробующих себя в жанре пейзажа. 25 марта - 25 апреля, ГИИ Уз Организаторы...
Read More

Редакционная коллегия (2-10)

Хроника художественной жизни (март - июль 2010) 19 - 26 марта, ТДФ На выставке традиционного и современного декоративно-прикладного искусства Узбекистана Фестиваль искусств "Навруз - 2010" демонстрировались такие виды народных ремесел, как вышивка, набойка, национальные ткани, керамика, резьба и роспись по дереву, а также батик, гобелен, декоративная пластика и др. Свои новые коллекции представили известный ташкентский модельер Л. Бабаева и мастер-читгар А. Рахимов. В рамках выставки отмечались юбилейные даты известных мастеров керамики Узбекистана усто Умаркула Джуракулова, Софьи Раковой, Мухтара Абдулакулова и Ахада Аминова, внесших достойный вклад в дело сохранения и развития традиционной школы керамики Узбекистана. 19 марта - 2 апреля, ДТМ Художественная выставка "Пейзажи родного края" была традиционно приурочена ко всенародному празднику Навруз. На вернисаже было представлено около ста авторских работ молодых художников Узбекистана: Алишера и Азамата Атабаевых, Дильшода Эшматова, Эльмурада Халыкбердиева, Уктама Саидова, Надыра Ахмедзянова, а также студентов художественных колледжей и Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада, пробующих себя в жанре пейзажа. 25 марта...
Read More

Войлок в тюркском мире: история и современность

Предметы быта, изготавливаемые ремесленниками народа, ведущего оседлый образ жизни и кочевыми скотоводами, издревле имели между собой как общие черты, так и определенные различия. Эти соотношения, характерные для культуры кочевых скотоводов, наблюдаются лишь в создаваемых ими образцах искусства. Так, войлок - самый древний материал скотоводов, кочующих с яйлагов в гышлак (зимовья), распространен среди тюркоязычных народов, ведущих кочевой образ жизни. Считается, что технология изготовления войлока появилась гораздо раньше технологии изготовления безворсовых и ворсовых ковров. Точная дата его появления неизвестна, однако войлочные изделия, обнаруженные при археологических раскопках на Алтайских курганах, дают основание полагать, что войлочными изделиями пользовались тюркоязычные народы уже в VI - IV вв. до н.э. Войлок был, согласно тюркским верованиям (1, с.16,83,84), возведен до культового образа праотца. Гёйтюрки изготавливали фигурки своих божеств из войлока, помещали их в кожаные мешочки и привязывали к кольям, совершая им жертвоприношения в течение четырех времен года. Китайские источники свидетельствуют о большом значении войлока в общественной жизни древних тюрков. Так, избранного кагана усаживали на белый войлок...
Read More

Felt in the Turkic World: History and Present Day

Items of everyday use manufactured by craftsmen of sedentary and nomadic nations have always had similarities and differences. Proportions characteristic of nomadic culture can only be observed in the pieces of art they create. Felt, the most ancient material used by nomadic herdsmen migrating from yailag to gyshlak (wintering stations), is common among Turkic nations leading the life of nomads. It is believed that felt-making technology appeared much earlier than the technology for manufacturing fleece-free and pile carpets. Although the exact date of its appearance is unknown, felt items discovered during archaeological excavations in the mounds in Altai suggest that Turkic-speaking peoples were using felt items already in the 6-4 centuries B.C. Chinese sources testify to the importance of felt in the social life of ancient Turks. For instance, the chosen kagan was seated upon white felt and symbolically carried around the sun seven times, after which he became the undisputed ruler. According to another custom, the country's...
Read More

Международный день музеев в Узбекистане

18 мая Академией художеств Узбекистана был осуществлен авторский художественный проект Али Турова "Шедевры мирового искусства в Ташкенте", призванный эффективно и динамично привлекать как можно больше жителей нашей страны к участию в культурной жизни, создавая гармоничную среду обитания в стремительно развивающемся мегаполисе, в которой каждый человек может получить возможность приобщиться к национальному и мировому искусству. Театральная площадь Государственного Академического Большого театра им. А. Навои была заполнена 100 живописными баннерами, на которых были представлены шедевры изобразительного искусства из лучших музеев мира - Лувра и Эрмитажа, Галереи Уффици и музея Метрополитен, из Русского музея и Третьяковской галереи, из музейных собраний Берлина, Вашингтона, Лондона, Мадрида, из музейных коллекций Узбекистана и многих других сокровищниц мирового искусства. Изобразительное искусство - важная часть прогрессивных динамических процессов общественного развития наряду с другими материальными и духовными факторами, без которых немыслимо создание гуманного, прогрессивного социума. Поэтому бережное сохранение исторического и культурного наследия стало приоритетом культурной политики независимого Узбекистана. Ежедневное общение с шедеврами мирового...
Read More

International Museum Day in Uzbekistan

On the 18th of May 2010 the Academy of Arts of Uzbekistan implemented an art project authored by Ali Turov under the title "Masterpieces of World Art in Tashkent", with an objective to effectively introduce greater number of country residents to cultural life and create a harmonious environment in the booming metropolis, in which every person could have an opportunity of exposure to the national and global art. The Square in front of the State Academic Bolshoi Theatre named after Alisher Navoi was filled with 100 painting banners showing the masterpieces from the world's best museums: Le Louvre and the Hermitage, the Uffizi Gallery and the Metropolitan Museum; from the Russian Museum and the Tretyakov Gallery; from the museums of Berlin, Washington, London, Madrid, the museum collections of Uzbekistan and many other world art treasuries. Visual Art is an important part of progressive dynamic processes of social development, along with other material and spiritual factors, without which the...
Read More

Значение народных инструментов в узбекской популярной музыке

Музыкальное наследие народа связано с географическими и климатическими условиями жизни. Место обитания влияет на характер, жизненные взгляды и на философию людей. В этой связи музыкальные инструменты - одно из ярких средств выразительности. Характеристике узбекских народных инструментов посвящено много трудов. Так, в трактате Дарвеша Али Чанги "Рисолаи мусика" ученый даёт характеристику почти каждому инструменту, сравнивая их с природой и с людьми. Постепенно за каждым из них закрепилась сфера, которая характеризует тот или иной образ. Для демонстрации женского образа часто используются такие инструменты, как дутар, рубаб, чанг, най, а мужского - тамбур, ут, сато и др. Метроритмика способствует передаче эмоционального состояния человека, его грусти, печали, радости, веселья, счастья, выражение которых возлагается на ударные инструменты. Сложившиеся традиции образности народной музыки вошли и в академическую композиторскую школу. Музыкальная жизнь Узбекистана 1960-х гг. обогатилась новым пластом - эстрадным. Будучи новым явлением, узбекская эстрадная музыка переняла многое от музыки мировой, сохранив народные традиции и достижения академической композиторской школы. В этом ключе использование народных музыкальных инструментов...
Read More

Traditional Instruments in Uzbek Popular Music

Nation's musical heritage is connected with geographic and climatic living environment. Habitat influences human character, attitude and philosophy. In this respect, musical instruments are one of the vivid means of expression. Many a treatise has been dedicated to traditional Uzbek musical instruments. For instance in "Risolai Musika" by Darvesh Ali Changi the scholar offers a description of almost every musical instrument, comparing them to nature and human beings. Gradually, each instrument came to represent a domain that characterised a particular image. To present a female character musicians often use dutar, rubab, chang and nai, whereas tambur, ut, sato and others represent male characters. Metrorhythmics helps convey human emotions, such as sadness, blues, joy, merriment, happiness; expressing them is the job of percussion instruments. The established traditions of folk music imagery have been embraced by the academic school of composition too. Musical life of Uzbekistan in 1960s was enriched by a new component - popular music. A new phenomenon, Uzbek...
Read More

Трансформация образа божества войны и победы в древнем искусстве Средней Азии

В 1993 г. на древнем памятнике Кафир-кала, в местности Рабатак (Афганистан), была найдена каменная плита, на которой имелась бактрийская надпись, содержащая первую достоверную генеалогию ранних кушанских царей, а также пантеон богов, чьи имена были известны прежде исключительно по монетам Канишки (1, с. 351 - 356). Среди перечисленных божеств упоминается и Орлагно - древневосточное божество войны и победы, официально нашедшее свое признание в период правления этого царя. Автор данной статьи предлагает свою версию трансформации этого образа в зависимости от его местонахождения и времени почитания. В конце III - первых веках II тыс. до н.э. на территории Ирана, Средней Азии и Индии были расселены индоиранские племена, разделившиеся на самостоятельные группы - индоариев и иранцев, что повлияло на возникновение древних цивилизаций (иранской, индийской, среднеазиатской), впоследствии оказавших влияние на развитие других очагов мировой культуры. Юг Средней Азии и север Афганистана именовался Бактрией. Располагаясь на пути следования кочевников, а впоследствии - на активно функционирующих торговых дорогах, культура бактрийцев изначально стала представлять собой...
Read More

Transformation of the Image of War and Victory Deity in the Ancient Art of Central Asia

In 1993, in the ancient Kafir-Kala monument in Rabatak area (Afghanistan) a stone slab was found; it bore a Bactrian inscription containing the first accurate genealogy of early Kushan kings, as well as a pantheon of gods, whose names were known previously only from Kanishka's coins (1, pp. 351-356). Among the mentioned deities is Orlagno, ancient oriental deity of war and victory, officially recognized during the king's reign. The author of this article offers her own version of the transformation of this image depending on the location and time period. At the end of the 3rd millennium and early centuries of the 2nd millennium B.C. Indo-Iranian tribes settled on the territory of Iran, Central Asia and India; they divided into independent groups - Indo-Aryans and Iranians - and this division influenced the emergence of ancient civilizations (Iranian, Indian, Central Asian), which subsequently influenced the development of other centers of world culture. Southern parts of Central Asia and northern Afghanistan...
Read More

Новые имена: Нодир Бобомуродов

Нодир Бобомуродов родился в 1986 г. в городе Гиждуван Бухарской области. В 2005 г. окончил Республиканский колледж дизайна им. А. Ходжаева и поступил в Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада на отделение монументальной живописи. Навыки мастерства в институте получал под руководством академика АХ Уз Б. Джалалова и Дж. Рахманова. Творчество Н. Бобомуродова было представлено на таких республиканских выставках, как "Моя махалля" (2005 г., ЦВЗ АХУз), "Ученические - студенческие творческие произведения", посвященная 15-летней годовщине независимости Республики Узбекистан, "Природа и художник" (ЦВЗ АХУз), на которой демонстрировались его картины "Старый город", "Панорама Хумсана" и др. Для произведений Н. Бобомуродова характерны искренность и душевность. В поисках выразительности живописной поверхности холста он много пишет, а это - главная школа для художника. Говоря о жанровых пристрастиях Н. Бобомуродова, следует отметить, что приоритетными для него являются пейзаж и натюрморт. Однако резкой границы между ними он не делает. Порой пейзаж сочетается с натюрмортом. Важным шагом для молодого художника стало обращение к истории. Большую роль...
Read More

New Names : Nodir Bobomurodov

Nodir Bobomurodov was born in 1986 in the town of Gijduvan, Bukhara Province. In 2005 he graduated from the National College of Design named after A. Hojaev and was admitted to the monumental painting department of the K. Behzad National Institute of Arts and Design. At the Institute, he honed his skills and mastery under the guidance of Academician of the Academy of Arts B. Jalalov and J. Rakhmanov. Bobomurodov presented his art at a number of national level exhibitions such as "My Mahalla" (2005, Central Exhibition Hall of the Academy of Arts of Uzbekistan), "The Works of Students and Apprentices" dedicated to the 15th anniversary of the independence of the Republic of Uzbekistan, "Nature and Artist" (CEH of the AAU) that displayed his "Old City", "The Panorama of Humsan" and other paintings. Bobomurodov's works are characterized by sincerity and soulfulness. In search of expressivity on the canvas surface he paints a lot, and that is the artist's...
Read More

Новые имена: Нуриддин Нарзиев

Нуриддин Нарзиев родился в 1985 г. в городе Гиждуван Бухарской области. В 2002 - 2005 гг. учился в Республиканском колледже дизайна им. А. Ходжаева, затем (2005 - 2009 гг.) в Национальном институте художеств и дизайна имени К. Бехзада на отделении монументальной живописи. Его наставники - Б. Джалалов и Дж. Рахманов. Н. Нарзиев принимает активное участие в работе республиканских выставок и конкурсов. Так, на выставке, посвященной "Дню защиты детей", проходившей в 2000 г., он занял первое место. В 2001 г. на Республиканском конкурсе (Бухарская область) "Современный мир глазами детей" - второе место. В 2004 г. Н. Нарзиев - участник выставки "Польша и Узбекистан", где была представлена его работа "Польша в моем воображении". В 2005 г. в ЦВЗ АХ Уз демонстрировалась работа Н. Нарзиева "Моя махалля". Он - активный участник всех студенческих выставок 2005 - 2006 гг. В 2007 - 2008 гг. полотна Н. Нарзиева "Сказки Хумсана" и "Моя махалля" экспонировались в ЦВЗ АХ Уз на ежегодной выставке "Природа и художник". ...
Read More

New Names: Nuriddin Narziev

Nuriddin Narziev was born in 1985 in the town of Gijduvan, Bukhara Province. In 2002-2005 he studied at the National College of Design named after A. Khojayev, and continued his education at the K. Behzad National Institute of Arts and Design, at the monumental painting department (2005-2009). His mentors were B. Jalalov and J. Rakhmanov. Narziev is an active participant of the republican exhibitions and contests. For instance, in the 2000 exhibition dedicated to the Children's Day he was ranked number one. In the 2001 Republican contest (held in Bukhara Province) "Modern World through the Children's Eyes" he was second best artist. In 2004 Narziev participated in the "Poland and Uzbekistan" exhibition, where she presented his work titled "Poland in My Imagination". In 2005 the Central Exhibition Hall of the Academy of Arts of Uzbekistan exhibited Narziev's work "My Mahalla". He was an active participant of all student exhibitions held in 2005-2006. In 2007-2008 Narziev's canvases "The Fairy Tales...
Read More

Юрта — дом — Космос

Что такое юрта? Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочное узорочье ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, легенда или реальность? Возможно, все это вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе этот уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казаха. Дома, что навьюченный на верблюда, сопровождал твоего предка или современного чабана с зимовки на весеннее пастбище, послушно шел за тобой, твоими детьми, женами и табунами с летнего джайляу на осеннее куздеу. Неповторимое своеобразие этого типа жилища, архитектуры, созданной из войлока и гибкого ивового прута стало сегодня для каждого из нас емким символом Родины, древней культуры народа. То, что мы знаем сегодня о казахской юрте, позволяет с глубочайшим изумлением понять, как точно в тайнах ее продуманного строения и в орнаментальном изяществе декора, в самом принципе реализации жизни в юрте отразились не только все потребности быта и хозяйства кочевника, но и был полностью зашифрован его взгляд на мир. Юрта несет в себе продуманный и адаптированный...
Read More

Yurt — Home — Cosmos

What is yurt? A snow-white dome on a green foothill meadow, a fairy-tale pattern on carpets and tekemet, an ideal collapsible structure of a nomad's home - a legend or reality? Perhaps all this and many more wonders and mysteries are contained in this unique phenomenon polished by centuries - the mobile home of a Kazakh. A house loaded on a camel accompanied your ancestor or a contemporary herdsman from a winter station to a spring pasture, obediently followed you, your family and herds from a summer jailyau to an autumn kuzdeu. For all of us the uniqueness of this dwelling made of felt and supple willow-tree twigs has become a symbol of Motherland and the nation's ancient culture. What we know today about the Kazakh yurt makes one realize with astonishment how accurately all the day-to-day needs of a nomad, as well as his worldview are coded in the secrets of the yurt's well-considered structure and ornamental...
Read More

Ташкент и его художники (Продолжение. Начало см. SAN’ AT, 2010, N 1)

…Город менялся и менялся ускоренно. Стоит оглянуться на изобразительную летопись его. Исчезали густые заросли кустарников и деревьев, поглощались новостройками рощицы урюковых деревьев, поднимавшиеся на небольших плато за дувалами дворов. Преданием стали случаи, когда к испуганным купальщикам на речке с поросших зеленью берегов доносился голос человека с этюдником: "Не бойтесь меня! Я - художник Волков!" или то же… - Карахан! Ташкент прирастал окраинами. Множилось число художников. Растворяясь в городе, они завоевывали его, подчиняя остановленными мгновениями на картонах, бумаге, холстах. Просительный тон пишущего на натуре "не бойтесь меня" сменился повелительным - человека, владеющего ситуацией и осознающего ценностное прикосновение кисти. Так было в случае, когда, балуясь, прохожие дергали ветки, осыпая друг друга хлопьями недавнего снегопада, как вдруг вверху распахнулось окно и повелительный голос прокатился в морозном воздухе: "Я - художник Чарыев! Пишу картину! Вы мне мешаете!". Зимних сюжетов, расширяющих ташкентскую тематику живописно-пластическими решениями, у Рузы Чарыева (1931 - 2004), имя которого сразу вызывает в памяти жаркие краски, немало: "Наша улица", "Выпал...
Read More

Tashkent and Its Artists. (Continued from SAN’AT, 2010, N 1)

... The city was changing and changing rapidly. It is worth looking back on the pictorial record of it. Dense thickets of shrubs and trees were disappearing, and new buildings were replacing apricot tree groves behind the courtyard walls. Times when frightened swimmers could hear the voice of a man with a painter's case calling from in the green river bank: "Don't be afraid of me! I am an artist Volkov", or he could say, "Karahan", have become history. Tashkent was developing suburbs. The number of artists was growing. Blending with the city, they conquered it, subordinating it to the moments captured on cardboard, paper, and canvases. The pleading intonation of someone painting from nature - "Don't be afraid of me" - changed to a commanding one of a man who is in control and aware of the brush stroke value. Once, when passers-by playfully pulled at the branches showering each other with freshly fallen snow, a window flew...
Read More

Памятник Абу Али Ибн Сино работы азербайджанского скульптора

К 35-летию установления в Бухаре памятника Абу Али Ибн Сино работы азербайджанского скульптора Фуада Абдурахманова. Творческие связи между художниками и скульпторами Азербайджана и Узбекистана продолжаются многие годы. Так, в декабре 1962 г. в Музее искусств Узбекистана (г. Ташкент) прошла выставка картин азербайджанских художников Г. Мустафаевой, Д. Рустамова, Т. Садыхзаде (2, с. 142). В июле 1965 г. азербайджанские художники приняли активное участие в работе выставки "По родной стране", проходившей также Ташкенте (2, с. 166). В 1975 г. народный художник Азербайджана Микаил Абдуллаев написал картину "Абу Али ибн Сина", в 1980 г. - "Самаркандский фарфор". В том же году на выставке азербайджанских художников в Ташкенте лучшей была признана его картина "Хлопок". Исторические связи азербайджанского и узбекского народов имеют глубокие корни и осуществлялись в форме политических, экономических, научных и культурных отношений. Общность происхождения и, соответственно, схожесть языка и частично обычаев, общность религии, параллели исторического развития и, соответственно, исторических судеб в древности и средневековье создали фундамент для углубления связей в последующие периоды, они же,...
Read More