О гедонизме в искусстве Центральной Азии. Часть I. Искусство древности и раннего средневековья
"Чистый дух" есть чистая глупость: если мы
сбросим со счёта нервную систему и чувства,
"смертную оболочку", то мы обсчитаемся - вот и всё.
Фридрих Ницше
Задача настоящей публикации - показать историческую динамику соотношения гедонистического и аскетического начала на материале искусства Узбекистана (с привлечением материала по всему региону Центральной Азии) с древнейших времен по настоящее время. Поскольку рамки одной статьи не позволяют это сделать развернуто, мы представляем весь объем в трех частях. Здесь публикуется первая часть, посвященная доисламскому периоду искусства Центральной Азии. Более подробно положения статьи будут изложены в подготавливаемой нами монографии "Идиоматика восточного искусства".
Проблема гедонизма (греч. hedone - удовольствие, направление в этике и эстетике, оценивающее наслаждение как высшую цель и основной мотив человеческого поведения), являющегося одним из базовых философских компонентов и психо-эмоциональных стимулов мирового искусства, практически по разным причинам не акцентировалась ни в самом искусстве соцреализма, ни в отечественной арт-критике ХХ в. И хотя советская идеология вопринимала довольно лояльно искусство античности или европейского Ренессанса с их приверженностью к чувственному наслаждению, тем не менее...