Трансформация образа божества войны и победы в древнем искусстве Средней Азии

В 1993 г. на древнем памятнике Кафир-кала, в местности Рабатак (Афганистан), была найдена каменная плита, на которой имелась бактрийская надпись, содержащая первую достоверную генеалогию ранних кушанских царей, а также пантеон богов, чьи имена были известны прежде исключительно по монетам Канишки (1, с. 351 - 356). Среди перечисленных божеств упоминается и Орлагно - древневосточное божество войны и победы, официально нашедшее свое признание в период правления этого царя. Автор данной статьи предлагает свою версию трансформации этого образа в зависимости от его местонахождения и времени почитания. В конце III - первых веках II тыс. до н.э. на территории Ирана, Средней Азии и Индии были расселены индоиранские племена, разделившиеся на самостоятельные группы - индоариев и иранцев, что повлияло на возникновение древних цивилизаций (иранской, индийской, среднеазиатской), впоследствии оказавших влияние на развитие других очагов мировой культуры. Юг Средней Азии и север Афганистана именовался Бактрией. Располагаясь на пути следования кочевников, а впоследствии - на активно функционирующих торговых дорогах, культура бактрийцев изначально стала представлять собой...
Read More

Transformation of the Image of War and Victory Deity in the Ancient Art of Central Asia

In 1993, in the ancient Kafir-Kala monument in Rabatak area (Afghanistan) a stone slab was found; it bore a Bactrian inscription containing the first accurate genealogy of early Kushan kings, as well as a pantheon of gods, whose names were known previously only from Kanishka's coins (1, pp. 351-356). Among the mentioned deities is Orlagno, ancient oriental deity of war and victory, officially recognized during the king's reign. The author of this article offers her own version of the transformation of this image depending on the location and time period. At the end of the 3rd millennium and early centuries of the 2nd millennium B.C. Indo-Iranian tribes settled on the territory of Iran, Central Asia and India; they divided into independent groups - Indo-Aryans and Iranians - and this division influenced the emergence of ancient civilizations (Iranian, Indian, Central Asian), which subsequently influenced the development of other centers of world culture. Southern parts of Central Asia and northern Afghanistan...
Read More

Новые имена: Нодир Бобомуродов

Нодир Бобомуродов родился в 1986 г. в городе Гиждуван Бухарской области. В 2005 г. окончил Республиканский колледж дизайна им. А. Ходжаева и поступил в Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада на отделение монументальной живописи. Навыки мастерства в институте получал под руководством академика АХ Уз Б. Джалалова и Дж. Рахманова. Творчество Н. Бобомуродова было представлено на таких республиканских выставках, как "Моя махалля" (2005 г., ЦВЗ АХУз), "Ученические - студенческие творческие произведения", посвященная 15-летней годовщине независимости Республики Узбекистан, "Природа и художник" (ЦВЗ АХУз), на которой демонстрировались его картины "Старый город", "Панорама Хумсана" и др. Для произведений Н. Бобомуродова характерны искренность и душевность. В поисках выразительности живописной поверхности холста он много пишет, а это - главная школа для художника. Говоря о жанровых пристрастиях Н. Бобомуродова, следует отметить, что приоритетными для него являются пейзаж и натюрморт. Однако резкой границы между ними он не делает. Порой пейзаж сочетается с натюрмортом. Важным шагом для молодого художника стало обращение к истории. Большую роль...
Read More

New Names : Nodir Bobomurodov

Nodir Bobomurodov was born in 1986 in the town of Gijduvan, Bukhara Province. In 2005 he graduated from the National College of Design named after A. Hojaev and was admitted to the monumental painting department of the K. Behzad National Institute of Arts and Design. At the Institute, he honed his skills and mastery under the guidance of Academician of the Academy of Arts B. Jalalov and J. Rakhmanov. Bobomurodov presented his art at a number of national level exhibitions such as "My Mahalla" (2005, Central Exhibition Hall of the Academy of Arts of Uzbekistan), "The Works of Students and Apprentices" dedicated to the 15th anniversary of the independence of the Republic of Uzbekistan, "Nature and Artist" (CEH of the AAU) that displayed his "Old City", "The Panorama of Humsan" and other paintings. Bobomurodov's works are characterized by sincerity and soulfulness. In search of expressivity on the canvas surface he paints a lot, and that is the artist's...
Read More

Новые имена: Нуриддин Нарзиев

Нуриддин Нарзиев родился в 1985 г. в городе Гиждуван Бухарской области. В 2002 - 2005 гг. учился в Республиканском колледже дизайна им. А. Ходжаева, затем (2005 - 2009 гг.) в Национальном институте художеств и дизайна имени К. Бехзада на отделении монументальной живописи. Его наставники - Б. Джалалов и Дж. Рахманов. Н. Нарзиев принимает активное участие в работе республиканских выставок и конкурсов. Так, на выставке, посвященной "Дню защиты детей", проходившей в 2000 г., он занял первое место. В 2001 г. на Республиканском конкурсе (Бухарская область) "Современный мир глазами детей" - второе место. В 2004 г. Н. Нарзиев - участник выставки "Польша и Узбекистан", где была представлена его работа "Польша в моем воображении". В 2005 г. в ЦВЗ АХ Уз демонстрировалась работа Н. Нарзиева "Моя махалля". Он - активный участник всех студенческих выставок 2005 - 2006 гг. В 2007 - 2008 гг. полотна Н. Нарзиева "Сказки Хумсана" и "Моя махалля" экспонировались в ЦВЗ АХ Уз на ежегодной выставке "Природа и художник". ...
Read More

New Names: Nuriddin Narziev

Nuriddin Narziev was born in 1985 in the town of Gijduvan, Bukhara Province. In 2002-2005 he studied at the National College of Design named after A. Khojayev, and continued his education at the K. Behzad National Institute of Arts and Design, at the monumental painting department (2005-2009). His mentors were B. Jalalov and J. Rakhmanov. Narziev is an active participant of the republican exhibitions and contests. For instance, in the 2000 exhibition dedicated to the Children's Day he was ranked number one. In the 2001 Republican contest (held in Bukhara Province) "Modern World through the Children's Eyes" he was second best artist. In 2004 Narziev participated in the "Poland and Uzbekistan" exhibition, where she presented his work titled "Poland in My Imagination". In 2005 the Central Exhibition Hall of the Academy of Arts of Uzbekistan exhibited Narziev's work "My Mahalla". He was an active participant of all student exhibitions held in 2005-2006. In 2007-2008 Narziev's canvases "The Fairy Tales...
Read More

Юрта — дом — Космос

Что такое юрта? Белоснежный купол в зелени предгорного джайляу, сказочное узорочье ковров и текеметов, идеальная сборно-разборная конструкция жилища кочевника, легенда или реальность? Возможно, все это вместе и еще много других чудес и таинств заключает в себе этот уникальный, веками отшлифованный феномен традиционного переносного дома казаха. Дома, что навьюченный на верблюда, сопровождал твоего предка или современного чабана с зимовки на весеннее пастбище, послушно шел за тобой, твоими детьми, женами и табунами с летнего джайляу на осеннее куздеу. Неповторимое своеобразие этого типа жилища, архитектуры, созданной из войлока и гибкого ивового прута стало сегодня для каждого из нас емким символом Родины, древней культуры народа. То, что мы знаем сегодня о казахской юрте, позволяет с глубочайшим изумлением понять, как точно в тайнах ее продуманного строения и в орнаментальном изяществе декора, в самом принципе реализации жизни в юрте отразились не только все потребности быта и хозяйства кочевника, но и был полностью зашифрован его взгляд на мир. Юрта несет в себе продуманный и адаптированный...
Read More