О красоте человека

Редакция журнала SAN'AT предлагает вниманию читателей фрагмент статьи народного художника Узбекистана А. Абдуллаева (1918-2002) "О красоте человека", опубликованной в 1994 г. его книге "Жажда прекрасного". А. Абдуллаев - один из ярких представителей художников первого поколения живописцев Узбекистана, на протяжении всего творческого пути верного традициям реалистической школы живописи. Он - автор многочисленных портретов, в том числе Абрара Хидоятова, Айбека, Тамары Ханум, Джавахарлара Неру, Индиры Ганди, близких ему людей. Им создан также цикл автопортретов разных периодов жизни. Полотна художника хранятся в музеях Узбекистана, России, Италии, Индии и других стран мира. Из множества форм изобразительного искусства живопись занимает особое место. "Живопись - это поэзия, которую не слышат, а видят", - говорил еще великий Леонардо да Винчи. Живописи мы обязаны величайшими творениями человеческого гения. Произведения мастеров живописи уникальны, сложно репродуцируемы, и потому миллионы людей еще не видели ее подлинных шедевров, не познали сути ее, наслаждения, которое несет живопись. Зато они видели множество суррогатов, от которых нигде нет спасения. Отсюда множество наивных и ошибочных представлений...
Read More

Хроника художественной жизни — Июль-сентябрь 2009

2 июля - 28 августа В ТДФ состоялась выставка "Мой любимый город", проводившаяся по итогам одноименного фотоконкурса и приуроченная к празднованию 2200-юбилея города Ташкента. От портретов - к жизни, к репортажным снимкам - таков путь в фотоискусстве для многих конкурсантов. Город Ташкент представлен на фотографиях разными гранями своего прекрасного облика. Экспонаты выставки продемонстрировали, что 2200-летие города вдохновило фотохудожников Узбекистана - как профессионалов, так и любителей, на плодотворный творческий поиск. Организаторы выставки Академия художеств и ТДФ. 10 августа - 10 октября В ТДФ проводилась выставка букинистической и антикварной книги "Восток - дело книжное", посвященная юбилею Ташкента. На ней было представлено около 300 экземпляров произведений в области этнографии, языкознания, исламоведения, посвященных древнему городу, его истории, культуре. Выставку дополнили увеличенные копии и оригиналы старинных фотографий Ташкента. 23 - 30 августа В ЦВЗ АХ Уз прошла выставка художника Абдували Курганбаева, приуроченная к 60-летию со дня его рождения. На выставке демонстрировалось около 30 полотен мастера разных периодов творчества и различных по жанру и сюжетам. Небольшие по формату работы...
Read More

Редакционная коллегия (3-09)

2 июля - 28 августа В ТДФ состоялась выставка "Мой любимый город", проводившаяся по итогам одноименного фотоконкурса и приуроченная к празднованию 2200-юбилея города Ташкента. От портретов - к жизни, к репортажным снимкам - таков путь в фотоискусстве для многих конкурсантов. Город Ташкент представлен на фотографиях разными гранями своего прекрасного облика. Экспонаты выставки продемонстрировали, что 2200-летие города вдохновило фотохудожников Узбекистана - как профессионалов, так и любителей, на плодотворный творческий поиск. Организаторы выставки Академия художеств и ТДФ. 10 августа - 10 октября В ТДФ проводилась выставка букинистической и антикварной книги "Восток - дело книжное", посвященная юбилею Ташкента. На ней было представлено около 300 экземпляров произведений в области этнографии, языкознания, исламоведения, посвященных древнему городу, его истории, культуре. Выставку дополнили увеличенные копии и оригиналы старинных фотографий Ташкента. 23 - 30 августа В ЦВЗ АХ Уз прошла выставка художника Абдували Курганбаева, приуроченная к 60-летию со дня его рождения. На выставке демонстрировалось около 30 полотен мастера разных периодов творчества и различных по жанру и сюжетам. Небольшие по формату работы...
Read More

Времена года и музыка

"Мы не напрасно следим, как заходят и восходят созвездия, Как и в чем изменяются четыре времени года." Вергилий Тысячелетний духовный опыт человечества на протяжении всей своей истории постигает таинство Истины в бесконечно малом - земном, и бесконечно великом - космическом, вселенском пространстве жизни. Уходят в прошлое эпохи, общественно-исторические формации, а мир окружающей природы по-прежнему составляет постоянный феномен духовной жизни человека, оставаясь моделью его представлений об эстетическом совершенстве. Неподвластное человеку движение времени, его конечность для каждого и бесконечность для Вселенной волнует человека, приковывает внимание философов, находит отражение в художественном творчестве и остается извечной и непостижимой загадкой на протяжении всего развития цивилизации. Осмысление тайны времени - процесс безграничный, захватывающий и, вместе с тем, вносящий методичное упорядочивание в эту безмерную категорию. Естественные, технические, общественные, искусствоведческие и другие науки многократно избирали время предметом своих научных исследований. Современная космология измеряет время миллиардами лет, а квантовая механика - квадрильонными долями секунды. Такие частные понятия, как время философское, химическое, биологическое, психологическое, экономическое, наконец художественное, остаются в обиходе специальных трудов. Возможно,...
Read More

К юбилею А.А.Хакимова

В этом году исполнилось 60 лет Акбару Абдуллаевичу Хакимову - академику Академии художеств Узбекистана, профессору, доктору искусствоведения, ведущему специалисту в области истории и теории изобразительного и декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Деятельность А. Хакимова на протяжении многих лет связана с Научно-исследовательским институтом искусствознания АН РУз - одним из старейших научных учреждений республики. Здесь он работал заведующим отделом декоративно-прикладного искусства, затем в течение нескольких лет возглавлял институт. А. Хакимов стоял также у истоков формирования Академии художеств Узбекистана, с 1997 по 2005 год работая в структуре этой организации Главным ученым секретарем, курируя деятельность НИИ искусствознания, НИХД им. Бехзада, специальных учебных заведений Академии художеств. Значителен вклад А. Хакимова в становление журнала "SAN'AT", - единственного в регионе издания, статьи которого печатаются на трех языках - узбекском, русском, английском, что в значительной степени расширяет диапазон его распространения. Перу А. Хакимова принадлежит ряд монографий и более 200 научных статей, альбомов по проблемам истории искусства и современного художественного процесса в Узбекистане и других странах Средней Азии. На протяжении многих лет...
Read More

Памятные даты 2009 года

2 января - 90 лет со дня рождения Латифа Файзиева (1929-1994), кинорежиссера, народного артиста Узбекистана. 5 января - 90 лет со дня рождения Шаходат Рахимовой (1919-1979), актрисы, певицы, народной артистки Узбекистана. 7 января - 100 лет со дня рождения Ташхан Султановой (1909-1989), народной артистки Узбекистана, лауреата Государственной премии им. Хамзы. 13 января - 100 лет со дня рождения Симона Вирсаладзе (1909-1989), грузинского театрального художника. 14 января - 105 лет со дня рождения Урала Тансыкбаева (1904-1974), народного художника Узбекистана, лауреата Государственной премии Узбекистана им. Хамзы. 19 января - 170 лет со дня рождения Поля Сезанна (1839-1906), французского художника. 1 марта - 120 лет со дня рождения Оганеса Татевосьяна (1889-1974), народного художника Узбекистана. 17 марта - 125 лет дня рождения Александры Экстер (1884-1949), русского театрального художника. 21 марта - 170 лет со дня рождения Модеста Мусоргского (1839-1881), русского композитора. 22 марта - 410 лет со дня рождения Антониса Ван Дейка (1599-1641), фламандского живописца. 15 апреля - 105 лет со дня рождения Искандера Икрамова (1904-1972), народного художника...
Read More

Новые книги — 3-09

Вера Жосан. Рядом с художниками. Ташкент, 2009. Записки Веры Жосан относятся к жанру мемуарной литературы и представляют воспоминания жены художника. Книга состоит из коротких глав и образно повествует о Самарканде 1930-х годов и его художественной среде; равноценны памятные страницы ташкентского периода жизни; увлекательна портретная характеристика известных деятелей культуры и их сподвижников. Книга насыщена фактами в изложении наблюдательного и сопереживающего спутника. На русском языке. Шукур Аскаров. Архитектура Темуридов. Ташкент, 2009. В монографии со ссылками на обширнейший список литературы представлена эволюция архитектурных шедевров династии Темуридов. Рассмотрено пять веков правления этой династии и прослежен переход Средней Азии к эпохе Ренессанса и Реформации. Впервые исследовано не только "что" и "как", но и "почему так" строили Темуриды выдающиеся здания и города согласно своему изменявшемуся мировосприятию. На русском языке.   Виктор Иванович Уфимцев. Архив (Дневники, фотографии, рисунки, коллажи, живопись). М., 2009. В публикации представлены дневниковые записи, воспоминания художника В. Уфимцева, интересные свидетельства подлинной жизни, яркого калейдоскопа событий и происшествий первой трети XX в., обширный фотоархив, его замечательные самаркандские мотивы....
Read More

Один взгляд на творчество художника-ташкентца Бахрома Хамдами

Известно, что становление современной живописи Узбекистана проходило в непростых условиях и отличалось ускоренной эволюцией. Стремительный прорыв различных направлений, характерных для 20-х гг. XX в. (авангард, импрессионизм, реализм), к середине 30-х гг. словно "завяз" под идейным нажимом социалистического реализма. Пожелтевшие листы документов, хранящихся в архивах, свидетельствуют о непростых творческих судьбах художников тех лет. На фоне этого сложного исторического периода происходит профессиональное "взросление" первых узбекских художников - А. Абдуллаева, Л. Абдуллаева, Б. Хамдами, А. Сиддики, Х. Мансурова, Ш. Хасановой. Сложение их творческих индивидуальностей пришлось на те годы, когда усиленно внедрялись принципы соцреализма, а большинство их педагогов были раскритикованы, обвинены в "формализме", "натурализме", "декоративизме". Деятельность первых национальных художников находилась под постоянным контролем государства, поэтому творческая судьба А. Абдуллаева, Л. Абдуллаева, Ш. Хасановой сложилась вполне удачно. Что касается Б. Хамдами, А. Сиддики, Х. Мансурова, то их путь был прерван Второй мировой войной. К сожалению, большинство произведений этих авторов трудно найти, в результате чего их творчество до сего времени изучено не полностью. В стенограммах отчетных...
Read More

К творческому портрету термезских художников Мир Мусаввира и Мир Саида Али

В 2005 г. в журнале "Тафаккур", №4, был опубликован мой рассказ "Камолиддин Бехзад", в котором шла речь о встрече двух великих художников - Бехзада и Мир Саида Али из Термеза. Читатели не раз задавали мне вопрос, действительно ли живописец родом из Термеза или это вымысел. Это и послужило причиной возвращения к образу Мир Саида Али. Впервые о нём и его отце - художнике Мир Мусаввире я узнал в 1980 г., в бытность работы в журнале "Совет Ўзбекистони санъати". Один из сотрудников журнала, театровед Сирожиддин Ахмедов, сказал: "Востоковед Илёс Низомиддинов пишет статью о вашем известном земляке миниатюристе Мир Саиде Али. Было бы хорошо, если бы вы включили эту статью в план отдела". Спустя некоторое время эта статья была опубликована во втором номере журнала за 1983 г. Согласно представленным в ней сведениям, Мир Сайид Али (при дворе Акбаршаха, правителя Могольской Индии, его называли Нодир ул мулк - Жемчужина государств") и его отец Мир Мусаввир (его также звали Мир Мансур) были термезцами. Автор...
Read More

Абдукадыр Юсупов

Живописец Абдукадыр Абдуисламович Юсупов - истинный реалист и поэт в живописи, талантливо изображающий современную жизнь и природу не только Узбекистана, но и других стран и регионов мира. Он, несомненно, зрелый мастер живописи и композиции, талантливый колорист. А. Юсупов родился в 1955 г. в Верхневолынском районе Сырдарьинскй области Узбекистана. Окончив 8 классов, Абдукадыр приезжает в Ташкент и успешно поступает в 1969 г. в Республиканское художественное училище, которое заканчивает в 1973 г. Его основным учителем был Евгений Мельников. Одаренного юношу направляют в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, где он учился у выдающегося русского живописца Виктора Цыплакова - большого мастера тематической картины и пейзажного этюда. Учеба в Москве, поездки в Ленинград, изучение в подлинниках сокровищ мирового изобразительного искусства формируют в молодом А. Юсупове серьезного, грамотного, убежденного художника-реалиста, которым он остается на всех последующих этапах своего творческого пути. Во время учебы в институте, на объявленном общеинститутском студенческом конкурсе на лучшую композицию за картину "Глоток воды", на которой изображена пустыня, где девушка подает...
Read More

Цвето-орнаментальные категории как доминантная основа декоративно-прикладного искусства казахов

Орнамент как знак, символ, графическое выражение всеобщих законов Вселенной существует многие тысячи лет. Он впервые появился еще в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н.э.). Орнамент строится на ритмическом чередовании или повторе геометрических или изобразительных элементов. Он может быть живописным или скульптурным, заимствующим свои формы от объектов и предметов реального мира путем их обобщения, или условно-абстрактным. Используется преимущественно в декоративно-прикладном искусстве, широко применяется в архитектуре, составляя неотъемлемую и нередко важнейшую часть декоративных композиций, книжной графике (1, с. 92). Но связанный более или менее тесно с формой украшаемого предмета, орнамент никогда не подчиняется ей до конца, не растворяется в прикладном искусстве как одно из его многочисленных выразительных средств. Он остается самостоятельным видом художественного творчества со своими законами, своими композиционными принципами (2, с. 120). Первые образцы орнамента (каз. - "ою-орнек", от слов "ою" - выкройка и "орнек" - узор. Мастера и мастерицы, владеющие искусством орнамента, именуются "оюшы") в истории художественной культуры Казахстана дает глиняная посуда - это ряды вмятин,...
Read More

Образы односельчан в работах Султанбая Дехканова

Портреты односельчан у фотохудожника Султанбая Дехканова, который родился в кишлаке Сретенко на берегу Сырдарьи Бекабадского района, отличаются простотой и жизненной убедительностью. Мастеру чужды идеализация и внешние эффекты. Снимки своих героев С. Дехканов делает обычно на фоне пейзажных панорам, стремясь прежде всего передать их внутренний мир. Среди работ С. Дехканова - цикл психологических портретов, в числе которых "Женщина-пастушка", "Портрет художника Туры Шомирзаева", "Ойдин момо", "Семья", "Лицом к лицу с мечтой", "Кокономотальщицы", "Ултув момо" и др. Одно из лучших его произведений - "Большой урожай" было включено в каталог "125 лет узбекской фотографии". Художественное фото и живопись, в принципе, имеют ряд общих черт, несмотря на то, что это разные виды искусства. Художник изображает не только реальность, но включает и своё отношение к ней, и свою фантазию, а фотограф должен точно воспроизвести объект и его место действия. "Но в искусстве живописи и фото, - утверждает С. Дехканов, - не должно быть лишних деталей. Композиционные решения схожи, они помогают сделать необходимые выводы и принять философские...
Read More

Художник Гульзор Султанова: "Еще раз о любви…"

Персональная выставка Гульзор Султановой, прошедшая в марте 2009 г. в Галерее изобразительного искусства Узбекистана, продемонстрировала женский взгляд на жизнь и на образ женщины в современном мире. В истории изобразительного искусства Узбекистана, так же, как и в искусстве множества других стран, невзирая на всевозможные религиозные и социальные табу, изображение человеческого тела стало эмоциональным стимулом художественного творчества. Яркий тому пример - темпераментная живопись Яниса Салпинкиди и Евгения Мельникова, в произведениях которых дух самобытной ментальности и своеобразие этнопсихологии контрастировали с чувственностью обнаженной фигуры. Для творчества Гульзор Султановой характерны откровенность и неприкрытость образов. Женское тело в ее работах - особый смыслообразующий элемент. Она как бы следует традициям эротической графики, которым отдавали дань великие художники Пикассо и Дали. Гульзор передает чувственность изгибов тела, а также скрытый подтекст, типичный для искусства Востока. Ее произведения - способ искреннего, чувственного высказывания о чем-то сокровенном, сокрытом в глубинах природы и души человека. На выставке "Еще раз про любовь" Гульзор представила произведения разных лет. Такого рода ретроспектива отражает ее мироощущение,...
Read More

Тема Любви в суфизме и ее атрибуты в миниатюре Востока

В суфизме особое место занимала мистическая всепоглощающая Любовь к Богу - Ишк, Махабба. Как отметила известный исследователь литературы Востока Н. И. Пригарина, "суфизм принес возможность говорить о вере в терминах любви". По мнению суфиев, изгнанный из рая человек обрек себя на вечную тоску по разлуке со Всевышним. Отныне высочайшей целью человеческой жизни становится стремление единения с ним, постижение Бога, божественной Истины, которую он воплощает. Единственная форма познания и постижения сущности Бога - Любовь. Бог познается не логическим путем, а лишь в порыве безумной, самоотверженной страсти, в момент сверхчувственного наслаждения - экстаза, сходного с ощущениями влюбленного. В момент экстатического созерцания бога суфий входит в состояние фано - когда человеческая душа сливается с мировой душой. Фано наступает только тогда, когда в напряженном мистическом размышлении о Боге суфий забывает обо всем, что является ценным в этом мире. Как результат фано наступает бако - вечное бытие в боге (1, с. 99). Любовь проявляет себя через Красоту - один из атрибутов Бога. Красота присутствует во всем,...
Read More