Весна в Байсуне

Портреты односельчан у фотохудожника Султанбая Дехканова, который родился в кишлаке Сретенко на берегу Сырдарьи Бекабадского района, отличаются простотой и жизненной убедительностью. Мастеру чужды идеализация и внешние эффекты. Снимки своих героев С. Дехканов делает обычно на фоне пейзажных панорам, стремясь прежде всего передать их внутренний мир.

Среди работ С. Дехканова — цикл психологических портретов, в числе которых «Женщина-пастушка», «Портрет художника Туры Шомирзаева», «Ойдин момо», «Семья», «Лицом к лицу с мечтой», «Кокономотальщицы», «Ултув момо» и др. Одно из лучших его произведений — «Большой урожай» было включено в каталог «125 лет узбекской фотографии».

Портрет художника Туры Шомирзаева

Художественное фото и живопись, в принципе, имеют ряд общих черт, несмотря на то, что это разные виды искусства. Художник изображает не только реальность, но включает и своё отношение к ней, и свою фантазию, а фотограф должен точно воспроизвести объект и его место действия. «Но в искусстве живописи и фото, — утверждает С. Дехканов, — не должно быть лишних деталей. Композиционные решения схожи, они помогают сделать необходимые выводы и принять философские решения. Один известный фотохудожник говорил: «В произведениях живописи из 100 работ получается примерно 70 удачных, в фотографии же из 100 снимков удачных получается примерно 2 или 3».

Семья

Многие сюжеты его произведений рождаются во время творческих поездок. Художник бывал в различных уголках нашей страны — в городах и кишлаках Бухарской, Кашкадарьинской, Самаркандской и Ташкентской областей.

Ряд своих произведений С. Дехканов посвятил историческим памятникам архитектуры, городским и сельским пейзажам. Ему интересна природа, дворы, сады, улицы городов и сел. Необычайно красивое сочетание архитектурных форм и колористического решения характерно для его работы «Шохизинда». Романтической наполненностью образов, поэтическим восприятием жизни и эмоциональным колористическим настроем, вобравшим в себя всю полноту душевных переживаний, отличается фотоэтюд «Весна в Байсуне» Знать историю страны — значит соприкасаться с истоками духовности, без которой трудно представить нашу современность.

Пастушка

С. Дехканов — энергичный, беспокойный, жизнерадостный человек, что положительно влияет на творческую деятельность его как фотохудожника. Уважение вызывает его преданность искусству, любовь к родному краю и самоотверженность. Создавая полотна на сельскую тематику, художник главным образом обращает внимание на гармоничное единство человека и природы.

С. Дехканов — участник ряда республиканских выставок и конкурсов. Так, на выставке «Люди нашей земли» он был награждён дипломом Академии художеств Узбекистана (2006 г.), на республиканском конкурсе «Родина начинается с махалли» получил Гран-при за фотопроизведение «Махалля — очаг просвещения» (2008 г.), на республиканском конкурсе «Зеркало сельской жизни», где были представлены его произведения «Невеста» и «Сельские девушки», в которых С. Дехканов раскрывает национальные традиции сельской жизни, был удостоен диплома.

Бабушка Ултув

В июле 2009 г. С. Дехканов принимал участие в работе фотовыставки «Мой любимый город», посвящённой 2200-летию города Ташкента, на которой демонстрировались его работы «Картина жизни», «Запах лета», «Встреча вчерашнего дня с сегодняшним», «Встреча с мечтой». Фоторабота «Картина жизни», выполненная в жанре портрета, была признана лучшей в этом жанре.

Бабушка Ойдин

Работы фотохудожника С. Дехканова оригинальны по своему колориту, фантазии и мастерству исполнения. Ими любовались и восхищались зрители многочисленных республиканских выставок, у которых была возможность погрузиться в загадочный, таинственный мир фотоискусства.

Планы С. Дехканова на будущее разнообразны. Он намеревается создать произведения о благоустройстве и развитии села. Надеемся, что на последующих выставках можно будет увидеть яркие образы его односельчан и запечатленные на фотоснимках знаменательные события и замечательные изменения в жизни села.

Сухроб Курбанов