Абдукадыр Юсупов

Живописец Абдукадыр Абдуисламович Юсупов — истинный реалист и поэт в живописи, талантливо изображающий современную жизнь и природу не только Узбекистана, но и других стран и регионов мира. Он, несомненно, зрелый мастер живописи и композиции, талантливый колорист.

А. Юсупов родился в 1955 г. в Верхневолынском районе Сырдарьинскй области Узбекистана.

Окончив 8 классов, Абдукадыр приезжает в Ташкент и успешно поступает в 1969 г. в Республиканское художественное училище, которое заканчивает в 1973 г. Его основным учителем был Евгений Мельников. Одаренного юношу направляют в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, где он учился у выдающегося русского живописца Виктора Цыплакова — большого мастера тематической картины и пейзажного этюда. Учеба в Москве, поездки в Ленинград, изучение в подлинниках сокровищ мирового изобразительного искусства формируют в молодом А. Юсупове серьезного, грамотного, убежденного художника-реалиста, которым он остается на всех последующих этапах своего творческого пути.

Улочка в кишлаке Гава. 1988. Х., м.

Во время учебы в институте, на объявленном общеинститутском студенческом конкурсе на лучшую композицию за картину «Глоток воды», на которой изображена пустыня, где девушка подает кувшин с водой красноармейцу, жюри конкурса удостоило А. Юсупова первой премии. В 1979 г. молодой художник возвращается из Москвы в родной Узбекистан с направлением в Ташкентский театрально-художественный институт в качестве преподавателя. В этом учебном заведении А. Юсупов проработал два года.

На Всесоюзной художественной выставке 1979 г. А. Юсупов дебютировал восточным по тематике натюрмортом с кумганом, чустским ножом, айвой и разрезанной на куски дыней.

Одна из первых самостоятельных творческих работ А. Юсупова — картина «Воспоминания детства», где изображены двое кишлачных подростков, отдыхающих в интерьере узбекского двора. Старший из них держится правой рукой за деревянный столб. Младший, сидя на земле, придерживает левой рукой склеенного из бумаги «воздушного змея». На левой половине картины изображено большое колесо от арбы, а сквозь открытую дворовую калитку видна спина удаляющегося со двора человека в халате и чалме. Эта фигура и пространство за ней придают композиции полотна динамичную глубину. В картине привлекает лично пережитая художником жизненная правда сюжета, свежее, нешаблонное решение композиции.

Горный кишлак. 1988. Х., м.

В 1982 г. художник создает цельное, содержательное и по живописи, и по композиции, и по разнообразию типажей полотно «Чалпак» на сюжет таджикской свадьбы. В нем нашим глазам предстает танец девушек под аккомпанемент дойры, которым любуются гости. Жюри Ташкентской молодежной выставки по непонятным причинам отвергло это полотно, и художник уничтожил его. От вполне удавшейся картины осталась лишь фоторепродукция. В 1981 г. А. Юсупов закончил двойной портрет — «Автопортрет с другом» (художником С. Рахметовым), который был приобретен Дирекцией художественных выставок Министерства культуры Узбекистана.

С середины семидесятых и до девяностых годов двадцатого века мастер был увлечен темой материнства. Он создал четыре картины на эту тему. Две из них приобретены Гулистанской городской картинной галереей. Еще одна, на которой изображена пожилая женщина на фоне сюзане с подвешенной на нем лепешкой, надкусанной ушедшим на фронт сыном, закуплена Дирекцией художественных выставок. Согласно поверью, если сын, уезжая, надкусит лепешку, то обязательно вернется живым.

Сукок. 1987. Х., м.

В Гулистанской галерее находится большая картина А. Юсупова «Материнство». Две женщины — пожилая и молодая с младенцем. На фоне — кусты гранатов. На полотне «Мать» (1981) — пожилая, укутанная в платок женщина в красном платье. Ее суровый взгляд — отпечаток трудно прожитой жизни. Красочно напряженный колорит картины, темный фон усиливают драматический характер образа, заставляя вспомнить старых испанских художников. В мастерской А. Юсупова сохранилось и другое полотно на тему материнства, которое варьирует композицию картины, хранящейся в Гулистанском музее.

1983 год отмечен в творческой биографии мастера появлением динамичного по композиции полотна «Улак». Непосредственно над картиной художник работал около двух месяцев, но явилась она итогом запечатлевшихся в его памяти реальных эпизодов этого издревле бытующего в Средней Азии вида спортивных соревнований. На картине изображены трое всадников, опередивших в скачке группу своих соперников и азартно борющихся за обладание тушей козла. Динамика схлестнувшихся в спортивной борьбе всадников заставляет вспомнить классические полотна П. Рубенса и Э. Делакруа. Но прямого подражания или заимствования у великих мастеров здесь нет. Композиция, без сомнения, оригинальна и захватывает своей завораживающей экспрессией. Реалистически и анатомически выразительно трактованы и борющиеся за первенство соперники. Картина, к сожалению, не сохранилась. В архиве художника осталась лишь фоторепродукция.

Домик в горах. 1996. Х., м.

В этом же, 1983 г., А. Юсупов побывал в Хиве, где создал серию исполненных с натуры этюдов, запечатлевших неповторимо оригинальную архитектуру этого среднеазиатского города. В хивинских этюдах отлично передана глубокая перспектива изображенного в них городского пространства. Именно реалистический метод работы с натуры позволил А. Юсупову так уверенно и убедительно передать своеобразие планировки домов, улиц и памятников этого уникального города. Значительная часть хивинских этюдов пополнила частные коллекции.

В 1989 г. состоялась двухмесячная поездка художника в Дом творчества в Гурзуфе (Крым). Зимний Гурзуф, его неширокие прибрежные улочки, своеобразная приморская архитектура и вечнозеленая растительность нашли в А. Юсупове еще одного талантливого интерпретатора, художника-реалиста и романтика. Его гурзуфский пейзаж «Ливанские сосны» монументально впечатляющ по живописи, композиции, формату.

В 1990 г. мастер написал картину «Детство». Подросток в трусах стоит возле арбы, слева — распряженный ишачок. За подростком и арбой — летний пейзаж. Справа над головой мальчика — край дерева и летнее, с густой просинью, небо. «Детство» — картина небольшая по формату, но глубоко продуманная по композиции. В ней нет ничего лишнего и случайного.

В картине «Шах и дервиш» (1991) ощущается явная импровизация в стиле восточной миниатюры. Художника увлекла общая тенденция к усвоению древних местных художественных традиций. Одновременно А. Юсупов создает портреты драматической актрисы Яйры Абдуллаевой и заслуженной артистки Узбекистана Замиры Давлятмурадовой.

В последнее десятилетие двадцатого века А. Юсупов, не оставляя работу над портретами, пишет много пейзажей.

В 1992 г. узбекские кинематографисты (в частности, режиссер Шермухамедов) предлагают А. Юсупову оформить декорации к кинофильму «Согдиана». Декорации были сделаны художником в таджикском городе Исфара, где происходили киносъемки фильма.

Замечательна утонченная благородная, очень деликатная и профессионально умелая живопись исполненных в 1994 г. сиджакских горных пейзажей. Почти все пейзажи этой серии были закуплены у художника частными коллекционерами.

Безукоризнен во всех отношениях сделанный художником в 1997 г. с натуры пейзажный этюд «Миндаль цветет». Для музея истории Темуридов в Ташкенте мастер в 1997 г. написал пейзаж-картину, изображающую Гур Эмир — усыпальницу Темура в Самарканде.

В начале нового тысячелетия Юсупов написал серию осенних пейзажей, исполненных с натуры в районе Чарвакского водохранилища. Пейзажи отмечены большим живописным мастерством воплощения природного характера окрестностей Чарвакского водохранилища, гармонией багряных и бронзовеющих тонов осенних деревьев в сочетании с зеленоватым отливом Чарвакской воды и густой голубизной окрестных гор. «Чимганский этюд» — тоже осенний, с вершинами, покрытыми снегом, отличается высоким уровнем зрелого реалистического мастерства. Пейзаж «Вечерний Чимган», неяркий по своей слегка дымчатой розовато-охристой красочной гамме, отмечен изысканным, глубоко лирическим восприятием природы.

При написании пейзажей художник ставит перед собой задачу передать световоздушную среду горного пленэра. На первый взгляд, некоторые из этих пейзажей могут показаться бледными, даже белесыми. Но это обманчивое впечатление. Всматриваясь в эти пейзажные этюды, убеждаешься, что перед нами — утонченная по своей красочной гамме живопись, которая перекликается по своей деликатности, по своему характеру с живописью выдающегося самаркандского пейзажиста Рашида Тимурова.

Особое место в творчестве А. Юсупова занимает его графика. Она, несомненно, значительно скромнее и малообъемнее его живописи, но все-таки углубляет и расширяет наши представления о диапазоне его творчества. Простым карандашом, углем, сангиной А. Юсупов рисует обнаженную натуру. В этих рисунках живет присущее художнику острое, чувственное ее восприятие. Они, как и его живопись, глубоко реалистичны и в профессиональном аспекте опираются на прочный, неопровержимый фундамент классического европейского изобразительного искусства. Отметим среди этих рисунков «Автопортрет», исполненный сангиной, углем, карандашом, запоминающийся точностью портретного сходства, мощно выразительный по мастерству.

В 2004 г. коллекционер Ю. Н. Голитаев — владелец значительной по формату, но далеко не завершенной картины «Беданабозы» известного русского художника И. С. Казакова, работавшего в России и Туркестане в первой трети двадцатого века, предложил А. Юсупову завершить исполнение в живописи этого очень типичного для дореволюционного Узбекистана бытового сюжета. Сам И. С. Казаков лишь прорисовал общую композицию этой картины и местами уже масляными красками прописал отдельные головы и некоторые детали картины. А. Юсупов очень умело, сохраняя реалистический характер живописи И. С. Казакова, удачно завершил исполнение этого весьма ценного и в историческом, и в художественном отношении полотна.

Творчество Абдукадыра Юсупова — убежденного реалиста, мастера портретной живописи, проникновенного лирика пейзажа, талантливого жанриста — отмечено разнообразием тематики, многогранностью композиционного и живописного образного преломления натуры, верностью реалистическим традициям изобразительного искусства.

Рафаил Такташ