Многогранность творчества

Сюзане. По мотивам каракалпакской вышивки. ГМИ РК им. И.В.Савицкого. Удивительна судьба известной каракалпакской художницы АЛЬБИНЫ Андреевны Шпаде: ее предки - выходцы из Германии, она родилась в 1935 г. в Туркмении в городе Байрам-Али, а вся ее творческая жизнь связана с Каракалпакстаном. Необычайно многогранно творчество художницы. В своей работе ей удалось совместить порой, казалось бы, совершенно разные виды деятельности: сценографию и декоративно-прикладное искусство, живопись и реставрацию. Альвина Андреевна говорит: "Мне не приходится делить себя - все представляет большой интерес. А попробовать поработать в таких разных направлениях мне дали возможность встречи с очень интересными людьми - основателем музея искусств И. Савицким и художником театра К. Саиповым". Дерево жизни. Аппликация. ГМИ РК им. И.В.Савицкого В 1957 г. А. Шпаде окончила Ашхабадское художественное училище им. Ш. Руставели. Несколько лет преподавала черчение и рисование в средней школе Байрам-Али. Была чертежником-картографом в геологической экспедиции. I960 год стал поворотным в жизни художницы - она впервые приезжает в Нукус и, работая в каракалпакском филиале Академии наук Узбекистана, знакомится с И. Савицким. Встреча...
Read More

О себе и об искусстве

26 января 2O06 г. исполнилось 8O лет Рафаилу Хадиевичу Такташу - известному ученому республики, доктору искусствоведения, профессору, академику Академии художеств Узбекистана. Правительство страны высоко оценило его деятельность, наградив орденом "Эл-юрт хурмати". Р.Такташ - автор более 300 публикаций, в том числе таких монографий, как "Усто Кодыр-джон Хайдаров", "Жолдасбек Куттымуратов", "Александр Волков", "Н. В. Кашина (Жизнь и творчество)", "Фарух Кага-ров", "Михаил Курзин", "Современная графика Узбекистана", "Изобразительное искусство Узбекистана", "Художественно-критические этюды" и др. Известен Рафаил Хадиевич Такташ и как талантливый художник, и как незаурядный поэт. Мы поздравляем уважаемого юбиляра и предлагаем вниманию читателей его собственную заметку "О себе и об искусстве", которую он заканчивает своими мыслями в стихах. Моими учителями в Узбекистане были Петр Максимович Никифоров, Александр Николаевич Волков и Урал Тансыкбаев. Никифоров привил мне навыки работы акварелью, Волков учил активному и острому ощущению цвета и формы, Тансыкбаев вселял в меня веру в свои силы и возможности. На факультете живописи Московского художественного института им. Сурикова я учился в мастерской профессора П. Д. Покаржевского. Этот известный баталист, опытный педагог учил своих студентов добиваться высокого качества живописи и рисунка, не останавливаясь...
Read More

Искусство камнерезов Газгана

Резьба по камню - это неотъемлемая часть национального и духовного достояния народа. При ознакомлении с памятниками старины Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента и Шахрисабза не перестаешь удивляться и восхищаться резными мраморными изделиями - образцами высокого искусства, выполненными мастерами из Газгана. Данные о Газгане и его мраморе имеются в таких исторических произведениях, как "Зафарнома", "Абдулланома", "Бобурнома". С давних пор мастера-камнерезы изготавливали ляганы, украшенные изящными узорами и вырезанными в них "байт" - четверостишиями. Они всегда были в ходу и пользовались большим спросом. Во дворцах бухарских эмиров наряду с золотой и серебряной посудой были и ляганы из мрамора. В прошлом старые мастера работали, используя самые простые орудия труда такие, как "темир алам", "теша", точильный камень. В музеях Бухары "Ситораи Мохи хосса" и "Арк" на сегодняшний день насчитывается свыше 400 мраморных ляганов. На одном из них с особым изяществом вырезан следующий "байт" (доел, перевод с узбекского): Дороже этот мраморный ляган, Священней, чем фарфор Кашгарский Чина. И есть тому своя причина - Он родом из волшебных рудников Хайдарских. На другом: Пусть владелец этого лягана будет вечным, И с улыбкой...
Read More

Алишер Навои и его эпоха в контексте развития художественной культуры Узбекистана. К 565-летию со дня рождения

К 565-летию со дня рождения А. Абдуллаев. Алишер Навои. 1991. X., м. "... В довольно просторной и очень холодной комнате - окнами на Неву - было не так уж много народу. В плотно закутанных фигурах, сидевших на беспорядочно расставленных стульях, я не без труда узнавал знакомые лица - до того изменили их лишения блокадного города. Академик И.А. Орбели, директор Эрмитажа, занял председательское место. Скинув подобие какого-то верхнего, сильно обтрепанного одеяния, он остался в одном ватнике и шарфе, окутывавшем шею. ... Большие темные глаза его постепенно разгорались по мере того, как он, уже начавши речь, все выше и выше восходил по ступеням взволнованных, увлекавших его самого и слушателей, убедительно живых интонаций.... Ч.Ахмаров. Молодой Навои. Он говорил: "В необычное время, переживаемое нашим городом, в невероятной обстановке собрались мы, чтобы отметить замечательную дату в культурной жизни наших народов, вспомнить оставшееся бессмертным имя великого поэта и просветителя Алишера Навои. Уже один факт чествования поэта в Ленинграде осажденном, обреченном на страдания голода и стужи, в городе, который враги считают уже мертвым...
Read More

Миниатюры Садриддина Поччаева (1870-1948 гг.)

Иллюстрация к произведению А.Навои "Фархад и Ширин". Б., акв, гуашь Народно-прикладное искусство, прежде всего искусство художественной живописи "наккошлик" и миниатюра Бухары, формировалось на протяжении веков. В усовершенствованном виде донесли это искусство в новое столетие народные мастера -многогранные и талантливые умельцы Набижон Хафизов и ювелир Садриддин Поччаев. Садриддин бинни Почча (Поччаев) родился в кишлаке Пайшанба Ромитанского района. Отец его рано умер, и в 10 лет мать отдала его в ученики мастеру ювелиру Миразиму. После 20-летней работы подмастерьем Садриддин - обладатель редкого таланта - начинает работать ювелиром там, где трудились все дворцовые ремесленники эпохи правления эмира Бухары Абдуллахадхана (1885-19Ю) и Мир Сайд Алимхана (1911-1920). Мавзолей Саманидов. 1927. Б., акв., гуашь Как и многие другие мастера, Садриддин Поччаев изготовлял ювелирные украшения и различные предметы для дворца, а также участвовал в работе по чеканке бухарских серебряных и золотых монет. В1920 -1924 гг. он работал в новом объединении, организованном ремесленниками, где производили предметы новой формы: коробочки для сигарет, пепельницы, сундучки и т.д. Но когда большевики пришли к власти, драгоценные металлы: золото,...
Read More

Праздник художественной фотографии

Нильс-Эрик Джерлеман (Швеция) "Зонтик и линия ". С 9 по 24 декабря 2OO5 г. в Ташкентском доме фотографии (ТДФ) прошли выставки III Ташкентской международной фотобиеннале-2005, организованной ТДФ совместно с Международной федерацией фотографического искусства, фондом "Форум культуры и искусства Узбекистана", Академией художеств Узбекистана. 7 выставок были одновременно размещены в шести залах и фойе выставочного комплекса. Главный акцент был сделан на выставку лучших работ, представленных на конкурс Фотобиеннале-2005. Ташкентский международный конкурс художественной фотографии проводился в третий раз и впервые под патронажем Международной федерации фотографического искусства (FIAP). На конкурс принимались цветные и черно-белые фотографии по двум номинациям: "Свободная тема" и тема "Здоровье", которая была учреждена в связи с тем, что 2005-й год был объявлен в Узбекистане Годом здоровья. Для участия в конкурсе III Ташкентской международной фотобиеннале-2005 было прислано более 1000 фотографий 202 авторов из 34 стран мира. Жюри конкурса в составе: Жак Дени (Бельгия), Шавкат Болтаев (Узбекистан), Виктор Вяткин (Узбекистан), Владимир Жирнов (Узбекистан), Турсунали Кузиев (Узбекистан), Маттео Моде (Италия), Борис Панов (Украина) отобрало 213 работ. В...
Read More

Наргиз Алимова

Протекающая осень. 2004. Х.,м. Родилась в Ташкенте в 1982 г. в семье музыкантов. В 2001 г. окончила отделение художника по костюмам Республиканского художественного колледжа, в 2005 г. -отделение театрально-декоративной живописи Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада Во время учебы участвовала на студенческих выставках. Кроме того, ее картины демонстрировались на выставке "Художник и природа" (февраль 2004 г.), на молодежных выставках "Калейдоскоп", проводившихся в мемориальном Доме-музее У. Таксынбаева (март 2005 г., март 2006 г.), на групповой выставке в Центральном музее Вооруженных Сил РУз (август 2005 г.).. "Данный период моего творчества - период изучения мира, природы, человека и познание в нем себя. В работах я заостряю все внимание на том, чтобы изобразить предмет не как нечто самостоятельное, а передать всю атмосферу, царящую в это время вместе с ним и, удержав этот момент, подарить его зрителям. Мне близок синтез разных стилей. Бухарские базары на рассвете. 2003. Х.,м. Особое внимание в работах уделяю цветовой гамме. Я склонна меняться, черпая все грани искусства. И как любой художник, желающий сделать...
Read More

Хроника художественной жизни (январь — март 2006)

26 января - 7 февраля В ЦСИ прошли юбилейная выставка и творческий вечер доктора искусствоведения, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора, академика АХ Уз Такташа Р.Х., приуроченная к его 80-летию. 8 - 18 февраля 565-летию Алишера Навои, 551-летию Камаледдина Бехзада и 523-летию Захириддина Бабура была посвящена выставка, которая состоялась в ЦВЗ. На выставке были представлены картины известных художников Узбекистана, а также работы молодых художников-миниатюристов о жизни и творчестве этих великих исторических личностей, выдающихся деятелей искусства Востока. Совместно с выставкой была проведена научная конференция. 14 февраля - 13 марта На персональной выставке одного из ярчайших скульпторов Узбекистана Азамата Хатамова, состоявшейся в ГНИ Уз, были представлены как скульптурные работы автора, так и его графические произведения. 16 февраля - 10 марта Коллекцию своих картин представил в ЦВЗ художник А. Бахтеев. Его работы выражают абстрактное и сюрреалистическое видение мира. В экспозиции было выставлено около 200 произведений живописи. 17 февраля - 10 марта В ЦСИ состоялась персональная выставка Сергея Абатурова, посвященная Году благотворительства и медицинских работников. На суд зрителей было представлено около 30 графических работ,...
Read More

Нигора Латыпова

Невесомость. 2004. X., м Родилась в 1981 г. в Ташкенте. Окончила Республиканский художественный колледж - отделение живописи (2000 г.) и Национальный институт художеств и дизайна - отделение монументальной живописи (2005 г.) В колледже училась у Слипченко Сергея, в институте - у Рахмонова Журъата, Дрыгина Владимира, Джалалова Баходира. Творчество Нигоры Латыповой с 1996 г. было представлено на ряде выставок, в том числе: 1999 г. - совместная выставка керамиста Назиры Кузиевой и ее детей - Нигоры и Анвара Латыповых (театр "Ильхом"). 2004 г. - "Художник и природа". Петушки. 2001. X., м. 2005 г. (март), 2006 г.(март) - молодежная выставка "Калейдоскоп" - Мемориальный Дом-музей У. Тансыкбаева. 2005 г. - групповая выставка - Центральный музей Вооруженных Сил РУз. Я впечатлительна и не пытаюсь с этим бороться. Думаю, именно поэтому мне близок импрессионизм. Работая в этом направлении, я свободна, а свобода для меня очень ценна. Больше всего внимания при написании картины я уделяю цвету, с помощью которого стараюсь передать состояние, настроение, характер изображаемых людей, предметов и видов, а также свое...
Read More

Новые грани сотрудничества

В № 3 - 4 журнала "San'at"за 2006 г. были опубликованы материалы, посвященные Международной научно-практической конференции "Проблемы реставрации историко-культурного наследия в Центральноазиатском регионе. Основная стратегия развития " и принятая на ней "Декларация ". В настоящем номере мы предоставляем вниманию наших читателей интервью с директором отделения неправительственной некоммерческой организации "Реставраторы без границ" (Турция, Греция), руководителю регионального центра реставрации при Академии художеств Узбекистана Константиносом Павлосом Политисом. Господин Политис, что повлияло на Ваш выбор стать именно реставратором? Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об основных вехах Вашей творческой биографии. Искусство всегда было моей стихией. Я начал рисовать с детства. Когда мне было 15 лет, я встретился с группой французских реставраторов и был поражен их способностью вникать в детали искусства. Много лет спустя я понял, что реставрация - область, схожая с хирургией, только основывается на материале искусства. Я вырос в Салониках (Греция), где закончил факультет философии и археологии университета имени Аристотеля. Позже во Франции я закончил Авиньенский институт изящных искусств. Путешествовал и жил во многих странах мира, где осуществлял...
Read More

Обрядовые песни Сурхана

Обряд представляет собой определенное символическое действо, которое проводится при участии человека, семьи, общины. Он связан с важнейшими событиями в определенных жизненных ситуациях и по установленным веками законам таким, например, как рождение ребенка, бракосочетание, похороны, поминки, сев или уборка урожая и пр. Среди различных форм художественного творчества огромные потенциальные возможности для передачи традиционного опыта имеет фольклор - явление живое, развивающееся. Важной закономерностью его сохранения является формирование и развитие определенных жанров и в целом жанровой системы. Одни традиционные жанры по-прежнему функционируют, другие угасают, третьи трансформируются и служат основой для зарождения следующих. И вся эта картина усложняется их взаимодействием и взаимовлиянием. Обряд "Келин салом". Среди действующих следует отметить традиционные жанры песнетворчества, в частности, обрядовые песни, которые в каждую историческую эпоху, наполняясь новым поэтическим и музыкально-художественным содержанием, отражали изменения, происходящие в социальной среде. Проблема региональных традиций музыкального народного творчества - одна из важнейших в современной фольклористике. Изучать можно народную песню в местности, где она зародилась, звучала долгое время и стала неотъемлемой частью культуры народа, одной из...
Read More

Вечные истины в интерпретации Гайрата Байматова

Прощание. 2005. X., м. С первых шагов своего самостоятельного пути в искусстве Гайрат Байматов зарекомендовал себя как художник, доминантой творчества которого является поиск себя, своего творческого кредо, своих тем в искусстве, и, конечно, своего зрителя. Персональная выставка-ретроспектива живописных и графических работ художника, открывшаяся к его 60-летию в Центре современного искусства Академии художеств Узбекистана, предоставила достаточно обширный и многообразный материал для изучения его произведений, занимающих достойное место в истории изобразительного искусства Узбекистана. Произведения Г. Байматова отражают органичный синтез Востока и Запада, своеобразную эволюцию и симбиоз типологических черт академической художественной школы и искусства модернизма, что позволяет отнести художника к универсальной транснациональной культуре, язык и содержание которой сегодня понятны в любом уголке земного шара. Ссора. 2005. X, м. Со времени начала творческой деятельности Г. Байматова многое изменилось: прежде всего само искусство, парадигмы его развития, его духовно-ценностные ориентиры, характер его творческой и научной интерпретации, зритель, сам художник, исторические реалии и т. д. В этом достаточно динамичном потоке художнику предстояло "выкристаллизовать" свое творческое "Я", создать свою художественную картину, модель...
Read More

Космическая музыка: выдумка или реальность?

В ней что-то чудотворное горит, И на глазах ее края гранятся. Она одна со мною говорит, Когда другие подойти боятся. Когда последний друг отвел глаза, Она была со мной в моей могиле И пела, словно первая гроза, Иль будто все цветы заговорили. Анна Ахматова "Музыка"   Впервые о космической музыке, или Гармонии Сфер, заговорил Пифагор, который полагал, что вся Вселенная представляет собой звучащую Гармонию. По его мнению, это происходит из-за того, что планеты, обращаясь вокруг Солнца, трутся об эфир, что и вызывает звучание. Поскольку планеты имеют собственную орбиту вращения, то ее радиус, по Пифагору, представляет собой длину звучащей струны, и поэтому каждая планета обладает высотой звука, и все вместе они создают некий гармонический аккорд, или гармоническое созвучие, которое основная масса людей не слышит в силу привычки. Однако какое отношение пифагорейская концепция Гармонии Сфер имеет к нам, людям, живущим уже в XXI в. На наш взгляд, самое прямое, так как после Пифагора европейская наука пошла по пути развития и совершенствования рационально-логических и интеллектуально-понятийных форм и методов познания окружающего мира....
Read More

Генезис женских мавзолеев Средней Азии

Тема женской красоты испокон веков занимает одно из ведущих мест не только в поэзии, живописи, литературе, но и в архитектуре. Жизнь великих мира сего, как и простых смертных, связана с женщинами. Это матери, возлюбленные, жены, сестры... Великий Амир Темур строил для своих царевен загородные дворцы с прекрасными садами, такими, как Баг-и Бехишт ("Райский сад", устроенный в 1378 г. для Туман-оцо), Баг-и Дилькуша ("Сад, пленяющий сердце", - для Тикель-ханум). Для своей внучки, дочери Мираншаха, он возвёл в 1397 г. Баг-и Шамаль ("Северный сад"). "Положение жен Темура и других женщин при его дворе больше соответствовало монгольским обычаям, чем требованиям ислама". Как свидетельствуют Клавихо и Ибн Арабшах, на пирах 1404 г. присутствовали царевны и царицы, лица которых не были ничем прикрыты. Они и сами устраивали пиры, созывая гостей. Хотя в государственные дела они не вмешивались, но суровый нрав Темура им иногда удавалось смягчить. Однако время неумолимо и для царя, и для его семьи. В мир иной стали отходить близкие и любимые великодержавца. Одна...
Read More

Музыкально-стилистические особенности узбекских дастанов

Народный эпос - культурное достояние узбекского народа. Значение его непреходяще. Эпические традиции берут начало в далеком прошлом, но у многих народов они живут и развиваются и поныне. Феномен живого эпоса в конце XX в. сам по себе представляет факт огромного значения для истории культуры. Между тем эпос живет постольку, поскольку живет музыкально. Одно это обстоятельство делает музыку эпоса актуальнейшим предметом исследования. Народный бахши Узбекистана Абдуназар Поенов (Сурхандарья). В Узбекистане народный эпос, эпическое повествование представлено жанром дастана ("дастан" - "повесть", "рассказ", "хвала", "приключение"), включающего как поэтические, так и прозаические элементы, сопровождаемые музыкой. Огромное большинство народных дастанов пришло к нам из древности, более или менее глубокой. Народные дастаны жили в памяти народа своей жизнью, активной и творчески продолжавшейся в воображении и устах несчетных поколений исполнителей, неизбежно выступавших в роли его соавторов. Содержание и форма дастанов основаны на традициях, сложившихся в течение веков. События, о которых они рассказывают, не ограничиваются рамками какого-либо одного племени; они выражают думы и чаяния всего народа. Героическая борьба с врагом за свободу...
Read More

Редакционная коллегия (1-06)

Генезис женских мавзолеев Средней Азии Тема женской красоты испокон веков занимает одно из ведущих мест не только в поэзии, живописи, литературе, но и в архитектуре. Жизнь великих мира сего, как и простых смертных, связана с женщинами. Это матери, возлюбленные, жены, сестры... Великий Амир Темур строил для своих царевен загородные дворцы с прекрасными садами, такими, как Баг-и Бехишт ("Райский сад", устроенный в 1378 г. для Туман-оцо), Баг-и Дилькуша ("Сад, пленяющий сердце", - для Тикель-ханум). Для своей внучки, дочери Мираншаха, он возвёл в 1397 г. Баг-и Шамаль ("Северный сад"). "Положение жен Темура и других женщин при его дворе больше соответствовало монгольским обычаям, чем требованиям ислама". Как свидетельствуют Клавихо и Ибн Арабшах, на пирах 1404 г. присутствовали царевны и царицы, лица которых не были ничем прикрыты. Они и сами устраивали пиры, созывая гостей. Хотя в государственные дела они не вмешивались, но суровый нрав Темура им иногда удавалось смягчить. Однако время неумолимо и для царя, и для его семьи. В мир иной стали отходить...
Read More

Живописная сюита Ильхома Османа

"Искусство и наука необходимы всегда, но в наши дни... они должны особенно охраняться всей мощью наших сердец. Кроме того, эти два двигателя являются тем совершенным международным языком, в котором так нуждается мятущееся человечество" (Н. Рерих).   Ильхом Осман родился в I960 г. в Андижане. Выпускник художественно-графического факультета Ташкентского педагогического института им. Низами по праву может считать себя последователем "неакадемической" живописи. В своем творчестве он органично совмещает технические приемы европейских импрессионистов последней трети XIX -начала XX столетия - К. Моне, О. Ренуара, К. Писсаро и достижения экспрессионистов первой четверти XX в., провозгласивших единственной реальностью духовный мир человека, а главной целью искусства - изображение внутреннего мира художника. В память о матери. 1998. X., м. Осуществление этой сверхзадачи в творчестве современного узбекского художника проявилось в обостренном самовыражении, эмоциональном напряжении, иррациональности и даже мистичности образов. И. Осман стремится создать идеальный мир в рамках подражания живой природе: в его картинах она живет, дышит и даже звучит как нечто органически цельное. М. Сарьян подчеркивал: "Самая большая тайна искусства - искренность....
Read More

Камалиддин Бехзад и музыка

Художник, мастер книжного искусства и гений Гератской школы миниатюры Камалиддин Бехзад известен далеко за пределами Востока. Его наследие и творческая школа общепризнаны не только как источник для изучения и постижения изобразительных искусств XV-XVI вв., но и как материал для воспроизведения художественной культуры времени, её философии и в этом ряду - мира музыки - и как науки, и как искусства. К такому выводу приводят произведения миниатюры Сборный диван. Герат. Конец XV в. школ Бухары и Самарканда, работы самого Бехзада, его учителя Мирак Наккоша, его последователей Касима Али, Дуст-Мухаммада, Махмуда Музаххиба. Тему "Камалиддин Бехзад и музыка" можно исследовать в нескольких ракурсах, вникая при этом в зримые картины музыкальной жизни средневековья. Прежде всего - это представление о музыкальных инструментах, бытовавших в исполнительском искусстве тех лет. Сегодня наука органология делит инструменты чаще всего на три группы - струнные, духовые и ударные. Среди струнных в миниатюрах чаще изображались танбур, уд, рубаб, чанг- арфа, а из струнно-смычковых - гиджак. Духовые инструменты встречаются в виде ная, карная и их различных модификаций, а...
Read More