Иллюстрация к произведению А.Навои
«Фархад и Ширин». Б., акв, гуашь

Народно-прикладное искусство, прежде всего искусство художественной живописи «наккошлик» и миниатюра Бухары, формировалось на протяжении веков. В усовершенствованном виде донесли это искусство в новое столетие народные мастера -многогранные и талантливые умельцы Набижон Хафизов и ювелир Садриддин Поччаев. Садриддин бинни Почча (Поччаев) родился в кишлаке Пайшанба Ромитанского района. Отец его рано умер, и в 10 лет мать отдала его в ученики мастеру ювелиру Миразиму.

После 20-летней работы подмастерьем Садриддин — обладатель редкого таланта — начинает работать ювелиром там, где трудились все дворцовые ремесленники эпохи правления эмира Бухары Абдуллахадхана (1885-19Ю) и Мир Сайд Алимхана (1911-1920).

Мавзолей Саманидов. 1927. Б., акв., гуашь

Как и многие другие мастера, Садриддин Поччаев изготовлял ювелирные украшения и различные предметы для дворца, а также участвовал в работе по чеканке бухарских серебряных и золотых монет. В1920 -1924 гг. он работал в новом объединении, организованном ремесленниками, где производили предметы новой формы: коробочки для сигарет, пепельницы, сундучки и т.д.

Но когда большевики пришли к власти, драгоценные металлы: золото, серебро, камни — были конфискованы государством, и ювелиры стали преследоваться. Тогда Садриддин Поччаев приступил к изучению нового для себя ремесла — живописца миниатюры.

Несмотря на возраст, художник и в этой области достигает вершин. Первой из работ Садриддина Поччаева в качестве миниатюриста является иллюстрация к рукописи индийского трактата «Лаззатли нисо» («Сладкая женщина») по заказу последнего эмира Бухары. Эта рукопись с более чем 50 миниатюрами хранится в фонде Государственного музея-заповедника художественной архитектуры Бухары.

Большое влияние на многогранность творчества известного мастера миниатюры С. Поччаева оказало его увлечение миниатюрой Средней Азии.

Святой на мифологическом животном.
1930. Б., акв., гуашь.

Успеху в новом ремесле способствовали талант и опыт, приобретенный в ювелирном деле, стиль «даккоки», используемый в нем (обработка узоров эмалью, гравировкой и наполнением), добросовестное выполнение пожеланий заказчиков, стремящихся видеть на своих изделиях новые красивые цветные узоры.

Когда основным заказчиком ювелирных изделий стало государство, были созданы объединения — «ширкаты», которым понадобились художники-миниатюристы и каллиграфы арабского письма для рекламных, агитационно-пропагандистских работ, создания различных плакатов, лозунгов, украшения их и оформления национальными узорами. Именно эту работу выполняли Набижон Хафизов и Садриддин Поччаев. Позднее работа в миниатюре стала для Поччаева потребностью. Он был последним представителем узбекского искусства миниатюры начала XX в. 28 его миниатюр в отдельных листах хранятся в Музее искусств имени Камалиддина Бехзада в Бухаре. Они были куплены у Садриддина Поччаева в 1945 г. Эти миниатюры можно разделить на 4 группы:

1. Изображение архитектурных памятников.
2. Посвященные творчеству и жизни Алишера Навои.
3. Миниатюры к рукописям и книгам.
4. Миниатюры на современные темы.

На соколиной охоте. Б., акв., гуашь.

Созданные в 1920-е — 1930-е гг. Садриддином Поччаевым миниатюры — это копии с миниатюр Ирана и Индии. «Мавзолей в Гусе» (1925), «Памятники иранской архитектуры» (1925), «Архитектурные памятники Варшавы» (1926), «Архитектурные памятники Турции», «Мечеть в Турции» (1926), «Мечеть Каабы» (1927) — из их числа. Позже Садриддин Поччаев рисовал с натуры бухарские памятники. Им были созданы такие работы, как «Мавзолей Саманидов» (1927), «Чор-минор» (1929), «Минарет Калян» и «Медресе «Мири Араб» (68×50 см, 1929), «Кааба» (67×45 см, 1929). Все эти работы — свидетельство того, что их автор — талантливый миниатюрист, особенно в ювелирно тонком рисунке узоров изразцовых кафельных плит памятников старины.

Творчески изучив индийские миниатюры в процессе копирования, Садриддин Поччаев создал миниатюру «Святой на мифологическом животном» (1бх18см, 1930), на которой изображена женщина с жезлом в национальной одежде, сидящая на животном, похожем на быка Она горда и величественна, на ней полукофта, юбка. Хвост животного напоминает змею, голова — ее голову. Изображение передается в легком свободном движении. Трудно определить происхождение работы — копия это или оригинал самого художника. Но в ней отчетливо виден почерк миниатюриста С. Поччаева. Работа выполнена на папирусе. В миниатюре с самостоятельным сюжетом Садриддин Поччаев, освободившись от академической оболочки, творит кистью в жанре, близком масляным краскам. Основной материал для работы -акварель, гуашь. В некоторых случаях он использует масляные краски. Серия индийских работ выполнена на фанере, остальные — на бумаге. Работы «Женщина, укутанная в шарф» (24х15,5см), «В саду» (24х15,5см) — выполнены в стиле папье-маше.

В числе произведений художника — «Певец и служанка Шахнабат» (9,5х9,5смД932), на переднем плане которого изображен момент свидания поэта с его возлюбленной — служанкой; «Принц на ловле орла» (18х1бсм, 1930), где на правой руке охотника сидит орел. Наклонившись, он что-то объясняет ястребу. Поверх длинной и узкой одежды принца обмотан пояс, который плотно сидит на нем. На голове — меховая шапка. На заднем плане картины — деревья, цветущий сад. Времена года в миниатюре изображаются символически.

Сюжет работы «Богатые женщины катаются на качелях» (18х2бсм, 1930) взят из жизни. В ней художник смело попытался в миниатюре раскрыть тему. Под величественным деревом — семь красиво и богато одетых женщин, по очереди катающихся на качелях. На переднем плане — утки и другие водоплавающие птицы. Часть ветвей дерева вместилась на бумаге, действие наблюдается через оконное стекло.

В творчестве Садриддина Поччаева важное место занимает книжная графика. Это иллюстрации и миниатюры к произведению «Юсуф и Зулайхо» Абдурахмана Джами, дастану «Фархад и Ширин» Алишера Навои, рукописи «Тутинома». Художник вошел в историю искусства как проводник традиционной книжной миниатюры Средней Азии XX в. В конце XIX — XX вв. наблюдаются изменения в миниатюре к рукописям. Изображения становятся простыми, открытыми, без излишних деталей, без помпезности, приближаясь к устному народному творчеству. Своеобразны миниатюры на современные темы. Так, сюжет работ «Выборы» и «Сбор хлопка» — очень прост: большая комната украшена праздничными плакатами, на переднем плане избиратель бросает в урну бюллетень. Напротив него на стуле сидит женщина — наблюдатель. На другой стороне — «хонтахта». На ней цветы в горшках, чуть позади — женщина в национальной одежде выходит из избирательной кабины. Слева — группа избирателей и еще три человека, раздающих бюллетени. Справа на заднем плане двое наблюдателей охраняют избирательные кабины. В этом произведении художник объединил в одном месте движение и множество изображений людей, мастерски решив сложную задачу.

С большим мастерством выполнена миниатюра «Сбор хлопка». Хлопковое поле в центре разделено пополам. Справа собирают хлопок семь женщин, слева — четверо мужчин. Художник тонко передал горячую пору — пору сбора урожая хлопка. Эти произведения С. Поччаева нарушают «золотые законы и правила» миниатюры, но имеют неповторимую художественную привлекательность в духе нового времени.

Богатые женщины катаются на
качелях. 1930. Б., акв., гуашь.

Пик творчества художника-миниатюриста Садриддина Поччаева — 6 миниатюр, посвященных жизни и творчеству Алишера Навои. Художник на картинах этой серии изображает жизнь великого поэта начиная с детства и завершая смертью. Как свидетельствуют записи современника Алишера Навои историка Хондамира, поэт Алишер в четыре года начал учиться в школе. В первой миниатюре мать Алишера ведет его в школу. На переднем плане — учитель, Алишер и его мать. На заднем — другие ученики, двери школьных комнат, сад. В руках Алишера книга, на плечах — сумка. Еще на трех миниатюрах художник изобразил наиболее важные моменты из жизни великого поэта. Известно, что в 1472 г. друг детства Султан Хусейн Байкаро присвоил Алишеру Навои степень амира, затем назначил вазиром. С той поры началась созидательная деятельность поэта. Он делает многое для благоустройства и процветания родного города Герата и края Хоросан. На караванных трассах он строит просторные и красивые караван-сараи и гостиницы, дороги и мосты, создает сады. На берегу канала Инжил Навои строит новый город, в котором воздвигаются больницы, медресе и разного рода величественные строения и сооружения. Огромна роль А. Навои в процветании Герата. Захириддин Мухаммад Бабур пишет: «Как Алишербек, никто не заботился и не опекал людей науки и искусства, такого никто не видел. Великие певцы Устоз Кулмухаммад, Шайх Ноий, Хусайн Удий были поддержаны опекой и заботой Алишербека, благодаря ему они были на высших ступенях славы. Устоз Камолиддин Бехзад и Шах Музаффар благодаря стараниям Алишербека стали известными. Немногим людям удавалось строить такие полезные здания и постройки, какие построил Алишербек (из «Бобурнома»). В миниатюрах об Алишере Навои Садриддин Поччаев мастерски повествует о созидательной деятельности поэта. Труд тысяч строителей, камнерезов, плотников, маляров и художников искусно и умело передается в маленьких миниатюрах. В них своеобразно воссозданы эпизоды из обычной жизни народа.

Чернильница. Б., акв., гуашь

В пятом произведении Садриддина Поччаева из этой серии нашло отражение трагическое событие, произошедшее перед смертью Алишера Навои. Как пишет историк Хондамир, 31 декабря 1500 г. в Хужа Аббосе Хужа Шахобуддин принес добрую весть о приближении шаха Султана Хусейна и его свиты. Услышав это, Алишер Навои поспешил навстречу к дорогому другу. Но спустя какое-то время, Алишер Навои обратился к Хужа Абдулле: «Мне плохо, что со мной?». С помощью Хужа Абдуллы и Хандамира Алишер Навои подходит к Хусейну Байкаро, и, целуя руку шаха, теряет сознание и садится на землю… Ранним утром 3 января 1501 г. Алишер Навои умер.

Последняя работа из этой серии посвящена церемонии похорон великого поэта. Тобут с телом поэта, завернутого в синюю материю, провожают в последний путь. Герат в трауре. Город опустел. Вдали изображены женщины из дворца в горьких слезах.

Эта серия работ художника выполнена красками приглушенных спокойных тонов. Здесь не видно свойственной ранним работам художника яркости. Цвет подобран согласно событию, которое изображается. Самой яркой краской является темно-желтый цвет, использованный в изображении одежды главного героя — Алишера Навои. Следуя особенностям миниатюры Средней Азии, художник изобразил фигуру главного героя крупнее остальных.

Садриддин Поччаев -это творец, который передал дух своего времени в миниатюре. Он продолжил традицию великих художников, развивавших миниатюру Древней Азии со средних веков до XIX в., а затем донес в XX в и обогатил ее духом нового времени.

Koregdi Jumaev