В Узбекистане народный эпос, эпическое повествование представлено жанром дастана («дастан» — «повесть», «рассказ», «хвала», «приключение»), включающего как поэтические, так и прозаические элементы, сопровождаемые музыкой. Огромное большинство народных дастанов пришло к нам из древности, более или менее глубокой. Народные дастаны жили в памяти народа своей жизнью, активной и творчески продолжавшейся в воображении и устах несчетных поколений исполнителей, неизбежно выступавших в роли его соавторов.
Содержание и форма дастанов основаны на традициях, сложившихся в течение веков. События, о которых они рассказывают, не ограничиваются рамками какого-либо одного племени; они выражают думы и чаяния всего народа. Героическая борьба с врагом за свободу или землю, за спасение соплеменников или любимой, месть за грабеж или за оскорбление, но в конечном счете — всегда сражение за честь своего народа — вот что в дастанах главное. Бытующие в Узбекистане дастаны богаты и разнообразны по сюжету и содержанию. В них отразились социальные, политические, экономические, правовые, бытовые отношения, философские и эстетические взгляды нации. Старое и новое, доброе и злое, смешное и возвышенное, необыкновенное и обыденное, словом, жизнь в ее непрерывном движении, развитии и борьбе.
Дастаны подразделяются на богатырские, героические, исторические и романтические, формировавшиеся и развивавшиеся в постоянном взаимодействии и взаимопроникновении.
В создании дастанов видная роль принадлежит вышедшим из народа певцам-сказителям — бахши, дастанчи, шаирам, жырау. Слово «бахши» имело несколько значений: табиб-знахарь, лекарь-шаман или шаманка, которые магической песнью и игрой на дойре (ударный инструмент «бубен») изгоняли из больного злых духов (обряд врачевания «Куч» или «Кучирлик» — «Изгнание»), а также — певец-сказитель дастана. Сказителей дастанов узбеки именуют по-разному: в Хорезме — дастанчи или бахши, в Кашкадарье и Сурхандарье юзбоши, базши или шаир, в Ленинабадской и Ошской областях — соки или созанда, в Ферганской долине — бахши или санновчи, в Каракалпакии — баксы или жырау. Наиболее широко употребляются термины «шаир» (поэт-сказитель) и «бахши» (певец-сказитель). Сказители -всегда желанные гости на семейных праздниках и торжествах не только на селе, но и в городе, но тем не менее с конца XIX и начала XX в. интерес к этому жанру в городе постепенно падает. И неудивительно, что большинство дастанов нами записывается именно в кишлаках, на пастбищах, среди дехкан и чабанов.
Будучи монументальными по своему сюжету, дастаны требуют большого импровизаторского и музыкально- поэтического дара, основательных навыков и мастерства сказителей. Соответственно является профессиональным исполнителем, владеющим искусством рассказчика-декламатора, поэта-импровизатора, певца-музыканта.
В Узбекистане сложились своеобразные исполнительские школы сказителей, отличающиеся тематикой и формой дастанов, манерой исполнения и составом исполнителей. Наличие в музыкальном искусстве узбекского народа четырех локальных зон нашло отражение и в формировании следующих своеобразных школ сказителей эпоса: Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская (Хивинская, Мангитская) и Каракалпакская. Музыкально-исполнительская манера отдельных локальных зон различна. Так, в Самарканде — это речитированный тип, в Сурхандарье, Кашкадарье или в Каракалпакстане речитивно-декламационные напевы дастанов исполняются сказителем под собственное сопровождение на домбре или кобузе (двухструнный смычковый инструмент) в особой гортанной певческой манере. Домбра и кобуз, как и дутар для бахши, являлись в основном и ведущими музыкальными инструментами. В исполнительской манере бахши наблюдается разнообразие подачи материала: проза рассказывается нормальным голосом, с ровной окраской, в естественном для исполнителя регистре и силе звука, а поэтический стих — гортанной манерой (закрытым голосом), что вносит определенное разнообразие, как темброво-регистровое, так и динамическое. Основным музыкальным жанром речитативно-декламационного типа является «терма», где каждая фраза напева, называемая «нагма» или «нола», соответствует одному стиху поэтического текста. Они просты и лаконичны с небольшим диапазоном. Сказители также используют инструментальные наигрыши -«бахши куй» («напевы бахши»), основанные или на популярных народных мелодиях, или же собственно авторских.
Большой выразительностью отличается исполнение дастанов в Хорезме, которое привлекает слушателей своей музыкальной яркостью. Здесь получил распространение песенный тип дастана (песенно-речитативный или песенно-напевный), где основным музыкальным жанром выступает песня, сопровождаемая инструментальным ансамблем (дутар, гиджак и буламан, в настоящее время состав ансамбля изменился — тар, буламан (или кошнай) и дойра), который является важной составной частью эпоса. Бахши-дастанчи используют в дастанах такие песенные жанры, как кошук, терма, лапар и ашула. В каждом хорезмском дастане используются от 15 до Зб напевов, называемых «нола» или «нолиш», которые постоянно обогащаются новыми интонациями, ритмами, формами, при этом песни дастанов разнообразны по своему характеру — лирические, танцевальные, приподнятые, легко воспринимаемые и запоминаемые.
Музыка, являясь средством раскрытия душевного мира героев, создает при этом единую композицию дастана. Напевы дастанов создавались на протяжении многих веков и передавались из уст в уста от одного сказителя к другому. Эти мелодии — огромное духовное богатство народа, сокровищница ладово-интонационных, ритмических, художественных средств выразительности, характерных для многообразного узбекского народного музыкального творчества. Напевы эпоса -«нагма», «нола», «куй» постоянно обогащаются новыми интонациями, ритмами, формами. Существующие напевы исполняются с различными текстами в зависимости от содержания эпоса.
В музыкальном оформлении сказители использовали напевы популярных народных песен, например, свадебных песен «Ёр-ёр», колыбельных — «Алла», похоронно-поминальных — «Марсия». Иногда на основе народных песен они создавали или свои варианты, или же новые напевы, получившие наименования «бахши куй» (чаще всего данный напев назывался по имени творца-бахши). В музыке дастана допускается свободная импровизация. Происходит сочетание импровизации с основой избранного песенного жанра. И главным здесь выступает речитативно-декламационный жанр «терма». Каждый дастан открывается инструментальным вступлением. Инструментальные напевы, наигрыши обычны и перед каждым вокальным разделом. Затем исполняется терма-обращение к слушателям «Кайси достондан айтайин» («Какой дастан вам спеть»), после которого идет уже повествование. В дастанах речитативного типа и рассказ, и стих исполняются ритмической или рифмованной прозой («садж»). Соответственно напевы узкообъемные. В дастанах употребляется не более 5 напевов, которые часто чередуются или же повторяются.
Речитативно-декламационные или речитативно-распевные типы дастанов отличаются большой экспрессией, богатством передаваемых эмоций. Это отчасти связано с использованием гортанной манеры пения. Манера пения глухая, матовая, которой противопоставляется игра музыкального инструмента сопровождения (домбра или кобуз). Напевы имеют интонационно- определенную звуковую шкалу, ладово и ритмически организованную.
Инструментальные интермедии, разделяющие вокальные фразы, строятся на материале вступления или на повторе отдельных фраз самой мелодии. Преобладающий тип мелодического звучания — постепенное движение. Мотивы многократно повторяются и варьируются. Объем звукоряда напевов небольшой, метроритм четкий, регулярный. Манеры исполнения терма различны — каждый сказитель поет с большим разнообразием тембровых и динамических оттенков. Современная музыкальная практика вносит свои изменения в структуру дастана, в частности, это наблюдается в интонационной сфере и в манере исполнения, идущего от современных массовых и эстрадных песен.
Большой выразительностью отличается Хорезмская исполнительская школа, объединяющая сказителей Хорезма, некоторых районов Каракалпакстана (Мангит, Кунград) и Ташаузской области Туркменистана. Своеобразно искусство бахши Хорезма, где кроме обычного индивидуального исполнения дастанов известно исполнение коллективное (небольшие группы сказителей и музыкантов из 3-5 человек). Если в других областях дастаны сопровождаются домброй в собственном исполнении бахши, то в Хорезме — инструментальным ансамблем (дутар и гиджак или дутар, буламан (духовой инструмент) и гиджак, в настоящее время вместо дутара используется тар, рубаб или гармонь).
Естественно, это сказывается на интонационно-мелодической основе дастанов и на их тембровой окраске. Хорезмская школа сказителей делится на две ведущие школы — северная, так называемая «Ирони», и южная — «Ширвани» (ее иногда называют хивинской школой), но при исполнении дастанов эти две группы отличаются только репертуаром и составом музыкантов инструментального ансамбля. Сказители «Ирони» сопровождают дастан игрой на дутаре и гиджаке (или дутар, дойра), а «Ширвани» — дутар (тар), буламан (или кошнай), гиджак и дойра. Каждый дастан открывается инструментальной интермедией, называемой «Сайкал».Он используется и в инструментальных наигрышах внутри самого дастана, перед между поэтическими фразами. Каждый напев — «нола» имеет свое наименование, причем название песни зависит от начальных слов стиха, при этом некоторые напевы в дастанах неизменны и обязательны. Диапазон их обычно от квинты до более октавы. Мелодии развитые, песенно-напевные, часто с кульминационным построением — «ауджем».
Манера исполнения музыкальных номеров разнообразна, она зависит от подготовленности, художественного вкуса и мастерства сказителя. При повествовании после инструментального вступления перед началом новой песни сказитель-дастанчи всегда настраивает свой инструмент, то есть каждая песня исполняется на полтона или тон выше предыдущей. Преобладающим типом мелодического движения является постепенность, восходяще-нисходящее движение. Аудж и концовки фраз наиболее напевны. Важную роль в восприятии, воздействии и популяризации дастана играет «айтишув» — состязание бахши. Развитость музыкального воплощения и ярко выраженная песенность дастанов Хорезма послужили причиной довольно широкого исполнения их отрывков в виде самостоятельных песен, зачастую без всякого предварительного рассказа о ситуации, при которой они поются в самих дастанах.
В Хорезме, наряду с мужчинами-бахши, особой популярностью пользуются и женщины-сказительницы, которые пели в прошлом исключительно для женской аудитории. Исполнение женщин-халфа отличается мягкостью, задушевностью и лиричностью; в их репертуаре значительное место занимают дастаны романтического сюжета, например, «Тахир и Зухра». Пение дастанов сопровождается инструментальным ансамблем в составе — диатоническая гармонь и дойра. Популярностью пользуются и разнообразные песни из дастанов, исполняемые сказителями.
Узбекский народный эпос свидетельствует о высокой творческой одаренности народных масс, из среды которых вышли народные сказители-бахши-дастанчи -создатели и хранители национальной эпической традиции. Искусство узбекских сказителей до сего времени пользуется огромной популярностью, свидетельство тому — приглашение сказителей на семейные торжества и свадьбы.
Дастан бытует не только в своей традиционной форме, но и выходит на концертную эстраду, пример — создание при Ташкентской филармонии группы «Дастан». Особой популярностью у слушателей пользуется народный ансамбль «Дастан» города Хивы, руководимый народным бахши Узбекистана Норбеком-бахши (Абдулла Курбанназаров). В ряде районов республики созданы и традиционные исполнительские школы мастерства, в частности, школа Кадыра бахши Рахимова в Дехкан-абаде, Шомурод бахши Тогаева в Чирокчи Кашкадарьинской области, школа Ислама Шаира в Самарканде и др. Ежегодно в Узбекистане проходят республиканские и международные фестивали и конкурсы народных бахши-шаиров, конкурсы молодых сказителей. С 1999 г. в Термезе проводится Международный конкурс бахши-шаиров и акынов, в котором наряду с узбекскими сказителями принимают участие народные сказители из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана. В мае 2002 г. в рамках Открытого фольклорного фестиваля «Бойсун бахори» проводился конкурс народных сказителей.
На основе многих дастанов создан ряд музыкальных драм и опер («Тахир и Зухра», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Алпамыш», «Ошик Гариб и Шехсенем», «Равшан и Зулхумор», «Кырк кыз» и др.) Прекрасные творения узбекского народа — народные эпические сказания-дастаны, наряду с другими жанрами музыкального фольклора и изустно профессиональной музыки вошли в сокровищницу узбекского музыкального искусства.
Рустамбек Абдуллаев