Резьба по камню — это неотъемлемая часть национального и духовного достояния народа. При ознакомлении с памятниками старины Самарканда, Бухары, Хивы, Ташкента и Шахрисабза не перестаешь удивляться и восхищаться резными мраморными изделиями — образцами высокого искусства, выполненными мастерами из Газгана.

Данные о Газгане и его мраморе имеются в таких исторических произведениях, как «Зафарнома», «Абдулланома», «Бобурнома».

С давних пор мастера-камнерезы изготавливали ляганы, украшенные изящными узорами и вырезанными в них «байт» — четверостишиями. Они всегда были в ходу и пользовались большим спросом. Во дворцах бухарских эмиров наряду с золотой и серебряной посудой были и ляганы из мрамора.

В прошлом старые мастера работали, используя самые простые орудия труда такие, как «темир алам», «теша», точильный камень. В музеях Бухары «Ситораи Мохи хосса» и «Арк» на сегодняшний день насчитывается свыше 400 мраморных ляганов. На одном из них с особым изяществом вырезан следующий «байт» (доел, перевод с узбекского):

Дороже этот мраморный ляган,
Священней, чем фарфор
Кашгарский Чина.
И есть тому своя причина —
Он родом из волшебных рудников
Хайдарских.

На другом:
Пусть владелец этого лягана
будет вечным,
И с улыбкой на устах,
Полной радости жизнь его,
Богатства и хлеба насущного.

На мраморных ляганах с особым искусством вырезаются афоризмы и изречения, имеющие высокий смысл. Так, на одном из них надпись на арабском языке гласит: «Слава и уважение человека определяются не его должностью и богатством, а его знаниями и добротой».

Это свидетельство того, что мастера-резчики по камню были своеобразными мыслителями, обладали высокой проницательностью и смекалкой. К сожалению, имена их нам не известны. Только на отдельных экземплярах встречается надпись «амали уста Абдура им».

У клуба в кишлаке Газган в мраморном бассейне установлены необычные и редкие произведения мраморного искусства «Дракон» и «Рыба». Они украшены Абдурахимом Мухандис, но сейчас они растрескались и находятся в бедственном состоянии. Сегодняшний вид памятников «Дракон» и «Рыба» должен заставить призадуматься всех нас. В Кушрабатском районе, в кишлаке Жум, на кладбище Куктош ота на мраморе имеется «байт» из творчества Махмуда Газгоний (доел, перевод с узбекского):

Не увидел я в этом мире терпения
и стойкости.
Кругом полно горя и горьких страданий,
вечности.
В этом старом «сарае»со всех сторон
Увидел я пустую степь и тропу страданий
и мук.

В кишлаке Газган на кладбище на одном из древних старых надгробных камней сохранилась такая надпись:

Придёт такой день, срок жизни моей
окончится,
Нашего теля нигде не окажется.
Под землей мои кости.
Кто случайно придет к могиле моей,
Прочитав эти строки, пусть моему праху
помолится.

В общем, такие камни, надписи на них, хранят в основе своей затаенную мысль, великое историческое прошлое. К сожалению, искусство узбекских камнерезов еще недостаточно изучено. Образцы этого тончайшего художественного ремесла хранятся во многих музеях Индии («Таджмахал»), Самарканда («Регистан»), Бухары, Коканда, Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа. Их еще предстоит исследовать. Камнерезчик — профессия нелегкая и трудоемкая, это все равно, что рыть колодец иголкой. Мудрое народное изречение «Вырастить цветок на камне» — именно об этом.

Древние изделия из мрамора украшались различными растительными узорами типа «гандумак», «чингила», «шох», «шох бута». Примечательны узоры на камне «ислимий». Встречаются и геометрические узоры. Полностью выстроена из камня, без применения дерева, мечеть Шахимардан в Газгане, в том числе основание колонны и стены. Изначально ее ворота, фундамент, «болодари» тоже были из камня. Со временем они исчезли, осталось только место, на котором они стояли. Мраморные были и оконные решетки. Сейчас мраморные оконные решетки можно увидеть в мавзолеях Хужа Бахоуддина и Абдухалика Гиждувани. На стенах мечети Шахимардан имеются надписи на мраморных камнях, являющиеся сурами из Корана, образцами

хадисов. Многие изделия украшены красивыми узорами. Буквы арабского алфавита написаны с особым мастерством в стиле «сулс». Такие же мраморные плиты возлежат на могиле Хужа Хасан Нурий, у родника Нурота; в мавзолее Косим Шайх на могиле Амира Ахадхона, расположенного в местности Кармана. На плитах вырезаны поминальные стихотворения, стихи о недолговечности, тленности бытия, мимолетности жизни, мудрые строки из Корана. Нам следует бережно относиться к произведениям газганских мастеров-камнерезов, творчески исследовать талантливые работы искусных волшебников — резчиков по камню, создавать необходимые условия для дальнейшего развития столь сложной сферы искусства. Гуларо Абдуллаева