К 565-летию со дня рождения

А. Абдуллаев. Алишер Навои.
1991. X., м.

«… В довольно просторной и очень холодной комнате — окнами на Неву — было не так уж много народу. В плотно закутанных фигурах, сидевших на беспорядочно расставленных стульях, я не без труда узнавал знакомые лица — до того изменили их лишения блокадного города.

Академик И.А. Орбели, директор Эрмитажа, занял председательское место. Скинув подобие какого-то верхнего, сильно обтрепанного одеяния, он остался в одном ватнике и шарфе, окутывавшем шею. … Большие темные глаза его постепенно разгорались по мере того, как он, уже начавши речь, все выше и выше восходил по ступеням взволнованных, увлекавших его самого и слушателей, убедительно живых интонаций….

Ч.Ахмаров. Молодой Навои.

Он говорил: «В необычное время, переживаемое нашим городом, в невероятной обстановке собрались мы, чтобы отметить замечательную дату в культурной жизни наших народов, вспомнить оставшееся бессмертным имя великого поэта и просветителя Алишера Навои. Уже один факт чествования поэта в Ленинграде осажденном, обреченном на страдания голода и стужи, в городе, который враги считают уже мертвым и обескровленным, еще раз свидетельствует о мужественном духе нашего народа, о его несломленной воле, о вечно живом гуманном сердце нашей науки! … Читались доклады, читались стихи Навои, переведенные поэтами и востоковедами, звучали они и в оригинале — древние, вновь ожившие слова, говорящие о мире, о радости жизни, о торжестве человеческого разума над тьмой жестокости и угнетения».

С. Варшавский, Б. Реет

Вот уже многие столетия гений великого Навои и блестящее созвездие философов, поэтов, художников, каллиграфов, орнаменталистов, творивших рядом с ним и создавших замечательные произведения, будоражат умы исследователей, творцов и ценителей искусства. Их творчество навсегда осталось в анналах мировой художественной культуры. Они создали свои школы, направления, у них появились свои последователи, подражатели, интерпретаторы.

П.Шобаратов. Бахром на охоте.
Иллюстрация к произведению А.
Навои «Сабъаи сайер» («Семь планет»).
2001.

И сегодня, в начале XXI века — века информатизации, компьютеризации, иными словами, скоростной динамики техногенной цивилизации, мы обращаемся к наследию Алишера Навои и его эпохи, тем самым не только воздавая дань уважения основоположнику узбекского языка и узбекской литературы, а скорее находя в его произведениях ответы на вечные вопросы человеческого бытия: о сущности человека, его поисков гармонии во взаимоотношениях с природой, обществом, в стремлении к духовности, красоте.

Поиски самоидентификации узбекского национального искусства в годы независимости, новые витки осмысления своего историко-культурного наследия, необходимость опоры на собственную «генеалогию» художественных традиций, своеобразных основ художественного мышления вновь обратили взоры исследователей на творчество Алишера Навои. Открытие национального парка имени Алишера Навои, сооружение скульптурных монументов великому поэту в г. Ташкенте (Э. Алиев, Н. Банделадзе, В. Дегтярев), Чирчике (А. Рахматуллаев, Л. Рябцев), г. Навои (А. Рахматуллаев, П. Подосинников), обращение к его образу в живописи, графике, театре, кино, музыке, литературе свидетельствуют о немеркнущем интересе не только к личности великого мыслителя, но и к традициям его поэзии, воплощающей глубинные поиски духовности.

Т.Фадеева. Посвящение Алишеру
Навои. 2003. Х.,м.

Алишер Навои привлекателен для современника следующими достоинствами.
«Во-первых, —

М. Фозили. Великий Навои. 2001. Х.,м.

подчеркивает Н. Конрад, — захватывает удивительный универсализм мышления Алишера Навои, возведенного на уровень мировоззренческого порядка (2, с. 275). Причем это не просто универсализм Навои как личности (он был одновременно поэтом, художником, музыкантом, теоретиком литературы, историком, каллиграфом), это универсализм понятийной основы самой художественной культуры, объединяющей достижения народов разных исторических пластов, вероисповеданий, художественных традиций, мировоззренческих представлений. Вспомним героев его «Хамсы»: Фархад — китаец, Кайс — араб, Ширин — армянка, Шапур — перс, Искандер — грек. То есть принципы планетарности сознания, синтеза национального и общечеловеческого, диалога культур, которые актуализировались в XX в., были совершенно органичны для мировоззренческих основ художественной культуры эпохи Навои.

Д. Рузыбаев. А. Навои. 2000. Шамот.

Во-вторых, нельзя не отметить доминирующий принцип гуманизма в творчестве поэта. Во всех его произведениях невозможно не ощутить любовь к человеку, сострадание и милосердие к нему. Для сознания человека, пережившего историко-политические, идеологические, социальные, экологические и прочие катаклизмы XX в., именно эти чувства становятся наиболее востребованными.

Н. Холматав. Дорога познания.
1996. X., м.

К сожалению, однако, статистика свидетельствует о том, что в процессе социологического опроса детей школьного возраста в современных городах ряда стран выяснилось, что они прекрасно владеют обширной терминологией западной массовой культуры, но не имеют никакого представления о понятии «милосердие». Герои Навои борются за свободу личности, за право на любовь, счастье, поэтому они близки, понятны и любимы читателям всех времен и народов.

В-третьих, Алишер Навои — беспрецедентный образец покровительства культуре. Историки Мирхонд и Хондемир, музыканты Хусаин Уди и Кульмухамед Наи, художники Бехзад и Шах Музаффар, каллиграфы Султан Али и Мир Али и многие другие представители искусства вошли в мировую культуру благодаря усилиям, покровительству, поддержке именно Алишера Навои. Эпоха взрастила самого Навои, а Навои создал эпоху.

Т. Мухаммедов. Иллюстрация к
произведению А.Навои «Фархад и
Ширин».1970. Б., темпера.

По словам Захириддина Бабура, в Герате «каждый, кто занимался каким-либо делом, старался довести его до совершенства». И это было основным критерием творческой деятельности прежде всего самого Навои. Значит, в-четвертых, сам Навои и его эпоха демонстрируют профессионализм высокого уровня, полную самоотдачу творчеству, поиску, глубинным размышлениям, то есть жизнь ради искусства.

И наконец, в-пятых, это безграничная любовь Алишера Навои к родной земле, своему народу, его культуре, языку. Вспомним литературоведческое произведение Навои «Суждение о двух языках», в котором великий поэт доказывал преимущества своего родного языка, его словарное богатство, разнообразие и меткость поэтических форм. Как пишут исследователи, «он убеждал поэтов-современников писать на родном языке, как делал это он сам, ратуя за утверждение родного языка как языка литературного». Что нового привнесло искусство периода независимости в осмысление, творческую интерпретацию духовного наследия Алишера Навои и его эпохи?»

Литература
1. Варшавский С., Реет Б. Подвиг Эрмитажа. Л., 1965.
2. Конрад Н.И. Средневосточное возрождение и Алишер Навои// Запад и Восток. М., 1972.
3. Боровков А. Изучение жизни и творчества Алишера Навои// Родоначальник узбекской литературы. Ташкент, 1940.
4. Махмудов Т. Абдулхак Абдуллаев. Ташкент, 1982.
5. Тенеева-Саломатшаева Л.3. Человек и природа в контексте суфийской поэзии// Человек и природа в духовной культуре Востока. М., 2004.
6. Бертельс Е.Э. Навои. Опыт творческой биографии. М., 1948.

Камола Акилава