Зооморфные мотивы каракалпакского орнаментального искусства

В каракалпакском декоративно-прикладном искусстве можно выделить несколько основных групп орнаментальных мотивов. Это: геометрические (космогонические), зооморфные, растительные, предметные, антропоморфные мотивы. Из них зооморфные - наиболее многочисленны. Они, как правило, представляют животное по принципу "целое по части". Особое отношение к животным у кочевников складывалось на протяжении веков. На многих примерах прослеживается сакральное к ним отношение. У полукочевых народов вещественными талисманами являлись различные части тела птиц и кости животных, считавшихся вещими. По поверью, они имели сверхъестественную силу. Например, локтевая кость волка могла якобы сберечь целое стадо от волков и воров, поэтому кочевники привязывали ее к седлу лошади. Волчья коленная "чашка" предохраняла от болезни костей и сглаза. Голова филина, его ноги и перья охраняли от злых духов, для этого их привязывали к юрте или колыбелям детей. Магическими свойствами наделялись также следы отдельных животных, птиц, мышей, собак. Например, благодаря распространенному у каракалпаков культу собаки в декоре прикладного искусства, в частности в вышивках, встречаются элементы, связанные с этим животным - ит табан (следы, лапы собаки) -...
Read More

Уникальная коллекция Салтанат Сиддиковой

17 марта 2009 г. в Ташкенте недалеко от киностудии "Узбекфильм" был открыт общественный семейный Дом-музей. Еще три года назад на этом месте был пустырь, росли сорняки. Салтанат-опе пришлось немало потрудиться. Сначала она добилась выделения земельного участка. Благодаря помощи хакимията Чиланзарского района было начато строительство и собственного дома, и здания будущего музея. Сейчас строительство практически завершено, перевезены со старой квартиры накопленные для музея экспонаты, обустроены помещения для их демонстрации. Самое большое из них - площадью 130 кв. м - на первом этаже. Еще четыре комнаты находятся на втором этаже. В настоящее время фонд Дома-музея насчитывает около 5 тысяч предметов. Так кто же она - организатор Дома-музея? Салтанат Сиддикова родилась в 1935 г. в Бостанлыке Ташкентской области. Перед самой войной семья переехала в колхоз Гулистан (сегодня это территория Ташкента). В начале войны отец ушел на фронт, дошел до Берлина, был удостоен боевых наград, в их числе орден Богдана Хмельницкого, который ему вручили уже после войны. Вернулся домой инвалидом… "Военные и первые послевоенные...
Read More

Пейзажи Анвара Мирзо

В 2002 г. в одном из частных домов старинного квартала "Кукча" г. Ташкента открылась художественная галерея, в которой были представлены работы хозяина дома, народного художника Узбекистана Анвара Мирсоатова (литературно-художественный псевдоним - Анвар Мирзо). А. Мирсоатов рано вступил в мир искусства, сразу определив для себя основной объект своих творческих интересов. В годы учебы в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова (ныне - Республиканский художественный колледж), затем на факультете художественной графики Ташкентского государственного педагогического института им. Низами он неустанно работал в жанре пейзажа, отдавая предпочтение изображениям различных уголков Ташкента, горным панорамам. Особенно ярко художник проявил себя в 1970-е гг., когда интерес к этому жанру в Узбекистане был особенно заметен. У всех на слуху тогда были имена признанных корифеев пейзажа У. Тансыкбаева, Н. Карахана, Р. Темурова, А. Разикова, работы которых успешно демонстрировались не только в республике, но и далеко за ее пределами. В эти годы ряды пейзажистов пополнились также плеядой молодых художников - Р. Чарыев, Ф. Тахиров, Г. Абдурахманов, П. Ган, П. Мартаков....
Read More

Павел Беньков в истории узбекской живописи

18 мая 2009 г. в Международный день музеев в ЦВЗ АХ Уз была открыта выставка "Поэма о земле узбекской" в честь 130-летия со дня рождения заслуженного деятеля искусств Узбекистана, выдающегося художника Павла Петровича Бенькова. В этот же день состоялась научно-теоретическая конференция "Самаркандская школа. XIX - XX вв.", посвященная творчеству художника. Каждый народ с почтением относится к представителям другой страны, уважающим и воспевающим его традиции и духовные ценности. Именно таким высокочтимым художником был для Узбекистана россиянин Павел Беньков. "Мой приезд в Узбекистан, - писал П. П. Беньков в своих воспоминаниях, - можно назвать особым периодом… Именно в Узбекистане я начал переходить к сложным композициям". Приехал художник в Узбекистан в 1928 г. Очарованный этим краем, он остался здесь на всю оставшуюся жизнь, которая завершилась в 1949 г. в Самарканде. "Одним из качеств Бенькова, у которого есть чему поучиться современным мастерам кисти, было то, что он принимал активное участие в жизни нашего народа, воспевал его образ жизни, традиции, художественно отражая их в своих полотнах, с...
Read More

Композиции поселений в наскальных петроглифах Узбекистана

В данной статье анализируются изображения предметов материальной культуры - планы поселений, городских образований, жилищ, культовых зданий, имеющих место в наскальных изображениях Узбекистана. На основе изучения планов, изображенных на петроглифах, приводится графическое воссоздание общего вида рассматриваемого материала. Изображение поселений из Сармышсая (Навоийская область). В течение веков в местах, удобных для земледелия и имеющих поблизости пастбища, появлялись поселения. Это происходило в результате роста числа членов одной семьи, когда к уже существующему дому пристраивались новые помещения или строились отдельные жилые блоки с несколькими ячейками - комнатами. При этом учитывались расстояния между домами, к водному источнику и пастбищу, удобство расположения местности, а также степень ее защищенности от природных явлений и нападения извне. На схематических наскальных изображениях, обнаруженных исследователями в горах Средней Азии, запечатлены планировочные композиции нескольких видов поселений, которые в какой-то степени выявляют контуры и виды планировки жилых образований в древности. Наскальный рисунок компактного, эллипсовидного в плане жилища, обнаруженного Ж. Кабировым в ущелье Сармышсая, включает одиннадцать помещений (1, рис 19). Оно делится на две части...
Read More

В поисках золотых гор…

Ещё учась в школе, Шавкат Гафуров прочел сборник стихов знаменитого аварского поэта Расула Гамзатова "Горянка". С тех пор в его сновидениях горы почему-то всегда были золотыми. Как в сказках. И оставались в его памяти такими, как в том сне, пока он не приехал в Ташкент. Будучи студентом Театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада), Ш. Гафуров в учебной мастерской своего педагога, народного художника Узбекистана Нигмата Кузибаева увидел созданные мастером пейзажи. Он был удивлен, что горы могут излучать такие нежные переливы разнообразных красок. Со временем влюблённость молодого художника в горы не исчезла бесследно. Им было создано множество картин на эту тему, большинство из которых были вдохновлены ежегодными поездками по Сырдарье, в Айдаркуль, Куйи Мазар, Хумсан и Бурчмуллу, Сурханскую долину. Прозрачная, лирическая тональность картин художника ("Сырдарья", 2007 г.; "Сардоба", 2004 г.; "Летний день", 2004 г.; "Горное озеро", "Хумсан", 2007 г.) раскрывает волшебную панораму природы. Художника словно манят снежные вершины, богатство цветовой гаммы предгорных ландшафтов, их растительного мира…...
Read More

Неделя изобразительного искусства — 2009

С 21 по 25 апреля 2009 г. в нашей республике уже в третий раз проходила Неделя изобразительного искусства Узбекистана. В этом году впервые праздник искусства состоялся не только в Ташкенте, но во всех областных центрах страны и в Республике Каракалпакстан. В Ташкенте для участников Недели были представлены такие экспозиционные пространства, как Центральный выставочный зал АХ Уз и прилегающие к нему территории, молодые художники демонстрировали свое творчество также на площади Мустакиллик, в Мемориальном комплексе жертв репрессии, на площади перед театром Оперы и балета им. А. Навои, в историческом архитектурном комплексе Каффаль Шаши, в ТДФ, где была представлена фотовыставка "Архитектура в эпохе и во времени", на которой демонстрировались фотографии уже известных и только начинающих авторов. Свои площадки для работы представили все специализированные школы-интернаты искусств Ташкента. В Неделе изобразительного искусства принимали участие также иностранные гости - художники и искусствоведы из России, США, Великобритании и Азербайджана. Каждый день недели освещал ту или иную тему: День живописи, День искусства графики, День декоративно-прикладного искусства и миниатюры,...
Read More

История одной детской песни (о преемственности музыкальных традиций)

В традиционном фольклоре многих народов мира образ весеннего дождя тесно связан с представлениями об очищении и обновлении природы. Ему посвящались специальные приветственные песенки-заклички, которые зачастую исполнялись детьми. До нашего времени сохранилась узбекская детская закличка дождя - чакирик, называемая "Ёмгир ёгалок" ("Льется дождик") и имеющая несколько вариантов исполнения. Вот наиболее известный из них: Ёмгир ёгалок Эчки сокалог. Бойнинг ўглининг Корни думалок. (Словно) Льется дождь С вымени козы. У сыночка бая Брюхо, что пузырь. Пружинисто подпрыгивающий ритм и озорные, сочные метафоры этой песенки живо передают картину резвящейся, задорно кличущей детворы под брызгами теплого, как парное молоко, весеннего дождя. Свою "вторую" жизнь эта закличка обрела в одноименной песне Сабира Бабаева на стихи Куддуса Мухаммади, созданной в начале 50-х гг. минувшего века. Авторы сумели сохранить жизнерадостный настрой и ритмику фольклорного образца, уступив, однако, образной силе метафор: Ёмгир ёгалок Яшнасин утлок. Энди экинлар Чикарар кулок. Льется дождик - Травы расцветут. У посевов нынче Ушки прорастут. Композитору удалось усилить игровое начало благодаря продуманному отбору средств многоголосной музыки (звукоизобразительное, передающее дробный перестук дождевых капель вступление; четкий тональный план с аутентическим типом аккордовых связей;...
Read More

Хроника художественной жизни — Апрель-июль 2009

9 - 18 апреля В ТДФ на выставке "Скрытая Япония" было представлено более 80 работ Яхаги Кидзюро - японского фотохудожника, ведущего эксперта в мире современного японского графического дизайна, работы которого хранятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Чтобы постичь истинную японскую природу, автор проехал 20 тыс. км по всей Японии, а снятые во время тура фотографии составили коллекцию под названием "Скрытая Япония". Работы, представленные на этой выставке, были отобраны из коллекции. 21 - 25 апреля Ежегодный фестиваль "Неделя изобразительного искусства-2009" прошла в ЦВЗ АХ Уз. Каждый день Недели молодые художники демонстрировали свои работы, проводились мастер-классы, демонстрировались фильмы. Призеры и дипломанты были награждены ценными подарками. В рамках "Недели изобразительного искусства-2009" в ТДФ состоялась выставка "Архитектура в эпохе и во времени", на которой были представлены фотоработы известных мастеров Узбекистана. Многоликая архитектура - купола и минареты средневековых мусульманских зданий, торжественные мазары, современные индустриальные гиганты - сюжеты, отраженные в фотоэтюдах экспозиции. 22 - 25 апреля В рамках "Недели изобразительного искусства-2009" в ЦВЗ АХ Уз состоялась персональная...
Read More

Традиции восточного стиля в дизайне современных тканей

На протяжении тысячелетий формировались традиции текстильного производства стран Востока, в частности Узбекистана, на территории которого издавна развивались крупные торговые центры по продаже разнообразного ассортимента ремесленных изделий, в том числе тканей. В истории текстиля важную роль сыграл Великий шелковый путь. Основным товаром, перевозившимся по этому пути, был китайский шелк. Со временем выделывать шелк научились и в других странах. Одним из крупных текстильных центров, сложившихся на трассе Великого шелкового пути, была Бухара. Известный средневековый автор Мухаммад Наршахи (X в.) подчеркивал, что ни в одном городе Мавераннахра не умели ткать таких прекрасных тканей, как в Бухаре. Здесь производили особые ткани белого, красного и зеленого цветов, которые экспортировались вплоть до Византии и Египта. Со временем их вытеснила получившая широкое распространение ткань занданачи, которую производили мастера близлежащих селений Зандана и Вардана. Аналогичная ей текстильная продукция впоследствии стала производиться и в других центрах и продаваться по цене парчи. Традиции среднеазиатского ткачества стали проникать на Запад, в частности, в Византию, - крупнейший потребитель и производитель текстильной продукции. Искусство...
Read More

Из истории фотоискусства Ташкента

XIX век стал эпохой рождения фотоискусства. Фотография рассматривалась как очередной шаг на пути развития изобразительного искусства. Недаром первых фотографов называли светописцами. При этом фотообразы часто перерастали рамки просто документа, и все, снятое на фотопластинку, приобретало значение живого художественного свидетельства современника. Центральная Азия представляла собой некий полигон для развития фотографии. Великолепная природа, обилие всемирно известных архитектурно-исторических памятников, своеобразный быт коренных жителей - все это предопределило стремление мастеров нового вида искусства донести до зрителя собственное видение этого цельного, экзотического и гармоничного мира. Способствовал этому и рост интереса мирового сообщества к истории и культуре Центральной Азии. Первые фотографические снимки Ташкента были опубликованы в "Туркестанском альбоме", составленном в 1871 - 1872 гг. востоковедом и этнографом Александром Куном и изданном в количестве семи экземпляров по личному указанию Туркестанского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана к Политехнической выставке. Ташкентские снимки для альбома были выполнены Н. Нехорошевым (1, с. 107 - 225). Н. Нехорошев, К. Сциборовский, Д. Назаров и С. Николяи стали профессиональными фотографами и организаторами фотоателье в столице...
Read More

Редакционная коллегия (2-09)

Из истории фотоискусства Ташкента XIX век стал эпохой рождения фотоискусства. Фотография рассматривалась как очередной шаг на пути развития изобразительного искусства. Недаром первых фотографов называли светописцами. При этом фотообразы часто перерастали рамки просто документа, и все, снятое на фотопластинку, приобретало значение живого художественного свидетельства современника. Центральная Азия представляла собой некий полигон для развития фотографии. Великолепная природа, обилие всемирно известных архитектурно-исторических памятников, своеобразный быт коренных жителей - все это предопределило стремление мастеров нового вида искусства донести до зрителя собственное видение этого цельного, экзотического и гармоничного мира. Способствовал этому и рост интереса мирового сообщества к истории и культуре Центральной Азии. Первые фотографические снимки Ташкента были опубликованы в "Туркестанском альбоме", составленном в 1871 - 1872 гг. востоковедом и этнографом Александром Куном и изданном в количестве семи экземпляров по личному указанию Туркестанского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана к Политехнической выставке. Ташкентские снимки для альбома были выполнены Н. Нехорошевым (1, с. 107 - 225). Н. Нехорошев, К. Сциборовский, Д. Назаров и С. Николяи стали профессиональными фотографами и...
Read More

К проблеме этнокультурных параллелей (на примере танцевального искусства Хорезма и Турции)

Духовная культура нашего народа уходит корнями в глубину веков, наполняя своими "соками" сегодняшнее искусство, развивающееся по определенным внутренним законам и находящееся в сложной взаимосвязи с общественно-политическими и экономическими условиями эпохи. На протяжении веков народы Центральной Азии и Турции связывали общая история и культура, язык и религия; оба региона зачастую входили в состав одних и тех же государственных образований, или, будучи разобщенные границами, тесно взаимодействовали друг с другом. Много общих традиций в театральном и хореографическом искусстве Центральной Азии и Турции. Предметом нашего рассмотрения в данной статье является танцевальная культура Хорезма и Турции. Изобразительных памятников и письменных сообщений, подтверждающих бытование и развитие танцевального искусства в средневековом Хорезме, до наших дней сохранилось немного. Скупые сведения о танцах этого времени заставляют прибегать к параллелям в других видах искусства. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что танцевальное искусство в Центральной Азии никогда не исчезало, традиции его не затихали. Общеизвестно, что Центральная Азия является исторической родиной турок. Местные сельджукско-огузские племена, создавшие развитую культуру, своего рода "степную цивилизацию", покинув...
Read More