Из истории фотоискусства Ташкента

Проспект Ш. Руставели. Фото М. Пенсона. 1938 г.

XIX век стал эпохой рождения фотоискусства. Фотография рассматривалась как очередной шаг на пути развития изобразительного искусства. Недаром первых фотографов называли светописцами. При этом фотообразы часто перерастали рамки просто документа, и все, снятое на фотопластинку, приобретало значение живого художественного свидетельства современника.

Центральная Азия представляла собой некий полигон для развития фотографии. Великолепная природа, обилие всемирно известных архитектурно-исторических памятников, своеобразный быт коренных жителей — все это предопределило стремление мастеров нового вида искусства донести до зрителя собственное видение этого цельного, экзотического и гармоничного мира. Способствовал этому и рост интереса мирового сообщества к истории и культуре Центральной Азии.

Первые фотографические снимки Ташкента были опубликованы в «Туркестанском альбоме», составленном в 1871 — 1872 гг. востоковедом и этнографом Александром Куном и изданном в количестве семи экземпляров по личному указанию Туркестанского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана к Политехнической выставке. Ташкентские снимки для альбома были выполнены Н. Нехорошевым (1, с. 107 — 225). Н. Нехорошев, К. Сциборовский, Д. Назаров и С. Николяи стали профессиональными фотографами и организаторами фотоателье в столице Туркестанского края.

Паспарту профессиональных фотоателье Ташкента (70-е - 90-е гг. XIX в.)

К 1910 г. в Ташкенте работали двадцать профессиональных фотографических ателье, суммарный годовой доход которых достигал почти 80 тысяч рублей — сумма по тем временам огромная. Мастера наклеивали выполненные ими фотографии на специальные фирменные паспарту, на обороте которых печатались характерные символические и рекламные изображения и тексты.

Большой известностью как фотограф пользовался учитель рисования ташкентской гимназии Дмитрий Назаров, который в собственном доме на углу Московской и Хивинской улиц содержал ателье. Д. Назаров был выпускником знаменитого Строгановского училища и со студенческих лет стал энтузиастом фотодела. Выполненные им фотографии свидетельствуют о высоком профессионализме автора, обладавшего несомненным индивидуальным творческим почерком. 14 снимков этого ташкентского мастера в 1908 г. были представлены на Всемирной фотовыставке в Марселе (Франция) и удостоены Гран-при.

Однако для менталитета Востока, сохранявшего особую традицию изображения одушевленных объектов, фотопортретирование первоначально казалось неслыханным и запретным делом.

Ряд чайхан на Урде. Почтовая открытка издательства Э. Хлубны. 1913 г.

В 1889 г. известный узбекский поэт Фуркат, который во время пребывания в Ташкенте интересовался разными европейскими новшествами, проникавшими в то время в быт Туркестана, побывал в гостях у Д. Назарова. В его ателье поэт ознакомился с устройством фотоаппарата, процессом фотографирования и работой мастера по изготовлению визит-портретов. Все это он подробно описал и опубликовал на узбекском языке в «Туркистон вилоят газетаси». Публикация сразу обратила внимание местного населения на фотографию. Ортодоксы убедились, что фотографирование, безусловно, не подпадает под известный шариатский запрет изображать живые существа, и это открыло дорогу к национальной профессиональной фотографии (2, с. 259 — 260).

В Национальном архиве Республики Узбекистан сохранилось официальное прошение в Сырдарьинское областное правление Туркестанского края от жителя Ташкента (Шейхантаурской махалли Хаузбаг) Ильхомджана Иногамджана Ходжиева следующего содержания: «Имея фотографический аппарат и занимаясь для практики снимков видов и разных лиц, я настолько заинтересовал этим делом местное население старого Ташкента, что ко мне начали являться некоторые из узбеков с заказами, но так как я не имею на это разрешения и не желая навлекать на себя нареканий начальства, мне приходится в ущерб себе просьбы сии отклонять. Ныне же, узнав от русских фотографов, что для этого дела нужно разрешение начальства, я осмеливаюсь обратиться с покорнейшею просьбою выдать мне какое-либо удостоверение на производство означенного промысла» (3). Разрешение было незамедлительно выдано (свидетельство фотографа №739/6249 от 24 апреля 1902 г.). Так возникла первая «национальная фотография Ильхомджана» в старом городе, пользовавшаяся большой популярностью в дореволюционное время. Негативы Ильхомджана имели сквозную нумерацию, самый большой, известный автору настоящей статьи, номер его фотографии — 2454.

Материал о выставке в Ташкенте, опубликованный в газете Фотолюбитель (орган Союзфото)

К концу XIX в. в Ташкенте возникло Туркестанское общество любителей фотографии и изящных искусств. Оно официально было оформлено сразу после проведения в Ташкенте первой Туркестанской фотографической выставки, проходившей с 19 по 26 сентября 1899 г.

Даже по современным масштабам выставка была очень большой. Выставочная комиссия во главе с К. Тимаевым представила на суд публики более двух с половиной тысяч художественных снимков в двенадцати разнообразных разделах. В экспозиции можно было увидеть фотоработы всех известных туркестанских мастеров, в том числе ташкентцев В. Козловского, Е. Коркина, Ш. Немцевича, М. Смоленского, фотолюбителей: И. Гейера, П. Григорьева, С. Юдина, Г. Сваричевского. Демонстрировались целые коллекции фотографий, собранные А. Половцевым. Н. Пантусовым, Б. Кастальским, великим князем Николаем Константиновичем и другими краеведами. Был издан специальный каталог (4, с. 126 — 128).

Первая Туркестанская фотографическая выставка по времени совпала с началом так называемого «золотого века почтовой открытки», когда на карточках, предназначенных для почтового сообщения, стали печатать фотографии Ташкента. Сейчас известно более тысячи почтовых открыток с видами столицы Туркестанского края, изданных в 1898 — 1918 гг. В Ташкенте успешно работали три открыточных издательства. Владелец одного из них Э. Хлубна — родом из Австро-Венгрии — был талантливым фотографом и оригиналы для воспроизведения на своих открытках снимал сам. Более ста видов Ташкента 1909 — 1914 гг., напечатанные способом автотипии издательством Э. Хлубна (Ташкент, ул. Московская, 39), вошли в золотой фонд исторической ташкентской фотографии.

Канал Чорсу у медресе Кукельдаш. Фото И. Панова. 1929 г.

После революционных потрясений 1917 — 1920 гг. фотоискусство стало претерпевать существенные изменения. «Таинство светописи», что было характерно для начального периода развития фотодела, все более уходило в прошлое.

Узбекистан и прежде всего Ташкент с 20-х гг. XX в. превращается в своеобразную Мекку для фотографов. Сюда регулярно приезжали снимать фоторепортажи многие выдающиеся фотомастера. Так, всемирно известный художник-коллажист Александр Родченко (1891 — 1956) был главным создателем юбилейного правительственного подарочного фотоальбома «10 лет Узбекистана», вошедшего в историю авангардного книгоиздания и фотоискусства. Ученики А. Родченко — Б. Кудояров (1898 — 1974) и Г. Зельма (1906 — 1984), оба — уроженцы Ташкента, считались одними из лучших фотожурналистов страны. Их работы, сделанные в Ташкенте, вошли в золотой фонд фотолетописи города (5, с. 47, 113, 169).

Наиболее известен среди фотографов Ташкента этого периода фотокорреспондент газеты «Правда Востока» Макс Пенсон (1893 — 1959), который, по словам С. Эйзенштейна, «исходил с фотоаппаратом весь Узбекистан, чью славную историю страница за страницей можно воссоздать по его необозримому архиву за многие и многие годы» (6).

Строительство Комсомольского озера. Фото В. Сироткина. 1939 г.

Сочетание документальности и картинности, заимствованной из живописи, — характерное качество фоторабот М. Пенсона. Именно таков его известный фото-этюд «Узбекская мадонна», получивший Гран-при на Всемирной выставке 1938 г. в Париже. Особенно силен был М. Пенсон в производственно-психологической фотографии. По призыву тогдашних средств массовой информации фотографы обратили свои объективы на строительство новой промышленной базы государства, что в те годы было в центре внимания общества. В первой половине XX в. конструктивизм воспринимался в качестве передового стиля в искусстве. В середине 20-х гг. XX в. творческая эстафета фотоискусства перешла от мастеров профессиональных фотоателье к фотожурналистам. Тогда вместе с М. Пенсоном работали в ташкентской прессе И. Збарский, Н. Рядов, К. Разыков, Б. Юсупов.

Практически все этапы развития Ташкента в первой половине XX в. получили свое отражение в работах фотожурналистов. Конструктивистские и репортажно-психологические снимки печатались не только на страницах газет и журналов, но демонстрировались на многочисленных фотовыставках. Строительство таких промышленных гигантов, как Ташсельмаш и Текстильный комбинат, создание обширных парковых зон в старом и новом городе, запоминающихся сооружений с многофигурными скульптурными композициями — все это в деталях передано фотохудожниками довоенного Ташкента.

В годы второй мировой войны фотографы Ташкента снимали как на фронте, так и в тылу. Ориентация на идеал порождала неизбежную плакатность, ярко выраженную тенденциозность. Таковы были требования времени.

Существенную роль в становлении фотоискусства послевоенного Ташкента сыграла «Еженедельная фотогазета». Она живо откликалась на все события общественной и культурной жизни. На ее страницах регулярно печатали свои работы Г. Перменёв, В. Косовский, Р. Шамсутдинов.

С 50-х гг. XX в. активно заработала фотосекция Союза журналистов, фотоклубы и фотогруппы. Темы труда и портретной фотографии занимали центральное место на всех выставках, значительную долю публикаций в прессе. Постепенно фотографы отходили от постановочных композиций и плакатности.

Кинотеатр Молодая Гвардия, разрушенный землетрясением. Фото В. Сироткина. 1966 г.

В Ташкенте, начиная с 1958 г., регулярно проходили представительные республиканские выставки фотомастеров Узбекистана, многие из которых получили известность за рубежом.

К концу XX в. в снимках ташкентских фотографов получили распространение практически все веяния, характерные для мирового фотоискусства. Драматические события ташкентского землетрясения 1966 г., а затем грандиозная стройка при ликвидации его последствий вызвали несомненный взлет документалистики (7). Появление цветного изображения разделило фотоснимки на документальные фотографии и фотокартины (этюды), причем лучшие мастера объединяют оба подхода в своем творчестве.

После обретения республикой независимости фотографы Ташкента развернули активную творческую деятельность. Мощная секция фотохудожников при АХ Уз, Ташкентский Дом фотографии, регулярные представительные фотовыставки в стране и за рубежом демонстрируют достижения и возможности наших художников. Получили заслуженное признание в обществе такие мастера узбекской фотографии, как Р. Шагаев, Турсун Али, Р. Шарипов, Ф. Курбанбаев и многие другие. Фотография в нашей стране сейчас — одна из наиболее динамично развивающихся областей искусства.

Литература
1. Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии конца XIX — начала XX века (из собраний МАЭ РАН). Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. Т. LII. СПб, 2005.
2. Остроумов Н. П. Сарты. Этнографические материалы. Ташкент, 1896.
3. Национальный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. 17, оп. 1, д. 22093, л. 46.
4. Чабров Г. Н. Выставочная работа в Туркестанском крае. Труды музея истории УзССР. Вып. III. Ташкент, 1956.
5. Антология советской фотографии. Т. I. М., 1986.
6. Ходжаев Ф. Макс Пенсон. М., 1973.
7. O`zbek fotografiyasi 125 yil, I — III. Toshkent, 2005 — 2007.

Борис Голендер