Шавкат Гафуров

Ещё учась в школе, Шавкат Гафуров прочел сборник стихов знаменитого аварского поэта Расула Гамзатова «Горянка». С тех пор в его сновидениях горы почему-то всегда были золотыми. Как в сказках. И оставались в его памяти такими, как в том сне, пока он не приехал в Ташкент.

Осень. 2007. Х.м.

Будучи студентом Театрально-художественного института (ныне Национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзада), Ш. Гафуров в учебной мастерской своего педагога, народного художника Узбекистана Нигмата Кузибаева увидел созданные мастером пейзажи. Он был удивлен, что горы могут излучать такие нежные переливы разнообразных красок. Со временем влюблённость молодого художника в горы не исчезла бесследно. Им было создано множество картин на эту тему, большинство из которых были вдохновлены ежегодными поездками по Сырдарье, в Айдаркуль, Куйи Мазар, Хумсан и Бурчмуллу, Сурханскую долину. Прозрачная, лирическая тональность картин художника («Сырдарья», 2007 г.; «Сардоба», 2004 г.; «Летний день», 2004 г.; «Горное озеро», «Хумсан», 2007 г.) раскрывает волшебную панораму природы. Художника словно манят снежные вершины, богатство цветовой гаммы предгорных ландшафтов, их растительного мира… Нежно-фиолетовые, темно-пурпурные горы Чаткала резко отличаются от светло-прозрачно-синеватых, охристых хребтов Сурхандарьи. Кое-где в горных пейзажах живописца преобладает монотонность, но она не утомляет зрителя, а, наоборот, снимает усталость, создаёт легкую атмосферу.

Последний снег. 2005 г. Х.м.

Ш. Гафурова привлекает эпическая панорама природы и ее метаморфозы в разные времена года. Рисуя горы, он стремится передать свои чувства к природе и жизни в целом. Его творческое воображение воплощает лишь светлую мечту. И поэтому холсты художника переполняют радостное настроение и чистота колорита.

Природа радует человека своим величием, пестрыми красками гор и степей, пышной зеленью лесов. Тщательный отбор места и времени года при создании пейзажных полотен определяет их успех, считает Ш. Гафуров. Неповторимая красота гор Узбекистана каждый раз по-новому отражается в холстах художника. Но подчас пейзажи — любимый жанр Ш. Гафурова — кажутся несколько салонными, иллюзорными («Горный сай», «Сиджак», «Перед дождём»), так как интерпретация природы без найденных контрастных деталей не всегда дает то острое ощущение красоты, которое переживаешь в непосредственном с ней общении.

Яблоки 45-го. Х.м.

Дипломная работа «Яблоки 1945-го» (1988 г.), посвященная памяти дедушки Гафура, принесла молодому художнику известность. Можно смело сказать,что эта работа звучит как ода толерантности и доброте Человека. Изумительные сочетания красок, тщательно подобранная палитра — всё свидетельствует о профессионализме молодого живописца. После окончания института Ш. Гафуров вернулся в родную Бухару. Изучал опыт художников-передвижников России, постоянно ездил по области для сбора материалов, в результате чего появились многочисленные этюды, портреты, пейзажи. Такие сюжеты, как «Яблоки 1945-го», «Семья», «Дом тёти», отражают будни сельских жителей, их мир, полный искренних, теплых чувств и благодеяний. Немаловажную роль в осуществлении авторских замыслов играют бытовые предметы, которые художник умело подбирает и вводит в композиции. Вспомним лампу военных лет («Яблоки 45-го»), старинную домашнюю утварь, национальные костюмы персонажей («Семена»).

Продавец семян, 1992. Х.м.

Над каким бы произведением ни работал Ш. Гафуров, он всегда осуществляет в своих этюдах или рисунках своего рода диалог с природой. Как утверждает живописец, именно такой подход позволяет расширить границы его художественных замыслов при создании картин.

Ш. Гафуров избегает переносить на свои холсты все, что увидел в горах. Схожесть — да, фотографичность — нет. Это его творческий принцип. Когда-то Сарьян в своём дневнике записал: «Борьба настоящих художников с фотографичностью — это борьба во имя настоящей, глубокой живописи…» (1, с. 236). Конечно, художник не обходится без сходства своих композиций с натурой. Как сказал его учитель в художественном училище живописец Диляр Имамов, умение уловить сходство модели приходит художнику с опытом, в результате упорного труда. Приближение образа к натуре — один из важных моментов в живописи, но не достоверность цветовой гаммы и реальных форм выполняют в его пейзажах главную роль. Художник акцентирует выбранный им ритм красочных мазков, которые воссоздают на холсте желаемый эффект; именно такой подход соблюдает живописец в своем творчестве. Выработанная им система действует даже в беспредметных, авангардных композициях — «Барханы» (2006 г.), «Вторжение» (2006 г.), «Желтый взгляд», «Лёгкий ветер» (2006 г.). Чуть заметные силуэты и нежные цветовые сочетания представляются как мелодичный, поэтический образ природы во всем многообразии ее метаморфоз.

Сардоба, 2004. Х.м.

Произведение «Жёлтый взгляд», стоящее несколько особняком в творчестве Ш. Гафурова, привлекает своим необычайным решением и требует сосредоточенного внимания зрителя. Оно рассчитана на знатоков авангарда, хотя сам художник считает, что такая картина — всего лишь плод стихийной разрядки душевных чувств. Старое медресе, луна на ночном небе и воздетые кверху руки-ветки узловатого тутовника впечатляют мистической атмосферой. Вполне реальный, обыденный сюжет, доступный всем наяву, получает глубокую символическую интерпретацию. В работе «Старая мечеть» воплощена таинственность природы, ее драматичная глубокая тишина.

Ш. Гафуров создает преимущественно картины на современную тематику, вместе с тем, в его творческом багаже есть и историческое полотно — «Битва при Анкаре. Амир Темур», посвященное великому полководцу. Изображенная на картине сцена перед боем — переломный этап этого памятного события. Смелое композиционное решение в духе средневековой миниатюры, с ее ярусными построениями пространства, убеждает в достоверности исторической сцены.

Ш. Гафуров — мастер, который творит в постоянном поиске новых тем и идей, делясь с нами своими размышлениями о человеке и природе, смысле жизни, становлении личности и обретении собственного почерка в искусстве.

Литература
1. Сарьян М. Из моей жизни». М., 1971.

Нор Маматов