XIX век стал эпохой рождения фотоискусства. Фотография рассматривалась как очередной шаг на пути развития изобразительного искусства. Недаром первых фотографов называли светописцами. При этом фотообразы часто перерастали рамки просто документа, и все, снятое на фотопластинку, приобретало значение живого художественного свидетельства современника.
Центральная Азия представляла собой некий полигон для развития фотографии. Великолепная природа, обилие всемирно известных архитектурно-исторических памятников, своеобразный быт коренных жителей — все это предопределило стремление мастеров нового вида искусства донести до зрителя собственное видение этого цельного, экзотического и гармоничного мира. Способствовал этому и рост интереса мирового сообщества к истории и культуре Центральной Азии.
Первые фотографические снимки Ташкента были опубликованы в «Туркестанском альбоме», составленном в 1871 — 1872 гг. востоковедом и этнографом Александром Куном и изданном в количестве семи экземпляров по личному указанию Туркестанского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана к Политехнической выставке. Ташкентские снимки для альбома были выполнены Н. Нехорошевым (1, с. 107 — 225). Н. Нехорошев, К. Сциборовский, Д. Назаров и С. Николяи стали профессиональными фотографами и организаторами фотоателье в столице Туркестанского края.
К 1910 г. в Ташкенте работали двадцать профессиональных фотографических ателье, суммарный годовой доход которых достигал почти 80 тысяч рублей — сумма по тем временам огромная. Мастера наклеивали выполненные ими фотографии на специальные фирменные паспарту, на обороте которых печатались характерные символические и рекламные изображения и тексты.
Большой известностью как фотограф пользовался учитель рисования ташкентской гимназии Дмитрий Назаров, который в собственном доме на углу Московской и Хивинской улиц содержал ателье. Д. Назаров был выпускником знаменитого Строгановского училища и со студенческих лет стал энтузиастом фотодела. Выполненные им фотографии свидетельствуют о высоком профессионализме автора, обладавшего несомненным индивидуальным творческим почерком. 14 снимков этого ташкентского мастера в 1908 г. были представлены на Всемирной фотовыставке в Марселе (Франция) и удостоены Гран-при.
Однако для менталитета Востока, сохранявшего особую традицию изображения одушевленных объектов, фотопортретирование первоначально казалось неслыханным и запретным делом.
В 1889 г. известный узбекский поэт Фуркат, который во время пребывания в Ташкенте интересовался разными европейскими новшествами, проникавшими в то время в быт Туркестана, побывал в гостях у Д. Назарова. В его ателье поэт ознакомился с устройством фотоаппарата, процессом фотографирования и работой мастера по изготовлению визит-портретов. Все это он подробно описал и опубликовал на узбекском языке в «Туркистон вилоят газетаси». Публикация сразу обратила внимание местного населения на фотографию. Ортодоксы убедились, что фотографирование, безусловно, не подпадает под известный шариатский запрет изображать живые существа, и это открыло дорогу к национальной профессиональной фотографии (2, с. 259 — 260).
В Национальном архиве Республики Узбекистан сохранилось официальное прошение в Сырдарьинское областное правление Туркестанского края от жителя Ташкента (Шейхантаурской махалли Хаузбаг) Ильхомджана Иногамджана Ходжиева следующего содержания: «Имея фотографический аппарат и занимаясь для практики снимков видов и разных лиц, я настолько заинтересовал этим делом местное население старого Ташкента, что ко мне начали являться некоторые из узбеков с заказами, но так как я не имею на это разрешения и не желая навлекать на себя нареканий начальства, мне приходится в ущерб себе просьбы сии отклонять. Ныне же, узнав от русских фотографов, что для этого дела нужно разрешение начальства, я осмеливаюсь обратиться с покорнейшею просьбою выдать мне какое-либо удостоверение на производство означенного промысла» (3). Разрешение было незамедлительно выдано (свидетельство фотографа №739/6249 от 24 апреля 1902 г.). Так возникла первая «национальная фотография Ильхомджана» в старом городе, пользовавшаяся большой популярностью в дореволюционное время. Негативы Ильхомджана имели сквозную нумерацию, самый большой, известный автору настоящей статьи, номер его фотографии — 2454.
К концу XIX в. в Ташкенте возникло Туркестанское общество любителей фотографии и изящных искусств. Оно официально было оформлено сразу после проведения в Ташкенте первой Туркестанской фотографической выставки, проходившей с 19 по 26 сентября 1899 г.
Даже по современным масштабам выставка была очень большой. Выставочная комиссия во главе с К. Тимаевым представила на суд публики более двух с половиной тысяч художественных снимков в двенадцати разнообразных разделах. В экспозиции можно было увидеть фотоработы всех известных туркестанских мастеров, в том числе ташкентцев В. Козловского, Е. Коркина, Ш. Немцевича, М. Смоленского, фотолюбителей: И. Гейера, П. Григорьева, С. Юдина, Г. Сваричевского. Демонстрировались целые коллекции фотографий, собранные А. Половцевым. Н. Пантусовым, Б. Кастальским, великим князем Николаем Константиновичем и другими краеведами. Был издан специальный каталог (4, с. 126 — 128).
Первая Туркестанская фотографическая выставка по времени совпала с началом так называемого «золотого века почтовой открытки», когда на карточках, предназначенных для почтового сообщения, стали печатать фотографии Ташкента. Сейчас известно более тысячи почтовых открыток с видами столицы Туркестанского края, изданных в 1898 — 1918 гг. В Ташкенте успешно работали три открыточных издательства. Владелец одного из них Э. Хлубна — родом из Австро-Венгрии — был талантливым фотографом и оригиналы для воспроизведения на своих открытках снимал сам. Более ста видов Ташкента 1909 — 1914 гг., напечатанные способом автотипии издательством Э. Хлубна (Ташкент, ул. Московская, 39), вошли в золотой фонд исторической ташкентской фотографии.
После революционных потрясений 1917 — 1920 гг. фотоискусство стало претерпевать существенные изменения. «Таинство светописи», что было характерно для начального периода развития фотодела, все более уходило в прошлое.
Узбекистан и прежде всего Ташкент с 20-х гг. XX в. превращается в своеобразную Мекку для фотографов. Сюда регулярно приезжали снимать фоторепортажи многие выдающиеся фотомастера. Так, всемирно известный художник-коллажист Александр Родченко (1891 — 1956) был главным создателем юбилейного правительственного подарочного фотоальбома «10 лет Узбекистана», вошедшего в историю авангардного книгоиздания и фотоискусства. Ученики А. Родченко — Б. Кудояров (1898 — 1974) и Г. Зельма (1906 — 1984), оба — уроженцы Ташкента, считались одними из лучших фотожурналистов страны. Их работы, сделанные в Ташкенте, вошли в золотой фонд фотолетописи города (5, с. 47, 113, 169).
Наиболее известен среди фотографов Ташкента этого периода фотокорреспондент газеты «Правда Востока» Макс Пенсон (1893 — 1959), который, по словам С. Эйзенштейна, «исходил с фотоаппаратом весь Узбекистан, чью славную историю страница за страницей можно воссоздать по его необозримому архиву за многие и многие годы» (6).
Сочетание документальности и картинности, заимствованной из живописи, — характерное качество фоторабот М. Пенсона. Именно таков его известный фото-этюд «Узбекская мадонна», получивший Гран-при на Всемирной выставке 1938 г. в Париже. Особенно силен был М. Пенсон в производственно-психологической фотографии. По призыву тогдашних средств массовой информации фотографы обратили свои объективы на строительство новой промышленной базы государства, что в те годы было в центре внимания общества. В первой половине XX в. конструктивизм воспринимался в качестве передового стиля в искусстве. В середине 20-х гг. XX в. творческая эстафета фотоискусства перешла от мастеров профессиональных фотоателье к фотожурналистам. Тогда вместе с М. Пенсоном работали в ташкентской прессе И. Збарский, Н. Рядов, К. Разыков, Б. Юсупов.
Практически все этапы развития Ташкента в первой половине XX в. получили свое отражение в работах фотожурналистов. Конструктивистские и репортажно-психологические снимки печатались не только на страницах газет и журналов, но демонстрировались на многочисленных фотовыставках. Строительство таких промышленных гигантов, как Ташсельмаш и Текстильный комбинат, создание обширных парковых зон в старом и новом городе, запоминающихся сооружений с многофигурными скульптурными композициями — все это в деталях передано фотохудожниками довоенного Ташкента.
В годы второй мировой войны фотографы Ташкента снимали как на фронте, так и в тылу. Ориентация на идеал порождала неизбежную плакатность, ярко выраженную тенденциозность. Таковы были требования времени.
Существенную роль в становлении фотоискусства послевоенного Ташкента сыграла «Еженедельная фотогазета». Она живо откликалась на все события общественной и культурной жизни. На ее страницах регулярно печатали свои работы Г. Перменёв, В. Косовский, Р. Шамсутдинов.
С 50-х гг. XX в. активно заработала фотосекция Союза журналистов, фотоклубы и фотогруппы. Темы труда и портретной фотографии занимали центральное место на всех выставках, значительную долю публикаций в прессе. Постепенно фотографы отходили от постановочных композиций и плакатности.
В Ташкенте, начиная с 1958 г., регулярно проходили представительные республиканские выставки фотомастеров Узбекистана, многие из которых получили известность за рубежом.
К концу XX в. в снимках ташкентских фотографов получили распространение практически все веяния, характерные для мирового фотоискусства. Драматические события ташкентского землетрясения 1966 г., а затем грандиозная стройка при ликвидации его последствий вызвали несомненный взлет документалистики (7). Появление цветного изображения разделило фотоснимки на документальные фотографии и фотокартины (этюды), причем лучшие мастера объединяют оба подхода в своем творчестве.
После обретения республикой независимости фотографы Ташкента развернули активную творческую деятельность. Мощная секция фотохудожников при АХ Уз, Ташкентский Дом фотографии, регулярные представительные фотовыставки в стране и за рубежом демонстрируют достижения и возможности наших художников. Получили заслуженное признание в обществе такие мастера узбекской фотографии, как Р. Шагаев, Турсун Али, Р. Шарипов, Ф. Курбанбаев и многие другие. Фотография в нашей стране сейчас — одна из наиболее динамично развивающихся областей искусства.
Литература
1. Прищепова В. А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии конца XIX — начала XX века (из собраний МАЭ РАН). Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. Т. LII. СПб, 2005.
2. Остроумов Н. П. Сарты. Этнографические материалы. Ташкент, 1896.
3. Национальный государственный архив Республики Узбекистан. Ф. 17, оп. 1, д. 22093, л. 46.
4. Чабров Г. Н. Выставочная работа в Туркестанском крае. Труды музея истории УзССР. Вып. III. Ташкент, 1956.
5. Антология советской фотографии. Т. I. М., 1986.
6. Ходжаев Ф. Макс Пенсон. М., 1973.
7. O`zbek fotografiyasi 125 yil, I — III. Toshkent, 2005 — 2007.
Борис Голендер