Среднеазиатская керамика в собраниях мира

Рис. 1 В целом ряде крупных собраний исламского искусства, получивших благодаря великолепным публикациям мировую известность, имеются глазурованные чаши, выделяющиеся своим специфическим декором. Наиболее характерными их признаками являются своеобразный серовато-лиловый или розовато-серый ангоб, служащий фоном для полихромной ангобной росписи, выразительные изображения, включающие зооморфные и антропоморфные образы, а также эпиграфические и растительно-геометрические мотивы. Сосуды рассматриваемой группы украшают коллекции Национального музея Кувейта (коллекция Ас-Сабах) (1, p. 223, cat. Cb.6, pp. 240-242, cat. Gf.1) (рис. 1, 2), коллекцию Музея исламского искусства принца Ага Хана (Торонто) (2, p. 141, No. 106, p. 173, No. 147) (рис. 3, 4), коллекцию Харви Плотника (США) (3, pp. 70-71, No. 29) (рис. 5). Кроме того, целый ряд сосудов, без сомнений, относящихся к данной группе, опубликован в каталогах аукционных домов Bonham, Christie и Sotheby (рис. 6-9). Рис. 2 Количественно наибольшую группу составляют зооморфные изображения. Это - фантастического облика птицы с пышным оперением, маленькими ушками и полосой, идущей от клюва к спине, рыбы, в которых угадывается мощный осетр, барс с изогнутым и раздвоенным на конце...
Read More

Ганчевый декор из дворца Варахши: к вопросу реконструкции

Среди шедевров искусства Узбекистана особое место занимает резной ганч на айване дворца в Варахше - раннесредневековом городище, расположенном в бухарском оазисе. В ходе экспедиции под руководством В. А. Шишкина в 1930 - 1950-х гг. из-под песчаных завалов было извлечено несколько тысяч фрагментов ганча (1), которые ныне хранятся в разных музеях страны, в том числе в коллекции Государственного музея истории Узбекистана в Ташкенте. В отличие от росписей, сохранившихся достаточно большими площадями на поверхности стен в разных залах варахшинского дворца, что позволяет судить о композиции живописных панно, ганчевый декор был найден только в обломках в нескольких отвалах, образованных при перестройках дворца (2). Вероятно, этим объясняется тот факт, что в искусствоведческой науке до настоящего времени не предпринималось попыток реконструкции интерьера тронного зала варахшинского дворца. Было воссоздано лишь несколько отдельных панно, основу которых составили подлинные фрагменты резного ганча (3). Два таких панно: сцену охоты и фантастическое существо с телом птицы и головой женщины - можно увидеть в экспозиции Государственного музея истории Узбекистана. Между тем...
Read More

Искусство яллачи

Актрис, выступающих для женщин, в Кокандском ханстве называли яллачи. Искусство яллачи связано с древними воззрениями. Актрисы выступали как в радостные для женщин события, так и в грустное для них время. Те из них, которые обслуживали свадьбы, календарные праздники, обряды, со временем становились профессиональными актрисами и музыкантами. Так, у ферганских яллачи, так же, как у бухарских созанда и хорезмских халфа, в репертуаре были музыка, пение, танцы и комедийно-шуточные выступления. Иногда каждая из актрис выступала отдельно, но чаще всего это были музыкально-хореографические композиции. Этнограф А. Л. Троицкая отмечала, что в орде Умархана в Коканде труппой яллачи руководила некая певица Захро - жена знаменитого кизикчи Бедешима. В этой же труппе работала Джахон отин Увайси, ставшая учительницей и соратницей царевны Нодирыбегим - известной поэтессы. Джахон отин была талантливой поэтессой, исполнительницей ялла, танцовщицей и пародисткой мукаллид. В период правления Худоярхана труппа яллачи обновлялась и расширялась за счет знатоков женских обрядов - отин и талантливых наложниц. В труппе выступали Канной, Кари Тукал, Душан кампир, Зебинисо и др....
Read More

"5 + 1" — творчество молодых

2008 год был провозглашен в республике Годом молодежи, что стало стимулом для проведения различных мероприятий, направленных на активизацию творческого потенциала молодого поколения. Проявлению творческих инициатив способствует также Государственная программа по созданию условий для раннего выявления и развития творческих талантов и способностей у юных дарований в области музыки, живописи, искусства и культуры. В рамках объявленных государственных приоритетов Галерея изобразительного искусства Узбекистана в апреле 2008 г. провела необычную для современной художественной практики республики выставку "5 + 1". Ее неординарность заключалась в том, что основными участниками данной акции были молодые художники, сотрудники самой галереи, которые поставили перед собой задачу проявить свой талант в области популярного в наши дни актуального искусства. Актуальное искусство, или contemporary art, связанное с новыми технологиями и материалами, новыми тенденциями, формами и способами выражения, в большей степени соответствующими меняющимся реалиям жизни, отражающими мейнстрим мировой художественной практики, уже на протяжении нескольких лет является стимулом для творческих поисков художников республики (термин актуальное искусство принят для обозначения магистрального направления мирового искусства; его виды...
Read More

Резьба по дереву в творчестве народного мастера А. Абдуллаева

Традиции национальных художественных ремесел постоянно развиваются, отражая в своем поступательном движении те или иные изменения в обществе. Художественная резьба по дереву не является исключением. Сегодня этот вид искусства наполняется новым содержанием. В этой сфере работают крупные специалисты своего дела, которые, сохраняя в своем творчестве опыт прошлого, постоянно вносят новшества в свою работу. К таким признанным мастерам относится усто Абдугани Абдуллаев, представитель кокандской школы резьбы по дереву, работы которого известны как в республике, так и далеко за ее пределами. Он в совершенстве владеет разнообразными приемами резьбы, включая сложную технику объемных архитектурных наборов - мукарнаскори, используемых для оформления колонн и карнизов, а также глубокой резьбы с разработкой многопланового рельефа. За прошедшее десятилетие им были созданы оригинальные изделия в области монументальной резьбы, что послужило основанием для присвоения усто почетного звания "Народный мастер Узбекистана". Он действительно усто - так называют на Востоке мастера, который снискал известность своим творчеством, у которого берут уроки мастерства, считаются с его мнением. А. Абдуллаев успешно сотрудничает с художниками и...
Read More

Опыт реконструкции среднеазиатской арбы на основе наскальных изображений

Изображение колеса у многих народов с древних времен имело космогонический прообраз, связанный с солнцем и сторонами света. Простейшая форма колеса имела четыре спицы, расположенные под прямым углом. Рисунок колеса стал широко применяться в украшениях и орнаментах драгоценностей бронзового века. Отсюда же идет символика креста, первоначально связанная с культом солнца. Миф о путешествии солнца по небу тесно переплетается с распространенными у разных народностей средствами передвижения. Солнце, согласно мифам, либо плывет в ладье, либо путешествует в колеснице. Последний сюжетный вариант отражает, естественно, знакомство с колесным транспортом, причем образ круга, колеса становится символом Солнца, перекликаясь с его образом (1, гл. VI). Изображение отдельных видов повозок на наскальных рисунках подтверждает их появление в глубокой древности. Развитие даже самого простого вида транспорта связано с развитием скотоводства, земледелия и народного промысла. В Средней Азии основным видом транспорта стала повозка - арба. Ее древнее происхождение подтверждают наскальные изображения. Изображения арбы найдены Г. В. Шацким в двух местах одного и того же сая карнабского низкогорья. В одном из них находится...
Read More

Музыкальная эстрада Узбекистана: очерк предыстории

Современную музыкальную культуру Узбекистана невозможно представить вне многообразия стилей популярной и массовой музыки. Такие жанры и формы, как эстрадная песня, молодежная дискотека, концертные шоу-программы, музыка массовых праздничных представлений, видеоклип, не только занимают основное место на концертной сцене, радио и телевидении, но и широко проникли в сферу традиционной музыкальной деятельности - народные сайили - праздники и даже свадебные базмы. При стремительной динамике развития этих форм они малоизучены, отсутствуют исследования по истории и теории массовой музыки Узбекистана. Более того, в периодической прессе, в специальных изданиях нередко проявляется критическое отношение специалистов (искусствоведов) к этой области современной музыкальной культуры. В частности, высказываются мнения, что большинство образцов молодежной музыки (например, рэп, хип-хоп, которые получили развитие в последнее время и в Узбекистане) и эстрадной песни представляют собой художественно неполноценные произведения, нередко слепо подражающие образцам западной поп-музыки. Как и другие сложные вопросы, связанные с проблемой сохранения и развития духовных ценностей, современное состояние и тенденции развития национальной популярной музыки требуют изучения вопросов истории, возникновения этих форм в национальной...
Read More

Мир глазами фотохудожника

С 21 по 27 октября 2008 г. в Ташкенте состоялись IV Международная фотобиеннале "ТашкентАле-2008" и II Международный фестиваль актуального фото- и видеоискусства "Восток - Запад. Ташкентский перекресток". Более 700 представленных на IV Международном фотофестивале "ТашкентАле-2008" работ дали яркое представление о тенденциях современного фотоискусства четырех континентов - Азии, Европы, Америки и Африки. Во время проведения форума лучшие выставочные залы Ташкента и древней Бухары стали местом притяжения для всех, кто увлечен искусством фотографии и видео. Не только залы, но и проспекты двух городов стали подиумом для работ, размещенных на наружных билбордах и фотостендах. На международном фотобиеннале, организованном фондом "Форум культуры и искусства Узбекистана", Академией художеств и Ташкентским домом фотографии приняли участие представители двадцати стран мира, предложив на суд зрителей свои видео- и фотоинсталляции. Как цветные, так и черно-белые работы мастеров фотоискусства, художников из Китая, Японии, США, Израиля, Египта, Венгрии, России, Украины, Литвы, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, а также нашей республики явились для любителей искусства источником искренних чувств и размышлений о сегодняшнем дне. 2008 год...
Read More

Творческое содружество узбекистанских и японских музыкантов

За годы независимости между Узбекистаном и Японией установились и крепнут дружеские отношения. Активно развиваются политические, экономические и культурные связи, осуществляются творческие и деловые контакты, проводятся конференции, выставки, изучаются национальные ремесла, традиции, обычаи, разрабатываются совместные проекты. В плане "Породненные города" в самом центре Ташкента, рядом с монументальным комплексом Интерконтиненталь, разбит Японский сад, дающий возможность ознакомиться с природой Японии, а также хорошо отдохнуть. Следует отметить, что успешно развиваются творческие контакты между узбекскими и японскими артистами. Японская танцовщица Томоми Сакагути в 1992 г., в эксклюзивном интервью с корреспондентом газеты "Вечерний Ташкент" сказала: "Я рада работать на ташкентской сцене". Солистка театра классического балета Японии, обладательница премии Тамары Красовиной на Независимом международном конкурсе им. С. П. Дягилева, покорила узбекистанцев высоким профессионализмом и мастерством. Гастроли балетной труппы ГАБТа оперы и балета им. А. Навои с успехом проходили в городах Японии, где состоялись постановки балетов П. И. Чайковского. В марте 2002 г. балетная труппа "Таёта-Сити Балет" Японии совместно с артистами Театра оперы и балета Узбекистана подготовила спектакль П....
Read More

Хроника художественной жизни — Август-декабрь 2008

10 - 20 августа Персональная выставка народного художника Узбекистана, академика Российской и Узбекской Академий художеств Лекима Ибрагимова прошла в музейно-выставочном комплексе - Галерее искусств Зураба Церетели в Москве. Экспозиция "Похищение Азии", состоящая из 40 полотен художника, посвящалась памяти известного писателя Чингиза Айтматова. 18 - 20 августа В МКСК Икуо Хираямы АХ Уз состоялся городской этап конкурса "Келажак овози" и выставка, на которой были представлены работы молодых художников, скульпторов, художественных вышивальщиц, мастеров декоративно-прикладного искусства и др. 19 - 30 августа На выставке "Ноосфера" состоявшейся в ТДФ, были представлены работы живописца Владимира Финкильштейна, фотохудожников Шахнозы Каримбабаевой, Турсун Али, Владимира Жирнова и инсталляции флориста-дизайнера Галины Никитиной, объединенные общей темой взаимоотношений человека и природы, отражений его внутреннего мира. 20 августа - 1 сентября Республиканский фестиваль традиционного и современного искусства "Навкирон Узбекистон" состоялся во Дворце творчества молодежи. В нем приняли участие более 200 художников и мастеров декоративно-прикладного искусства в возрасте от 18 до 35 лет. Здесь были представлены произведения по таким направлениям искусства, как живопись, графика, скульптура, дизайн, фото, видео-арт, инсталляция,...
Read More

"Войска грозой грохочущею шли…" (Военный костюм эпохи Темура и Темуридов)

Огромная империя Амира Темура была создана и держалась благодаря его блестящему таланту полководца и государственного деятеля, а также великолепно обученной и дисциплинированной армии. Амир Темур уделял особое внимание своим войскам и их обмундированию. Представление о костюмах эпохи Темура и Темуридов дают миниатюры - иллюстрации средневековых рукописных книг, рассказывающих о героях и событиях далекого прошлого, о пирах и сражениях. Наиболее популярным в книжной миниатюре был батальный жанр. Он занимал значительное место в иллюстрациях к рукописям "Зафар-наме" Шараф ад-дина Али Йезди, "Тимур-наме" Хатефи, поэмам классиков средневосточной литературы - Фирдоуси, Низами, Джами, Навои и др. Изображая битвы богатырей Ирана и Турана, легендарных полководцев Искандара и Темура, художники-миниатюристы скрупулезно выписывали современные им детали одежды, оружие и обмундирование, хотя их художественный язык и отличался большой условностью в передаче фигур людей и животных, пейзажа или архитектуры. Миниатюры, выполненные при жизни самого Темура, до нас не дошли, но учитывая, что все, что он использовал, сохранилось в близких ему по времени миниатюрах эпохи Темуридов, созданных в Герате и Ширазе, а...
Read More

Малоизвестные произведения живописи художников Узбекистана 1920 — 1930-х гг.

В 20-х - начале 30-х гг. прошлого столетия в Узбекистане сформировалась уникальная группа художников, с именами которых сегодня связывают понятие среднеазиатского авангарда. Искусство этого времени - одна из ярких страниц истории национальной живописи Узбекистана. Многие произведения художников этого периода известны по публикациям в альбомах, монографиях и статьях искусствоведов. В то же время большая часть созданных в этот период уникальных произведений хранится в музейных собраниях Узбекистана, и их более углубленное изучение является одной из актуальных задач искусствознания на современном этапе. Цель настоящей статьи - дать представление о малоизученных, не публиковавшихся в научной литературе и практически не выставлявшихся в музейных экспозициях произведениях художников 1920 - 1930-х гг., хранящихся в фондах Государственного музея искусств Узбекистана. Их можно разделить на две группы: картины, созданные в традициях собственно российско-европейской культуры, и картины, в которых художники пытаются синтезировать традиции европейского и восточного искусства. Полотна, относящиеся к первой группе, в основном хранятся в Нукусском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого и достаточно хорошо известны...
Read More

Новые имена. Диляра Низаметдинова

Диляра Низаметдинова родилась 1980 г. в Ташкенте. В 1995 г. окончила Московский заочный народный университет искусств, отделение станковой живописи и графики. В 1997 - 2005 гг. училась в Институте художеств и дизайна им. К. Бехзада на отделении театрально-декорационной живописи. С 2002 г. - участница таких выставок, как: "Выставка молодых художников" (Институт художеств и дизайна им. К Бехзада), "Египет глазами художников Узбекистана" (Египетский центр науки и просвещения при Посольстве Египта в Ташкенте), "Натюрморт" (ЦВЗ АХ Уз), "День художника", "Выставка дипломных работ студентов выпуска 2005 года" (ЦСИ), "Неосуществленные замыслы" (ГИИ Уз) и т.д. В 2007 г. принимала участие в Ташкентской международной выставке Biennale-IV contemporary art проект - инсталляция "На грани тени и света". В начале июля 2008 г. прошла первая персональная выставка Д. Низаметдиновой "В поисках себя", где было представлено около сорока картин художницы. "Человек, - считает Д. Низаметдинова, - всегда находится в поиске того дела, которое близко ему по духу, до тех пор, пока оно не найдено, которое как бы ведет...
Read More

Интерьер и внешнее пространство

Молвил он: "О хозяин золотого дворца, Чертоги твои полны счастья, душа твоя ликует. Но не слишком ли высок твой айван, Над ним даже облако не может проплыть". Низами Гянджави В зодчестве Центральной Азии большое внимание уделялось тому, чтобы максимально приблизить помещение к природе двора, композиционно связать его с ландшафтной средой. В решении этой задачи айван стал самым оптимальным выходом. Он выполнял роль связующего звена между помещением и внешней средой. Айван, открытый во двор, будто вносил живую природу в помещение или, наоборот, будто выносил пространство помещения на природу. Так, основным элементом резного орнамента декоративного панно на одной из стен Варахшского дворца V-VII вв. является веточка, верхний конец которой раздвоен и устремлен в разные стороны. В результате наложения таких веток одна на другую по вертикальным линиям возник причудливый сетчатый узор, напоминающий густую рощицу. В зодчестве Центральной Азии айваны сооружались еще в эпоху бронзового века. К примеру, дом в Алтынтепа в Бактрии, известный в науке под № 10, имел два двора, которые с трех сторон были застроены...
Read More

Традиции колористики в художественном текстиле Узбекистана

"Иногда достаточно увидеть знакомые сочетания цветов, чтобы почти безошибочно определить этническую принадлежность предмета материальной культуры" И.Ф. Гете Ничто так полно и точно не характеризует народную художественную культуру Узбекистана, как ее пристрастие к открытым, ярким, сочным цветам, передающим всю полноту мироощущения народа, его жизненного оптимизма, особую энергетику местной природы, воспетой в красочных узорах тканей, вышивок и ковров. Россыпи алых цветов или пунцовые диски небесных светил перекликаются в них с зеленью садов, золотистыми всполохами солнца и небесной синевой. Как образно выразился немецкий исследователь и путешественник фон Шварц еще в XIX в., "в отношении эффектного подбора красок и дорогих тканей жители Центральной Азии превосходят всех европейских художников, привыкших к небу свинцового цвета" (1, с. 174). Сочетания цветов строились на единых принципах: локальные, чистые тона подбирались по контрасту, нередко встречается подбор многочисленных оттенков одного и того же цвета; вместе с тем для каждого района или для каждого вида ремесла было свойственно собственное понимание колорита. Используя до пятнадцати основных тонов, мастера добивались разнообразия и гармоничности колористического звучания, особой эмоциональности за...
Read More

Фотография 1960-х

В 60-е гг. прошлого века в журнале "Советское фото" были опубликованы статьи народного художника Узбекистана Урала Тансыкбаева и писателя Саида Ахмада, посвященные искусству фотографии. Сегодня, когда фотоискусству в нашей стране уделяется большое внимание, создан Ташкентский Дом фотографии, когда доброй традицией стало проведение фотовыставок и фотоконкурсов, в том числе международных, когда участие отечественных фотомастеров в зарубежных выставках, проведение в Ташкенте международных Фотобиеннале, способствовало признанию ТДФ во многих странах мира и вступлению его в качестве коллективного члена в авторитетнейшую международную Федерацию фотографического искусства - FIAP, статьи почти 50-летней давности мастеров изобразительного искусства и литературы У. Тансыкбаева и С. Ахмада являются как бы провидческими и особенно актуальными. Поэтому редакция журнала "SAN`AT" предлагает их вниманию наших современников. Товарищи по искусству Как-то мой знакомый геолог сказал, что он увлеченно занимается фотографией и своими успехами в этой области скоро затмит живопись. Случаи противопоставления фотографии живописи нередки в нашей жизни. Некоторые всерьез думают, что с развитием фотографии отпадает необходимость в живописи, графике. Иные с недоверием относятся к фотохудожникам. Это, на...
Read More

Редакционная коллегия

Фотография 1960-х В 60-е гг. прошлого века в журнале "Советское фото" были опубликованы статьи народного художника Узбекистана Урала Тансыкбаева и писателя Саида Ахмада, посвященные искусству фотографии. Сегодня, когда фотоискусству в нашей стране уделяется большое внимание, создан Ташкентский Дом фотографии, когда доброй традицией стало проведение фотовыставок и фотоконкурсов, в том числе международных, когда участие отечественных фотомастеров в зарубежных выставках, проведение в Ташкенте международных Фотобиеннале, способствовало признанию ТДФ во многих странах мира и вступлению его в качестве коллективного члена в авторитетнейшую международную Федерацию фотографического искусства - FIAP, статьи почти 50-летней давности мастеров изобразительного искусства и литературы У. Тансыкбаева и С. Ахмада являются как бы провидческими и особенно актуальными. Поэтому редакция журнала "SAN`AT" предлагает их вниманию наших современников. Товарищи по искусству Как-то мой знакомый геолог сказал, что он увлеченно занимается фотографией и своими успехами в этой области скоро затмит живопись. Случаи противопоставления фотографии живописи нередки в нашей жизни. Некоторые всерьез думают, что с развитием фотографии отпадает необходимость в живописи, графике. Иные с...
Read More

Древнее искусство на современной сцене

До появления театра нового образца, в доисламский и в течение всего исламского периода развития, в Центральной Азии существовала своя зрелищная система. Узбекская зрелищная культура включала не только пратеатральные формы, относящиеся к обрядам, ритуалам, посвященным кругу человеческой жизни и календарным праздникам, но и развитые театральные формы, такие, как разновидности кукольного театра и народный театр устной традиции - театр масхарабозов. Масхарабозы - актеры узбекского народного театра разыгрывали комические, сатирические сценки, пантомимы, танцевали, пели. В Ферганской долине их называли "кызыкчи", для творчества которых характерен сильный акцент на остром слове. Театр масхарабозов и кызыкчи строил свои представления на импровизации и условности, на основе сюжетного каркаса-сценария, сохранявшегося в устной передаче. Представления носили преимущественно комедийно-сатирический характер. Труппа состояла из мужчин. Упоминания о театре масхарабозов в источниках в основном относятся к XIX в. Детальное изучение его началось во второй половине XX в., когда театроведение в Узбекистане стало полноценной научной отраслью искусствознания. Особая ценность этих исследований в том, что ни в одной области гуманитарного знания, в том числе и...
Read More

Жизнь, отданная искусству

(Памяти педагога и композитора Холмирзы Азимова. 1925 - 1992 ) Только время может определить истинный масштаб личности. Имя композитора и педагога Холмирзы Файзуллаевича Азимова с каждым годом обретает значение знаковой личности для формирования национальной школы композиторов и исполнителей. Процесс органичного сочетания национального и общечеловеческого всегда сложен. По-настоящему результативным он оказывается тогда, когда за его решение берется человек, готовый отдавать любимому делу всего себя, без остатка. Таким и был Холмирза Азимов. Родился он в Намангане в 1925 г. С детства проявил интерес к музыке. Одиннадцати лет поступил в музыкальную школу при наманганском техникуме-интернате в класс пианиста Александра Германовича Энгельда, уроки которого, по воспоминаниям Азимова, "влюбили" его в этот инструмент, заложили основу профессии. Вторая мировая война прервала учебу. В 1946 г., вернувшись в родной город, Х. Ф. Азимов начал учиться в музыкальном училище, после окончания которого в 1949 г. поступает на фортепианный факультет Ташкентской государственной консерватории в класс выдающегося педагога, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, профессора Николая Михайловича Яблонского. Будучи студентом, Холмирза Азимов начинает преподавательскую...
Read More