Среднеазиатская керамика в собраниях мира
Рис. 1
В целом ряде крупных собраний исламского искусства, получивших благодаря великолепным публикациям мировую известность, имеются глазурованные чаши, выделяющиеся своим специфическим декором. Наиболее характерными их признаками являются своеобразный серовато-лиловый или розовато-серый ангоб, служащий фоном для полихромной ангобной росписи, выразительные изображения, включающие зооморфные и антропоморфные образы, а также эпиграфические и растительно-геометрические мотивы.
Сосуды рассматриваемой группы украшают коллекции Национального музея Кувейта (коллекция Ас-Сабах) (1, p. 223, cat. Cb.6, pp. 240-242, cat. Gf.1) (рис. 1, 2), коллекцию Музея исламского искусства принца Ага Хана (Торонто) (2, p. 141, No. 106, p. 173, No. 147) (рис. 3, 4), коллекцию Харви Плотника (США) (3, pp. 70-71, No. 29) (рис. 5). Кроме того, целый ряд сосудов, без сомнений, относящихся к данной группе, опубликован в каталогах аукционных домов Bonham, Christie и Sotheby (рис. 6-9).
Рис. 2
Количественно наибольшую группу составляют зооморфные изображения. Это - фантастического облика птицы с пышным оперением, маленькими ушками и полосой, идущей от клюва к спине, рыбы, в которых угадывается мощный осетр, барс с изогнутым и раздвоенным на конце...