Фотография 1960-х

В 60-е гг. прошлого века в журнале «Советское фото» были опубликованы статьи народного художника Узбекистана Урала Тансыкбаева и писателя Саида Ахмада, посвященные искусству фотографии.


Сегодня, когда фотоискусству в нашей стране уделяется большое внимание, создан Ташкентский Дом фотографии, когда доброй традицией стало проведение фотовыставок и фотоконкурсов, в том числе международных, когда участие отечественных фотомастеров в зарубежных выставках, проведение в Ташкенте международных Фотобиеннале, способствовало признанию ТДФ во многих странах мира и вступлению его в качестве коллективного члена в авторитетнейшую международную Федерацию фотографического искусства — FIAP, статьи почти 50-летней давности мастеров изобразительного искусства и литературы У. Тансыкбаева и С. Ахмада являются как бы провидческими и особенно актуальными. Поэтому редакция журнала «SAN`AT» предлагает их вниманию наших современников.

Товарищи по искусству

Как-то мой знакомый геолог сказал, что он увлеченно занимается фотографией и своими успехами в этой области скоро затмит живопись.

Случаи противопоставления фотографии живописи нередки в нашей жизни. Некоторые всерьез думают, что с развитием фотографии отпадает необходимость в живописи, графике. Иные с недоверием относятся к фотохудожникам. Это, на мой взгляд, глубокое заблуждение.

Я никогда не увлекался фотографией, но с интересом слежу за ее развитием. Для меня очевидно, что современная художественная фотография в нашей стране и за рубежом добилась больших успехов. Многие снимки вызывают у зрителя большие мысли и сильные эмоции. Я не говорю о фотожурналистике — ее роль в создании фотолетописи нашей жизни просто неоценима.

Вместе с тем фотография не может заменить живопись, особенно пейзажную.

Для меня, пейзажиста, важно не только зафиксировать особенности той или другой местности — это задача топографа, а прочувствовать окружающую меня красоту, ощутить всю сумму впечатлений от природы, понять ее умом и сердцем.

Недавно я возвратился с Памира. На отрогах Алтая, на Памире побывали многие путешественники и ученые, и их фотографии дают полное представление о красивой и суровой природе этого края. Но то, что я увидел и пережил, я могу передать только на живописном полотне.

Конечно, все зависит от того, в каких руках находятся палитра и фотокамера. Все зависит от человека и его эстетического вкуса, его художнического восприятия жизни.

Увидеть в жизни прекрасное и запечатлеть его средствами фотографии, захватить этим прекрасным зрителя — вот задача мастера фотоискусства. Иной фотограф с глазами и сердцем художника найдет в жизни такие красоты, которые не приметит порой художник-пейзажист.

У каждого из этих видов искусства — фотографии и живописи — свои специфические средства выражения. Можно только приветствовать наших узбекских фотомастеров и особенно фотолюбителей, которые увлеченно, вдохновенно и умело лепят статую новой музы — фотографии. Хотя эта статуя на мой взгляд, имеет пока еще общие контуры, со временем можно надеяться, что она предстанет перед нами во всей своей красоте. Так будет, потому что фотография стала сейчас массовым видом искусства. И хочется пожелать нашим товарищам по искусству больших успехов в этом благородном деле.

Урал Тансыкбаев, народный художник Узбекистана

В каждом кадре — биография

Тридцать лет я увлекаюсь фотографией, тридцать лет не снимаю с плеча фотоаппарат. За эти годы я побывал во многих городах и селах, встречался и беседовал со многими людьми. Все это я запечатлел на пленке.

В моем архиве хранятся сотни пленок. Порой беру их и подолгу рассматриваю. Перед взором проходит моя молодость, многочисленные поездки, интересные встречи. Я вспоминаю просторы Черного моря и белокрылых чаек над волнами Балтики, статуи Петродворца, пленительные вечера у озера Рица, предгорья Машука, утопающий в зелени цветов памятник Янису Райнису в Риге, Московский университет на Ленинских горах, гробницу Улугбека, стадион «Пахтакор»… Разве все перечислишь!

Вот на снимке изображена улица Навои в Ташкенте. Снимок сделан двадцать пять лет назад. Низкие глинобитные домишки, кривая улочка.

На другой пленке — еще необузданная Сыр-Дарья, сфотографированная задолго до закладки Фархадской ГЭС. А вот пустырь, на котором позднее возвели корпуса Ташкентского текстильного комбината.

Кадры эти — моя биография.

За последние годы много нового появилось в моей фототеке. В столице республики состоялась конференция писателей стран Азии и Африки, к открытию которой тщательно готовился мой гостеприимный город. Улицы и площади — в гирляндах праздничной иллюминации. По улицам шагают представители далекой Африки, гости из Китая и Индии, Японии и Объединенной Арабской Республики. Пестрит одежда гостей. Фестивали, спортивные состязания, праздничные демонстрации — обо всем этом рассказывают мои пленки. Не только я один отдаю досуг искусству фотографии. Многие писатели, ученые, артисты в нашей Республике не расстаются с фотоаппаратом. Один из них — писатель Абдулла Каххар — более половины земного шара объехал со своим неразлучным другом — фотоаппаратом. А уважаемый президент Академии наук Узбекской ССР Убай Арифов? Его знают как истинного любителя фотографии.

Прошлым летом я побывал на Тянь-Шане. Снимок Тян-Шанского тоннеля, сфотографированный мной, публиковался в московских газетах.

Очень много снимков я сделал за свою жизнь. Но ни разу мне не удалось сфотографировать сверкание молнии. И по сей день, как только грянет гром, я как юноша стремительно выбегаю во двор и подолгу стою с фотоаппаратом в руке, готовый нажать на кнопку затвора.

Фотография для меня — и искусство, и наука, и отдых.

Саид Ахмад, писатель