II Международный фестиваль актуального фото- и видеоискусства Восток - Запад. Ташкентский перекресток

С 21 по 27 октября 2008 г. в Ташкенте состоялись IV Международная фотобиеннале «ТашкентАле-2008» и II Международный фестиваль актуального фото- и видеоискусства «Восток — Запад. Ташкентский перекресток».

Более 700 представленных на IV Международном фотофестивале «ТашкентАле-2008» работ дали яркое представление о тенденциях современного фотоискусства четырех континентов — Азии, Европы, Америки и Африки. Во время проведения форума лучшие выставочные залы Ташкента и древней Бухары стали местом притяжения для всех, кто увлечен искусством фотографии и видео. Не только залы, но и проспекты двух городов стали подиумом для работ, размещенных на наружных билбордах и фотостендах.

На международном фотобиеннале, организованном фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана», Академией художеств и Ташкентским домом фотографии приняли участие представители двадцати стран мира, предложив на суд зрителей свои видео- и фотоинсталляции. Как цветные, так и черно-белые работы мастеров фотоискусства, художников из Китая, Японии, США, Израиля, Египта, Венгрии, России, Украины, Литвы, Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, а также нашей республики явились для любителей искусства источником искренних чувств и размышлений о сегодняшнем дне. 2008 год в республике был объявлен «Годом молодежи», и потому не случайно основной темой IV международного фестиваля «ТашкентАле» была жизнь современной молодежи.

Фрагмент экспозиции

Фотоснимки запечатлевают мгновения быстротечного времени, порождая цельное представление о мире, в котором мы живем…

Фотоснимки пробуждают воспоминания, заставляют задуматься о судьбах предшествующих поколений и о жизни современников…

Мероприятия показали, как повышается уровень развития фотоискусства, какие серьезные изменения происходят в понимании возможности фотографии, как совершенствуется художественный стиль и мастерство авторов разных стран. Если раньше в снимках было больше статичности, постановочности, выстроенной в связи с замыслом фотографа, то теперь, с развитием фототехники, снимки значительно расширили спектр своих выразительных возможностей. Вместе с тем у фотоснимков есть и соперник — компьютерная графика. Однако работы, появившиеся в результате компьютерной обработки фотографий, как бы лишены чувств и потому несколько холодноваты. Глубина мысли и искренность — вот два неотъемлемых качества фотоискусства, которые будут востребованы всегда, вне зависимости от уровня развития технических средств. Именно эти качества мастерски гармонизированы в работах Джоу Дзинга «Happyning come from heaven» (Китай), «До-Ре-Ми-Фа-Соль» А. Худжаниезова (Узбекистан), «Старший брат» С. Вотерфола (Канада). На снимках запечатлены мгновения жизни, волнующие сердца зрителей.

Фрагмент экспозиции

Отдельные работы, представленные в экспозиции, доказывают, что даже пользуясь «инсценировочным» методом, можно создавать впечатляющие фотоэтюды; все в данном случае зависит от мастерства автора. Фотомастер, пользующийся традиционным методом, создает сюжеты по своему усмотрению, по своему плану, отказываясь от фиксации жизненных явлений в натуральном виде. Такой подход ощутим в работах В. Рамазановой и О. Асланова (Узбекистан). У них нет названий; каждый зритель, включившись в творческий процесс, предлагаемый фотографом, может сам поразмыслить над возможным названием снимка в зависимости от возникающих у него ассоциаций. Таковы работы, на которых мы видим «линии жизни» на руке девушки, порождающие размышления о ее судьбе, сбывшихся и неосуществленных надеждах, или женщину в длинном платье на фоне облачно-лазурного неба над синим морем. В любом случае авторы этих произведений призывают зрителей к сопереживанию того настроения, которое они стремились передать на снимках. Фотоработы подобного рода — снимки-настроения, снимки-состояния — все более популярны в Европе. Цикл фотографий венгерского мастера Я. Эйферта также создан в этом направлении — фото этого цикла можно назвать сюрреалистическими фотокартинами. В аналогичном ключе работает российский фотохудожник А. Завьялов, чья серия «Детство в воспоминаниях» взывает к ностальгическим рефлексиям. Фотоснимок китайского мастера Гуо Ченга «Лотос» апеллирует к простым человеческим чувствам. Автор показывает, что фотоискусству под силу аннулировать грань между условностью и реальностью.

Человек — основной объект фотографии. В общении людей огромное значение имеют жесты, знаки, мимика, выражение лица. При этом каждый жест, знак, взгляд имеют не только свой особый смысл, но и национальные особенности. Весомую часть представленных на выставке работ составляют снимки, запечатлевшие знаки и жесты, кои имели большое значение в жизни наших предков и сохраняются в современной нам повседневности. В работах этой серии запечатлены люди разных стран, в разных состояниях и настроении. Эти снимки, отражающие разнообразие характеров и нравов, привлекают точно схваченным настроем, выразительностью уловленного глазом фотографа момента. Здесь трудно выявить, какие из произведений являются наиболее интересными. И все же работы «Сцена на улице», снятая в Тибете А. Хорватовым (Украина), групповой портрет нью-орлеанских джазменов в исполнении Л. Хорват (Канада), фотоэтюды «Мадам Баттерфляй» Н. Пилипюк (Узбекистан) и «Ожидание» Б. Недосеков (Узбекистан) привлекают особое внимание. На этих фотоснимках, запечатлевших представителей разных народов и стран, органично сочетаются качества поэтического репортажа и психологического портрета.

Психологическая наполненность особенно остро ощутима в работах японских фотохудожников. Гости из Страны восходящего солнца, посетив в рамках фотофорума ряд городов нашей республики, имели возможность не только представить на суд зрителей свои произведения, но и сделать новые фотографии. «Мы снимали исторические памятники и жителей Самарканда, Бухары, Хивы, — говорит японская фотохудожница Мидори Сакураи, — фиксируя современные изменения, произошедшие в этих городах, и были глубоко впечатлены увиденным. Мы собрали очень много материала для создания фотоальбома об этом чудесном крае, находящемся на Великом шелковом пути. В скором времени любители фотоискусства Франции и Японии познакомятся с этим альбомом, и, я уверена, получат большое удовольствие».

Фрагмент экспозиции

Мидори участвует в фотомарафоне с проектом «Uz-Moz». «Мой проект включает в себя снимки, запечатлевшие памятники зодчества Узбекистана. Uz — первый слог слова «Uзбек», а Moz — сокращение от слова «мозаика». Но главный объект фотоинсталляции — женщина, словно идущая издалека и проходящая через множество дверей. Чем ближе она подходит, тем условнее изображение двери. Я старалась вложить в свою работу тот смысл, что человек, проходя через все двери этого мира, претерпевает множество трудностей на своем пути. К сожалению, двери, ведущие во внутренний мир человека, невидимы. Наши повседневные заботы — это тоже двери, ведущие во внутренний мир человека. Для их раскрытия требуется большое напряжение сил, — говорит Мидори Сакураи — «Я очарована вашей страной, для меня Узбекистан — еще одна образная дверь, через которую Восток и Запад могут общаться друг с другом».

На Ташкентский фотофестиваль вместе с Мидори приехали еще два японских фотохудожника — Эйзо Саката и Жуничиро Ишии, которые, как и Мидори, проживают в Париже. Они также взволнованы впечатлениями от поездки. «В Узбекистане встречаются культуры Востока и Запада, это земля, на которой гармонизируются Азия и Европа», — говорят гости. Искренне теплое отношение японских художников к нашей стране особенно отрадно, поскольку они считают себя космополитами. «Мы граждане свободного мира и считаем, что можем жить в различных странах земного шара и вести удобный для себя образ жизни. Мы недолюбливаем национальные обычаи, которым следуют все. Традиции, вера и обычаи предков в определенной мере являются препятствием для свободы человека», — поделились гости своей позицией.

Фрагмент экспозиции

Инсталляция Жуничиро Ишии создана из чайных листьев. «Я удивился, узнав, что узбекское слово «чай» созвучно с названием чая в Японии: этот напиток, потребляемый ежедневно почти всеми обитателями земли, японцы называют «оча», — говорит он. Листья зеленого и черного чая художник расположил в направлении с востока на запад, перемешав их в центре композиции. «Своей работой я стремился передать, что Средняя Азия является местом встречи Востока и Запада. Я рад, что по приезду в Ташкент у меня появилась возможность прикоснуться к культуре Средней Азии», — говорит молодой японский художник.

Фотохудожник Эйзо Саката принял участие в международной фотовыставке с проектом «Эйзо дарит Амулу Узбекистану». Он рассказывает: «В 2005 г. на севере Франции я встретил японского монаха, которого звали Амула, — говорит мастер. Оказалось, что Амула в течение нескольких лет ездит по разным странам, паломничает по святым местам. На голове у монаха была напоминающая корзину шапка, сплетенная из ветвей тутового дерева, растущего в Самарканде. Приехав в Узбекистан, я понял, что Амула носил шапку из ветвей самаркандского тутовника неспроста. И в самом деле — оказалось, что край этот таинствен и волшебен. Величавость исторических памятников Бухары и Самарканда изумительна». Эйзо показал нам фотоснимок, который он сделал в Самарканде. Люди удивленно смотрят на Амулу, на голове которого надето нечто вроде плетеной корзины. На Амуле — длинный черный балахон, какой носят монахи, на ногах дервиша — старые лапти типа плетеных сандалий. Опустив взор, не обращая абсолютно никакого внимания на удивленные взгляды прохожих, он шагает мимо исторических памятников Самарканда. «Во времена Великого шелкового пути таким, как Амула, никто не удивлялся, поскольку на улицах и базарах древних Самарканда и Бухары свободно разгуливали арабы и индусы, китайцы и японцы… Ваша земля всегда была своеобразным центром Азии и Европы, ведь она находится между двумя континентами», — говорит Эйзо.

Японский монах Амула, шагающий по улицам Самарканда — своеобразный символ прошедшей выставки, вновь открывающей Узбекистан всему миру и углядывающей неожиданное в повседневном, скрытое в явном, поэтическое в обыденном. Фотофорум, собравший гостей из разных стран, стал еще одним шагом на пути установления диалога между народами и культурами.

Абдулла Улугов