У. Тансыкбаев. Загрузка мартена. 1933. Холст, масло

В 20-х — начале 30-х гг. прошлого столетия в Узбекистане сформировалась уникальная группа художников, с именами которых сегодня связывают понятие среднеазиатского авангарда. Искусство этого времени — одна из ярких страниц истории национальной живописи Узбекистана. Многие произведения художников этого периода известны по публикациям в альбомах, монографиях и статьях искусствоведов. В то же время большая часть созданных в этот период уникальных произведений хранится в музейных собраниях Узбекистана, и их более углубленное изучение является одной из актуальных задач искусствознания на современном этапе.

М. Курзин. Красная чайхана. 1929. Холст, масло

Цель настоящей статьи — дать представление о малоизученных, не публиковавшихся в научной литературе и практически не выставлявшихся в музейных экспозициях произведениях художников 1920 — 1930-х гг., хранящихся в фондах Государственного музея искусств Узбекистана. Их можно разделить на две группы: картины, созданные в традициях собственно российско-европейской культуры, и картины, в которых художники пытаются синтезировать традиции европейского и восточного искусства. Полотна, относящиеся к первой группе, в основном хранятся в Нукусском государственном музее искусств им. И. В. Савицкого и достаточно хорошо известны публике. Работы второй группы находятся в основном в ГМИ Узбекистана и экспонируются очень редко.

У. Тансыкбаев. Улица в Ташкенте. 1934. Холст, масло

Среди них многочисленные живописные и графические произведения одного из основателей национальной художественной школы Узбекистана А. Волкова, который утверждал, что эстетический смысл в восточных коврах безграничен, и стремился соединить язык современного искусства со стилистикой восточного орнамента. В 1920 — 1930 гг. художник создал такие полотна, как «Автопортрет», «Горный пейзаж», «Рабочие завода» (эта работа требует реставрации, как, впрочем, и многие другие его картины), «Голубой день», «Стройка кирпичного завода», «Литьё на Сельмашзаводе». Эти произведения еще не экспонировались, и, безусловно, заслуживают специального научного изучения, поскольку раскрывают совершенно неизвестные грани творчества художника.

У. Тансыкбаев. Автогенная сварка. 1930. Холст, масло

В Государственном музее искусств им. И. В. Савицкого в Нукусе хранится значительная часть работ М. Курзина. В ГМИ Узбекистана также имеются его работы. Правда, в экспозиции музея картины, широко раскрывающие творчество М. Курзина, не выставляются. В фонде этого музея хранятся также его работы «Портрет повара», «Портрет Успенского», «Команда пожарных», «Красная чайхана», «Групповой портрет рабочих» и т. д. Каждый из созданных М. Курзиным образов отличается яркой характерностью и индивидуальностью. Художник великолепно передает внутренний мир и психологические особенности портретируемых.

В. Уфимцев. Жрецы искусства. 1928-1929. Холст, масло

В ГМИ Узбекистана находится единственная картина В. Уфимцева «Жрецы искусств», выполненная в легком юмористическом ключе. Она может быть отнесена к первой группе работ. В этом же музейном фонде хранятся и произведения У. Тансыкбаева — как маленькие этюды, так и большие картины. Работы, выполненные в исследуемый период, свидетельствуют о творческом потенциале их автора, особо ярко проявившемся в последующие годы. Полотна У. Тансыкбаева отражают стиль художника, выбранный им на первых этапах творческого пути. Тонкое природное чувство колорита и ритма форм дали возможность Тансыкбаеву быстро освоить принципы авангардной пластики. Следует отметить, что хранящиеся в ГМИ работы художника большого размера мало известны зрителю и не были опубликованы.

О. Татевосьян. Изгнание бесов.  1919. Холст, масло

Это картины «Литьё», «Рабочие завода», раскрывающие новые аспекты творчества раннего У. Тансыкбаева. Мы знаем, что художник в 1930-е гг. работал в основном над этюдами, поэтому обнаруженные нами большие картины этого периода вносят коррективы в характеристику его творчества. В этих работах прослеживается освоение художником новых живописно пластических принципов, решение пространства картины в ярком колористическом ключе. Реставрация и последующее экспонирование этих картин позволят по-новому оценить вклад У. Тансыкбаева в формирование национальной художественной школы Узбекистана начала ХХ в.

М. Курзин. Пожарная команда. 1934. Холст, масло

Работы О. Татевосьяна, выполненные в Самарканде в 1920 — 1930-х гг., требуют отдельного научного исследования. Его творчество еще недостаточно исследовано искусствоведами. В картинах художника этого периода можно видеть самые разнообразные пластические приемы и стилевые решения — импрессионистические, декоративные и др. Примером могут служить полотна «Сбор тута», «Изгнание джин», серия работ «Пейзаж Самарканда». Более углубленное изучение работ О. Татевосьяна позволит раскрыть значение Самаркандской школы живописи в ином историческом и художественном формате.

А. Волков. Горы. 1917. Холст, масло

В изобразительном искусстве Узбекистана интерес к искусству начала прошлого века вызван уникальностью пластических достижений художников этого времени, внесших огромный вклад не только в сокровищницу нацио+нального, но всего мирового искусства XX в.

Дильзода Алимкулова