2008 год был провозглашен в республике Годом молодежи, что стало стимулом для проведения различных мероприятий, направленных на активизацию творческого потенциала молодого поколения. Проявлению творческих инициатив способствует также Государственная программа по созданию условий для раннего выявления и развития творческих талантов и способностей у юных дарований в области музыки, живописи, искусства и культуры.

Диёра Разиков. Инсталляция

В рамках объявленных государственных приоритетов Галерея изобразительного искусства Узбекистана в апреле 2008 г. провела необычную для современной художественной практики республики выставку «5 + 1». Ее неординарность заключалась в том, что основными участниками данной акции были молодые художники, сотрудники самой галереи, которые поставили перед собой задачу проявить свой талант в области популярного в наши дни актуального искусства.

Диёра Разиков. Инсталляция

Актуальное искусство, или contemporary art, связанное с новыми технологиями и материалами, новыми тенденциями, формами и способами выражения, в большей степени соответствующими меняющимся реалиям жизни, отражающими мейнстрим мировой художественной практики, уже на протяжении нескольких лет является стимулом для творческих поисков художников республики (термин актуальное искусство принят для обозначения магистрального направления мирового искусства; его виды — инсталляции, энвайроменты, перформансы, видеоарты, фотоарты и т.д.). И совершенно очевидно, что актуальное искусство становится все более притягательным для молодежи, умеющей избегать стандартов и стереотипов восприятия, мыслить широко и свободно.

Участники выставки — Диер Разиков, Санджар Джаббаров, Нигора Шарафходжаева, Шерзод Ражамов, Нуриддин Расулов — недавние выпускники и студенты Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзода. Основной побудительный мотив представить свои работы в рамках единого выставочного проекта был связан с желанием молодых проявить себя в актуальном искусстве, выйти за рамки привычных выставочных клише. Их устремления поддерживала и направляла куратор выставки, автор настоящей статьи, которая также является аспирантом Национального института художеств и дизайна, сотрудницей Галереи.

Диёра Разиков. Инсталляция

Надо отметить, что Галерея вот уже на протяжении нескольких лет представляет пространство своих выставочных залов для самых смелых экспериментов.

На протяжении последних десяти лет актуальное искусство все активнее завоевывает свое место в разнообразной художественной жизни республики. При этом художники Узбекистана имеют все возможности для того, чтобы быть в курсе тех процессов, которые характерны для развития актуального искусства в других странах мира. Вот уже на протяжении ряда лет в столице нашей республики проводятся ташкентские биеннале, участниками которых являются виднейшие представители мирового актуального искусства. Биеннале стали уникальной творческой площадкой для обмена опытом, а также для пробы сил художников-актуалистов Узбекистана.

Нигора Шарафходхаева. Фрагмент инсталляции

Участники выставки «5 + 1» уже имели опыт представления своих работ в крупных международных проектах. Так, Д. Разиков и С. Джаббаров участвовали в Ташкентской биеннале-2007, а Ш. Ражамов — в вызвавшем большой интерес общественности проекте «Констелляция», объединившем ведущих представителей актуального искусства республики. И если в упомянутых выставках они лишь делали свои первые шаги, то теперь им предстояло выступить в роли хедлайнеров проекта. На выставке были представлены скульптура, инсталляции, объекты, фотоколлажи, резьба по дереву, живопись. Отсутствие единой заданной темы являлось, скорее, достоинством данного проекта — в результате он включил в себя самый широкий круг проблем — от социальных и экологических до философских, сугубо субъективных размышлений художника о природе человеческой натуры и смысле жизни.

Нигора Шарафходхаева. К.У.Б. Инсталляция

Для Д. Разикова такой глобальной проблемой стала проблема экологии, энергетического кризиса, вызываемого бесконтрольным потреблением нефти — этой крови Земли. Для своей инсталляции он использует целлофановую пленку, картон, холст, воду, песок, вентиляторы. Противопоставление зеркальной глади чистой воды, огромным озером мерцающей прямо в выставочном зале, и развешанных по стенам холстов, словно перемазанных нефтяными разводами и потеками, становится поводом для размышлений об экологическом кризисе, охватившем нашу планету, о сокращении запасов пресной воды, загрязнении окружающей атмосферы. Рядом — почва, рассыпающаяся в песок под потоками теплого воздуха, нагнетаемого вентилятором — напоминание о глобальном потеплении, грозящем превратить Землю в безбрежную пустыню в результате бездумной погони за благами цивилизации. Однако созданные художником образы заставляют задуматься не только об экологических, но и о моральных, духовных категориях. Проблемы сохранения мира природы переплетаются здесь с проблемами общества, где не прекращается извечный спор о добре и зле, правде и лжи, справедливости и насилии. И выбор в пользу того или другого зависит, в конечном счете, от каждого из нас. Данная композиция, вызвавшая наибольший интерес специалистов и публики, интересна и с пластической точки зрения. Она привлекательна в первую очередь своим минимализмом, способным образно выразить глобальность и всеохватность темы.

Нуриддин Расулов. В лабиринте быстротечных дней. Инсталляция

Ш. Ражамова также волнуют нравственные проблемы — тема одиночества, самовыражения индивидуальности, поиск человеческого тепла и сочувствия. Эта идея нашла свое выражение в скульптуре, выполненной из такого необычного для художника материала, как столярная пена (композиция «Луч надежды»). Фигура обнаженного человека установленная на высоком постаменте в пустом затемненном зале, со свечой в руке, вызывает аналогии с образом горьковского Данко, вырвавшего сердце из груди, чтобы осветить дорогу измученным людям. Проблема поиска жизненного пути, единомышленников и собственного предназначения, истины, идеалов, решена молодым художником очень необычно, экспрессивно. И хотя художественное изображение образа не всегда безупречно, тем не менее сама идея вызвала интерес всех посетителей выставки, каждый из которых, попадая в темный зал, как бы оставался один на один с персонажем инсталляции, переживающим состояние духовного поиска.

Санджар Джаббаров. Потоки судеб. Инсталляция

Инсталляцию «К.У.Б. (кибернетически усовершенствованная биология)», представила Н. Шарафходжаева, которая исследует различные психологические состояния человека, возникающие при попытке восприятия простых для глаза структур (а значит — событий, явлений, характеров), которые вдруг теряют свою основу, и чистота минимализма оборачивается «сенсорным хаосом». Используя в качестве основы своей композиции объект в форме куба, художница обклеивает его многочисленными фотографиями с изображением лиц и событий. В результате этот коллаж усложняет восприятие объекта, заставляет остановиться, вглядеться в каждый его фрагмент, каждый кусочек, из которых и состоит, собственно, наша повседневная жизнь, насыщенная событиями. Торчащая из куба гипсовая рука словно пытается привлечь внимание зрителя, остановить его на этих зафиксированных на фото мгновениях жизни, со временем безвозвратно улетающих прочь.

Санджар Джаббаров. Потоки судеб. Инсталляция

Различные аспекты нравственной проблематики затрагивались С. Джаббаровым и Н. Расуловым в их проектах, представляющих собой синтез инсталляций и перформанса. С. Джаббаров, например использует для выражения своей идеи хорошо знакомые нам предметы — керамические блюда и чаши, в углублении из которых нанесены надписи — мудрые цитаты стихотворных произведений восточных поэтов (инсталляция «Потоки судеб»). В своей работе художник взывает к известным средневековым образцам — блюдам с эпиграфическим декором, содержащим нравоучительные и благопожелательные изречения. Расположив их на струящейся по полу и стенам ткани, он создает образ реки жизни, плавание по которой дает возможность постичь истину бытия. Вместе с тем молодой художник образно передал идею чаши как символа нашей жажды не только воды, но и знаний. Некоторая невыразительность пластического решения компенсируется желанием соединить в работе традиционные архетипы и современное видение темы.

Шерзод Раджамов. Луч надежды. Инсталляция

К идее создания лабиринта, символизирующего жизненные пути человека, обращается художник Н. Расулов (инсталляция «В лабиринте быстротечных дней»). Интересен выбор автором материала и технологии: применив такой традиционный для прикладного искусства республики вид, как резьба по дереву, художник создает произведение в духе актуального искусства. Стены лабиринта, покрытые резными узорами, как бы приглашают отправиться в путь, и лишь наш выбор в момент истины станет ответом на вопрос — найдем ли мы верную дорогу, или запутаемся в хитросплетениях и череде событий. Возможно, идея использования традиционной резьбы в данной работе прозвучала не совсем убедительно, однако сам принцип совмещения приемов традиционного и актуального искусства вызывает несомненный интерес.

Для экспозиции выставки было выделено три зала Галереи общей площадью 800 кв.м. Такая подача объектов позволяет сконцентрировать внимание на каждой работе в отдельности. При этом пространство экспозиции выступает как место, где не только зрители смотрят на работы, но и работы — на зрителей, вовлекая их в свое сакральное пространство.

Основная цель прошедшей выставки — представить молодых художников «новой волны», их наиболее передовые идеи, формы и технологии — нашла активный отклик в реакции посетителей. Несмотря на разный уровень демонстрировавшихся работ, каждая из них была объектом обсуждения и дискуссии. Молодое актуальное искусство республики, увиденное глазами молодых художников, несет в себе большой потенциал для его дальнейшего развития — таков главный итог предложенной сотрудниками Галереи акции.

Наима Худайбергенова