Из истории украшения «Тилла-кош»

Комплекс узбекских традиционных ювелирных изделий, как и одежда, формировался на протяжении многих веков. Среди них особенно выделяются женские украшения. Их налобно-височная группа представлена различными видами диадем и подвесок: "тилла-кош" ("золотые брови"), "баргак" (букв. - "листочек"), "силсила" ("цепь"), "мохи-тилла" ("лунное золото"), "зулфи-тилла" ("золотые локоны"), "хабатак" и др. В первой половине XX в. диадема "тилла-кош" являлась наиболее важной частью праздничного убранства. Основа этого украшения вырезалась из серебряных пластин и по форме напоминала сросшиеся брови или взмах крыльев птицы. Его верхнюю часть венчало ажурное завершение в виде сложного узора, инкрустированное многочисленными бусинами бирюзы, кораллами и другими полудрагоценными камнями. В Самарканде это украшение называлось "коши-тилло", "тилла-кош", в Бухаре - "бало-абру" (тадж. "надбровное"); этимологию слова "боло-абру" благодаря близкому звучанию его составных частей можно понять по-разному. "Боло" - верхний, "бало" - горе (в древности означало "демоническое существо, ведьма"), "абру" -брови, "обру" - престиж (1, с. 99); в Ферганской долине и Кашкадарье "тилла-кош" (2, с. 11), вНурате "тилла-баргак" или "тахтача-баргак" (3, 82-6.). В рассматриваемый период данное украшение носили в...
Read More

Творческая мастерская и экспозиция под открытым небом

С 21 по 25 апреля 2008 г. в Центральном выставочном зале АХ Уз и на всем пространстве вокруг него проходила ставшая уже традиционной "Неделя изобразительного искусства Узбекистана-2008", посвященная Дню художника. Мероприятия- были проведены Творческим объединением художников Узбекистана при поддержке Министерства высшего и среднего специального образования, МВД, Министерства здравоохранения, Узтелерадиокомпании, Информационного агентства УЗА, Национальной компании "Узбектуризм", Национальной компании "Узбеккино". Впервые подобное мероприятие было проведено в 2007 г. Судя по многочисленным откликам, оно вызвало широкий резонанс как среди профессионалов, так и любителей или просто зрителей не только столицы, но и всех регионов республики. Подробный материал о "Неделе изобразительного искусства - 2007" был опубликован на страницах нашего журнала (2007, №2). В этом году участниками мероприятий стали не только представители нашей страны, но и гости - десять художников из Южной Кореи, которые представили свое искусство вместе с узбекскими коллегами. Согласно оригинально разработанной программе, каждый день "Недели" имел свою тему. Первый день - день открытия был посвящен Хорезму и его замечательным мастерам как уже признанным, так и совсем молодым...
Read More

Джазовое искусство в Узбекистане

Джазовое искусство - одна из своеобразных сфер современной музыкальной культуры. Джаз оказывает особенно большое влияние на духовный мир молодежи, мировосприятие которой формируется под воздействием окружающей среды. Джаз необычное, во многом парадоксальное явление, аналогов которому нет. Очаровывая одних, отталкивая других, то принимая форму развлекательно-эстрадную, то углубляясь в сферу утонченных экспериментов, философских размышлений, джаз живет бурной, насыщенной жизнью. Молодежь интуитивно чувствует в нем свежесть, избыток динамического импульса мощной жизненной энергии и силы, которые не столь ярко выражены в других областях современной музыки. Магнетически притягательная импровизационная природа джаза способствует развитию творческих способностей личности, музыкального мышления, возможности более глубокого восприятия мира. В Узбекистане джаз оказался в необычной для него среде обитания и ассимилировался с национальными формами музыкального творчества, вызвав к жизни узбекскую модель этноджаза. Он органично соединился с различными формами современного фольклора и образовал интереснейший музыкально-культурный феномен - узбекский джаз. Фольклор и джаз сближает их общий специфический признак - способность к импровизации, что отличает народного певца и джазового музыканта от музыканта академического плана. Фольклор оказал...
Read More

Творческий диалог братьев-художников

В истории искусства не так уж много случаев, когда два брата занимаются одним видом творчества. Чаще всего это бывает в том случае, когда родители имеют прямое или косвенное отношение к миру прекрасного. Отец наших героев Алишера и Азамата Атабоевых работает в области литературы, но он - настоящий поклонник живописи. Именно поэтому он сделал все, чтобы его сыновья избрали эту стезю: с самого раннего возраста мальчики занимались в кружках живописи, студиях известных художников. Отец прививал им любовь к искусству. Старания его не прошли бесследно: оба сына закончили факультет живописи Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада, оба учились у известного в республике педагога, прославленного художника-пейзажиста Неъмата Кузыбаева. Вероятно, именно поэтому их творческий путь также связан в основном с жанром пейзажа. В последнее время работы братьев все чаще можно увидеть на юбилейных и тематических выставках, проводимых в ЦВЗ АХ Уз (например, в честь Дня независимости, "Природа и художник"), И хотя только в формирующемся творческом почерке братьев обнаруживаются слабые места, работы привлекают внимание...
Read More

Метафизический опыт Баходира Джалала

В годы творческой зрелости Баходира Джалала, в момент его перехода из одного жизненного периода в другой, важно отметить существенную черту его личности. Подобно математикам, которые сначала составляют мыслительный образ формулы, нашему художнику свойствен аналогичный метод мышления. Баходир умеет создать не просто прообраз будущей картины или рисунка, что в состоянии делать и иные. Прежде чем перейти к работе, он создает метафизический концепт последующего произведения. Концептом именуется внутреннее содержание понятия. Когда ты мысленно абстрагируешь реальность и понятийную структуру мира, ты обладаешь только концептом, путеводной звездой твоего творчества, той самой концептуальной "линией в вечность", о которой писал сам художник. Такой тип мышления Авиценна называл "хайал", т.е. абстрагированное представление об уже воспринятом образе. Он, образ, перестает существовать в своей данности, мысль художника трансмутирует, преображает реальность образа в нечто другое. В результате пред нами предстает абстрагированный от эмпирики новый образ, и это, без сомнения, образ и образы Баходира Джалала, который хорошо знает, что такое "Трансформация". Именно Авиценне принадлежит выражение "нигдеград", это вновь результат отвлеченного метафизического мышления....
Read More

Феликс Янов-Яновский в контексте современного оперного искусства

Заслуженный деятель искусств профессор Ф. Янов-Яновский - личность неординарная и глубоко интеллектуальная. Он обладает тонким художественным вкусом и разносторонним дарованием композитора, исполнителя, педагога. Ф. Янов-Яновский постоянно в творческом поиске, что и определило эволюцию его творчества. Исполнительская деятельность его как скрипача связана с такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр, струнный квартет, организованный в 1944 г. Н. Е. Повером в составе: Н. Повер, Ф. Янов-Яновский, А. Рутберг, Г. Бострем. В 60-е гг. XX в. квартет принимал активное участие в музыкальной жизни Узбекистана. Он оказал значительное влияние на дальнейшее развитие музыкальной культуры республики. Наряду с многогранной творческой деятельностью Ф. Янов-Яновский большое внимание уделяет и педагогической работе. С 1961 г, и по сей день композитор работает в Ташкентской государственной консерватории на кафедре композиции и инструментовки. Широкий кругозор композитора, огромный багаж знаний как в сфере европейской классической и современной музыки, так и в области узбекской национальной, позволили ему подготовить не одно поколение талантливых узбекских композиторов. Особое отношение к труду, к творческим возможностям своих подопечных всегда притягивали к Ф....
Read More

Гармония ума и воображения

Друзей не выбирают, ими становятся. Среди людей, живущих в определенной общественной среде, в зависимости от степени индивидуальных творческих интересов формируется своеобразный духовный климат, где объединяются люди, независимо от возраста, национальности и характера. Так и случилось с нами: Р. Чары-евым, В. Бурмакиным, Е. Мельниковым, Ю. Талдыкиным, Г. Зильберманом. Мы тянулись друг к другу, скучали друг без друга и жили идеями и идеалами, рождаемыми в душе и в сознании каждого. Жизнь разбросала нас. Мы в какой-то период потерялись в калейдоскопе времени, некоторых (Р. Чарыева, Ю. Талдыкина) потеряли навсегда. Такая жестокая участь человеческой жизни заставляет все крепче ценить и беречь оставшихся друзей, как подарок судьбы для продолжения несбывшихся мыслей, идей и идеалов. Не скрою, среди моих друзей особенно близки и притягательны для меня философско-эстетические суждения, трезвость ума и глубина творческого порыва и дерзания Владимира Бурмакина, с которым я познакомился в 1969 г. на его персональной выставке в зале "Дома знаний". Как и все художники, В. Бурмакин черпает силу и вдохновение от природы. Он одарен сильным воображением, тонким...
Read More

Редакционная коллегия

Гармония ума и воображения Друзей не выбирают, ими становятся. Среди людей, живущих в определенной общественной среде, в зависимости от степени индивидуальных творческих интересов формируется своеобразный духовный климат, где объединяются люди, независимо от возраста, национальности и характера. Так и случилось с нами: Р. Чары-евым, В. Бурмакиным, Е. Мельниковым, Ю. Талдыкиным, Г. Зильберманом. Мы тянулись друг к другу, скучали друг без друга и жили идеями и идеалами, рождаемыми в душе и в сознании каждого. Жизнь разбросала нас. Мы в какой-то период потерялись в калейдоскопе времени, некоторых (Р. Чарыева, Ю. Талдыкина) потеряли навсегда. Такая жестокая участь человеческой жизни заставляет все крепче ценить и беречь оставшихся друзей, как подарок судьбы для продолжения несбывшихся мыслей, идей и идеалов. Не скрою, среди моих друзей особенно близки и притягательны для меня философско-эстетические суждения, трезвость ума и глубина творческого порыва и дерзания Владимира Бурмакина, с которым я познакомился в 1969 г. на его персональной выставке в зале "Дома знаний". Как и все художники, В. Бурмакин черпает силу и вдохновение от природы. Он...
Read More

Творческий путь Муяссар Раззаковой

Голос удивительной красоты, музыкальность, мастерство вокального исполнения - вот основные черты творчества Муяссар Раззаковой. Что такое вокальное искусство? Выдающийся русский певец С. Я. Лемешев говорил по этому поводу: "Выйдет на сцену человек и думаешь: ах какой чудный голос! Но вот он спел два-три романса и становится скучно! Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего света, сам человек неинтересен, неталантлив, атолько Богвложил ему голос. А бывает и наоборот: голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому, по-своему, и знакомый романс вдруг засверкал, заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием, потому что есть что сказать. А это - главное" (1, с. 205). АРаззаковой есть что сказать! В детстве Муяссар обожала пенье птиц, которое можно было услышать только ранним утром, на восходе солнца. И чтобы не пропустить этот волшебный миг, девочка просыпалась за несколько часов до начала своеобразного концерта. Когда же он начинался, она, замерев, вслушивалась в эти волшебные звуки. Они действительно чудесным образом воздействовали на...
Read More

Ковер «ок-энли»: генезис, художественные особенности и проблема возрождения

Жемчужина народного искусства -ковроделие Байсуна имеет многовековые традиции. Раньше в местных кишлаках выделывали длинновор-совые ковры, в настоящее время здесь производят только безворсовые паласные ковры - гаджари, терма, такыр и др. Особый вид ковровых изделий Байсуна составляют уникальные по технике исполнения и своеобразию орнаментального декора ковры "ок-энли" (букв. - белая полоса). Размеры ок-энли обычно небольшие 1,5х2м. Их изготовляли в основном представители кочевого в прошлом племени кунграт для оформления стен юрты, однако и сегодня кунгратцы по старой традиции украшают ими стены своих домов. Учитывая, что кунграты расселялись, помимо Сурхандарьи, и в таких областях, как Кашкадарьинская, Бухарская и Хорезмская, можно предположить, что и там были распространены эти типы ковровых изделий. Не исключено, что их производили и другие кочевые в прошлом племена. Об этом свидетельствует образец ковра ок-энли, который был обнаружен нами во время проведения фестиваля народной культуры "Асрлар садоси" в Китабе в мае 2008 г. Мастерица Ботирова Ойсара (I960 г.р.), проживающая в кишлаке Батош Каршинс-кого района Кашкадарьинской области, называет изготовленный ею ковер не "ок-энли",...
Read More

Преемственность традиций

Одним из наиболее распространенных видов традиционного декоративно-прикладного искусства Узбекистана является изготовление ювелирных украшений. Уникальные изделия, созданные умелыми руками мастеров ювелирного дела, - это подлинные произведения высокого искусства, в которых запечатлен дух и образ национальной культуры. Секреты ювелирного искусства издавна передавались из поколения в поколение, от отца к сыну. Династии ювелиров существуют и в наши дни. Яркое подтверждение тому - семья Фасхитдина Дадамухамедова, в которой опыт ювелирного мастерства отец передал своим четверым сыновьям. Творчество Ф. Дадамухамедова уже освещалось в печати ("SAN'AT", 1999, №1) - этот материал и послужил толчком для обращения к творчеству династии и учеников мастера. Ф. Дадамухамедов по образованию искусствовед. Он хорошо знает историю ювелирного дела и потому не случайно в своем творчестве придерживается традиционного направления. В украшениях, созданных руками мастера, можно увидеть особенности различных ювелирных школ Узбекистана. Так, комплект "Танга жевак" выполнен в духе степного искусства - разнокалиберные монеты связаны между собой цепью в единое ожерелье; на монетах отчеканена надпись "Мухаммад". Для мастера эта цепь символизирует связь истории с современностью. Комплект...
Read More

«…Пространство в мыслях, в образах, в холстах…»

В этом году исполнилось 60 лет Баходиру *Джалалу - народному художнику Узбекистана, академику АХ Уз, профессору, лауреату Государственной премии (1984), Государственной премии Узбекистана им. А Навои (1991). О нем рассказывают нашим читателям искусствоведы А Хакимов и Ш. Шукуров. Своими откровениями делится и самхудожник. ... Он пишет стихи, в которых спонтанность порождена импульсивным стремлением вербальной идентификации своего художественного эго в безбрежном и хаотическом потоке современного искусства. Он пытается вычленить в сакральном пространстве ойкумену гармонии, увидеть собственный "полет над гнездом..." мироздания и создать новую художественную реальность, отражающую "суть Закона Вселенной -всеобщую взаимосвязь и взаимозависимость, связь абсолютно всех элементов и структур живой и неживой материи и Духа" (здесь и далее в кавычках даны цитаты из беседы с художником). Он мистифицирует пространство, обращаясь одновременно к универсальным космическим категориям и нравственным дефинициям: "Пространство, пронизанное Мировой Энергией, управляющей всеми процессами, рождением и распадом, расцветом и угасанием, сменой Тьмы и Света, Добра и Зла, - это пространство в моих мыслях, в моих образах, в моих холстах". Он создает настенные росписи,...
Read More

Суфийская концепция одежды в костюме шейков и дервишей (по данным позднегератской миниатюры)

В позднетемуридский период в Хорасане и Мавераннахре широкое распространение получило мистико-аскетическое направление в исламе - суфизм. Хорасан издавна был центром суфийского учения, а в последней четверти XV столетия влияние суфийского ордена Накшбандия охватило все сферы жизни общества. Основные требования суфизма и тариката Накшбандия - духовная чистота, отказ от стяжательства, добровольная и сознательная бедность, скромная жизнь в обители. Одной из главных идей учения было равенство людей в Боге, духовная преданность и особая трактовка смерти, согласно которой она стирает все социальные градации, ставя на одну ступень шаха и дервиша, если они были равны по уровню духовного совершенства. Все известные люди блестящего гератского двора - ученые, художники, музыканты и поэты - были адептами этого учения. Под влиянием Джами и Навои даже правитель Герата Султан Хусайн Байкара (правил с 1464 г.) отказался от шиизма и стал приверженцем суфизма. Яркое отражение учение суфизма получило в гератской миниатюре последней четверти XV в. в творчестве Бехзада и его школы, проявившееся в известной демократизации сюжетов, ранее отображавших жизнь придворного круга....
Read More

Роль музыки и танца в суфийской обрядовой практике

Приди, давай усыплем все розами и наполним стаканы вином, Порушим свод небес и новый заложим фундамент. Если печаль направит рати проливать кровь любящих, я объединюсь с кравчим, и мы опрокинем их. Вот сладкие струны, играй сладкую песню, мой друг, чтобы мы хлопали и пели, теряя свои головы в танце. Хафиз В истории суфизма, формировании его различных орденов особую роль сыграли музыка и танец. В своих стихотворных строках Хафиз пишет, что музыка и танец позволяли ему забывать о печали и разлуках любящих и приближаться к Истине, Гармонии и красоте. С одной стороны, роль музыки и танца в обрядовой практике всегда вызывала многочисленные споры, с другой - их практикование не в последнюю очередь повлияло на популярность суфизма в наши дни. Ритуал сама1 (экстатический обряд с танцами и слушанием музыки) братства Маулави, получивший развитие в Турции при непосредственном воздействии этикета османского двора, теперь вынесен на эстрадные подмостки в виде танца кружащихся дервишей. Пакистанский певец Нусрат Фатех Али Хан, обученный ритуалу каквали ордена Чишти, делает записи по всему миру и сотрудничает с американскими музыкантами при создании музыкального...
Read More

Тайнопись каракалпакского узора

Каракалпакский орнамент -ценнейший исторический материал, сохранивший свою древнейшую первооснову, важнейший источник изучения этногенеза и этнической истории создавшего его народа. Вот почему его еще называют "изобразительным фольклором". Одной из важнейших причин орнаментальной природы каракалпакского искусства является мировоззрение полукочевого этноса, жившего в климатических условиях сурового ландшафта степей. Величие человека для кочевника проявляется в умении созерцать, по-своему постигать Вселенную и окружающий мир. Условный язык орнамента в обобщенной форме позволял утверждать жизнь во всем ее богатстве и разнообразии. Орнамент наиболее древний способ художественного моделирования мира. Для кочевника он содержит информацию, исходившую из мифологии этноса, его генеалогии, устройства мира, систем оберегов и т. д. Именно поэтому большинство предметов, окружавших каракалпаков, украшено художественными элементами, насыщено традиционной символикой. Будучи специфическим видом изобразительного искусства, орнамент в условно-символической форме отражает важнейшие для человека идеи и реалии бытия, в нем концентрируются представления об окружающей действительности наряду с магическими, тотемическими и космогоническими представлениями. Орнамент помогал человеку утвердить и сохранить почитание своего рода, его генеалогию и традиции. Вместе с тем он был наделен...
Read More