Джазовое искусство — одна из своеобразных сфер современной музыкальной культуры. Джаз оказывает особенно большое влияние на духовный мир молодежи, мировосприятие которой формируется под воздействием окружающей среды. Джаз необычное, во многом парадоксальное явление, аналогов которому нет. Очаровывая одних, отталкивая других, то принимая форму развлекательно-эстрадную, то углубляясь в сферу утонченных экспериментов, философских размышлений, джаз живет бурной, насыщенной жизнью. Молодежь интуитивно чувствует в нем свежесть, избыток динамического импульса мощной жизненной энергии и силы, которые не столь ярко выражены в других областях современной музыки. Магнетически притягательная импровизационная природа джаза способствует развитию творческих способностей личности, музыкального мышления, возможности более глубокого восприятия мира.

В Узбекистане джаз оказался в необычной для него среде обитания и ассимилировался с национальными формами музыкального творчества, вызвав к жизни узбекскую модель этноджаза. Он органично соединился с различными формами современного фольклора и образовал интереснейший музыкально-культурный феномен — узбекский джаз. Фольклор и джаз сближает их общий специфический признак — способность к импровизации, что отличает народного певца и джазового музыканта от музыканта академического плана. Фольклор оказал на джаз в Узбекистане благотворное воздействие. Народная песня по-новому раскрывается в контексте джазовой музыки.

Джазом обычно увлекаются музыканты, беспредельно влюбленные в искусство джазовой импровизации, бескорыстно преданные ему. В нем есть своя тайна, магическая импульсивность, которая так влечет и очаровывает. Джаз требует от музыканта-исполнителя абсолютной самоотдачи, безупречной профессиональной подготовки — это и совершенное владение инструментом, тонкость и точность интонирования, ансамблевая культура, чувство стиля.

В истории джаза в Узбекистане отчетливо вырисовываются следующие вехи: зарождение джаза — середина 40-х гг. XX в. Первый симфоджаз организован в Самарканде в 1944 г., руководителем которого был Н. Зинин. Развитие джаза — середина 50-х гг., когда джаз становится заметным явлением в Ташкенте, Самарканде и других городах республики. Важной вехой его развития стало создание в 1958 г. Государственного эстрадного оркестра Узбекистана по типу биг-бэнда. Его основатели — народный артист Узбекистана Шариф Рамазанов и А. Двоскин ориентировались на практику функционирования такого рода коллективов в зарубежных странах, что нашло отражение в разнообразных программах оркестра.

Солисты Батыр Закиров и Луиза Закирова обращались к народным песням стран Востока, которые пользовались в их исполнении необыкновенно широкой популярностью.

В 60-е гг. XX в. появляются первые джазовые произведения на узбекском фольклорном материале. Это инструментальные пьесы «Шодлик» и «Звёздная дойра» — яркие образцы узбекского джаза. В1968 г. в Ташкенте состоялся первый республиканский фестиваль джазовой музыки, в котором приняли участие такие профессиональные коллективы, как симфоджаз Узгостелерадио, биг-бэнд «Модуль», под руководством композитора Эдуарда Каландарова и др. Первое место жюри присудило квинтету «Туркестанская звёздочка» (в составе: Сардар Мухтаров — фортепиано; Константин Добровольский -тенор-саксофон; Сергей Гилев -контрабас; Юрий Парфенов — труба; АлександрТрацевский -ударные). 70-е гг. ознаменованы подготовкой джазовых музыкантов. В течение этого десятилетия рождается республиканский джаз-клуб, проходят два фестиваля джазовой музыки в Фергане, расширяется концертная деятельность джазовых коллективов. Важным фактором развития джазового исполнительства в республике явилось открытие эстрадного отделения в Ташкентском музыкальном училище им. Хамзы и организация Республиканской эстрадно-цирковой студии, что положило начало подготовке профессиональных джазовых музыкантов. Одним из интересных произведений данного периода явилась «Восточная сюита», впервые прозвучавшая на втором Ферганском джаз-фестивале в 1978 г. Музыка сюиты отличается ярким узбекским национальным колоритом. Характер импровизаций исходит из ладовой и интонационной, ритмической основы, выявляющей ясную национальную принадлежность и монодийную природу музыки.

В 80-е гг. расширяются сферы джазового искусства, активизируется деятельность Ташкентского республиканского джаз-клуба благодаря неутомимой творческой деятельности таких музыкантов-энтузиастов джаза, как Сергей Гилев и Владимир Сафаров. Музыканты открывают бесконечно разнообразный мир джаза, вдохновенно интерпретируют музыку Дж. Гершвина, А. Жибима, Г. Миллера, Д. Брубека и других корифеев мирового джаза.

С обретением Узбекистаном независимости джазовое искусство вступило в качественно новый этап своего развития. Исторически важным событием в истории узбекского джаза стало открытие в 1996 г. эстрадного факультета в Ташкентской консерватории, куда были приглашены такие авторитетные специалисты в области эстрадной музыки, как Евгений Живаев, Игорь Пинхасов, Павел Борисов, Юнус Тураев, Валерий Сапаров. В 1998 г. под руководством Баходира Муртазаева был создан биг-бэнд, ставший своего рода кузницей для подготовки музыкантов этого направления в республике. В этом творческом процессе принимают участие талантливые джазовые музыканты, молодые педагоги Арсен Назарьян, Рустам Артыков, Уткир Абдуллаев. Исключительно ярко проявляет себя молодая джазовая певица Айсель Балич, обладательница красивого голоса широкого диапазона. Яркий артистизм, высокий художественный вкус, сценическое обаяние, музыкальная культура обеспечивают молодой певице огромный успех и признание. Биг-бэнд активно концертирует, постоянно обновляет свои программы, совершенствует мастерство, демонстрируя высокий уровень джазовой культуры узбекских музыкантов.

В 90-х гг. в Узбекистане обозначилась тенденция приобщения к джазовому музицированию детей и юношества, что открыло новые перспективы джазовой педагогики. В 1995 г. в Республиканской средней специальной школе-интернате имени В. Успенского был организован джазовый клуб «Фестиваль». Артдирек-тором Интерклуба, а также детской студии «Дорога к джазу» является неутомимый пропагандист джазового искусства, талантливый музыкант и педагог, беспредельно любящий джаз и отдающий силы благородному делу воспитанию высокой джазовой культуры, Василий Упоров. Ежегодно он проводит четыре джазовых фестиваля «Времена года», в рамках которого выделяются такие ракурсы, как языковый, экологический, авторского творчества, стилевой. Лауреатами этого фестиваля стали такие известные джазовые артисты, как Диана Зиятдинова, Даниил Халиков, Ксения Айзель, Рустам Абдуллаев, Юлия и Лилия Угай.

Целенаправленно ведется обучение джазовому , исполнительскому искусству и в -Республиканском музыкальном колледже имени Хамзы. В этом старейшем учебном заведении джазовое образование осуществляется по двум направлениям: вокальному, которым руководит Тамара Исаян, и инструментальному, возглавляемому Джамилей Наимовой. Учащиеся колледжа участвуют в международных и республиканских конкурсах и завоевывают призовые места, становятся лауреатами, подтверждая авторитет узбекской джазовой школы. Среди лауреатов международных конкурсов гитаристы Андрей Галаян, Елена Фоменко, Анатолий Пак.

Хорошо поставлена работа по освоению джазового искусства в РСМАЛ имени Р. Глиэра. Заведующая эстрадным отделением Дильфуза Зоитова направляет работу учащихся на поиски оригинальных форм: сочетание обучения джазовому искусству с глубоким освоением пластов национального наследия и поисков новых форм их взаимодействия. Показательно, что ансамбль узбекских народных инструментов получил приглашение в марте 2008 г. участвовать в Международном джазовом фестивале в Японии.

Особенно перспективно развивается в Узбекистане фортепианный джаз. Предпосылки к этому были заложены фундаментальным базовым фортепианным образованием, имеющим в Узбекистане давние традиции. Пианистка Алина Алибекова воспитывает в РСМАЛ имени В. Успенского талантливых джазовых пианистов, обучая их искусству импровизации, умению различать джазовые стили, свободно ориентироваться в его современных течениях. В контексте реализации широкомасштабной программы по выполнению распоряжения Президента страны Ислама Каримова «О мерах по подготовке Государственной программы по укреплению материально-технической базы детских музыкальных школ и школ искусств и дальнейшему улучшению их деятельности на 2009-2014 гг.», приоритетным направлением является развитие одной из главных сфер духовности. Джазовая культура займет, несомненно, важное место. Начальное музыкальное образование будет предусматривать воспитание и обучение эстрадному и джазовому пению, игре на таких инструментах, как гитара, аккордеон, саксофон, вибрафон и др., создание школьных биг-бэндов, различных музыкальных групп. Безусловно, что такие коллективы уже имеются и очень .успешно функционируют сегодня. Это, например, талантливые сестры Юлия и Лилия Угай, успешно выступающие с биг-бэн-дом Государственной консерватории Узбекистана. Узбекистан посещают крупнейшие мастера джаза. Так, по приглашению Гете-Института в Ташкенте с огромным успехом в 2005 г. выступили джазовые музыканты из Германии тромбонист — джазовый виртуоз Конрад Бауэр и гитарист Хельмут «Джаз» Закс, играющие в стиле свободного джаза.

Наши джазовые и эстрадные музыканты и певцы также успешно выступают в странах Западной Европы, радуя слушателей своим национальным самобытным исполнением с восточным темпераментом. Особенно интересны в этом плане выступления Севары Назархан, работающей в направлении этноджаза. Эта узбекская певица на фестивале «Батуки» в бельгийском городе Ломмель была названа «новой звездой мировой музыки». Севара Назархан выступила с эксклюзивными номерами, исполнив песни из своего цикла «Йул булсин», за который была удостоена номинации радиостанции «Би-Би-Си» «Лучшая певица Азии».

Столь же успешными были выступления Назархан в Германии (Берлин), Швейцарии (Эдинбург), России (Москва). Узбекскую певицу любят также и в Британии, где уже давно оценили ее талант, сильный мелодический голос, актерское мастерство и экспрессию. Британская радиостанция «Би-Би-Си» присудила ей премию «World music» (своеобразный «Грэмми» для фолк-музыкантов) в номинации «Азия и Дальний Восток».

Расширению контактов между странами и народами, способствуют и корифеи узбекского джазового искусства. Плодотворную деятельность в этом направлении ведет народный артист Республики Узбекистан, лауреат международных конкурсов Ман-сур Ташматов — артист с большим голосовым диапазоном, умеющий зажигать слушателей своим восточным темпераментом. С огромным успехом Мансур Ташматов выступал на Международном фестивале «Астана блюз-2» (2006), в котором приняли участие музыканты из Америки, России, Молдавии, Азербайджана. М. Ташматов и руководимая им ташкентская рок-группа «Джазирама» покорили слушателей своим непревзойденным мастерством.

Плодотворно работают многие джазовые коллективы республики, например, эстрадно-симфонический оркестр Узгостелерадио, возглавляемый А. Икрамовым, коллектив имени Батыра Закирова, продолжающий славную династию Закировых, и др.

О возрождении джаза в Узбекистане свидетельствует тот факт, что Ташкент все чаще становится местом проведения фестивалей, привлекающих именитых музыкантов из многих стран мира. Собирая многочисленных ценителей сцены, фестивали превращаются в настоящий праздник джаза. Участие в них принимают как известные отечественные коллективы и солисты, так и начинающие исполнители. Ярким событием джазовой жизни в Узбекистане стал проект «Супер-саксофон», автор которого Герат Исанбаев и его участники Юнус Гульзаров, Владимир Терегулов, Булат Мустаев и другие артисты, в течение четырех вечеров радовали поклонников джаза своим исполнительским мастерством.

Сегодня в музыкальных учебных заведениях Ташкента воспитываются будущие джазовые музыканты-исполнители и певцы — новое поколение артистов, которые будут нести в массы нравственно-духовную культуру музыкального искусства, обогащая их духовный мир, способствуя гармоничному развитию личности свободного демократического общества. Джаз — это не просто музыка, это состояние души, образ жизни, это то, что будет актуально и востребовано всегда.

Татьяна Седых