Жемчужина народного искусства -ковроделие Байсуна имеет многовековые традиции. Раньше в местных кишлаках выделывали длинновор-совые ковры, в настоящее время здесь производят только безворсовые паласные ковры — гаджари, терма, такыр и др.

Особый вид ковровых изделий Байсуна составляют уникальные по технике исполнения и своеобразию орнаментального декора ковры «ок-энли» (букв. — белая полоса). Размеры ок-энли обычно небольшие 1,5х2м. Их изготовляли в основном представители кочевого в прошлом племени кунграт для оформления стен юрты, однако и сегодня кунгратцы по старой традиции украшают ими стены своих домов. Учитывая, что кунграты расселялись, помимо Сурхандарьи, и в таких областях, как Кашкадарьинская, Бухарская и Хорезмская, можно предположить, что и там были распространены эти типы ковровых изделий. Не исключено, что их производили и другие кочевые в прошлом племена. Об этом свидетельствует образец ковра ок-энли, который был обнаружен нами во время проведения фестиваля народной культуры «Асрлар садоси» в Китабе в мае 2008 г. Мастерица Ботирова Ойсара (I960 г.р.), проживающая в кишлаке Батош Каршинс-кого района Кашкадарьинской области, называет изготовленный ею ковер не «ок-энли», а «шол гилям». Хотя по технике исполнения ковер аналогичен коврам ок-энли, однако по размеру он превышает их обычные форматы — его размер 5×1,70m.

Вышитый узор мастерица по традиции называет «тевана», однако перевода этого термина не знает. Выяснилась еще одна важная деталь — автор этого ковра и ее родственники относят себя не к племени» кунграт, а к племени мангыт, что еще раз свидетельствует о наличии центров производства ковров ок-энли за пределами Байсуна и возможном более широком его распространении среди других кочевых в прошлом народов приаму-дарьинскойзоны.

Найти в самом Байсуне древние образцы ковров ок-энли трудно. Приемы создания ок-энли отличаются от приемов изготовления других ковров. Особенностью ок-энли является комбинированная техника -ковер состоит из сшитых темных и белых полос. Причем темная полоса выткана в технике гаджари, а на белой полосе вышит узорный орнамент. Узоры, вышитые на белой полосе, составляют основную выразительную часть их декора. Темная полоса украшена в основном геометрическими мотивами. Исключительно своеобразна орнаментика белых полос. Поэтому художественная значимость и эстетическая ценность ок-энли достигается благодаря не ковровой технике, а за счет искусной вышивки. В декоре белых полос ок-энли используются узоры, заимствованные из таких вышитых изделий, как сюзане, бугджома, зардевор и др., что говорит о взаимосвязи традиций мастеров вышивки и ковроделия. Не исключена возможность того, что генезис белых вышитых полос ковров ок-энли восходит к ак-баскурам -белым декоративным лентам, украшающим внутреннее убранство юрты кочевых народов — каракалпаков, казахов, кыргызов и др.

Следует отметить, что специальному исследованию ковры «ок-энли» не подвергались, сведения об их генезисе, географии распространения и декоре в научной литературе практически отсутствуют. Так, в фундаментальной монографии В. Г. Мошковой по среднеазиатским коврам вообще не упоминается ок-энли. В книге по ремеслам Байсуна один из ее авторов Э. Гюль (в соавторстве с А. Хакимовым) включила ковры ок-энли в одну из пяти выделенных ею разновидностей ковровых изделий этого региона, где дано описание ряда изделий ок-энли, техники вышивания белых полос и анализируется орнамент вышитых полос. В целом автор впервые ввела в научный оборот сведения об ок-энли как о самостоятелвном и оригинальном виде ковровых изделий.

В то же время уникальность и своеобразие ковров «ок-энли», особенно их орнамента, вышитого на белых полосах, требует более глубокого и внимательного изучения. Дело в том, что после публикации указанной монографии были выявлены новые интересные образцы, в том числе и за пределами Байсуна, которые заметно обогащают имеющийся материал и наши представления о генезисе декора и приемах орнаментации ок-энли. Автору настоящей статьи эти образцы были любезно предоставлены Барри Лэйном, А. Хакимовым, А. Ариповым, К. Джумаевым и др. Более того, в Центре возрождения ремесел в Байсуне мастера, используя местные красители, стали создавать новые образцы ок-энли на основе образцов конца XIX — начала XX в., что также требует критической оценки.

В 2006 г. директор Бухарского музея-заповедника Ситораи Мохи-хоса, кандидат искусствоведения КорёТди Джумаев передал нам фотоснимки нескольких уникальных образцов ок-энли, хранящихся в его личной коллекции. Эти образцы заметно расширяют представления о декоре этих изделий, особенно о его орнаментике, вышитой на белых полосах ок-энли. Так, в этой коллекции, наряду с приведенными в монографии по ремеслам Байсуна узорами, можно увидеть не встречавшиеся ранее на известных нам коврах ок-энли орнаментальные мотивы — стилизованное изображение парного чайника,* скорпиона, птицы, цветка тюльпана в виде бутона на стебельке, меандрового и шахматного узора, ромбовидного орнамента. Ковры ок-энли из коллекции К. Джумаева не только содержат богатую орнаментику, но и выполнены в своеобразной манере. Цвета прозрачны, вышитые узоры на белых полосах ок-энли расположены очень ПЛОТНО, по рисунку и колориту они контрастны и насыщенны, На байсунских ок-энли мы не встречаем такой плотности вышитого узора. В орнаментике ок-энли наблюдается своеобразный симбиоз художественных традиций оседлых и кочевых народов.

Интересные образцы ок-энли были обнаружены в 2006 г. академиком Акбаром Хакимовым и руководителем Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане г-ном Барри Лэйном во время их экспедиции в Ургут с целью закупки экспонатов для открывшегося в том же году Музея прикладного искусства Байсуна. На коврах ок-энли из коллекции Барри Лэйна также были обнаружены своеобразные мотивы — в одной из полос изображен ряд повторяющихся ромбовидных узоров с крестом внутри, а на другой -многоконечная звезда в окружении орнаментальных мотивов в виде буквы «Ж. Узор вышит розовыми и голубыми нитями. В тканой части, выполнявшейся обычно в технике гаджари, использованы нити, окрашенные в светло-коричневые и бледно-пепельные цвета. Белые полосы ковров ок-энли были обычно уже темных.

Особый интерес вызывают орнаментальные мотивы на белой полосе уникального ковра ок-энли, закупленного для Музея прикладного искусства Байсуна и датирующегося началом XX в. Среди них особо следует выделить стилизованные изображения трехзубчатого узора, полумесяца и звезды, цветка «петушиный гребень», четырехлистника, черепахи и др.

Дополнительные сведения о коврах ок-энли нами были получены также от руководителя Центра ремесел Байсуна Алима Арипова. Согласно его информации, традиция украшения белой полосы ковров вышитым узором имеет древние корни. Однако впоследствии, примерно в начале XIX в. стали выделываться ковры с вышитыми узорами на красных (кызыл энли) и черных (кора энли) полосах. Такие ковры с вышитым узором не на белых, а на коричневых и красных полосах ок-энли, изготовлялись в горном кишлаке Мачай Байсунского района.

Ковры ок-энли, созданные в первой половине XX в., в обиходе местного населения практически не сохранились, а в ковровых изделиях и вышивке последних 40-60 лет старые технологии, приемы и узоры, а также природные красители перестали использоваться. Ковер ок-энли, например в доме Б. Джураева, проживающего в кунгратском кишлаке Туда Байсунского района, характеризует стиль декора ок-энли 1970-1990-х гг. Растительные и геометрические узоры на белой полосе вышиты очень крупно и плотно расположены друг к другу, в глаза бросается пестрота их желтых, красных, сиреневых тонов. По этой причине нарушается исконный принцип ковровых традиций. Более того, в коврах ок-энли, выполненных в 1970 — 2000 гг. в кишлаках Туда, Бешэркак, Даштигоз и Ходжабулган наряду с традиционными узорами старых ковров ок-энли (звездчатыми, ромбовидными и рогообразными мотивами используются новые узоры или вариации старых, которые создают ощущение эклектичности и плохого художественного вкуса. Узор темных полос, выполненный в технике гаджари, более мелкий и поэтому неприметен в общем декоративном решении ок-энли.

Вышитые узоры на белых полосах исследованных нами ок-энли, можно подразделить на три основных вида мотивов:
1) геометрические и знаково-символические;
2) смешанные растительно-знаковые;
3) смешанные растительно-зооморфные, растительно-предметные и зооморфные.

Примечательно, что на изученных нами коврах ок-энли преобладают геометрические и знаковые мотивы, что характерно для орнаментики изделий прикладного искусства кочевых народов. В декоре ковра ок-энли из частной коллекции Барри Лэйна геометрические узоры сочетаются со знаковыми узорами. В целом его орнамент можно разделить на две группы. Первая группа, состоящая из крупных узоров, включает такие мотивы, как острие стрелы, парные звезды, ромбовидный узор и геометрические мотивы. Вторая группа с более мелкими узорами состоит из мотивов, характерных для ковровой техники гаджари. На коврах ок-энли из растительных мотивов в основном встречаются такие, как цветок «петушиный гребень», роза, цветок тюльпана. Популярен в декоре ковров ок-энли и мотив «кочкарак» — бараньи рога, широко используемый в орнаментике ковров и вышивке соседних кыргызских и казахских народов. В вышивке белых полос встречаются также мотивы «бодомгуль» (цветок миндаля) и парные изображения мотива цветок «петушиный гребень». Порой внутри растянутого узора цветок «петушиный гребень» по вертикали вышивается парный схожий мотив растительного характера.

На белых полосах ок-энли из коллекции К. Джумаева ритмично повторяющаяся фигура в виде квадрата с цветочными отростками по четырем углам и крестообразным мотивом внутри вышита желтыми, зелеными и синими нитями (Табл. II, 9), привлекая гармоничным решением узора и колорита. Стилизованные растительно-знаковые и геометрические мотивы, характерные для байсунских ок-энли, в этой коллекции встречаются редко. Вышитые на них мотивы птицы и парные изображения чайников могут свидетельствовать о близости исполнителей этих ок-энли к культуре и традициям оседлого или городского населения, хотя в узоре, ритмично повторяющемся между парными чайниками, очевидны традиции номадического узора.

Уникален узор на ок-энли из коллекции Музея прикладного искусства Байсуна в виде стилизованного изображения черепахи. Такой мотив не встречается в композициях других ковров ок-энли.

Учитывая своеобразие узоров ок-энли, сочетающих в себе технику ткачества и вышивки, в 2006 г. мастерицы Центра ремесел Байсуна приняли решение о возрождении старых забытых традиций, узоров и приемов, использовавшихся при изготовлении этих ковров. В качестве образцов для узора белых полос были выбраны старые ковры ок-энли, закупленные в Байсуне и хранящиеся в частных коллекциях. Большая часть таких возрожденных ковров ок-энли в соответствии с традицией сохраняет белую полосу с вышитыми на них узорами. Эти мотивы заимствованы из старых образцов, а нити окрашены растительными красками, рецепты которых еще помнят мастерицы.

Поскольку в старых коврах употреблялись нити, окрашенные растительными красителями, то они выгодно отличаются от ковров середины и конца XX в., когда использовались искусственные красители. Таким образом, в возрожденных образцах сохраняется старая технология и естественная красота прежнего стиля. Наряду с коврами ок-энли, имеющими белую полосу, мастерицы Центра ремесел Байсуна создают ковры с узорами, вышитыми на коричневых и красных полосах, в которых рисунок узоров повторяет декор ковров с белыми полосами. Эти ковры также заслуживают высокой оценки.

Ковровые изделия, возрожденные мастерицами Байсуна, покупаются в основном приезжими туристами, на ярмарках в Ташкенте или за рубежом, куда выезжают с образцами представители Центра ремесел в Байсуне. К сожалению, в обиходе местного населения до сих пор используются искусственные красители, нарушаются старые приемы и исчезают прежние узоры ок-энли. Нередко вышитые узоры наносятся не на специальные ковровые полосы, а на полосы в технике гаджари, что также нарушает традиционную эстетику этих прекрасных ковров. В этой связи очень важна работа по возрождению замечательных ковров ок-энли в рамках деятельности Центра ремесел в Байсуне и их научное изучение.

Зилола Насырова