Каракалпакский орнамент -ценнейший исторический материал, сохранивший свою древнейшую первооснову, важнейший источник изучения этногенеза и этнической истории создавшего его народа. Вот почему его еще называют «изобразительным фольклором». Одной из важнейших причин орнаментальной природы каракалпакского искусства является мировоззрение полукочевого этноса, жившего в климатических условиях сурового ландшафта степей. Величие человека для кочевника проявляется в умении созерцать, по-своему постигать Вселенную и окружающий мир. Условный язык орнамента в обобщенной форме позволял утверждать жизнь во всем ее богатстве и разнообразии. Орнамент наиболее древний способ художественного моделирования мира. Для кочевника он содержит информацию, исходившую из мифологии этноса, его генеалогии, устройства мира, систем оберегов и т. д. Именно поэтому большинство предметов, окружавших каракалпаков, украшено художественными элементами, насыщено традиционной символикой.

Будучи специфическим видом изобразительного искусства, орнамент в условно-символической форме отражает важнейшие для человека идеи и реалии бытия, в нем концентрируются представления об окружающей действительности наряду с магическими, тотемическими и космогоническими представлениями. Орнамент помогал человеку утвердить и сохранить почитание своего рода, его генеалогию и традиции. Вместе с тем он был наделен защитными функциями — функциями оберега. Орнаментальное искусство, издревле неразрывно связанное с бытом каракалпаков, требует его рассмотрения во взаимосвязи с предметами материальной культуры. Строгие линии знаков и символов вмещают в себя целый мир ярких образов, связанных с реальным миром. Наряду с магическо-охранной функцией орнаментальное искусство выполняет не менее важную эстетическую роль.

Наиболее удобным и емким материалом для изучения каракалпакской орнаментальной системы являются образцы традиционных каракалпакских свадебных платьев-накидок — киймешеков, которые по форме в развернутом виде представляют собой ромб — древнейший со времен энеолита «универсальный символ плодородия и чадородия, неразрывно связанный с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая Женщина-Мать, и, следовательно, как перво-предок»(1,с. 67).

Соотнесение ромба с образом Матери-Прародительницы косвенно подтверждает редчайший экземпляр каракалпакской куклы (рис. 1) из коллекции Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге (Инв. № 23884). На кукле — платье с продольными полосами и цветами, красная накидка, на голове — свадебный головной убор — саукеле. Лицо тоже выполнено в виде ромба из цветных пересекающихся шелковых нитей белого, синего, бордового и желтого цветов.

Символика ромба как маркера идеи плодородия трактуется на основании его формы — равнобедренных треугольников (рис. 2). Навершие одного из них обращено вверх, что является небесным символом, символом мужского начала, навершие другого обращено вниз — это земной символ, символ женского начала. Союз противоположностей, мужского и женского, небесного и земного, объединяет два мира, создает семью. Таким образом, уже сама форма ритуального свадебного платья киймешека — это симбиоз фигур (треугольника и ромба) с их древнейшей семантикой, Сотни исследованных кызыл киймешеков и их составных частей -кызыл-киймешеков алды из частных заний Каракалпакстана, Узбекистана, Турции, Франции, США помогли автору этих строк выявить следующие особенности вышивки на них: в дизайне центральной широкой полосы кызыл-киймешек — алды-орта кара (доел. — среднее черное) используется двенадцать основных видов узоров. Думается, что каждый из проанализированных видов узоров на орта-кара принадлежал одному из каракалпакских племен с учетом того, что количество основных видов узоров -12 — совпадает с количеством тоже 12 каракалпакских племен: кыят, ашамаилы, колдаулы, костамгалы, балгалы, кандекли, карамойын, мюйтен, кытай, кыпшак, кенегес, мангыт. Т. А. Жданко отмечала: «В прошлом орнамент каракалпакских каршынов (ковровых сумок. — И. Б.) в искусстве ковроткачества был отличен у каждого племени, подобно тому, как это было у туркмен» (2, с. 380), где каждая из групп традиционных гелей указывала на племенную принадлежность текинцев, салоров, сарыков, йомудов, эрсаринцев, човдуров или игдыров. Тот же принцип, видимо, соблюдался и в каракалпакской вышивке. Более того, для девушки-каракалпачки не было более удобной и значимой ситуации, чем в день ее свадьбы подчеркнуть свою принадлежность к определенному роду посредством орнамента на ее одежде.

Предположим, что в прошлом свадебный ритуал у каракалпаков был, наверняка, максимально приближен к обычаям того или иного племени (3, с. 53). Вот почему достаточно оправдано будет мнение о том, что свадебный наряд невесты расшивался узорами, характерными именно для ее рода.

Автором настоящей статьи было выделено 12 устойчивых видов орнамента на орта кара: 1) шубал нагыс (ползущий орнамент); 2) кауаша или ерик гуль (цветок хлопчатника или урюка); 3) токалак муйиз (обрубленный рог) в ромбовидной сетке; 4) сегиз или он еки муйиз (восемь или двенадцать рогов); 5) хорасаны муйиз (хорасанские рога); 6) айыл нагыс (орнамент подпруги) с элементами «штак» (бляха); 7) ортангы кара с орнаментом «ползущая змея»; 8) калта гуль (узор для кармана); 9) ит табан (след собаки); 10) токалак муйиз (обрубленный рог) с элементами ит табан (след собаки); 11) туйе табан (след верблюда) пока известен лишь один экземпляр; 12) колтыкша муйиз (угловой, для подмышки).

В свое время известный исследователь каракалпакской вышивки А. Алламуратов выделил 4 основных типа кызыл киймешек алды в соответствии с композиционным решением центральной узорной полосы орта кара (4, с. 50-51). На наш взгляд, деление на двенадцать основных типов узоров полосы орта кара в каракалпакских кызыл киймешеках, более полно и более точно отражает количество первостепенных типов узоров в этом виде одежды.

Существование в узорах племенных различий подтверждают и данные научной литературы. Так, анализируя полевые материалы 1950-х гг. и сообщения информаторов, Н. П. Лобачева отмечала, что у мюйтенов рисунок вышивки якобы всегда был один и тот же и срединная полоса на алды шире, чем у других групп каракалпаков (5, с. 56). Сделанные нами многочисленные замеры орта кара (по ширине) на кызыл киймешек алды, свидетельствуют о том, что наиболее подходящими типами орнаментальных полос мюйтенов могли бы быть полосы со следующими типами узоров (рис. 3): ортангы кара ширина до 9 см (а), шубал нагыс — ширина до 10 см (б), кауаша, или ерик гуль — ширина до 10 см (в). При этом полосы с узором кауаша, или ерик гуль чаще, чем остальные, имеют ширину до 10 см. Свидетельство И. В. Савицкого о том, что «вышивка стана по ромбовидной сетке была особенно распространена у каракалпаков-мюйтенов» (б, с. 172), приводит нас к выводу о принадлежности узора кауаша или ерик гуль каракалпакскому племени мюйтен, Не менее интересно и следующее наблюдение: орнаментация кызыл киймешека алды выстраивается, как правило, по определенной схеме, соотносящейся с «Мировым Древом», которое по вертикали соотносится с числом 3 «триада» — образ абсолютного совершенства, динамического процесса, предполагающего возникновение, развитие и завершение.

В результате орнамент нижних частей киймешека (рис. 4) включает в себя изображение существ, связанных с подземным (хтоническим) миром -лягушки, змеи, пауки, скорпионы, но чаще — мотивы воды, зооморфные и растительные, т. е. знаки-символы, связанные с земной сферой существования. Эти же мотивы украшают и боковые части кызыл киймешека алды. Разнообразные орнаменталвные фигуры, покрывающие верхнюю частв платья-накидки, в основе своей имеют крестообразную форму, что связывает их с космогоническими знаками-символами (с небесной сферой существования). Центральной же (или промежуточной) частью между «земной» и «небесной» сферами является полоса орта кара, которая по форме схожа, по нашему мнению, с бесиком — старинной каракалпакской колвйелью.

И хотя по форме варианты полосы орта кара имеют незначительные различия, тем не менее в них прослеживается сходство со схематичным изображением колыбели (рис.5). Данное предположение может быть подкреплено сведениями о том, что каракалпакский свадебный обряд «кокмар» (голубое небо) связан с голубым быком — тотемом мужчин (7, с. 9), одновременно голубой и синий цвет (цвета небесной сферы) ассоциировались у каракалпаков с женским началом (8, с. 9). С другой стороны, «земное» животное коза — «сыйнак ылак» (9, с. 9) связано с женским тотемом, что приводит нас к выводу о единении мужского и женского начал как в верхних (небесных слоях), так и в схеме «земля небо», а бесик — логическая связь между ними. Таким образом, расположенный на орта кара-полосе, несущей информацию о родовой принадлежности невесты, — бесик является символом рождения будущего поколения данного рода.

В узорах на кызыл киймешеках алды встречаются и изображения самой женщины — невесты, жены, подчеркивающие ее социальный статус (10). Так, на красном фоне одного из киймешеков под орта кара располагаются два ряда элементов в виде стилизованных женских фигурок с широкими бедрами и с закручивающимися в виде спиралек ручками. Стилизованные головы имеют форму капельки и расположены четко по центру. Судя по тому, что на условно изображенной одежде женских фигурок нижнего ряда отсутствует вертикальный разрез на груди (он делался только на платьях женщин и кормящих матерей), вышитые элементы изображают молодых девушек (разрез на платьях незамужних девушек делался горизонтально вдоль плеча). Женские фигуры второго ряда перевернуты в обратную сторону, тем самым символизируя ее изменившийся после замужества статус и образ жизни. Вертикальный разрез на груди их платья уже наличествует и тем самым вызывает ассоциацию с образом Женщины-Матери, Женщины-Кормилицы, а каплевидный элемент в перевернутом виде уже воспринимается как появляющийся на свет плод — новорожденный.

Анализируя семантику орнаментальных мотивов в искусстве каракалпаков, следует отметить, что практически все они выполняли защитные функции, которыми были наделены определенные виды птиц, животных, растения, геометрические фигуры. Орнаментальные мотивы обладают высокой степенью выразительности, они органично вплетаются в общую образную канву орнаментальных предметов и отражают исторически сложившийся потенциал местных традиций. Посредством орнаментики передается своеобразие эстетических и мировоззренческих взглядов этноса, органично взаимодействующего с окружающей природой и научившегося трансформировать особое мироощущение в мир знаков и образов.

Ирина Богословская