К истории художественного образования Узбекистана

С глубокой древности на территории Узбекистана - в Бактрии, Хорезме, Фергане создавались великолепные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о существовании самобытных и своеобразных региональных художественных школ. Местные художники и мастера, творившие в области скульптуры или терракотовой пластики, монументальной живописи или резьбы по кости, художественного металла и производства ювелирных украшений, обладали незаурядным талантом и профессионализмом. В свою очередь, развитие местных художественных школ было бы невозможно без сложившейся системы ученичества. В ее основу были заложены такие качества, как преемственность традиций и каноничность, о чем свидетельствуют сами памятники среднеазиатского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В зале заседания нациоального института художников и дизайна имени К. Бехзада. 2006 г. Система традиционного ученичества "устоз-шогирд" сохранилась в Узбекистане до наших дней. Каждый художник, чем бы он ни занимался, старался передать секреты мастерства своим последователям. Мы не располагаем сведениями о системе художественного обучения, существовавшей в ранние периоды истории, и можем лишь предполагать ее существование, основываясь на косвенных фактах. В свою очередь, средневековье оставило конкретные письменные источники, в которых четко сформулированы основные моральные...
Read More

10-летию Академии художеств Узбекистана — наши творческие достижения

Фрагмент выставки. Половину десятилетней истории Академии художеств Узбекистана составляет история создания и становления Ташкентского дома фотографии, который за короткий срок обрел популярность среди знатоков и любителей искусства фотографии Узбекистана и жителей многих стран мира. Осенью 2001 г. Академией художеств совместно с хокимиятом г. Ташкента был организован конкурс художественной фотографии "Мой любимый город", в котором участвовали многие ведущие фотографы и который можно считать точкой отсчета, своего рода днем рождения Ташкентского дома фотографии. Уже в январе 2002 г. состоялась выставка "Фотографы Узбекистана - 2002", представившая творчество более 20 мастеров отечественной художественной фотографии. Конечно, невозможно представить возникновение Дома фотографии без секции фотографов Творческого объединения художников Узбекистана. Созданная в 1999 г. секция объединила около 20 ведущих фотографов нашей страны, как профессионалов, так и любителей, занимающихся художественной фотографией. Дальнейшее развитие событий подтвердило актуальность и своевременность этих решений - и по созданию секции фотохудожников, и по организации Дома фотографии. 2002-й стал годом, когда о Ташкентском доме фотографии узнали в разных странах, на разных континентах планеты. И произошло это благодаря тому,...
Read More

Редакционная коллегия

К истории художественного образования Узбекистана С глубокой древности на территории Узбекистана - в Бактрии, Хорезме, Фергане создавались великолепные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о существовании самобытных и своеобразных региональных художественных школ. Местные художники и мастера, творившие в области скульптуры или терракотовой пластики, монументальной живописи или резьбы по кости, художественного металла и производства ювелирных украшений, обладали незаурядным талантом и профессионализмом. В свою очередь, развитие местных художественных школ было бы невозможно без сложившейся системы ученичества. В ее основу были заложены такие качества, как преемственность традиций и каноничность, о чем свидетельствуют сами памятники среднеазиатского изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В зале заседания нациоального института художников и дизайна имени К. Бехзада. 2006 г. Система традиционного ученичества "устоз-шогирд" сохранилась в Узбекистане до наших дней. Каждый художник, чем бы он ни занимался, старался передать секреты мастерства своим последователям. Мы не располагаем сведениями о системе художественного обучения, существовавшей в ранние периоды истории, и можем лишь предполагать ее существование, основываясь на косвенных фактах. В свою очередь, средневековье оставило конкретные...
Read More

Некоторые образовательные и научные аспекты деятельности Академии художеств Узбекистана

Проблемы художественного образования, тесным образом связанные с парадигмой развития сферы искусства и ее трансформациями в определенном социокультурном контексте, были актуальны всегда. Именно область художественного образования закладывает основы развития культуры в будущем. От решения ее насущных проблем сегодня, от выбора поддержки приоритетных направлений и стратегий, определения ее ценностных ориентиров зависит состояние художественной культуры в перспективе. Кто будет ее преемником? Какие тенденции ее перспективного развития станут главенствующими? Не будут ли утрачены накопленные духовные ценности и достижения предшествующих этапов развития? Затронут ли инновационные процессы сферу художественного образования? Какова его роль в системе современной художественной культуры, в процессах интеграции современного искусства Узбекистана в мировое культурное пространство? Академия художеств Узбекистана создала в сфере художественного образования многоступенчатую систему, в которую вошли 13 лицеев изобразительного и декоративного искусства республики, 3 художественных колледжа и Национальный институт художеств и дизайна имени К.Бехзада (НИХД). Причем в областных центрах художественные лицеи выступают не только как образовательные учреждения, но и как своеобразные очаги культуры, в которых проходят творческие встречи с художниками и народными...
Read More

Новые книги

Modern art of Uzbekistan. (Cовременное искусство Узбекистана). Ташкент, 2004. Автор-составитель Турсунали Кузиев. В альбоме, посвященном изобразительному и прикладному искусству Узбекистана, представлены работы, различные по стилистике, направлениям, видам и жанрам. Многие из них демонстрировались на международных и республиканских выставках, где получили высокую оценку критиков и зрителей. Среди представленных авторов как уже известные во многих странах мира маститые живописцы и фотохудожники, так и молодые, только начинающие свой путь в искусстве, но уже заявившие о себе как о достойной смене старшему поколению мастеров. Произведения, представленные в альбоме, знакомят читателя и с древней культурой, и с культурой независимого современного государства. На узбекском и английском языках.   O`zbek Fotografiyasi 125 yil. I-jild. 1879 - 1940. (125 лет узбекской фотографии. Т. I. 1879 - 1940). Toshkent, 2005. I том Антологии "125 лет узбекской фотографии", подготовленный к изданию ТДФ, представляет начальный период узбекской фотографии конца XIX - первой половины XX в. Самобытная природа края, яркие выразительные образы его жителей воспринимались европейцами в XIX в. как экзотика и фиксировалась на фото. Вслед за европейцами интерес к техническому...
Read More

ИЗ СОКРОВИЩНИЦЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА

(Научные публикации Института Искусствознания Академии Художеств) НИИ Искусствознания является главным и единственным научно-исследовательским учреждением в системе Академии художеств Узбекистана. Это уникальный научный центр, объединяющий специалистов по истории искусства и архитектуры, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, музыке, театру и кино. В институте функционируют десять отделов, представляющих все отрасли науки об искусстве, а также уникальная археологическая коллекция, фонотека, фотолаборатория, архив и научная библиотека. С начала основания Института в нем работали ученые, которые впоследствии стали известны не только в Узбекистане, но и во многих странах мира. Им удалось запечатлеть, всесторонне изучить и тем самым сохранить национальное художественно-культурное наследие страны. Именно к их трудам сегодня обращаются искусствоведы, художественные критики, коллекционеры, музейные работники, художники и мастера, работающие в области прикладного искусства. Это Г. А. Пугаченкова, Л. И. Ремпель, И. Р. Раджабов, Р. Х. Такташ, Д. А. Фахретдинова, Ф. М. Кароматов, М. Р. Рахманов, М. Х. Кадыров, Т. С. Вызго, Х. Н. Абулкасымова, Дж. Т. Тешабаев, М. Т. Мирзамухамедова, Э. В. Ртвеладзе и многие другие. Ныне Институт является крупнейшим в...
Read More

Изобразительное искусство Каракалпакстана сегодня

Каракалпакстан - это особое место на земле, расположенное вдоль берегов Амударьи и Сырдарьи и охватывающее бескрайние просторы пустыни Кызылкум и плато Устюрт. Каракалпаки издревле считаются творческим народом. Созданные нашими предками уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические находки, обнаруженные на территории республики, обладают большой историко-культурной ценностью. Становление каракалпакского национального изобразительного искусства связано с такими творческими личностями, как Владимир Каркалпаков, Исак-мулла, Кази Маулик, Алеке-заргар, которые до сих пор служат примером для нынешнего поколения художников и скульпторов. В 1972 г. по инициативе одного из первых национальных художников Кадырбая Саипова был сформирован организационный комитет по созданию Союза художников Каракалпакстана. Его членами были также Игорь Савицкий и Фаим Мадгазин. Председателем Союза художников Каракалпакстана был избран кандидат искусствоведения Агинбай Алламуратов, художник Рафаэль Матевосян стал научным секретарем этой организации. Открытие Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана еще больше вдохновило наших художников. В этом году художник Жоллыбай Изентаев и скульптор, художник Жолдасбек Куттымуратов получили почетное звание академиков Академии художеств Узбекистана. Творческую жизнь каракалпакских художников отличает активное участие в выставочном процессе. В...
Read More

CAPTIONS

Akilova The National Institute of Arts and Design named after K. Bekhzad. The Republican College of Arts. Staff members of the Academic Research Institute of Art Studies and participants of the International Theatre Conference. Meeting of the academic council of the Academic Research Institute of Art Studies. 2006. Babajanova In the conference room of the National Institute of Arts and Design named after K. Bekhzad. 2006. Akilova (exhibitions) Opening of the exhibition of the SOC member countries. 2006. Opening of the Biennale-2005. Fragment of the Japanese dolls exhibition. Fragment of the "Myth about Alexander" exhibition. 2006. Podporenko Exhibition fragment. Preparation of the 3rd Tashkent Photo-Biennale. Posters of the THP overseas exhibitions. Fragment of a visiting exhibition. The Tashkent House of Photography (THP). The THP exhibition catalogues. Fragments of exhibitions. Sakhibjonov Hiroshima Stone of Peace From the collection of the International Caravan-Sarai of Culture (ICSC). Izentaev B. Serekeyev. Running Saiga. Canvas, oil. Zh. Izentaev. Mother in the Yurt. Canvas, oil. Zh. Izentaev. The Portrait of the Daughter. Canvas, oil. S. Baibasinov. The Golden Fall. Canvas, oil. S. Baibasinov. For Water. Canvas, oil. B. Serekeyev. Granny's Yurt....
Read More

Поздравление

Председателю Академии художеств Узбекистана Кузиеву Т.К. Дорогой Турсунали Каримович! От имени союзов художников, объединенных в Международную конфедерацию союзов художников, сердечно поздравляю Вас, всех членов Академии художеств Узбекистана, творческие организации и подразделения, входящие в её структуру, со знаменательной датой - 10-летием со дня образования. 10 лет - небольшой срок для истории, но сделано очень много для объединения в рядах Академии всего творческого потенциала Узбекистана в сфере изобразительного искусства, для консолидации всех усилий и поисков по формированию новой профессиональной среды, обретшей свою независимость в государстве. С учетом поставленных целей и задач за эти годы Академия художеств Узбекистана стала источником новых концепций и идей в изобразительном искусстве республики, которые успешно реализуются в её многогранной деятельности. Эти результаты становятся достоянием всей мировой художественной общественности. С созданием Академии художеств Узбекистана вопросы развития изобразительного искусства вышли на...
Read More

Международный Караван-Сарай культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана

Мощной артерией, связавшей Восток и Запад, был Великий шелковый путь, начало функционирования которого относится ко второй половине II в. до н. э. Он являлся важным звеном в цепочке глобального маршрута, куда входило множество стран от Японии до Европы. Огромную роль в соединении западной и дальневосточной цивилизаций играли народы Средней Азии. Караван-Сарай культуры при Академии художеств Узбекистана в Ташкенте - это одна из неспешных "остановок" на Великом шёлковом пути, где гости столицы и жители Узбекистана имеют возможность ознакомиться с историей и культурой узбекского народа. Камень мира Хиросимы. Идея создания Международного Караван-Сарая культуры зародилась в 1999 г. в городе Камакура (Япония) в ходе встречи знаменитого японского художника Икуо Хироямы с председателем Академии художеств Узбекистана Турсунали Кузиевым. Два художника, живущих в разных странах, мечтали об одном и том же, - о создании культурного центра, который объединял бы народы мира и сближал деятелей науки и культуры государств, расположенных на трассе Великого шёлкового пути. Общая идея объединила усилия двух творческих людей, смотрящих далеко вперёд и помнящих о своих истоках....
Read More

Взгляд на современное искусство

Интервью с Масутом Махмудовичем Фаткулиным, Председателем исполкома Международной конфедерации союзов художников Какова Ваша оценка современного состояния искусства на постсоветском пространстве? На этот вопрос сложно сформулировать однозначный и короткий ответ. Давать же ответ развернутый не позволяют рамки интервью. Я считаю, что за эти 15 лет искусство, безусловно, изменилось. Поскольку исчезла идеологическая составляющая, являвшаяся в советские годы одной из определяющих, то теперь ввиду отсутствия каких-либо ограничений наступила полная свобода и вседозволенность, однако это вовсе не означает, что искусство стало более профессиональным. Мы неоднократно убеждались в том, что определенные ограничения стимулируют необходимость развития. Иначе говоря, умелый художник из 10 цветов создаст более совершенное произведение, нежели неумелый - из сорока. То есть, с одной стороны, свобода не дала толчок к развитию искусства. С другой стороны, изменилась сама система: раньше главным заказчиком было государство, следовательно, художник был обеспечен работой, ибо идеологию нужно было обслуживать. Поскольку сама идея госзаказа практически не присутствует и государство, в основном, не участвует в финансировании изобразительного искусства, сейчас все определяется спросом и предложением на...
Read More

Наши авторы

  Акилова Камола - доктор искусствоведения, главный ученый секретарь АХ Уз. Бабаджанова Гульсара - искусствовед, кандидат искусствоведения. Изентаев Жоллыбай - художник, академик АХ Уз, председатель Каракалпакского отделения АХ Уз Исмаилова Гульшан - искусствовед. Кодзаева Людмила - искусствовед, зам. генерального директора Дирекции художественных выставок. Миртаджиев Джалалиддин - скульптор, зам. председателя АХ Уз Подпоренко Юрий - культуролог, заместитель директора Ташкентского Дома фотографии. Юсупова Мавлюда - архитектор, доктор архитектуры, директор Института искусствознания АХ Уз. Фаткулин Масут - Председатель Исполкома Международной конфедерации союзов художников.  ...
Read More

Выставочная деятельность: достижения и проблемы

Дирекция художественных выставок - уникальное по своей специфике музейное учреждение. Обладая значительным фондом произведений современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства, она с момента своего создания (1959 г.) осуществляет широкую стационарную и передвижную выставочную практику в тесном содружестве с музеями и галереями Министерства по делам культуры и спорта республики, стран СНГ и зарубежными музейными учреждениями. Вхождение в 1997 г. Дирекции выставок в состав Академии художеств Узбекистана не изменило музейного статуса и функций нашего учреждения. Самым значительным фактором, на мой взгляд, стимулирующим его деятельность, было решение вопроса о реконструкции старейшего в Ташкенте выставочного зала по улице Ахунбабаева, 4. Два предшествующих реконструкции десятилетия это уникальное по своим параметрам здание, возведенное в 1934 г. в центре Ташкента по проекту архитектора А. И. Петелина, было закрыто для зрителей и использовалось лишь как база для подготовки передвижных выставок, хранения экспонатов и выставочного оборудования. Практически все выставки, организованные Дирекцией до ввода в эксплуатацию этого выставочного объекта, известного ныне как Центр современного искусства и Ташкентский дом фотографии, проходили на чужих...
Read More

Выставки Академии художеств Узбекистана: грани знакомства с искусством зарубежных стран

Открытие выставки стран ШОС. 2006 г. Одним из приоритетных направлений деятельности Академии художеств Узбекистана (АХ Уз) является выставочная. 10-летний рубеж в жизни Академии - это своего рода подведение итогов, результатов сделанного и в области знакомства широкой общественности республики с различными гранями искусства зарубежных стран. Изучение обширного архивного материала за десятилетие позволяет констатировать, насколько возрос статус выставочной деятельности - этого масштабного явления в культурной жизни страны, требующего своей дифференциации и более глубокого осмысления. Не задаваясь целью охватить все выставки зарубежного искусства в Узбекистане, автор данной статьи на материале отдельных выставочных проектов обозначает основные векторы развития современной выставочной деятельности АХ Уз, ее ведущие направления, и, главное - осуществление приоритетов культурной политики независимого Узбекистана. Аналитический обзор осуществленных выставочных проектов, представляющих богатую культуру различных народов, континентов, художественных традиций, школ, позволяет сделать вывод о том, что за 10 лет деятельности АХ Уз ее подразделениями проведена огромная работа. Для организации выставки за рубежом мало быть просто талантливым художником, нужны контакты, установившиеся партнерские взаимоотношения, знание концепции деятельности зарубежных музеев, выставочных...
Read More

ГОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ

23 января 1997 г. на основании Указа Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова была создана Академия художеств, что стало значительным событием в общественно-политической и культурной жизни страны. Главной задачей, вставшей перед новой организацией, было создание условий для выхода национального искусства Узбекистана в международное культурное пространство в качестве самостоятельного художественного феномена. Повышение социального статуса художника, его роли в становлении нового общества и его духовной культуры являлось одной из важных составляющих при рассмотрении вопроса о создании Академии художеств, что в немалой степени было обусловлено и экономическими факторами. Независимое государство в тяжелый для страны период перехода к рыночным отношениям объявило, что берет на себя ответственность за судьбу художественной культуры. Наиболее оптимальным представлялся путь создания сильной государственной структуры, способной консолидировать художественные силы и дать новый импульс развитию трех составляющих творческого процесса в искусстве - художественного образования, выставочно-творческой деятельности, а также научно-исследовательской, критической и пропагандистской работы. Такой структурой и стала Академия художеств Узбекистана. Государство стало основным заказчиком в области изобразительного искусства и скульптуры. Плодом совместных усилий...
Read More