К истории художественного образования Узбекистана

С глубокой древности на территории Узбекистана — в Бактрии, Хорезме, Фергане создавались великолепные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, свидетельствующие о существовании самобытных и своеобразных региональных художественных школ. Местные художники и мастера, творившие в области скульптуры или терракотовой пластики, монументальной живописи или резьбы по кости, художественного металла и производства ювелирных украшений, обладали незаурядным талантом и профессионализмом. В свою очередь, развитие местных художественных школ было бы невозможно без сложившейся системы ученичества. В ее основу были заложены такие качества, как преемственность традиций и каноничность, о чем свидетельствуют сами памятники среднеазиатского изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

В зале заседания нациоального
института художников и дизайна
имени К. Бехзада. 2006 г.

Система традиционного ученичества «устоз-шогирд» сохранилась в Узбекистане до наших дней. Каждый художник, чем бы он ни занимался, старался передать секреты мастерства своим последователям. Мы не располагаем сведениями о системе художественного обучения, существовавшей в ранние периоды истории, и можем лишь предполагать ее существование, основываясь на косвенных фактах. В свою очередь, средневековье оставило конкретные письменные источники, в которых четко сформулированы основные моральные и нравственные положения традиционной системы ученичества «устоз-шогирд». Мы не будем останавливаться на изложении всех ее постулатов, уже исследованных учеными Узбекистана (1). Отметим лишь, что эта система получает достойное продолжение и в наши дни в системе высшего художественного образования республики. Ученичество является важнейшим условием сохранения преемственности традиций как декоративно-прикладного, так и изобразительного искусства региона.

К концу ХIХ — началу ХХ в. ситуация в регионе во всех сферах художественной культуры претерпевает значительные изменения. Традиционная модель «устоз-шогирд» продолжает сохраняться, однако наряду с ней возникает еще одна система, основанная на европейском опыте. Приезд в Среднюю Азию художников из России, чье творчество было основано на приемах европейского изобразительного искусства, внес значительные изменения в культуру региона. В конце ХIХ в. в ташкентских школах европейского образца преподавались рисование и черчение, однако специальное художественное образование можно было получить лишь в России, куда многие уезжали на учебу. В их числе был и наш знаменитый живописец Александр Волков. Вернувшись в Ташкент в 1916 г., А. Волков преподавал графику в ташкентских народных школах, рисунок в Ташкентском учительском институте, на Высших педагогических курсах, в железнодорожном училище. Кроме того, он организовал двенадцать детских изоклубов в старой части Ташкента, руководил художественной студией инструкторов отдела искусств Наркомпроса, преподавал в Туркестанском университете, в Высшей краевой Туркестанской художественной школе (2).

Первые шаги художественного образования в Узбекистане были связаны также с именами художника И. Казакова, который давал уроки рисования в реальном училище, С. Юдина, преподававшего в кадетском корпусе, П. Никифорова, незаурядного мастера акварелиста-пейзажиста, который с 1912 г. обучал рисованию и черчению в школах Ферганы.

В начале ХХ в. в Узбекистане стали открываться художественные школы, студии, техникумы. В 1918 г. в Самарканде была создана художественная школа. В 1919 г. в Ташкенте по инициативе С. Юдина, И. Казакова, З. Чернявской образована Туркестанская народная художественная школа. Среди ее преподавателей были такие известные художники, как С. Юдин, И. Казаков, А. Волков, А. Исупов и др. Программа занятий составлялась при участии С. Юдина на основе типовой программы российских художественных училищ. В числе учащихся этой школы были А. Сиддики, Рузыбаев и др. Такие известные ее выпускники, как В. Еремян и Г. Никитин в 1921 г. поехали в Москву и поступили во ВХУТЕМАС (3).

В 1949 г. Туркестанская народная художественная школа была переименована в художественное училище, которому присваивается имя П. Бенькова (ныне Республиканский художественный колледж), также внесшее значительный вклад в развитие художественного образования республики.

Следует отметить огромное значение художественных школ и студий, сыгравших просветительскую роль, эстетически воспитывая подрастающее поколение. Занятия в художественных школах изменяли менталитет населения, повышали статус нового развивающегося изобразительного искусства Узбекистана.

В годы Второй мировой войны Узбекистан принял тысячи эвакуированных из России, в том числе представителей художественной интеллигенции. Благодаря тому, что в Ташкенте к этому времени сформировался высококвалифицированный коллектив педагогов, в 1944 г. здесь был открыт Театральный институт, которому в силу специфики синтетического искусства, каким является театр, понадобились и художники театрально-декорационной живописи. В результате в 1954 г. при театральном институте был открыт художественный факультет. Институт стал называться Ташкентским театрально-художественным институтом (ТТХИ). Программа обучения студентов художественного факультета ТТХИ была составлена на основе академической русской художественной школы. В первый год существования художественного факультета на первом курсе занималось всего 22 студента, причем это были выпускники школ не только из Узбекистана, но и из соседних среднеазиатских республик, в частности, Туркменистана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана.

Таким образом, в середине 50-х гг. прошлого столетия в Ташкенте было образовано единственное в Средней Азии высшее учебное заведение, где можно было получить художественное образование. На учебу сюда приезжала молодежь из Алма-Аты, Ашхабада, Мары, Фрунзе, Душанбе, Баку, кавказских республик. Обширная тема подготовки ТТХИ кадров художественной интеллигенции среднеазиатского региона заслуживает отдельного рассмотрения.

Художественный факультет ТТХИ имел высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав, готовивший к самостоятельному творчеству будущих художников, которые сегодня широко известны в регионе и далеко за его пределами.

Следует отметить деятельность таких известных художников и искусствоведов республики, как О. Татевосян, В. Урманчи, А. Гольдрей, М. Саидов, И. Лимаков, С. Абдуллаев, Г. Брим, В. Рыфтин, Т. Решетникова, Э. Калантаров, И. Рубин, В. Ковинин, В. Нечаев, Ч. Ахмаров, Н. Шин, И. Енин, В. Жмакин, В. Соседов, И. Юровский, В. Паршин, Д. Афуксиниди, К. Башаров, И. Грищенко, Ю. Киселев, Н. Кузыбаев, Р. Ахмедов, А. Яровой, Н. Аучиева, М. Рахимов, Л. Ремпель, Л. Шостко, Р. Такташ, В. Лаковская, Р. Тагирова, И. Булкина и многих других, внесших неоценимый вклад в подготовку не одного поколения профессиональных художников и искусствоведов Узбекистана.

В 1997 г. на основании Указа Президента Республики Узбекистан И. Каримова на базе художественного факультета Ташкентского института искусств (бывшего ТТХИ) был создан Национальный институт художеств и дизайна имени Камалиддина Бехзада (НИХД). Институт структурно входит в систему Академии художеств Узбекистана, создавшей новую многоступенчатую систему художественного образования.

Согласно Национальной программе непрерывного образования НИХД является единственным в республике вузом для выпускников трех художественных колледжей и 13 лицеев изобразительного искусства, желающих получить высшее художественное образование. Особо отметим, что костяк педагогов, преподающих в этих учебных заведениях среднего звена, составляют выпускники НИХД.

НИХД как единственное высшее учебное заведение в области художественного образования республики готовит специалистов по трем уровням образования — бакалавриат, магистратура, аспирантура.

В институте, подготавливающем специалистов на 21 отделении, в том числе: станковая живопись, скульптура, реставрация памятников истории и культуры, монументальная живопись, художественная керамика, книжная графика, искусствоведение и др., преподают более 200 педагогов, среди них 19 академиков Академии художеств Узбекистана, 17 профессоров и 35 доцентов.

Высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав института проводит занятия на основе требований высшей школы согласно Национальной программе образования. Такие известные мастера, как Р. Ахмедов, Б. Джалалов, Ж. Умарбеков, А. Мирзаев, А. Икрамджанов, В. Бурмакин, С. Абдуллаев, А. Мазитов, С. Рахметов и многие другие, а также известные деятели науки Р. Такташ, А. Абдураззаков, Н. Абдуллаев, З. Рахимова, Г. Бабаджанова, А. Хакимов, Н. Ахмедова, М. Юсупова, К. Акилова передают свои знания будущей художественной интеллигенции Узбекистана.

Институт подготовил несколько тысяч специалистов в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, искусствоведения, дизайна. Их творческая деятельность на сегодняшний день представляет плодотворный результат высшего художественного образования республики, являясь национальным достоянием культуры. Многие из выпускников Института получили широкую известность. Это Б. Токмин, Р. Гаглоева, Б. Бабаев, Л. Рябцев, В. Акудин, Э. Алиев, М. Садыков, Ш. Муминова, В. Бурмакин, М. Тохтаев, Ф. Гамбарова, Н. Шин, И. Шин, Г. Султанова, Ш. Абдуллаева и др. Немало выпускников института сегодня успешно работают за рубежом, достойно представляя художественную школу Ташкента. Среди них, в частности, председатель Международной конфедерации союзов художников стран СНГ Максуд Фатхулин.

Весьма обширны также международные связи НИХД. В институте получают образование иностранные граждане, в частности, из Южной Кореи, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана. Студенты института получают стажировку в зарубежных вузах, в том числе в Италии.

Институт установил постоянные творческие контакты с несколькими зарубежными вузами, в частности с Хелуанским университетом (Египет), Университетом Сока и Кобе (Япония), Университетом Кёнг Хи (Южная Корея), Крефельдским университетом прикладного искусства (Германия).

Выпускники Национального института художеств и дизайна им. К. Бехзада, получившие разнообразные специализации художников и дизайнеров, стремятся к тому, чтобы их творчество стало национальным достоянием, а произведения пополнили лучшие музейные и частные коллекции мира.

Литература

  1. Акилова К. Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана. ХХ век. Ташкент, 2005.
  2. Земская М. Александр Волков (Мастер «Гранатовой чайханы»). М.,1975.
  3. Искусство Советского Узбекистана 1917-1972. М.,1976.

Гульсара Бабаджанова