Проблемы художественного образования, тесным образом связанные с парадигмой развития сферы искусства и ее трансформациями в определенном социокультурном контексте, были актуальны всегда. Именно область художественного образования закладывает основы развития культуры в будущем. От решения ее насущных проблем сегодня, от выбора поддержки приоритетных направлений и стратегий, определения ее ценностных ориентиров зависит состояние художественной культуры в перспективе. Кто будет ее преемником? Какие тенденции ее перспективного развития станут главенствующими? Не будут ли утрачены накопленные духовные ценности и достижения предшествующих этапов развития? Затронут ли инновационные процессы сферу художественного образования? Какова его роль в системе современной художественной культуры, в процессах интеграции современного искусства Узбекистана в мировое культурное пространство?
Академия художеств Узбекистана создала в сфере художественного образования многоступенчатую систему, в которую вошли 13 лицеев изобразительного и декоративного искусства республики, 3 художественных колледжа и Национальный институт художеств и дизайна имени К.Бехзада (НИХД). Причем в областных центрах художественные лицеи выступают не только как образовательные учреждения, но и как своеобразные очаги культуры, в которых проходят творческие встречи с художниками и народными мастерами, проводятся выставки.
![](../../../allimageseng/1-07/img/institute.jpg)
и дизайна имени К. Бехзада.
В целом современная система художественного образования в Узбекистане оказалась преемницей академической системы образования, функционировавшей на протяжении многих десятилетий, основной задачей ее является реалистическая система отражения окружающего мира. Исследование этой системы как научной проблематики выявляет ее тесную взаимосвязь с развитием современного изобразительного и декоративно-прикладного искусства Узбекистана, специфического проявления традиций и инноваций в данной сфере, функционирования молодежной культуры в системе современной культуры. Проблемы художественного образования на уровне лицеев курируются Академией художеств Узбекистана и Министерством народного образования, на уровне колледжей и института — Академией художеств Узбекистана и Министерством высшего и среднего специального образования.
Безусловно, сфера художественного образования имеет свои количественные и качественные показатели, а также позитивные результаты и проблемы, которые требуют своего разрешения. На них хотелось бы остановиться подробнее.
![](../../../allimageseng/1-07/img/college.jpg)
колледж.
За 10 лет сделано немало. Каждое из учебных заведений Академии художеств имеет свою историю, специфику подготовки кадров определенных специальностей, свои достижения. Образованы новые факультеты и специальности, осуществлен переход на Болонскую систему в сфере высшего образования, в НИХД имени К.Бехзада открыта аспирантура, развиваются международные связи с зарубежными вузами в рамках реализации подписанных договоров о сотрудничестве и взаимообмене. Студенты и учащиеся Узбекистана принимают активное участие в различных международных конкурсах и занимают призовые места, получают престижные премии. К примеру, учащаяся Республиканского художественного колледжа А. Абдураимова была удостоена серебряной медали Международного конкурса детского рисунка «Египет глазами детей», К. Нигматуллина — диплома и приза за оригинальную трактовку рисунка на Конкурсе юных живописцев в Словакии; учащийся Республиканского художественного лицея изобразительного и декоративно-прикладного искусства А. Турдыкулов — большой медали Международного конкурса детского творчества Шанкар-1997 (Индия), О. Исламов — специального приза 10-й Международной выставки биеннале детского рисунка в г. Канагава (Япония, 1999), М. Сулемин награжден серебряной медалью 8-го Международного конкурса детского рисунка в Токио (2001) и т. д. Подобные примеры свидетельствуют о таланте молодых художников страны и достижениях нашей системы художественного образования.
Свобода художественного творчества является своего рода показателем демократических процессов в современном обществе. К сожалению, в сфере взаимодействия художественного образования и культуры ощущается недостаток полноценной, постоянно обновляющейся информации о достижениях в мировом художественном процессе, о формировании новых жизненных установок, о современных информационных технологиях. На уровне лицеев, колледжей, НИХД имени К.Бехзада, имеют место такие проблемы, как:
- отсутствие должных взаимосвязей образования с общими тенденциями мирового развития, что обусловливает необходимость определенных изменений в данной сфере;
- недостаток межкультурного сотрудничества и взаимодействия;
- отсутствие условий для необходимого перехода к постиндустриальному, информационному обществу;
- использование в преподавании литературы об искусстве, изданной 20-30 лет назад;
- необходимость формирования и укомплектования электронных библиотек по искусству;
- внедрения компьютерной техники, теле- и видеопоказа;
- превалирование формального подхода к осуществлению мониторинга перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации;
- слабое знание студентами иностранных языков;
- отсутствие целостной концепции художественного образования в стране.
![](../../../allimageseng/1-07/img/studies.jpg)
института искусствознания и участники
международной театральной
конференции.
Вхождение в мировое культурное пространство требует тщательного ознакомления с опытом подобных учебных заведений передовых стран, которые имеют различные модели образовательных стратегий и приоритетов. К примеру, Институт архитектуры, живописи и скульптуры им. И. Репина (Россия) демонстрирует сохранение приверженности академической реалистической системе. В то же время в 1990-е гг. в странах СНГ появились инновационные негосударственные учебные структуры типа Европейского гуманитарного университета в Санкт-Петербурге, Института современного искусства в Москве, в учебных программах которых намечен отход от привычной академической системы, введены новые интегративные учебные дисциплины, состоящие из ряда спецкурсов, позволяющих обновлять и осовременивать их содержание, расширяющих мировоззрение творческой молодежи.
Думается, что в основу концепции отечественного художественного образования должны быть заложены такие аспекты, как:
- осознание художественного образования как особо значимой сферы деятельности, играющей важную роль в формировании духовного самосознания общества;
- расширение мировоззренческого, интеллектуального уровня молодежи;
- интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры в образование;
- воспитание свободной, гуманной, творческой личности;
- расширение междисциплинарных подходов к образовательному процессу с учетом баланса политических, культурных, этнонациональных ценностей;
- издание новых учебников и учебных пособий по истории и теории искусства;
- обновление системы переподготовки педагогических кадров с учетом современного социокультурного контекста, динамики мирового художественного образования;
- развитие вузовской науки;
- повышение роли современных информационных технологий в образовательном процессе;
- определение перспектив сотрудничества с творческой интеллигенцией зарубежных стран.
Немало сделано за последние 10 лет в области искусствоведческой науки Узбекистана. С 1997 г. парадигмы научного развития искусствоведческой школы Узбекистана определило осмысление подлинных ценностей национальной культуры, ее неисследованных аспектов, изучение в некоторых случаях уже известного материала с новых позиций, методологических подходов.
Основным научным центром в изучении художественной культуры Узбекистана, в подготовке научных кадров в области искусствознания был и остается Научно-исследовательский институт искусствознания. Несмотря на определенные трудности перехода системы науки на грантовую систему, изменение привычных финансово-экономических взаимоотношений, сотрудники института вносят достойный вклад в развитие искусствоведческой науки не только республики, но и региона в целом.
Учеными проводится огромная работа по изучению роли художественной культуры в историческом формировании цивилизации и государственности страны, исследованию основных тенденций развития различных видов художественной культуры Узбекистана ХХ в. В настоящее время ведутся научные изыскания по проблемам традиций суфизма в искусстве Узбекистана XV — XVII вв., исламской духовности и философии в художественном наследии народов Узбекистана, роли традиционного наследия в изобразительном искусстве страны периода независимости, сценической интерпретации узбекской драматургии ХХ — начала ХХI в., исполнительского искусства, изучаются социокультурные аспекты динамики развития художественной культуры Узбекистана.
![](../../../allimageseng/1-07/img/council.jpg)
научно-исследовательского
института искусствознания.
2006 г.
За минувший период был издан ряд таких юбилейных изданий, как «Мозийдан таралган зиё» к 1225-летию Имама Аль-Бухари, «Бухара — жемчужина Востока» к 2500-летию Бухары, «Хива — город тысячи куполов» к 2500-летию Хивы, коллективная монография «Карши — славное прошлое и великое будущее», а также трехтомник «Восточные миниатюры», серия альбомов о коллекциях музеев республики, альбом-каталог на японском языке «Великий шелковый путь и его наследие» и многие другие. Систематически издаются сборники научных трудов, материалы конференций, монографии по достаточно обширной и разнообразной проблематике истории и теории искусствознания (более 50 наименований). Проводятся международные, республиканские научно-теоретические конференции, семинары. В их числе «Камалиддин Бехзад и искусство Востока» (2005 г.), «Шарк халклари мусика чолгулари» («Музыкальные инструменты народов Востока») (1999 г.), «Индия и Центральная Азия» (2000 г.), «Замонавий бадиий маданиятда фольклор ва халк ижодиети» («Фольклор и народное творчество в современной художественной культуре») (2002 г.), «Узбекистон урбанистик маданияти» («Урбанистическая культура Узбекистана») (2003 г.), «Санъатшунослик фанларининг илмий-услубий муаммолари» («Научно-методологические проблемы науки искусствознания») (2005 г.). Традиционными стали ежегодные молодежные научно-теоретические конференции, проводимые совместно с фондом «Камолот» и т. д.
В научной сфере также налажены международные контакты. В частности, это заключение договора с японскими учеными института «Шелковый путь» о совместных археологических раскопках на Дальверзинтепа, участие в выставке «Великий шелковый путь» в Японии (1999 г.). Ученые Узбекистана являются постоянными участниками международных научно-теоретических конференций за рубежом, их статьи публикуются в периодических изданиях, научных сборниках различных стран. Показателен опыт сотрудничества узбекских ученых с немецким журналом «Восток».
Особо хотелось бы отметить деятельность Специализированного ученого совета НИИ искусствознания. За последнее десятилетие было защищено 32 кандидатские и 15 докторских диссертаций как отечественными, так и зарубежными соискателями из Японии, Иордании, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана. Ученые республики ведут активную просветительскую работу в средствах массовой информации, освещая различные аспекты искусства Узбекистана.
Искусствоведческая наука страны на сегодняшний день — это самобытная исследовательская школа, имеющая свою историю, традиции, ведущих персоналий или, если можно так выразиться, знаковых личностей национальной культуры, усилиями которых осуществляется преемственность научных достижений и передача их грядущим поколениям. Это такие ученые, как Ф. Караматов, М. Кадыров, Э. Ртвеладзе, А. Хакимов и многие другие. Ими разработаны основные научные направления современного искусствознания Узбекистана, подготовлены научные кадры.
Но в то же время современное искусствознание Узбекистана — это отрасль развивающаяся, несущая в себе приметы нынешнего социокультурного контекста. Это отрасль, в которой сегодня невозможна положительная динамика развития без активных международных культурных связей, без вовлечения научных изысканий наших ученых в общемировые научные процессы, освоения исследовательского опыта, научных стратегий, методологических разработок зарубежных стран, осуществления крупных республиканских, региональных научных проектов.
ХХ век оказался веком крупнейших трансформаций во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере общественного сознания, духовности, культуры. Актуальными для изучения искусствоведов, культурологов остаются проблемы освоения историко-культурного наследия как исторически сложившегося, так и привнесенного художественной практикой в ХХ в. Предстоит еще определить место современной национальной художественной культуры в общемировом контексте, изучить в свете социокультурных трансформаций современного общества. Особое значение в ХХI веке — веке диалога культур и культуры диалога приобретает изучение проблемы этнокультурных идентичностей и взаимосвязей, имеющих свои глубокие исторические предпосылки. Личность художника, творца, взаимосвязи художник и общество, человек и культура, человек и духовность остаются в центре пристального внимания наших исследователей. В то же время интертекстуальность современной художественной культуры Узбекистана дает большой простор для теоретических изысканий исследовательской мысли.
Современное искусствознание Узбекистана имеет необходимый интеллектуальный, мировоззренческий, научно-теоретический потенциал для полноценного перспективного развития и выхода в международное культурное научное пространство. Несмотря на то, что многое сделано за истекший период, перед отечественным искусствознанием стоит еще немало задач в изучении различных граней такого сложного, многосоставного и уникального явления, как художественная культура Узбекистана.
Камола Акилова