Интервью с Масутом Махмудовичем Фаткулиным, Председателем исполкома Международной конфедерации союзов художников

Какова Ваша оценка современного состояния искусства на постсоветском пространстве?
На этот вопрос сложно сформулировать однозначный и короткий ответ. Давать же ответ развернутый не позволяют рамки интервью. Я считаю, что за эти 15 лет искусство, безусловно, изменилось. Поскольку исчезла идеологическая составляющая, являвшаяся в советские годы одной из определяющих, то теперь ввиду отсутствия каких-либо ограничений наступила полная свобода и вседозволенность, однако это вовсе не означает, что искусство стало более профессиональным.

Мы неоднократно убеждались в том, что определенные ограничения стимулируют необходимость развития. Иначе говоря, умелый художник из 10 цветов создаст более совершенное произведение, нежели неумелый — из сорока. То есть, с одной стороны, свобода не дала толчок к развитию искусства. С другой стороны, изменилась сама система: раньше главным заказчиком было государство, следовательно, художник был обеспечен работой, ибо идеологию нужно было обслуживать. Поскольку сама идея госзаказа практически не присутствует и государство, в основном, не участвует в финансировании изобразительного искусства, сейчас все определяется спросом и предложением на рынке, а здесь не всегда господствует хороший художественный вкус. Художники, оказавшись в условиях рынка, попали в худшие материальные условия.

Неравномерное развитие экономики государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, также не может не сказываться на отношении к культуре. Те государства, где экономика более развита, направляют больше средств на приобретение произведений изобразительного искусства, что стимулирует его развитие. Там же, где экономика в сложном состоянии, сказывается отсутствие или недостаточное финансирование культуры и изобразительного искусства как части культуры, что, конечно же, тормозит полноценное развитие искусства.

Но если говорить в целом, за эти 15 лет можно констатировать начало оживления и формирование художественного рынка. В Москве, например, организуется большое число выставок, открываются новые галереи, есть потребность в приобретении произведений искусства и, что важно, — возможность их приобретения. Очевидно, что позитивные тенденции, которые наблюдаются в экономике России, сказываются и на состоянии искусства. Аналогичные процессы происходят и в вашей республике, чему способствует создание 10 лет назад Академии художеств Узбекистана.

Какие направления искусства, на Ваш взгляд, на данном этапе являются приоритетными?
Приоритетны те. направления, которые оказываются востребованы: дизайн и декоративное искусство например. Дизайнер сегодня очень востребован — в рекламе, полиграфии, в создании интерьеров и стиля среды обитания. Кстати, намного меньше, по сравнению с советским периодом, востребовано монументальное искусство, поскольку нет его идеологической составляющей.

Станковое искусство всегда необходимо и востребовано, ибо дает художнику возможность напрямую выразить наиболее волнующие его темы. С одной стороны, люди хотят иметь «рукотворное» произведение. Но очень много сегодня произведений — в жанре инсталляции, видеоарта, — где главное — идея, концепция, новое прочтение, его, художника, особый оригинальный взгляд, а не профессиональное мастерство. И зачастую получается, что, именуясь художником и создавая нечто под названием арт-объект, можно не уметь держать в руках кисть…

Это вопрос спорный и неоднозначный, но факт остается фактом: есть традиционное искусство и современное, обозначаемое термином contemporary art, от традиционного отличное.

Не считаю правильным выступать противником одного и защитником другого — в каждой тенденции есть своя логика и закономерность. Так же, как нельзя сбрасывать традиционное искусство с парохода современности, нельзя упереться в традицию и не замечать, что на дворе ХХI век.

Как Вы считаете, каково место искусства Узбекистана в современном художественном процессе?
Искусство Узбекистана занимает достойное место в современном художественном процессе. С одной стороны, есть большая «артель» высокопрофессиональных мастеров, имеющих прекрасное академическое образование и готовящих плеяду молодых художников. С другой — сохранились вековые традиции, особая изысканность и одухотворенность национального искусства.

Обретя независимость, Республика Узбекистан получила новые импульсы для развития художественной культуры. Они в значительной степени проявляются на последних художественных выставках. Больше внимания стали уделять своим истокам, и через обращение к традициям художники самоидентифицируются, осмысливают свое место в мировом художественном процессе, ищут свой путь.

Обращение к своему духовному наследию в сочетании с высокой профессиональной школой дает новый сплав, новое качество в искусстве.

Какой резонанс получают выставки узбекских художников в ЦДХ?
Как я уже говорил выше, обращение к вечным, «нетленным» ценностям и в то же время — новации, постоянный поиск новых тем и средств воплощения создают оригинальную, самобытную манеру, отличную от других школ. Поэтому выставки узбекских художников в ЦДХ неизменно пользуются интересом публики.

Сохраняется ли самобытность национальных школ в современном постсоветском искусстве?
Самобытность сохраняется, но в то же время — это не единственная тенденция в развитии современного искусства.

Другая тенденция — глобализация, которая предполагает унификацию подходов к изобразительному искусству. Настолько, что порой становится непонятно: на выставке в Нью-Йорке или Ташкенте ты находишься. Теряя свою самоидентификацию, художник рискует потерять свое лицо.

Безусловно, мы не можем препятствовать прогрессу и развитию технического процесса. Только при этом важно помнить: хорошо, когда на лугу цветут все цветы, а не один какой-то вид.

У Вас многолетние творческие связи с Академией художеств Узбекистана. Как Вы оцениваете ее деятельность за 10 лет?
Как человек, почти всю жизнь проживший в Узбекистане, с большим интересом слежу за деятельностью Академии художеств. Считаю, что с ее созданием многие вопросы развития изобразительного искусства в республике поднялись на более высокую ступень. Государственная поддержка и финансирование наиболее важных направлений, таких, как художественное образование, научная и издательская деятельность, способствуют развитию искусства, ровно как сохранение Творческого объединения художников Узбекистана как общественной организации способствует вовлечению в этот процесс всего круга художников. Активизация в рамках Академии международных программ позволяет узбекским художникам участвовать в совместных проектах с художниками других стран.

Какой должна быть управленческая структура в области искусства на современном этапе?
Структура управления в области искусства должна отвечать современным требованиям. Недостаточно профессионально знать законы и тенденции изобразительного искусства. Необходимо разбираться в экономических вопросах, владеть знаниями в области юриспруденции и медийных средств. Ведь формирование взгляда на художника сегодня зависит от СМИ и надо понимать, как они работают и как с ними правильно взаимодействовать.

Дело художника — творить и созидать в тиши мастерской. Дело менеджера — донести этот «продукт» до публики, чтобы произведение было востребовано и приобретено. Произведение искусства в сегодняшних условиях, если не рассматривать его духовную составляющую, — продукт, товар, на который распространяются единые законы и механизмы рынка.

Как Вы относитесь к проблеме рынок и художник?
Продолжая вышесказанное, хочу отметить, что мы не можем уйти от понятия художественный рынок. Раньше его заменяли отношения государство — художник. Сегодня есть спрос — есть и предложение. Не так давно наше кино переживало упадок, сейчас же мы наблюдаем бум, подъем, специалисты в области кино востребованы, наши фильмы собирают полные залы. То же и с искусством: его нужно донести до зрителя. Поэтому и появилась новая задача — как продвигать художника. Новые условия рождают и новые формы взаимоотношений между обществом и художником.

Каковы, на Ваш взгляд, актуальные проблемы современного искусства?
Это проблема глобализации и сохранения традиций.
Ваши пожелания Академии художеств Узбекистана, нашим художникам, а в их лице — всем творческим деятелям республики? Желаю Академии художеств Узбекистана и художникам республики дальнейшего развития и расцвета национального изобразительного искусства, основанного на высокой профессиональной школе, глубоком изучении традиций и богатейшем культурном и духовном наследии узбекского народа. Не забывая своих корней и традиций — интегрировать в мировой художественный процесс.

Материал подготовила Камола Нуритдинова