Symposium of sculptors in Navoi

In August - September 2003, in Navoi city on initiative of Navoi regional khokimiyat and the Academy of Arts of Uzbekistan was held the regular International Symposium of sculptors working in marble. The symposium was devoted to Alisher Navoi and his epoch. The sculptors from Kazakhstan, Russia and Uzbekistan became participants of the symposium. Such actions are traditional for Uzbekistan. Symposia in Tashkent (1984), Bukhara (1990) and Navoi (2003) left a remarkable trace both in a form of fresh impressions and new experience exchange and in the works, which decorated the cities where they were held. Among the participants of this symposium there were sculptors Tulyagan Tadjikhodjaev (Uzbekistan, Tashkent), Sergey Lopukhov (Russia, Moscow), Kadirkhan Kakimov (Kazakhstan, Almaty), Tulyagan Erkulov (Uzbekistan, Samarkand), Kurban Norhurozov (Uzbekistan, Bukhara), Ulash Urakov (Uzbekistan, Bukhara), Magomet - Ali Aliev (Uzbekistan, Navoi) and Martin Antonyan (Uzbekistan, Navoi). After the symposium, the works presented by the sculptors were installed in the park of Navoi city before the buildings of mining...
Read More

Узбекская эстрадная песня на рубеже столетий

Песня всегда занимала важное место в жизни человека. Каждый из нас испытывает потребность найти нужное выражение всему тому, во что мы верим, на что надеемся, даже когда сознаем, что наша мечта не может осуществиться. Для этого порой не хватает слов, тогда-то и вступает в свои права музыка и прежде всего такое ее естественное, изначальное, проявление, как песня. Она рассчитана на людей, не искушенных в тонкостях музыкального искусства. Однако не всякая песня способна завоевать их сердца, стать любимой. Популярность - удел немногих образцов песенного жанра, обладающего лишь кажущейся простотой. Песня не существует вне её бытования, хотя она может звучать и на хирмане, и во время народных гуляний, и на семейных торжествах, и на концертной эстраде. Ее жизнь невозможна вне бесчисленных воспроизведений, осуществляемых людьми как совместно, в кругу близких друзей, так и наедине. Поэтому реальное бытование песни - неотъемлемое свойство ее художественной природы. На современном этапе так называемая "легкая", т.е. массовая, легкожанровая музыка приняла грандиозные масштабы. Подобно тому, как в композиторском творчестве отражаются...
Read More

New names. Dmitry Novakov

Dmitry Novakov was born in 1970 in Novosibirsk. In 1992 he graduated from the Tashkent State Pedagogical Institute named after Nizami. Being a student, he took part in caricature competition "Spinner" in Moscow. He worked as a teacher at school and as a designer at architecture department of the Turkish construction company "Ai - Sel". In 2002 he became a member of the Association of Artists at the Academy of Arts of Uzbekistan. Many works of D. Novakov are in private collections of USA, Australia, SAR, Germany, England and the other countries. In 2003 Dmitry won the prize "The Citation" and was awarded a medal at the competition "The Yomiuri International Cartoon Contest" Section in Japan. Dmitry Novakov was a participant of many republican and foreign exhibitions, including: 1999 - personal exhibition at the Yesenin's Museum. 2000 - exhibition "Open house", Georgia (USA). 2001 - republican exhibition "Nature and Artist". 2001 - 2002 - International competition "Bolognafiere" (Bologna, Italy) for the most beautiful illustration to child...
Read More

Симпозиум скульпторов в городе Навои

В августе-сентябре 2003 г. по инициативе Навоийского областного хокимията и АХ Узбекистана в городе Навои прошел очередной Международный симпозиум скульпторов, работающих в мраморе, который был посвящен Алишеру Навои и его эпохе. В нем приняли участие скульпторы из Казахстана, России, Узбекистана. Проведение подобных мероприятий традиционно для Узбекистана. Симпозиумы в Ташкенте (1984), Бухаре (1990), Навои (2003) оставили неизгладимый след, как в виде новых впечатлений и обмена опытом, так и в виде работ, которые украсили города, в которых они проходили. Среди участников нынешнего симпозиума - известные скульпторы Туляган Таджиходжаев (Узбекистан, Ташкент), Сергей Лопухов (Россия, Москва), Кадырхан Какимов (Казахстан, Алматы), Туляган Еркулов (Узбекистан, Самарканд), Курбан Норхурозов (Узбекистан, Бухара), Улаш Ураков (Узбекистан, Бухара), Магомед-Али Алиев (Узбекистан, Навои), Мартин Антонян (Узбекистан, Навои). После завершения симпозиума работы скульпторов были установлены в парковой зоне г. Навои, перед зданиями Навоийского горно-металлургического комбината, областной больницы и вдоль улицы Навои....
Read More

New names. Eshmamat Khayitov

Eshmamat Khayitov was born in 1973 in Kashkadarya region. In 1996 he graduated from the Republican Art College named after P.P. Benkov. In 1996 - 1998 he had studied at the National Institute of Arts and Design named after K. Bihzad. In 1998 having won the grant of the President's Fund "Umid" he obtained a chance to study at Academia di Belle arti Aldo Galli in Italian city of Como and successfully graduated from this academy in 2002. Eshmamat took part in many international competitions and exhibitions where won numerous prizes. He had several personal exhibitions. His works have enriched many private collections and galleries of foreign countries. From 2001 Eshmamat Khayitov is a member of art association "Centro Sociale 1990 Como". In 2002 he became a winner of its Grand - prix. Along with painting, the artist works in graphics, design, sculpture, pottery and art photo. Eshmamat learned much at the National Artist of Uzbekistan, Abdulhak Abdullaev and professor Bahtiyor Babaev as...
Read More

Новые имена. Дмитрий Новаков

Дмитрий Новаков родился в 1970 г. в Новосибирске. В 1992 г. окончил Ташкентский государственный педагогический институт им. Низами. Будучи студентом, принимал участие в конкурсе карикатуры "Волчок" в Москве. Работал препоавателем в школе, дизайнером в архитектурном отделе турецкой строительной фирмы "Ай-Сель". В 2002 г. принят в члены Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Многие работы Д.Новакова находятся в частных коллекциях США, Австралии, ЮАР, Германии, Англии и других стран. В 2003 г. Дмитрий на конкурсе "The Yomiuri International Cartoon Contest" Section в Японии получил приз "The Citation" и награжден медалью. Дмитрий Новаков принимал участие как в республиканских, так и в ряде зарубежных выставок, в том числе: 1999 - персональная выставка в Музее С.Есенина. 2000 - выставка "Открытый дом", Штат Джорджия (США). 2001 - Республиканская выставка "Природа и художник". 2001 - 2002 - участие в Международном конкурсе "Bolognafiere" (Болонья, Италия) на самые красивые илюстрации для детских книг. 2002 - выставка графики "Арт-Синтез". 2002 - персональная выставка в медицинском центре А.Назарова. 2002 - выставка "Акварель, рисунок" в центре современного искусства. 2003 - выставка "Пластика...
Read More

New schoolbook

The decrees of the Republic of Uzbekistan "On education" and "National Program in Education" provide training of specialists for all branches and fields of economy, including art education. On the contemporary stage of social development great significance belongs to working out and publication of new schoolbooks, which are based not just on new tendencies in pedagogical science but consider changed social, cultural and historical context. The scientists of the republic pay great attention to creation of new schoolbooks both for secondary and specialized schools. One of such schoolbooks is "Rangtasvir" ("Painting") for 5 - 9 forms in Uzbek language. Its authors - the famous artists and teachers, T. Kuziev, A. Egamov, T. Kanoatov and A. Nurkabilov. Chief Editor - Academician of the Academy of Arts of Uzbekistan A. Khakimov. This is the first experience - even high art school has not still had such schoolbook. The schoolbook was recommended to publication by the Academy of Arts of Uzbekistan, Ministry for Public...
Read More

Новые имена. Эшмамат Хайитов

Эшмамат Хайитов родился в 1973 г. в Кашкадарьинской области. В 1996 г. окончил Республиканское художественное училище им П.П.Бенькова. В 1996-1998 гг. продолжил учебу в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзада. В 1998 г., став обладателем гранта Президентского фонда "Умид", получил возможность учиться в Academia di Belle arti Aldo Galli в итальянском городе Комо, которую успешно окончил в 2002 г. Эшмамат принимал участие во многих международных смотрах-конкурсах и выставках, на которых стал обладателем многочисленных наград. Состоялось и несколько его персональных выставок. Произведения художника пополнили многие частные коллекции и галереи зарубежных стран. С 2001 г. Эшмамат Хайитов - член творческого объединения "Centro Sociale 1990 Como". В 2002 г. он получил "Гран-при" этого объединения. Художник занимается не только живописью. Он - график, дизайнер, скульптор, знает гончарное и фотодело. Многому научился Эшмамат у народного художника Узбекистана Абдулхака Абдуллаева и у профессора Бахтиёра Бабаева, а также у итальянских художников, искусствоведов и историков, таких, как профессор Верга, Де Града, Лилло Чичеро и многих других....
Read More

The sea is leaving.

 Exhibition of three Karakalpak artists Among numerous art exhibitions held in Nukus in June 2003, which drew attention of amateurs of art there was an exposition "The Sea is leaving." presenting the works of the Karakalpak artists, S. Baibosynov, U. Saparov and B. Serekeev. Their names are well known not just within the republic but far abroad. The exhibition was organized by the Nukus branch of the Executive Committee of International Foundation of the Aral Sea Recovery and Karakalpak Branch of the Academy of Arts of Uzbekistan. It was held at the Exhibition Hall of the Karakalpak branch of AA Uz. Open Society Institute - Uzbekistan became its sponsor. The works, presented at the exhibition, enriched knowledge on a level of development and originality of modern Karakalpak art and revealed new aspects of creativity of already famous artists. Obviously, being like - minded towards professional tasks, understanding of national traditions in art and active interest to modern problems, Baibosynov, U. Saparov and...
Read More

Новый учебник

Законы Республики Узбекистан "Об образовании" и "Национальная программа по подготовке кадров" обеспечивают подготовку специалистов для всех сфер народного хозяйства, в том числе и сферы художественного образования. На современном этапе общественного развития большое значение имеет создание новых учебников и учебных пособий, в которых учитывались бы не только новейшие тенденции педагогической науки, но и изменившийся социокультурный и общественно-исторический контекст. Ученые республики уделяют большое внимание созданию таких учебников как для общеобразовательных, так и для специализированных школ. Один из них - опубликованный в 2003 г. на узбекском языке учебник "Rangtasvir" ("Живопись") для 5-9 классов Его авторы - известные художники и педагоги республики Т.Кузиев, А.Эгамов, Т.Каноатов, А.Нуркабилов. Ответственный редактор - академик АХ Уз А.Хакимов. Подобного пособия пока нет даже в высших художественных учебных заведениях республики. Учебник рекомендован к изданию Академией художеств Узбекистана, Министерством народного образования, Республиканским центром образования, Научно-методическим центром изобразительного искусства. Основная цель его - воспитание художественной культуры и образного мышления, творческой деятельности учащихся. Книга учит беречь и ценить произведения искусства, знакомит с работами известных художников,...
Read More

Temurgalib Djamolutdinov

In halls of the State Museum of Literature of Uzbekistan in Tashkent your attention will be surely drawn by two pictures exposing famous national poets Uvaisi and Nadira, whose names are well known to all people interested in literature and poetry. The pictures reflect charm images and mood of high poetic inspiration and deep sadness of these famous women guessed by the artist. The portraits were created by Temurgalib Djamolutdinov. They are full of poetry and music and bear through centuries greatness and eternal value of creativity of these poetesses from Kokand. At the same museum, there is a historical canvas devoted to Alisher Navoi and his epoch. The work is penetrated by rich expressiveness and deeply touches the spectators. It is notable by its psychological impressiveness and bright characters exposed in it, what proves high skills of Temurgalib Djamolutdinov. I knew the art of Temurgalib at one of Tashkent art exhibitions in the 1970s. I directed my attention to small aquarelle...
Read More

"Море уходит…" Выставка произведений трех каракалпакских художников

 Выставка произведений трех каракалпакских художников Среди многочисленных художественных выставок г.Нукуса, привлекших внимание любителей искусства в июне 2003 г., - экспозиция "Море уходит...", на которой демонстрировались работы каракалпакских художников С.Байбосинова, У.Сапарова и Б.Серекеева. Имена этих художников давно перестали быть "собственностью" республики и известны далеко за ее пределами. Выставка была организована Нукусским филиалом Исполкома Международного фонда спасения Арала и Каракалпакским отделением Академии художеств Узбекистана. Она проходила в Выставочном зале Каракалпакского отделения АХ Уз. Ее спонсором выступил Институт Открытое Общество - Узбекистан. Произведения, представленные на выставке, не только расширили познания об уровне развития и своеобразии современного каракалпакского искусства, но и по-новому открыли уже известных мастеров. Являясь, несомненно, единомышленниками по отношению к профессиональным задачам, восприятию национальных традиций в искусстве, пониманию и активному обращению к современной проблематике, С.Байбосинов, У.Сапаров и Б.Серекеев ищут и находят собственные пути философского осмысления происходящих событий, раскрытия и реализации их живописного потенциала. Своеобразие природных условий Каракалпакстана, яркость национального колорита служат отправной точкой для вдохновения художников. В своих произведениях они стремятся отобразить подлинную картину современного...
Read More

To the original portrait of Bahtiyor Mahkamov

The works of some modern Uzbek artists often reveal a tendency to close the painting by the force of its direct influence and music. For example, the pictures "Requiem" and "Korean song about the black Sun" by N. Shin, "Melody of the desert" by D. Usmanov, "Song about Uzbek girls" and "Song of the Homeland" by B. Mahkamov, "Melody of the old city" and "Song" by D. Umarbekov and others. Striving to creation of "sounding" painting is typical of the works by B. Mahkamov. His works are well - known both in our republic and abroad. B. Mahkamov is a participant of many republican and international exhibitions (America, England, Holland, Turkey, Hungary, Morocco, Israel, Austria and Germany). It is difficult to find a genre of painting where B. Mahkamov has not tried himself: they are portraits, landscapes, still lives, etc. He is one of the artists, which strives to make the track for further development of Uzbek art in the 21st...
Read More

К творческому портрету Бахтиёра Махкамова

В произведениях ряда современных узбекских художников нередко прослеживается тенденция приблизить живопись по силе ее непосредственного воздействия к музыке. Пример тому - картины "Реквием", "Корейская песнь о черном солнце" Н.Шина, "Мелодия пустыни" Д.Усманова, "Мелодия", "Песнь об узбекских девушках", "Песнь Родины" Б.Махкамова, "Мелодия старого города", "Песня" Д.Умарбекова и т.д. Стремление к созданию "звучащей" живописи можно проследить и в творчестве художника Б.Махкамова. Его работы хорошо известны не только в нашей республике, но и за рубежом. Б.Махкамов - участник многих республиканских и зарубежных (Америка, Англия, Голландия, Турция, Венгрия, Марокко, Израиль, Австрия, Германия) выставок. Пожалуй, нет такого жанра живописи, в котором Б.Махкамов не пробовал бы свои силы: это портреты, пейзажи, натюрморты и т.п. Он один из тех художников, которые стремятся определить дальнейшее развитие узбекского искусства в XXI в., гармонично связывая элементы традиционной, национальной художественной культуры и современное видение мира. При знакомстве с его полотнами обращает на себя внимание пафос утверждения нового в искусстве; художник стремится увидеть в частном значительное, типическое, усилить психологический аспект работ. Художник много путешествует,...
Read More

Язык искусства не нуждается в переводчиках

С 27 ноября по 1 декабря 2003 г. Посольство Республики Корея в Республике Узбекистан с целью укрепления узбекско-корейских культурных связей провело "Вечера дружбы Узбекистан - Корея". В Академии художеств нашей республики состоялась встреча с директором Академии корейской музыкальной культуры, председателем жюри Международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари" профессором Хан Мёнг Хи из города Сеула. Ученый-музыковед, общественный деятель, журналист и литератор он известен на своей Родине и как автор самой популярной в народе песни "Пемок", посвященной гражданской войне между Севером и Югом, ставшей государственным гимном Республики Корея. Вот что рассказал в ходе состоявшейся беседы профессор Хан: - Последние одиннадцать лет я неоднократно посещал гостеприимный Узбекистан, где принимал участие в работе жюри фестиваля "Шарк тароналари", в том числе и в качестве председателя. Популярность Самаркандского форума музыкальных искусств растет из года в год, свидетельство чему - постоянный рост числа его гостей. Не ошибусь, если выражу общее мнение всех зарубежных деятелей искусства, побывавших на этой благодатной земле: "Мы испытываем большую радость, находя здесь полное взаимопонимание и благодарных...
Read More

Tashkent Biennale — 2003 — results and perspectives

In October 2003, in Tashkent was held the 2nd Tashkent Biennale - 2003 with promotion of the Academy of Arts of Uzbekistan and Tashkent City Khokimiyat, which were initiators of Biennale - 2001. 58 participants and guests from 21 countries took part in this significant art action. The International Jury included: Chaitman - Dr. Andrey Nakov (France) - a famous art critic; Prof. Loreto Cicero (Italy) - Academia di Belle arti Aldo Galli, Komo; Franz Frei (Switzerland) - art critic; Han Hyun Sam (Korea) - Chairman of Art Association; Masut Fatkhulin (Russia) - Chairman of Executive Committee of International Confederation of Unions of Artists and Djavlon Umarbekov (Uzbekistan) - Academician of the Academy of Arts of Uzbekistan, National Artist of Uzbekistan. On October 6, at the Central Exhibition Hall, where was held the exhibition, before the enormous audience Tashkent Biennale - 2003 finalized its work. Grand - prix was given to Ulav Djaparov (Kyrgyzstan), the 1st prize for original interpretation of national...
Read More

Ташкентская Биеннале 2003 — итоги и перспективы

В октябре 2003 г. в Ташкенте проходила 2-я Ташкентская Биеннале-2003, инициаторами которой, как и Биеннале-2001, выступили Академия художеств Узбекистана и хокимият г.Ташкента. 58 участников и гостей из 21 страны мира приняли участие в этой крупной художественной акции. В состав представительного международного жюри вошли: председатель - доктор Андре Наков ( Франция) - известный арт-критик, Лорето Чичеро (Италия) - профессор Academia di Belle arti Aldo Galli г.Комо, Франц Фрай (Швейцария) - арт-критик, Хан Хен Сам (Корея) - председатель художественной Ассоциации искусств, Масут Фаткулин (Россия) - председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников и Джавлон Умарбеков (Узбекистан) - академик АХ Узбекистана, Народный художник Узбекистана. 6 октября в Центральном выставочном зале, где проходила выставка, в торжественной обстановке при громадном стечении народа были подведены итоги Ташкентской Биеннале-2003. Главный приз выставки "Гран-при" был вручен Улану Джапарову (Кыргызстан); первый приз - за оригинальную интерпретацию традиций национальной культуры - Сергею Алибекову (Узбекистан); второй приз - за оригинальное концептуальное воплощение художественных идей - Мухаммаду Али Махмуду Насра (АРЕ). Специальные призы Международного жюри были...
Read More

Темургалиб Джамолутдинов

Проходя по залам Государственного музея литературы Узбекистана в Ташкенте, вы непременно остановитесь возле двух картин, изображающих известных народных поэтесс Увайси и Надиру, имена которых сейчас знают все причастные к литературе и поэзии люди. В них отражено очарование внешнего облика, угаданное художником состояние возвышенного поэтического вдохновения и одновременно глубокой печали этих знаменитых женщин. Картины созданы художником Темургалибом Джамолутдиновым. Они пронизаны духом поэзии и музыки и зримо несут сквозь века величие и непреходящую ценность творчества великих кокандских поэтесс. В этом же музее размещено его большое, удлиненного формата полотно исторического жанра, посвященное Алишеру Навои и его эпохе. Произведение проникнуто богатой экспрессией живописного воплощения и поэтому не оставляет зрителя равнодушным. Оно замечательно разнообразием, психологической выразительностью и остротой типажа изображенных на ней личностей, что свидетельствует о мастерстве Темургалиба Джамолутдинова. С творчеством Темургалиба я познакомился на одной из ташкентских художественных выставок в 70-х годах прошлого века. Я обратил внимание на небольшие по формату, выполненные акварелью композиции жанрового и сатирического характера. Несмотря на то, что отдельные работы Темургалиба этого...
Read More

Boysun — historical and ethnocultural area

The decision of UNESCO to include Boysun district of Surkhandarya region, Uzbekistan in the register of "Masterpieces of Oral and Intangible Heritage of Humanity" became an important stimulus to promotion of traditional culture all over Central Asia and elaboration of long - term strategy of its preservation and further development. The efforts to reveal integral character of available variety of cultural genres and forms, to specify components, hierarchy, evolution and interaction of poetic and musical folklore, folk entertainments and art crafts have drew attention of the scientific circles of Uzbekistan and foreign countries to this unique area. The tendency to recognition of traditional culture of Boysun not just as a historical and cultural relict but equally as the important spiritual value of modern culture has come into being. Strategic location of Boysun on ancient caravan trade routes and, at the same time, farness from modern urban centers, what allowed keeping of unique traditions of folk culture, put forward a scientific task...
Read More

Байсун — историко- и этнокультурный заповедник

Важным стимулом в деле поддержки форм и жанров традиционной культуры во всем центральноазиатском регионе и выработки долгосрочной стратегии в сфере ее сохранения и дальнейшего развития стало решение ЮНЕСКО о признании Байсунского региона Сурхандарьинской области Узбекистана "Шедевром устного и нематериального наследия человечества". Попытка раскрыть целостный характер существующего жанрово-видового множества, определить состав, иерархию, эволюцию и взаимодействие устного поэтического творчества, музыкального фольклора, зрелищных представлений, художественных ремесел, обратила внимание научной общественности Узбекистана и зарубежных стран на этот уникальный регион. Наметилась тенденция к осознанию традиционной культуры Байсуна не только как историко-культурного реликта, но и как важной духовной ценности современности. Стратегическое положение Байсуна на древних караванно-торговых трассах и одновременно удаленность от современных крупных городских центров, позволившие сохранить уникальные традиции народной культуры, поставили перед учеными задачу комплексного исследования региона, как целостного историко-этнокультурного феномена. Жители Байсуна свято чтят сохранившиеся в регионе почти в первозданном виде народные традиции и обычаи, песни и танцы, ремесла и ритуалы, исторический стиль в одежде. Именно это богатое наследие и явилось основой ставшего уже традиционным Открытого...
Read More