To the original portrait of Bahtiyor Mahkamov

The works of some modern Uzbek artists often reveal a tendency to close the painting by the force of its direct influence and music. For example, the pictures "Requiem" and "Korean song about the black Sun" by N. Shin, "Melody of the desert" by D. Usmanov, "Song about Uzbek girls" and "Song of the Homeland" by B. Mahkamov, "Melody of the old city" and "Song" by D. Umarbekov and others. Striving to creation of "sounding" painting is typical of the works by B. Mahkamov. His works are well - known both in our republic and abroad. B. Mahkamov is a participant of many republican and international exhibitions (America, England, Holland, Turkey, Hungary, Morocco, Israel, Austria and Germany). It is difficult to find a genre of painting where B. Mahkamov has not tried himself: they are portraits, landscapes, still lives, etc. He is one of the artists, which strives to make the track for further development of Uzbek art in the 21st...
Read More

К творческому портрету Бахтиёра Махкамова

В произведениях ряда современных узбекских художников нередко прослеживается тенденция приблизить живопись по силе ее непосредственного воздействия к музыке. Пример тому - картины "Реквием", "Корейская песнь о черном солнце" Н.Шина, "Мелодия пустыни" Д.Усманова, "Мелодия", "Песнь об узбекских девушках", "Песнь Родины" Б.Махкамова, "Мелодия старого города", "Песня" Д.Умарбекова и т.д. Стремление к созданию "звучащей" живописи можно проследить и в творчестве художника Б.Махкамова. Его работы хорошо известны не только в нашей республике, но и за рубежом. Б.Махкамов - участник многих республиканских и зарубежных (Америка, Англия, Голландия, Турция, Венгрия, Марокко, Израиль, Австрия, Германия) выставок. Пожалуй, нет такого жанра живописи, в котором Б.Махкамов не пробовал бы свои силы: это портреты, пейзажи, натюрморты и т.п. Он один из тех художников, которые стремятся определить дальнейшее развитие узбекского искусства в XXI в., гармонично связывая элементы традиционной, национальной художественной культуры и современное видение мира. При знакомстве с его полотнами обращает на себя внимание пафос утверждения нового в искусстве; художник стремится увидеть в частном значительное, типическое, усилить психологический аспект работ. Художник много путешествует,...
Read More

Язык искусства не нуждается в переводчиках

С 27 ноября по 1 декабря 2003 г. Посольство Республики Корея в Республике Узбекистан с целью укрепления узбекско-корейских культурных связей провело "Вечера дружбы Узбекистан - Корея". В Академии художеств нашей республики состоялась встреча с директором Академии корейской музыкальной культуры, председателем жюри Международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари" профессором Хан Мёнг Хи из города Сеула. Ученый-музыковед, общественный деятель, журналист и литератор он известен на своей Родине и как автор самой популярной в народе песни "Пемок", посвященной гражданской войне между Севером и Югом, ставшей государственным гимном Республики Корея. Вот что рассказал в ходе состоявшейся беседы профессор Хан: - Последние одиннадцать лет я неоднократно посещал гостеприимный Узбекистан, где принимал участие в работе жюри фестиваля "Шарк тароналари", в том числе и в качестве председателя. Популярность Самаркандского форума музыкальных искусств растет из года в год, свидетельство чему - постоянный рост числа его гостей. Не ошибусь, если выражу общее мнение всех зарубежных деятелей искусства, побывавших на этой благодатной земле: "Мы испытываем большую радость, находя здесь полное взаимопонимание и благодарных...
Read More

Tashkent Biennale — 2003 — results and perspectives

In October 2003, in Tashkent was held the 2nd Tashkent Biennale - 2003 with promotion of the Academy of Arts of Uzbekistan and Tashkent City Khokimiyat, which were initiators of Biennale - 2001. 58 participants and guests from 21 countries took part in this significant art action. The International Jury included: Chaitman - Dr. Andrey Nakov (France) - a famous art critic; Prof. Loreto Cicero (Italy) - Academia di Belle arti Aldo Galli, Komo; Franz Frei (Switzerland) - art critic; Han Hyun Sam (Korea) - Chairman of Art Association; Masut Fatkhulin (Russia) - Chairman of Executive Committee of International Confederation of Unions of Artists and Djavlon Umarbekov (Uzbekistan) - Academician of the Academy of Arts of Uzbekistan, National Artist of Uzbekistan. On October 6, at the Central Exhibition Hall, where was held the exhibition, before the enormous audience Tashkent Biennale - 2003 finalized its work. Grand - prix was given to Ulav Djaparov (Kyrgyzstan), the 1st prize for original interpretation of national...
Read More

Ташкентская Биеннале 2003 — итоги и перспективы

В октябре 2003 г. в Ташкенте проходила 2-я Ташкентская Биеннале-2003, инициаторами которой, как и Биеннале-2001, выступили Академия художеств Узбекистана и хокимият г.Ташкента. 58 участников и гостей из 21 страны мира приняли участие в этой крупной художественной акции. В состав представительного международного жюри вошли: председатель - доктор Андре Наков ( Франция) - известный арт-критик, Лорето Чичеро (Италия) - профессор Academia di Belle arti Aldo Galli г.Комо, Франц Фрай (Швейцария) - арт-критик, Хан Хен Сам (Корея) - председатель художественной Ассоциации искусств, Масут Фаткулин (Россия) - председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников и Джавлон Умарбеков (Узбекистан) - академик АХ Узбекистана, Народный художник Узбекистана. 6 октября в Центральном выставочном зале, где проходила выставка, в торжественной обстановке при громадном стечении народа были подведены итоги Ташкентской Биеннале-2003. Главный приз выставки "Гран-при" был вручен Улану Джапарову (Кыргызстан); первый приз - за оригинальную интерпретацию традиций национальной культуры - Сергею Алибекову (Узбекистан); второй приз - за оригинальное концептуальное воплощение художественных идей - Мухаммаду Али Махмуду Насра (АРЕ). Специальные призы Международного жюри были...
Read More

Темургалиб Джамолутдинов

Проходя по залам Государственного музея литературы Узбекистана в Ташкенте, вы непременно остановитесь возле двух картин, изображающих известных народных поэтесс Увайси и Надиру, имена которых сейчас знают все причастные к литературе и поэзии люди. В них отражено очарование внешнего облика, угаданное художником состояние возвышенного поэтического вдохновения и одновременно глубокой печали этих знаменитых женщин. Картины созданы художником Темургалибом Джамолутдиновым. Они пронизаны духом поэзии и музыки и зримо несут сквозь века величие и непреходящую ценность творчества великих кокандских поэтесс. В этом же музее размещено его большое, удлиненного формата полотно исторического жанра, посвященное Алишеру Навои и его эпохе. Произведение проникнуто богатой экспрессией живописного воплощения и поэтому не оставляет зрителя равнодушным. Оно замечательно разнообразием, психологической выразительностью и остротой типажа изображенных на ней личностей, что свидетельствует о мастерстве Темургалиба Джамолутдинова. С творчеством Темургалиба я познакомился на одной из ташкентских художественных выставок в 70-х годах прошлого века. Я обратил внимание на небольшие по формату, выполненные акварелью композиции жанрового и сатирического характера. Несмотря на то, что отдельные работы Темургалиба этого...
Read More

Boysun — historical and ethnocultural area

The decision of UNESCO to include Boysun district of Surkhandarya region, Uzbekistan in the register of "Masterpieces of Oral and Intangible Heritage of Humanity" became an important stimulus to promotion of traditional culture all over Central Asia and elaboration of long - term strategy of its preservation and further development. The efforts to reveal integral character of available variety of cultural genres and forms, to specify components, hierarchy, evolution and interaction of poetic and musical folklore, folk entertainments and art crafts have drew attention of the scientific circles of Uzbekistan and foreign countries to this unique area. The tendency to recognition of traditional culture of Boysun not just as a historical and cultural relict but equally as the important spiritual value of modern culture has come into being. Strategic location of Boysun on ancient caravan trade routes and, at the same time, farness from modern urban centers, what allowed keeping of unique traditions of folk culture, put forward a scientific task...
Read More

Байсун — историко- и этнокультурный заповедник

Важным стимулом в деле поддержки форм и жанров традиционной культуры во всем центральноазиатском регионе и выработки долгосрочной стратегии в сфере ее сохранения и дальнейшего развития стало решение ЮНЕСКО о признании Байсунского региона Сурхандарьинской области Узбекистана "Шедевром устного и нематериального наследия человечества". Попытка раскрыть целостный характер существующего жанрово-видового множества, определить состав, иерархию, эволюцию и взаимодействие устного поэтического творчества, музыкального фольклора, зрелищных представлений, художественных ремесел, обратила внимание научной общественности Узбекистана и зарубежных стран на этот уникальный регион. Наметилась тенденция к осознанию традиционной культуры Байсуна не только как историко-культурного реликта, но и как важной духовной ценности современности. Стратегическое положение Байсуна на древних караванно-торговых трассах и одновременно удаленность от современных крупных городских центров, позволившие сохранить уникальные традиции народной культуры, поставили перед учеными задачу комплексного исследования региона, как целостного историко-этнокультурного феномена. Жители Байсуна свято чтят сохранившиеся в регионе почти в первозданном виде народные традиции и обычаи, песни и танцы, ремесла и ритуалы, исторический стиль в одежде. Именно это богатое наследие и явилось основой ставшего уже традиционным Открытого...
Read More

The Boysun Deer

Upon acquaintance with folk culture of Boysun, the embroidery art looks magnificent. From the ancient time, the dowry of a bride included various embroidery pieces, which decorated a room of a newly - married couple. They were big decorative carpets - suzaneh; covers for blankets put on chests - borpush, taqiapush or choishab; frieze stripes running along the wall at the ceiling - dorpech, kirpech and zardevor; sandal - covers - sandalipush; covers for blunkets - bugdjoma, which were embroidered partly - only visible triangle. The embroidery decorated many subjects - from sacral pray carpets - djoinamaz, various towels and male belt shawls up to small housewares - tea pouches (choi - halta) and others. All subjects had own ornamental motif. In Boysun ornamental embroidery, like in the other regions of Uzbekistan, dominate floral and geometric patterns with rare pieces of stylized pictures of birds and animals. Innovations hardly penetrated into Boysun and for many centuries have been filtered through folk...
Read More

Байсунские олени

Одно из сильных впечатлений при знакомстве с народной культурой Байсуна производит вышивка. Издревле в состав приданого девушки входили различные виды вышивок, которые украшали комнату молодоженов. Это крупные декоративные панно - сюзане, покрывала для одеял, сложенных на сундуках, - борпуши, такьяпуши или чойшабы, фризовые полосы, проходящие вдоль стены под потолком, - дорпеч, кирпеч и зардеворы, покрывала на сандал - сандалипуш, для завертывания одеял - бугджома, вышивавшиеся частично - только видимый треугольник. Вышивкой украшались и другие предметы, - от сакральных молитвенных ковриков джойнамаз, различных полотенец и мужских поясных платков до мелких бытовых предметов - мешочков для чая (чой-халта), для зеркальца (ойна-халта) и др. Все вещи имели свой орнаментальный мотив. В орнаментике вышивки Байсуна, как и других районов Узбекистана, преобладает растительный и геометрический узор с редким вкраплением стилизованных изображений птиц и животных. Новое проникало в Байсун с большим трудом, проходило через многовековой фильтр народной интуиции и вкуса, поэтому обнаружение в Байсуне огромных сюзане с изображением возлежащих черноволосых белолицых красавиц, обнимавших грациозных оленей, является уникальным...
Read More

Chronicle of Art Life (January — April 2004)

January 8 - February 8 "Moments of Winter" - the Christmas photo exhibition held at the S.Yesenin Museum where were presented about fifty works crested by Tashkent photo artists. Among mountain landscapes and winter sketches of Tashkent and S. Petersburg was presented a serial - "Russian orthodox church in Tashkent". Metropolitan the Tashkent and Central Asian Vladimir attended the opening ceremony. January 22 - February 11 At CEH was held the exhibition devoted to the New Year celebrations in Far East. "New Year Kaleidoscope" had represented about 150 works. Among them there was a collection of costumes from the Tamara Khanum Museum, photo works by Vietnamese, Japanese, Chinese and Korean masters, given by THPh, graphics, porcelain and faience pieces of applied arts (China). January 30 - February 11 The personal exhibition "Aral Motives" marked the 80th - anniversary of R. Matevosyan. His art has been closely connected with Aral for more than forty years and represented the original chronicle of dramatic disaster of the sea....
Read More

Хроника художественной жизни (январь — апрель 2004)

8 января - 8 февраля "Мгновения зимы" - так называлась рождественская фотовыставка, состоявшаяся в музее С.Есенина, где было представлено около 50 работ ташкентских фотохудожников. Среди горных пейзажей и зимних этюдов Ташкента, Санкт-Петербурга была представлена и серия работ "Русская православная церковь в Ташкенте". На открытии выставки присутствовал Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. 22 января - 11 февраля В ЦСИ прошла выставка, посвященная празднованию Нового года в странах Дальнего Востока. На "Новогоднем калейдоскопе" было представлено около 150 работ. В их числе - коллекция костюмов из музея Тамары Ханум, фотоработы вьетнамских, японских, китайских и корейских мастеров, предоставленные ТДФ, графика, декоративно-прикладные изделия из фарфора и фаянса (Китай). 30 января - 11 февраля Персональной выставкой "Аральские мотивы" отметил свой 80-летний юбилей художник Р.Матевосян. Уже более 40 лет творчество автора неразрывно связано с Аралом и представляет собой своеобразную летопись трагической гибели моря. Около 40 работ в ЦВЗ составили нынешнюю экспозицию. 4 - 24 февраля В ЦСИ состоялись художественные выставки и вечера памяти, посвященные 80-летию со дня рождения Б.Брынских и 70-летию со дня рождения...
Read More

Palette of the ancient artist

For thirteen years, the joint Uzbek-French expedition headed by F. Grene and M. Kh. Isamiddinov has been working at the settlement of Afrasiab. For that period have been done many discoveries giving rich archaeological materials. The palette of some ancient artist found at excavation № 1 (excavation of F. Grene), inside the construction ditch dated from the last period (1212) is of great interest. The palette presents a triangular plate of 20.7x14.5x0.7 cm in size made of dense packsand (tracelogical analysis by G. F. Korobkova, director of the Experimental Tracelogical Laboratory at IIMK RAN). One side surface of the plate has fragments of pink paint along the left edge and in the middle forming all - over zone of paint cover. The paint solu-tion filled up all grooves in grainy surface of the plate and remained fractionally on convex parts. Along the right edge of the palette the paint doesn't form all - over spot. The opposite surface of the...
Read More

Палитра древнего художника

Вот уже много лет работает на городище Афрасиаб совместная узбекско-французская экспедиция, возглавляемая Ф. Грене и М.Х. Исамиддиновым. За это время было сделано много открытий и собрано немало археологического материала. Большой интерес представляет найденная на раскопе № 1 (раскопки Ф. Грене) в строительной яме последнего периода (1212 г.) палитра древнего художника. Она представляет собой плитку из плотного мелкозернистого песчаника треугольной формы, размером 20,7х14,5х0,7 см (трасологический анализ изделия произведен Г.Ф. Коробковой - заведующей Экспериментально-трасологической лабораторией ИИМК РАН). На одной из сторон плитки находятся остатки концентрированного раствора розовой краски, они сосредоточены вдоль левой и центральной части плитки, образуя сплошную зону распространения краски. Раствор краски заполнил все углубления шероховатой поверхности плитки и частично сохранился на выпуклых участках. Вдоль правой стороны палитры краска не образует сплошного пятна. Она разрозненна и представлена в виде размытых микропятен. Другая, противоположная, сторона палитры использовалась для разведения синей краски, от которой осталось небольшое пятно с отдельными размытыми следами на левой половине плитки. Любопытно, что в этом же раскопе была обнаружена керамическая...
Read More

Look back at your home, Wanderer

Among the first Tashkent's national artists of the 1930s, Khakim Rakhimov (1917 - 1943) took a special place due to his early formed independence of his art. His short career presents one of the most interesting pages in the art of Uzbekistan. After acquaintance with his works, we are looking at the same world but as if by the other eyes: it has become wider and more various - huge, quiet and a little sad. Subtle charm of especial poetry penetrates his works. Rakhimov's poetry has no tranquility; this is poetic perception of the life - its struggle and troubles. The artist had left this world behind him for us, enriching it with own experience. Original are art solutions in Kh.Rakhimov's works. Elusive images and colour generalization are used so that nothing breaks external calmness. He was going from dark to light; multilayered painting is laying on a dense ground in violet, claret or brown colors. Rakhimov used a palette -...
Read More

Оглянись на дом свой, странник

В группе первых национальных художников Ташкента 1930-х гг. ранней самостоятельностью программного творчества выделяется Хаким Рахимов (1917 - 1943). Его короткий творческий путь - одна из интереснейших страниц искусства Узбекистана. После встречи с работами художника мы смотрим на тот же мир другими глазами: он стал шире и многообразнее, - огромный, спокойный, чуть грустный. Неуловимым очарованием особой поэтичности пронизаны его работы. В поэзии Рахимова нет безмятежности, это поэтическое восприятие жизни - борьба и заботы. Художник оставил нам этот мир, присовокупив к нему свою жизнь. Оригинально живописное решение произведений Х.Рахимова. Зыбкие изображения, колористическое обобщение используются так, чтобы ничто не нарушало внешнего спокойствия. В процессе творчества он идет от темного к светлому; многослойная живопись ложится на плотный подмалевок фиолетового, бордо или коричневого цветов. Рахимов пользовался мастихином, снимая каждый раз слой краски, "лощил" изобразительную поверхность, которую затем прописывал широкой кистью, достигая впечатления бездонного пространства, усиленного жизненной подвижностью одухотворенной среды. Такой подход характерен для работ "Портрет мальчика", "Площадь Регистан", "Навои на берегу моря". Об их авторе говорит...
Read More

Art metal in everyday life of the Kazakhs

Art metal, by its decorative and symbolic significance, occupied one of key positions in traditional culture of the Kazakhs. Kitchen and table utensils, metal elements of musical instruments, furniture, harness and other subjects formed a wide field of production activity of metal craftsmen. Proto - forms of some subjects, production and decorative technologies of metal making are going back to the 2nd millennium B.C., to the art of the Iron Age, art traditions of the Huns' and Qimaqo - Qipchaqs' periods. Specialization of metal craftsmen: smith - usta, jewelers - zerger, coppersmiths - kolaushi had been clearly differentiated, perhaps, till the late 19th century. By the mid - 20th century more often one person usta had combined functions of a smith, jeweler and coppersmith. Traditional world vision of the Kazakhs includes the idea of casual connection between quantity of silver presented around and luck and welfare at home. Silver plates decorated elements of interior and housewares: wooden furniture (beds, chests, bins...
Read More

Художественный металл в бытовой среде казахов

Художественный металл по декоративной и символической значимости занимал одно из ведущих мест в традиционной культуре казахов. Хозяйственная утварь, металлические элементы музыкальных инструментов, посуды, мебели, конского снаряжения и других предметов составляли широкий круг деятельности мастера по металлу. Проформы ряда изделий, технические и декоративные приемы металлообработки восходят ко II тысячелетию до н. э., к искусству железного века, художественным традициям гуннского, кимако-кипчакского периодов. Специализация металлообработчиков: кузнецов - уста, ювелиров - зергер, медников - колаушы была четко выражена, видимо, вплоть до конца XIX в. К середине ХХ в. функции кузнеца, медника и ювелира чаще совмещаются в одном лице - уста. В традиционном представлении казахов существовала идея о связи между количественным объемом введенного в предметный мир серебра и удачей, благополучием в доме. Серебряными накладками декорировались элементы предметного окружения: деревянная мебель (кровати, сундуки, лари для хранения продуктов и других вещей, посудные шкафы, колыбель, чемоданы, вешалки для одежды), деревянная, кожаная посуда, кожаные чехлы для посуды и вещей. Наибольшее внимание уделялось включению серебра в семантически важные изделия: посуду, шкафы...
Read More

Art of Uzbekistan — into Internet

"In all entity there is neither essence, nor particle which does not connect with you by means of invisible threads stretching from them to you and from you to them." Ibn al - Arabi (1165 - 1240), Mecca's revelations. Internet - a global computer net - appeared just ten years ago in USA and a little later - in Western Europe. About seven years ago, it came to Uzbekistan. A number of Internet users in Uzbekistan is permanently growing. At the same time, Internet - resources in Uzbek sector of Internet are developing. Along with informative political and economic, entertaining sites and portals are being developed scientific and educational, cultural and art web-resources and personal users' sites. Internet has involved the field of fine and applied arts of Uzbekistan. There are special web - resources, which present scientific and popular articles, virtual galleries and even art salons. It should be noted that a number of Uzbekistan's Internet resources specialized in culture and art by...
Read More

Редакционная коллегия

Художественный металл по декоративной и символической значимости занимал одно из ведущих мест в традиционной культуре казахов. Хозяйственная утварь, металлические элементы музыкальных инструментов, посуды, мебели, конского снаряжения и других предметов составляли широкий круг деятельности мастера по металлу. Проформы ряда изделий, технические и декоративные приемы металлообработки восходят ко II тысячелетию до н. э., к искусству железного века, художественным традициям гуннского, кимако-кипчакского периодов. Специализация металлообработчиков: кузнецов - уста, ювелиров - зергер, медников - колаушы была четко выражена, видимо, вплоть до конца XIX в. К середине ХХ в. функции кузнеца, медника и ювелира чаще совмещаются в одном лице - уста. В традиционном представлении казахов существовала идея о связи между количественным объемом введенного в предметный мир серебра и удачей, благополучием в доме. Серебряными накладками декорировались элементы предметного окружения: деревянная мебель (кровати, сундуки, лари для хранения продуктов и других вещей, посудные шкафы, колыбель, чемоданы, вешалки для одежды), деревянная, кожаная посуда, кожаные чехлы для посуды и вещей. Наибольшее внимание уделялось включению серебра в семантически важные изделия: посуду, шкафы...
Read More