The Boysun Deer

Upon acquaintance with folk culture of Boysun, the embroidery art looks magnificent. From the ancient time, the dowry of a bride included various embroidery pieces, which decorated a room of a newly - married couple. They were big decorative carpets - suzaneh; covers for blankets put on chests - borpush, taqiapush or choishab; frieze stripes running along the wall at the ceiling - dorpech, kirpech and zardevor; sandal - covers - sandalipush; covers for blunkets - bugdjoma, which were embroidered partly - only visible triangle. The embroidery decorated many subjects - from sacral pray carpets - djoinamaz, various towels and male belt shawls up to small housewares - tea pouches (choi - halta) and others. All subjects had own ornamental motif. In Boysun ornamental embroidery, like in the other regions of Uzbekistan, dominate floral and geometric patterns with rare pieces of stylized pictures of birds and animals. Innovations hardly penetrated into Boysun and for many centuries have been filtered through folk...
Read More

The sea is leaving.

 Exhibition of three Karakalpak artists Among numerous art exhibitions held in Nukus in June 2003, which drew attention of amateurs of art there was an exposition "The Sea is leaving." presenting the works of the Karakalpak artists, S. Baibosynov, U. Saparov and B. Serekeev. Their names are well known not just within the republic but far abroad. The exhibition was organized by the Nukus branch of the Executive Committee of International Foundation of the Aral Sea Recovery and Karakalpak Branch of the Academy of Arts of Uzbekistan. It was held at the Exhibition Hall of the Karakalpak branch of AA Uz. Open Society Institute - Uzbekistan became its sponsor. The works, presented at the exhibition, enriched knowledge on a level of development and originality of modern Karakalpak art and revealed new aspects of creativity of already famous artists. Obviously, being like - minded towards professional tasks, understanding of national traditions in art and active interest to modern problems, Baibosynov, U. Saparov and...
Read More

Искусство Узбекистана — в Интернет

"Во всем бытии нет ни единой сущности, ни единой мельчайшей частицы, которые не соединялись бы с тобой тонкими связями, протянувшимися от них к тебе и от тебя к ним..." Ибн ал'Араби (1165-1240 гг.), Мекканские откровения Интернет - всемирная компьютерная сеть - появился лишь лет десять назад в США и чуть позднее - в западноевропейских странах. В Узбекистане его история насчитывает лет семь. Число пользователей Интернет в Узбекистане неуклонно растет. Параллельно с их ростом увеличивается и количество интернет-ресурсов в узбекском сегменте Интернет. Создаются информационно-политические, экономические, развлекательные сайты и порталы, растет число научно-образовательных, веб-ресурсов, сайтов по культуре и искусству, появляются индивидуальные странички пользователей. Интернет затронул и сферу изобразительного и прикладного искусства Узбекистана. В узбекском сегменте Интернета появляются специализированные веб-ресурсы, научные статьи, публицистические материалы, виртуальные галереи и даже художественные салоны. Следует отметить, что количество Интернет-ресурсов Узбекистана в области культуры и искусства превышает по количественным показателям сайты, к примеру, в области науки, истории или здравоохранении. Возможно, это связано с тем, что рынок прикладного искусства всегда был более развит...
Read More

Chronicle of Art Life (January — April 2004)

January 8 - February 8 "Moments of Winter" - the Christmas photo exhibition held at the S.Yesenin Museum where were presented about fifty works crested by Tashkent photo artists. Among mountain landscapes and winter sketches of Tashkent and S. Petersburg was presented a serial - "Russian orthodox church in Tashkent". Metropolitan the Tashkent and Central Asian Vladimir attended the opening ceremony. January 22 - February 11 At CEH was held the exhibition devoted to the New Year celebrations in Far East. "New Year Kaleidoscope" had represented about 150 works. Among them there was a collection of costumes from the Tamara Khanum Museum, photo works by Vietnamese, Japanese, Chinese and Korean masters, given by THPh, graphics, porcelain and faience pieces of applied arts (China). January 30 - February 11 The personal exhibition "Aral Motives" marked the 80th - anniversary of R. Matevosyan. His art has been closely connected with Aral for more than forty years and represented the original chronicle of dramatic disaster of the sea....
Read More

Temurgalib Djamolutdinov

In halls of the State Museum of Literature of Uzbekistan in Tashkent your attention will be surely drawn by two pictures exposing famous national poets Uvaisi and Nadira, whose names are well known to all people interested in literature and poetry. The pictures reflect charm images and mood of high poetic inspiration and deep sadness of these famous women guessed by the artist. The portraits were created by Temurgalib Djamolutdinov. They are full of poetry and music and bear through centuries greatness and eternal value of creativity of these poetesses from Kokand. At the same museum, there is a historical canvas devoted to Alisher Navoi and his epoch. The work is penetrated by rich expressiveness and deeply touches the spectators. It is notable by its psychological impressiveness and bright characters exposed in it, what proves high skills of Temurgalib Djamolutdinov. I knew the art of Temurgalib at one of Tashkent art exhibitions in the 1970s. I directed my attention to small aquarelle...
Read More

Узбекская эстрадная песня на рубеже столетий

Песня всегда занимала важное место в жизни человека. Каждый из нас испытывает потребность найти нужное выражение всему тому, во что мы верим, на что надеемся, даже когда сознаем, что наша мечта не может осуществиться. Для этого порой не хватает слов, тогда-то и вступает в свои права музыка и прежде всего такое ее естественное, изначальное, проявление, как песня. Она рассчитана на людей, не искушенных в тонкостях музыкального искусства. Однако не всякая песня способна завоевать их сердца, стать любимой. Популярность - удел немногих образцов песенного жанра, обладающего лишь кажущейся простотой. Песня не существует вне её бытования, хотя она может звучать и на хирмане, и во время народных гуляний, и на семейных торжествах, и на концертной эстраде. Ее жизнь невозможна вне бесчисленных воспроизведений, осуществляемых людьми как совместно, в кругу близких друзей, так и наедине. Поэтому реальное бытование песни - неотъемлемое свойство ее художественной природы. На современном этапе так называемая "легкая", т.е. массовая, легкожанровая музыка приняла грандиозные масштабы. Подобно тому, как в композиторском творчестве отражаются...
Read More

Palette of the ancient artist

For thirteen years, the joint Uzbek-French expedition headed by F. Grene and M. Kh. Isamiddinov has been working at the settlement of Afrasiab. For that period have been done many discoveries giving rich archaeological materials. The palette of some ancient artist found at excavation № 1 (excavation of F. Grene), inside the construction ditch dated from the last period (1212) is of great interest. The palette presents a triangular plate of 20.7x14.5x0.7 cm in size made of dense packsand (tracelogical analysis by G. F. Korobkova, director of the Experimental Tracelogical Laboratory at IIMK RAN). One side surface of the plate has fragments of pink paint along the left edge and in the middle forming all - over zone of paint cover. The paint solu-tion filled up all grooves in grainy surface of the plate and remained fractionally on convex parts. Along the right edge of the palette the paint doesn't form all - over spot. The opposite surface of the...
Read More

К творческому портрету Бахтиёра Махкамова

В произведениях ряда современных узбекских художников нередко прослеживается тенденция приблизить живопись по силе ее непосредственного воздействия к музыке. Пример тому - картины "Реквием", "Корейская песнь о черном солнце" Н.Шина, "Мелодия пустыни" Д.Усманова, "Мелодия", "Песнь об узбекских девушках", "Песнь Родины" Б.Махкамова, "Мелодия старого города", "Песня" Д.Умарбекова и т.д. Стремление к созданию "звучащей" живописи можно проследить и в творчестве художника Б.Махкамова. Его работы хорошо известны не только в нашей республике, но и за рубежом. Б.Махкамов - участник многих республиканских и зарубежных (Америка, Англия, Голландия, Турция, Венгрия, Марокко, Израиль, Австрия, Германия) выставок. Пожалуй, нет такого жанра живописи, в котором Б.Махкамов не пробовал бы свои силы: это портреты, пейзажи, натюрморты и т.п. Он один из тех художников, которые стремятся определить дальнейшее развитие узбекского искусства в XXI в., гармонично связывая элементы традиционной, национальной художественной культуры и современное видение мира. При знакомстве с его полотнами обращает на себя внимание пафос утверждения нового в искусстве; художник стремится увидеть в частном значительное, типическое, усилить психологический аспект работ. Художник много путешествует,...
Read More

Симпозиум скульпторов в городе Навои

В августе-сентябре 2003 г. по инициативе Навоийского областного хокимията и АХ Узбекистана в городе Навои прошел очередной Международный симпозиум скульпторов, работающих в мраморе, который был посвящен Алишеру Навои и его эпохе. В нем приняли участие скульпторы из Казахстана, России, Узбекистана. Проведение подобных мероприятий традиционно для Узбекистана. Симпозиумы в Ташкенте (1984), Бухаре (1990), Навои (2003) оставили неизгладимый след, как в виде новых впечатлений и обмена опытом, так и в виде работ, которые украсили города, в которых они проходили. Среди участников нынешнего симпозиума - известные скульпторы Туляган Таджиходжаев (Узбекистан, Ташкент), Сергей Лопухов (Россия, Москва), Кадырхан Какимов (Казахстан, Алматы), Туляган Еркулов (Узбекистан, Самарканд), Курбан Норхурозов (Узбекистан, Бухара), Улаш Ураков (Узбекистан, Бухара), Магомед-Али Алиев (Узбекистан, Навои), Мартин Антонян (Узбекистан, Навои). После завершения симпозиума работы скульпторов были установлены в парковой зоне г. Навои, перед зданиями Навоийского горно-металлургического комбината, областной больницы и вдоль улицы Навои....
Read More

Look back at your home, Wanderer

Among the first Tashkent's national artists of the 1930s, Khakim Rakhimov (1917 - 1943) took a special place due to his early formed independence of his art. His short career presents one of the most interesting pages in the art of Uzbekistan. After acquaintance with his works, we are looking at the same world but as if by the other eyes: it has become wider and more various - huge, quiet and a little sad. Subtle charm of especial poetry penetrates his works. Rakhimov's poetry has no tranquility; this is poetic perception of the life - its struggle and troubles. The artist had left this world behind him for us, enriching it with own experience. Original are art solutions in Kh.Rakhimov's works. Elusive images and colour generalization are used so that nothing breaks external calmness. He was going from dark to light; multilayered painting is laying on a dense ground in violet, claret or brown colors. Rakhimov used a palette -...
Read More

Ташкентская Биеннале 2003 — итоги и перспективы

В октябре 2003 г. в Ташкенте проходила 2-я Ташкентская Биеннале-2003, инициаторами которой, как и Биеннале-2001, выступили Академия художеств Узбекистана и хокимият г.Ташкента. 58 участников и гостей из 21 страны мира приняли участие в этой крупной художественной акции. В состав представительного международного жюри вошли: председатель - доктор Андре Наков ( Франция) - известный арт-критик, Лорето Чичеро (Италия) - профессор Academia di Belle arti Aldo Galli г.Комо, Франц Фрай (Швейцария) - арт-критик, Хан Хен Сам (Корея) - председатель художественной Ассоциации искусств, Масут Фаткулин (Россия) - председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников и Джавлон Умарбеков (Узбекистан) - академик АХ Узбекистана, Народный художник Узбекистана. 6 октября в Центральном выставочном зале, где проходила выставка, в торжественной обстановке при громадном стечении народа были подведены итоги Ташкентской Биеннале-2003. Главный приз выставки "Гран-при" был вручен Улану Джапарову (Кыргызстан); первый приз - за оригинальную интерпретацию традиций национальной культуры - Сергею Алибекову (Узбекистан); второй приз - за оригинальное концептуальное воплощение художественных идей - Мухаммаду Али Махмуду Насра (АРЕ). Специальные призы Международного жюри были...
Read More

Новые имена. Дмитрий Новаков

Дмитрий Новаков родился в 1970 г. в Новосибирске. В 1992 г. окончил Ташкентский государственный педагогический институт им. Низами. Будучи студентом, принимал участие в конкурсе карикатуры "Волчок" в Москве. Работал препоавателем в школе, дизайнером в архитектурном отделе турецкой строительной фирмы "Ай-Сель". В 2002 г. принят в члены Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Многие работы Д.Новакова находятся в частных коллекциях США, Австралии, ЮАР, Германии, Англии и других стран. В 2003 г. Дмитрий на конкурсе "The Yomiuri International Cartoon Contest" Section в Японии получил приз "The Citation" и награжден медалью. Дмитрий Новаков принимал участие как в республиканских, так и в ряде зарубежных выставок, в том числе: 1999 - персональная выставка в Музее С.Есенина. 2000 - выставка "Открытый дом", Штат Джорджия (США). 2001 - Республиканская выставка "Природа и художник". 2001 - 2002 - участие в Международном конкурсе "Bolognafiere" (Болонья, Италия) на самые красивые илюстрации для детских книг. 2002 - выставка графики "Арт-Синтез". 2002 - персональная выставка в медицинском центре А.Назарова. 2002 - выставка "Акварель, рисунок" в центре современного искусства. 2003 - выставка "Пластика...
Read More

Art metal in everyday life of the Kazakhs

Art metal, by its decorative and symbolic significance, occupied one of key positions in traditional culture of the Kazakhs. Kitchen and table utensils, metal elements of musical instruments, furniture, harness and other subjects formed a wide field of production activity of metal craftsmen. Proto - forms of some subjects, production and decorative technologies of metal making are going back to the 2nd millennium B.C., to the art of the Iron Age, art traditions of the Huns' and Qimaqo - Qipchaqs' periods. Specialization of metal craftsmen: smith - usta, jewelers - zerger, coppersmiths - kolaushi had been clearly differentiated, perhaps, till the late 19th century. By the mid - 20th century more often one person usta had combined functions of a smith, jeweler and coppersmith. Traditional world vision of the Kazakhs includes the idea of casual connection between quantity of silver presented around and luck and welfare at home. Silver plates decorated elements of interior and housewares: wooden furniture (beds, chests, bins...
Read More

Байсун — историко- и этнокультурный заповедник

Важным стимулом в деле поддержки форм и жанров традиционной культуры во всем центральноазиатском регионе и выработки долгосрочной стратегии в сфере ее сохранения и дальнейшего развития стало решение ЮНЕСКО о признании Байсунского региона Сурхандарьинской области Узбекистана "Шедевром устного и нематериального наследия человечества". Попытка раскрыть целостный характер существующего жанрово-видового множества, определить состав, иерархию, эволюцию и взаимодействие устного поэтического творчества, музыкального фольклора, зрелищных представлений, художественных ремесел, обратила внимание научной общественности Узбекистана и зарубежных стран на этот уникальный регион. Наметилась тенденция к осознанию традиционной культуры Байсуна не только как историко-культурного реликта, но и как важной духовной ценности современности. Стратегическое положение Байсуна на древних караванно-торговых трассах и одновременно удаленность от современных крупных городских центров, позволившие сохранить уникальные традиции народной культуры, поставили перед учеными задачу комплексного исследования региона, как целостного историко-этнокультурного феномена. Жители Байсуна свято чтят сохранившиеся в регионе почти в первозданном виде народные традиции и обычаи, песни и танцы, ремесла и ритуалы, исторический стиль в одежде. Именно это богатое наследие и явилось основой ставшего уже традиционным Открытого...
Read More

Новые имена. Эшмамат Хайитов

Эшмамат Хайитов родился в 1973 г. в Кашкадарьинской области. В 1996 г. окончил Республиканское художественное училище им П.П.Бенькова. В 1996-1998 гг. продолжил учебу в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзада. В 1998 г., став обладателем гранта Президентского фонда "Умид", получил возможность учиться в Academia di Belle arti Aldo Galli в итальянском городе Комо, которую успешно окончил в 2002 г. Эшмамат принимал участие во многих международных смотрах-конкурсах и выставках, на которых стал обладателем многочисленных наград. Состоялось и несколько его персональных выставок. Произведения художника пополнили многие частные коллекции и галереи зарубежных стран. С 2001 г. Эшмамат Хайитов - член творческого объединения "Centro Sociale 1990 Como". В 2002 г. он получил "Гран-при" этого объединения. Художник занимается не только живописью. Он - график, дизайнер, скульптор, знает гончарное и фотодело. Многому научился Эшмамат у народного художника Узбекистана Абдулхака Абдуллаева и у профессора Бахтиёра Бабаева, а также у итальянских художников, искусствоведов и историков, таких, как профессор Верга, Де Града, Лилло Чичеро и многих других....
Read More

Art of Uzbekistan — into Internet

"In all entity there is neither essence, nor particle which does not connect with you by means of invisible threads stretching from them to you and from you to them." Ibn al - Arabi (1165 - 1240), Mecca's revelations. Internet - a global computer net - appeared just ten years ago in USA and a little later - in Western Europe. About seven years ago, it came to Uzbekistan. A number of Internet users in Uzbekistan is permanently growing. At the same time, Internet - resources in Uzbek sector of Internet are developing. Along with informative political and economic, entertaining sites and portals are being developed scientific and educational, cultural and art web-resources and personal users' sites. Internet has involved the field of fine and applied arts of Uzbekistan. There are special web - resources, which present scientific and popular articles, virtual galleries and even art salons. It should be noted that a number of Uzbekistan's Internet resources specialized in culture and art by...
Read More

Байсунские олени

Одно из сильных впечатлений при знакомстве с народной культурой Байсуна производит вышивка. Издревле в состав приданого девушки входили различные виды вышивок, которые украшали комнату молодоженов. Это крупные декоративные панно - сюзане, покрывала для одеял, сложенных на сундуках, - борпуши, такьяпуши или чойшабы, фризовые полосы, проходящие вдоль стены под потолком, - дорпеч, кирпеч и зардеворы, покрывала на сандал - сандалипуш, для завертывания одеял - бугджома, вышивавшиеся частично - только видимый треугольник. Вышивкой украшались и другие предметы, - от сакральных молитвенных ковриков джойнамаз, различных полотенец и мужских поясных платков до мелких бытовых предметов - мешочков для чая (чой-халта), для зеркальца (ойна-халта) и др. Все вещи имели свой орнаментальный мотив. В орнаментике вышивки Байсуна, как и других районов Узбекистана, преобладает растительный и геометрический узор с редким вкраплением стилизованных изображений птиц и животных. Новое проникало в Байсун с большим трудом, проходило через многовековой фильтр народной интуиции и вкуса, поэтому обнаружение в Байсуне огромных сюзане с изображением возлежащих черноволосых белолицых красавиц, обнимавших грациозных оленей, является уникальным...
Read More

Новый учебник

Законы Республики Узбекистан "Об образовании" и "Национальная программа по подготовке кадров" обеспечивают подготовку специалистов для всех сфер народного хозяйства, в том числе и сферы художественного образования. На современном этапе общественного развития большое значение имеет создание новых учебников и учебных пособий, в которых учитывались бы не только новейшие тенденции педагогической науки, но и изменившийся социокультурный и общественно-исторический контекст. Ученые республики уделяют большое внимание созданию таких учебников как для общеобразовательных, так и для специализированных школ. Один из них - опубликованный в 2003 г. на узбекском языке учебник "Rangtasvir" ("Живопись") для 5-9 классов Его авторы - известные художники и педагоги республики Т.Кузиев, А.Эгамов, Т.Каноатов, А.Нуркабилов. Ответственный редактор - академик АХ Уз А.Хакимов. Подобного пособия пока нет даже в высших художественных учебных заведениях республики. Учебник рекомендован к изданию Академией художеств Узбекистана, Министерством народного образования, Республиканским центром образования, Научно-методическим центром изобразительного искусства. Основная цель его - воспитание художественной культуры и образного мышления, творческой деятельности учащихся. Книга учит беречь и ценить произведения искусства, знакомит с работами известных художников,...
Read More

The Uzbek pop music at the change of centuries

The song has always occupied an important place in the life of people. Each of us needs to find proper expression of everything we believe and hope, even when we understand that our dream cannot be true. Sometimes there are no words to do it and then music, first of all its most natural and primary form - the song is coming. This is for the people, which have been not too experienced in secrets of musical art. However, not any song is capable to capture hearts of the people, and to become favourite. Popularity is a destiny of few samples of this genre, seeming simple just at the first look. The song can not exist outside of its being, though it can sound at khirman, public festivals, at family celebrations and on the concert stage. Its life is impossible without uncountable reproductions, carried out by the people together, in a circle of close friends and alone. Therefore, its actual...
Read More

Хроника художественной жизни (январь — апрель 2004)

8 января - 8 февраля "Мгновения зимы" - так называлась рождественская фотовыставка, состоявшаяся в музее С.Есенина, где было представлено около 50 работ ташкентских фотохудожников. Среди горных пейзажей и зимних этюдов Ташкента, Санкт-Петербурга была представлена и серия работ "Русская православная церковь в Ташкенте". На открытии выставки присутствовал Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. 22 января - 11 февраля В ЦСИ прошла выставка, посвященная празднованию Нового года в странах Дальнего Востока. На "Новогоднем калейдоскопе" было представлено около 150 работ. В их числе - коллекция костюмов из музея Тамары Ханум, фотоработы вьетнамских, японских, китайских и корейских мастеров, предоставленные ТДФ, графика, декоративно-прикладные изделия из фарфора и фаянса (Китай). 30 января - 11 февраля Персональной выставкой "Аральские мотивы" отметил свой 80-летний юбилей художник Р.Матевосян. Уже более 40 лет творчество автора неразрывно связано с Аралом и представляет собой своеобразную летопись трагической гибели моря. Около 40 работ в ЦВЗ составили нынешнюю экспозицию. 4 - 24 февраля В ЦСИ состоялись художественные выставки и вечера памяти, посвященные 80-летию со дня рождения Б.Брынских и 70-летию со дня рождения...
Read More