The Boysun Deer

Upon acquaintance with folk culture of Boysun, the embroidery art looks magnificent. From the ancient time, the dowry of a bride included various embroidery pieces, which decorated a room of a newly - married couple. They were big decorative carpets - suzaneh; covers for blankets put on chests - borpush, taqiapush or choishab; frieze stripes running along the wall at the ceiling - dorpech, kirpech and zardevor; sandal - covers - sandalipush; covers for blunkets - bugdjoma, which were embroidered partly - only visible triangle. The embroidery decorated many subjects - from sacral pray carpets - djoinamaz, various towels and male belt shawls up to small housewares - tea pouches (choi - halta) and others. All subjects had own ornamental motif. In Boysun ornamental embroidery, like in the other regions of Uzbekistan, dominate floral and geometric patterns with rare pieces of stylized pictures of birds and animals. Innovations hardly penetrated into Boysun and for many centuries have been filtered through folk...
Read More

Байсунские олени

Одно из сильных впечатлений при знакомстве с народной культурой Байсуна производит вышивка. Издревле в состав приданого девушки входили различные виды вышивок, которые украшали комнату молодоженов. Это крупные декоративные панно - сюзане, покрывала для одеял, сложенных на сундуках, - борпуши, такьяпуши или чойшабы, фризовые полосы, проходящие вдоль стены под потолком, - дорпеч, кирпеч и зардеворы, покрывала на сандал - сандалипуш, для завертывания одеял - бугджома, вышивавшиеся частично - только видимый треугольник. Вышивкой украшались и другие предметы, - от сакральных молитвенных ковриков джойнамаз, различных полотенец и мужских поясных платков до мелких бытовых предметов - мешочков для чая (чой-халта), для зеркальца (ойна-халта) и др. Все вещи имели свой орнаментальный мотив. В орнаментике вышивки Байсуна, как и других районов Узбекистана, преобладает растительный и геометрический узор с редким вкраплением стилизованных изображений птиц и животных. Новое проникало в Байсун с большим трудом, проходило через многовековой фильтр народной интуиции и вкуса, поэтому обнаружение в Байсуне огромных сюзане с изображением возлежащих черноволосых белолицых красавиц, обнимавших грациозных оленей, является уникальным...
Read More

Chronicle of Art Life (January — April 2004)

January 8 - February 8 "Moments of Winter" - the Christmas photo exhibition held at the S.Yesenin Museum where were presented about fifty works crested by Tashkent photo artists. Among mountain landscapes and winter sketches of Tashkent and S. Petersburg was presented a serial - "Russian orthodox church in Tashkent". Metropolitan the Tashkent and Central Asian Vladimir attended the opening ceremony. January 22 - February 11 At CEH was held the exhibition devoted to the New Year celebrations in Far East. "New Year Kaleidoscope" had represented about 150 works. Among them there was a collection of costumes from the Tamara Khanum Museum, photo works by Vietnamese, Japanese, Chinese and Korean masters, given by THPh, graphics, porcelain and faience pieces of applied arts (China). January 30 - February 11 The personal exhibition "Aral Motives" marked the 80th - anniversary of R. Matevosyan. His art has been closely connected with Aral for more than forty years and represented the original chronicle of dramatic disaster of the sea....
Read More

Хроника художественной жизни (январь — апрель 2004)

8 января - 8 февраля "Мгновения зимы" - так называлась рождественская фотовыставка, состоявшаяся в музее С.Есенина, где было представлено около 50 работ ташкентских фотохудожников. Среди горных пейзажей и зимних этюдов Ташкента, Санкт-Петербурга была представлена и серия работ "Русская православная церковь в Ташкенте". На открытии выставки присутствовал Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. 22 января - 11 февраля В ЦСИ прошла выставка, посвященная празднованию Нового года в странах Дальнего Востока. На "Новогоднем калейдоскопе" было представлено около 150 работ. В их числе - коллекция костюмов из музея Тамары Ханум, фотоработы вьетнамских, японских, китайских и корейских мастеров, предоставленные ТДФ, графика, декоративно-прикладные изделия из фарфора и фаянса (Китай). 30 января - 11 февраля Персональной выставкой "Аральские мотивы" отметил свой 80-летний юбилей художник Р.Матевосян. Уже более 40 лет творчество автора неразрывно связано с Аралом и представляет собой своеобразную летопись трагической гибели моря. Около 40 работ в ЦВЗ составили нынешнюю экспозицию. 4 - 24 февраля В ЦСИ состоялись художественные выставки и вечера памяти, посвященные 80-летию со дня рождения Б.Брынских и 70-летию со дня рождения...
Read More

Palette of the ancient artist

For thirteen years, the joint Uzbek-French expedition headed by F. Grene and M. Kh. Isamiddinov has been working at the settlement of Afrasiab. For that period have been done many discoveries giving rich archaeological materials. The palette of some ancient artist found at excavation № 1 (excavation of F. Grene), inside the construction ditch dated from the last period (1212) is of great interest. The palette presents a triangular plate of 20.7x14.5x0.7 cm in size made of dense packsand (tracelogical analysis by G. F. Korobkova, director of the Experimental Tracelogical Laboratory at IIMK RAN). One side surface of the plate has fragments of pink paint along the left edge and in the middle forming all - over zone of paint cover. The paint solu-tion filled up all grooves in grainy surface of the plate and remained fractionally on convex parts. Along the right edge of the palette the paint doesn't form all - over spot. The opposite surface of the...
Read More

Палитра древнего художника

Вот уже много лет работает на городище Афрасиаб совместная узбекско-французская экспедиция, возглавляемая Ф. Грене и М.Х. Исамиддиновым. За это время было сделано много открытий и собрано немало археологического материала. Большой интерес представляет найденная на раскопе № 1 (раскопки Ф. Грене) в строительной яме последнего периода (1212 г.) палитра древнего художника. Она представляет собой плитку из плотного мелкозернистого песчаника треугольной формы, размером 20,7х14,5х0,7 см (трасологический анализ изделия произведен Г.Ф. Коробковой - заведующей Экспериментально-трасологической лабораторией ИИМК РАН). На одной из сторон плитки находятся остатки концентрированного раствора розовой краски, они сосредоточены вдоль левой и центральной части плитки, образуя сплошную зону распространения краски. Раствор краски заполнил все углубления шероховатой поверхности плитки и частично сохранился на выпуклых участках. Вдоль правой стороны палитры краска не образует сплошного пятна. Она разрозненна и представлена в виде размытых микропятен. Другая, противоположная, сторона палитры использовалась для разведения синей краски, от которой осталось небольшое пятно с отдельными размытыми следами на левой половине плитки. Любопытно, что в этом же раскопе была обнаружена керамическая...
Read More

Look back at your home, Wanderer

Among the first Tashkent's national artists of the 1930s, Khakim Rakhimov (1917 - 1943) took a special place due to his early formed independence of his art. His short career presents one of the most interesting pages in the art of Uzbekistan. After acquaintance with his works, we are looking at the same world but as if by the other eyes: it has become wider and more various - huge, quiet and a little sad. Subtle charm of especial poetry penetrates his works. Rakhimov's poetry has no tranquility; this is poetic perception of the life - its struggle and troubles. The artist had left this world behind him for us, enriching it with own experience. Original are art solutions in Kh.Rakhimov's works. Elusive images and colour generalization are used so that nothing breaks external calmness. He was going from dark to light; multilayered painting is laying on a dense ground in violet, claret or brown colors. Rakhimov used a palette -...
Read More

Оглянись на дом свой, странник

В группе первых национальных художников Ташкента 1930-х гг. ранней самостоятельностью программного творчества выделяется Хаким Рахимов (1917 - 1943). Его короткий творческий путь - одна из интереснейших страниц искусства Узбекистана. После встречи с работами художника мы смотрим на тот же мир другими глазами: он стал шире и многообразнее, - огромный, спокойный, чуть грустный. Неуловимым очарованием особой поэтичности пронизаны его работы. В поэзии Рахимова нет безмятежности, это поэтическое восприятие жизни - борьба и заботы. Художник оставил нам этот мир, присовокупив к нему свою жизнь. Оригинально живописное решение произведений Х.Рахимова. Зыбкие изображения, колористическое обобщение используются так, чтобы ничто не нарушало внешнего спокойствия. В процессе творчества он идет от темного к светлому; многослойная живопись ложится на плотный подмалевок фиолетового, бордо или коричневого цветов. Рахимов пользовался мастихином, снимая каждый раз слой краски, "лощил" изобразительную поверхность, которую затем прописывал широкой кистью, достигая впечатления бездонного пространства, усиленного жизненной подвижностью одухотворенной среды. Такой подход характерен для работ "Портрет мальчика", "Площадь Регистан", "Навои на берегу моря". Об их авторе говорит...
Read More

Art metal in everyday life of the Kazakhs

Art metal, by its decorative and symbolic significance, occupied one of key positions in traditional culture of the Kazakhs. Kitchen and table utensils, metal elements of musical instruments, furniture, harness and other subjects formed a wide field of production activity of metal craftsmen. Proto - forms of some subjects, production and decorative technologies of metal making are going back to the 2nd millennium B.C., to the art of the Iron Age, art traditions of the Huns' and Qimaqo - Qipchaqs' periods. Specialization of metal craftsmen: smith - usta, jewelers - zerger, coppersmiths - kolaushi had been clearly differentiated, perhaps, till the late 19th century. By the mid - 20th century more often one person usta had combined functions of a smith, jeweler and coppersmith. Traditional world vision of the Kazakhs includes the idea of casual connection between quantity of silver presented around and luck and welfare at home. Silver plates decorated elements of interior and housewares: wooden furniture (beds, chests, bins...
Read More

Художественный металл в бытовой среде казахов

Художественный металл по декоративной и символической значимости занимал одно из ведущих мест в традиционной культуре казахов. Хозяйственная утварь, металлические элементы музыкальных инструментов, посуды, мебели, конского снаряжения и других предметов составляли широкий круг деятельности мастера по металлу. Проформы ряда изделий, технические и декоративные приемы металлообработки восходят ко II тысячелетию до н. э., к искусству железного века, художественным традициям гуннского, кимако-кипчакского периодов. Специализация металлообработчиков: кузнецов - уста, ювелиров - зергер, медников - колаушы была четко выражена, видимо, вплоть до конца XIX в. К середине ХХ в. функции кузнеца, медника и ювелира чаще совмещаются в одном лице - уста. В традиционном представлении казахов существовала идея о связи между количественным объемом введенного в предметный мир серебра и удачей, благополучием в доме. Серебряными накладками декорировались элементы предметного окружения: деревянная мебель (кровати, сундуки, лари для хранения продуктов и других вещей, посудные шкафы, колыбель, чемоданы, вешалки для одежды), деревянная, кожаная посуда, кожаные чехлы для посуды и вещей. Наибольшее внимание уделялось включению серебра в семантически важные изделия: посуду, шкафы...
Read More

Art of Uzbekistan — into Internet

"In all entity there is neither essence, nor particle which does not connect with you by means of invisible threads stretching from them to you and from you to them." Ibn al - Arabi (1165 - 1240), Mecca's revelations. Internet - a global computer net - appeared just ten years ago in USA and a little later - in Western Europe. About seven years ago, it came to Uzbekistan. A number of Internet users in Uzbekistan is permanently growing. At the same time, Internet - resources in Uzbek sector of Internet are developing. Along with informative political and economic, entertaining sites and portals are being developed scientific and educational, cultural and art web-resources and personal users' sites. Internet has involved the field of fine and applied arts of Uzbekistan. There are special web - resources, which present scientific and popular articles, virtual galleries and even art salons. It should be noted that a number of Uzbekistan's Internet resources specialized in culture and art by...
Read More

Редакционная коллегия

Художественный металл по декоративной и символической значимости занимал одно из ведущих мест в традиционной культуре казахов. Хозяйственная утварь, металлические элементы музыкальных инструментов, посуды, мебели, конского снаряжения и других предметов составляли широкий круг деятельности мастера по металлу. Проформы ряда изделий, технические и декоративные приемы металлообработки восходят ко II тысячелетию до н. э., к искусству железного века, художественным традициям гуннского, кимако-кипчакского периодов. Специализация металлообработчиков: кузнецов - уста, ювелиров - зергер, медников - колаушы была четко выражена, видимо, вплоть до конца XIX в. К середине ХХ в. функции кузнеца, медника и ювелира чаще совмещаются в одном лице - уста. В традиционном представлении казахов существовала идея о связи между количественным объемом введенного в предметный мир серебра и удачей, благополучием в доме. Серебряными накладками декорировались элементы предметного окружения: деревянная мебель (кровати, сундуки, лари для хранения продуктов и других вещей, посудные шкафы, колыбель, чемоданы, вешалки для одежды), деревянная, кожаная посуда, кожаные чехлы для посуды и вещей. Наибольшее внимание уделялось включению серебра в семантически важные изделия: посуду, шкафы...
Read More

The Uzbek pop music at the change of centuries

The song has always occupied an important place in the life of people. Each of us needs to find proper expression of everything we believe and hope, even when we understand that our dream cannot be true. Sometimes there are no words to do it and then music, first of all its most natural and primary form - the song is coming. This is for the people, which have been not too experienced in secrets of musical art. However, not any song is capable to capture hearts of the people, and to become favourite. Popularity is a destiny of few samples of this genre, seeming simple just at the first look. The song can not exist outside of its being, though it can sound at khirman, public festivals, at family celebrations and on the concert stage. Its life is impossible without uncountable reproductions, carried out by the people together, in a circle of close friends and alone. Therefore, its actual...
Read More

Искусство Узбекистана — в Интернет

"Во всем бытии нет ни единой сущности, ни единой мельчайшей частицы, которые не соединялись бы с тобой тонкими связями, протянувшимися от них к тебе и от тебя к ним..." Ибн ал'Араби (1165-1240 гг.), Мекканские откровения Интернет - всемирная компьютерная сеть - появился лишь лет десять назад в США и чуть позднее - в западноевропейских странах. В Узбекистане его история насчитывает лет семь. Число пользователей Интернет в Узбекистане неуклонно растет. Параллельно с их ростом увеличивается и количество интернет-ресурсов в узбекском сегменте Интернет. Создаются информационно-политические, экономические, развлекательные сайты и порталы, растет число научно-образовательных, веб-ресурсов, сайтов по культуре и искусству, появляются индивидуальные странички пользователей. Интернет затронул и сферу изобразительного и прикладного искусства Узбекистана. В узбекском сегменте Интернета появляются специализированные веб-ресурсы, научные статьи, публицистические материалы, виртуальные галереи и даже художественные салоны. Следует отметить, что количество Интернет-ресурсов Узбекистана в области культуры и искусства превышает по количественным показателям сайты, к примеру, в области науки, истории или здравоохранении. Возможно, это связано с тем, что рынок прикладного искусства всегда был более развит...
Read More

Symposium of sculptors in Navoi

In August - September 2003, in Navoi city on initiative of Navoi regional khokimiyat and the Academy of Arts of Uzbekistan was held the regular International Symposium of sculptors working in marble. The symposium was devoted to Alisher Navoi and his epoch. The sculptors from Kazakhstan, Russia and Uzbekistan became participants of the symposium. Such actions are traditional for Uzbekistan. Symposia in Tashkent (1984), Bukhara (1990) and Navoi (2003) left a remarkable trace both in a form of fresh impressions and new experience exchange and in the works, which decorated the cities where they were held. Among the participants of this symposium there were sculptors Tulyagan Tadjikhodjaev (Uzbekistan, Tashkent), Sergey Lopukhov (Russia, Moscow), Kadirkhan Kakimov (Kazakhstan, Almaty), Tulyagan Erkulov (Uzbekistan, Samarkand), Kurban Norhurozov (Uzbekistan, Bukhara), Ulash Urakov (Uzbekistan, Bukhara), Magomet - Ali Aliev (Uzbekistan, Navoi) and Martin Antonyan (Uzbekistan, Navoi). After the symposium, the works presented by the sculptors were installed in the park of Navoi city before the buildings of mining...
Read More

Узбекская эстрадная песня на рубеже столетий

Песня всегда занимала важное место в жизни человека. Каждый из нас испытывает потребность найти нужное выражение всему тому, во что мы верим, на что надеемся, даже когда сознаем, что наша мечта не может осуществиться. Для этого порой не хватает слов, тогда-то и вступает в свои права музыка и прежде всего такое ее естественное, изначальное, проявление, как песня. Она рассчитана на людей, не искушенных в тонкостях музыкального искусства. Однако не всякая песня способна завоевать их сердца, стать любимой. Популярность - удел немногих образцов песенного жанра, обладающего лишь кажущейся простотой. Песня не существует вне её бытования, хотя она может звучать и на хирмане, и во время народных гуляний, и на семейных торжествах, и на концертной эстраде. Ее жизнь невозможна вне бесчисленных воспроизведений, осуществляемых людьми как совместно, в кругу близких друзей, так и наедине. Поэтому реальное бытование песни - неотъемлемое свойство ее художественной природы. На современном этапе так называемая "легкая", т.е. массовая, легкожанровая музыка приняла грандиозные масштабы. Подобно тому, как в композиторском творчестве отражаются...
Read More

New names. Dmitry Novakov

Dmitry Novakov was born in 1970 in Novosibirsk. In 1992 he graduated from the Tashkent State Pedagogical Institute named after Nizami. Being a student, he took part in caricature competition "Spinner" in Moscow. He worked as a teacher at school and as a designer at architecture department of the Turkish construction company "Ai - Sel". In 2002 he became a member of the Association of Artists at the Academy of Arts of Uzbekistan. Many works of D. Novakov are in private collections of USA, Australia, SAR, Germany, England and the other countries. In 2003 Dmitry won the prize "The Citation" and was awarded a medal at the competition "The Yomiuri International Cartoon Contest" Section in Japan. Dmitry Novakov was a participant of many republican and foreign exhibitions, including: 1999 - personal exhibition at the Yesenin's Museum. 2000 - exhibition "Open house", Georgia (USA). 2001 - republican exhibition "Nature and Artist". 2001 - 2002 - International competition "Bolognafiere" (Bologna, Italy) for the most beautiful illustration to child...
Read More

Симпозиум скульпторов в городе Навои

В августе-сентябре 2003 г. по инициативе Навоийского областного хокимията и АХ Узбекистана в городе Навои прошел очередной Международный симпозиум скульпторов, работающих в мраморе, который был посвящен Алишеру Навои и его эпохе. В нем приняли участие скульпторы из Казахстана, России, Узбекистана. Проведение подобных мероприятий традиционно для Узбекистана. Симпозиумы в Ташкенте (1984), Бухаре (1990), Навои (2003) оставили неизгладимый след, как в виде новых впечатлений и обмена опытом, так и в виде работ, которые украсили города, в которых они проходили. Среди участников нынешнего симпозиума - известные скульпторы Туляган Таджиходжаев (Узбекистан, Ташкент), Сергей Лопухов (Россия, Москва), Кадырхан Какимов (Казахстан, Алматы), Туляган Еркулов (Узбекистан, Самарканд), Курбан Норхурозов (Узбекистан, Бухара), Улаш Ураков (Узбекистан, Бухара), Магомед-Али Алиев (Узбекистан, Навои), Мартин Антонян (Узбекистан, Навои). После завершения симпозиума работы скульпторов были установлены в парковой зоне г. Навои, перед зданиями Навоийского горно-металлургического комбината, областной больницы и вдоль улицы Навои....
Read More

New names. Eshmamat Khayitov

Eshmamat Khayitov was born in 1973 in Kashkadarya region. In 1996 he graduated from the Republican Art College named after P.P. Benkov. In 1996 - 1998 he had studied at the National Institute of Arts and Design named after K. Bihzad. In 1998 having won the grant of the President's Fund "Umid" he obtained a chance to study at Academia di Belle arti Aldo Galli in Italian city of Como and successfully graduated from this academy in 2002. Eshmamat took part in many international competitions and exhibitions where won numerous prizes. He had several personal exhibitions. His works have enriched many private collections and galleries of foreign countries. From 2001 Eshmamat Khayitov is a member of art association "Centro Sociale 1990 Como". In 2002 he became a winner of its Grand - prix. Along with painting, the artist works in graphics, design, sculpture, pottery and art photo. Eshmamat learned much at the National Artist of Uzbekistan, Abdulhak Abdullaev and professor Bahtiyor Babaev as...
Read More

Новые имена. Дмитрий Новаков

Дмитрий Новаков родился в 1970 г. в Новосибирске. В 1992 г. окончил Ташкентский государственный педагогический институт им. Низами. Будучи студентом, принимал участие в конкурсе карикатуры "Волчок" в Москве. Работал препоавателем в школе, дизайнером в архитектурном отделе турецкой строительной фирмы "Ай-Сель". В 2002 г. принят в члены Творческого объединения художников Академии художеств Узбекистана. Многие работы Д.Новакова находятся в частных коллекциях США, Австралии, ЮАР, Германии, Англии и других стран. В 2003 г. Дмитрий на конкурсе "The Yomiuri International Cartoon Contest" Section в Японии получил приз "The Citation" и награжден медалью. Дмитрий Новаков принимал участие как в республиканских, так и в ряде зарубежных выставок, в том числе: 1999 - персональная выставка в Музее С.Есенина. 2000 - выставка "Открытый дом", Штат Джорджия (США). 2001 - Республиканская выставка "Природа и художник". 2001 - 2002 - участие в Международном конкурсе "Bolognafiere" (Болонья, Италия) на самые красивые илюстрации для детских книг. 2002 - выставка графики "Арт-Синтез". 2002 - персональная выставка в медицинском центре А.Назарова. 2002 - выставка "Акварель, рисунок" в центре современного искусства. 2003 - выставка "Пластика...
Read More