Вот уже много лет работает на городище Афрасиаб совместная узбекско-французская экспедиция, возглавляемая Ф. Грене и М.Х. Исамиддиновым. За это время было сделано много открытий и собрано немало археологического материала. Большой интерес представляет найденная на раскопе № 1 (раскопки Ф. Грене) в строительной яме последнего периода (1212 г.) палитра древнего художника. Она представляет собой плитку из плотного мелкозернистого песчаника треугольной формы, размером 20,7х14,5х0,7 см (трасологический анализ изделия произведен Г.Ф. Коробковой — заведующей Экспериментально-трасологической лабораторией ИИМК РАН). На одной из сторон плитки находятся остатки концентрированного раствора розовой краски, они сосредоточены вдоль левой и центральной части плитки, образуя сплошную зону распространения краски. Раствор краски заполнил все углубления шероховатой поверхности плитки и частично сохранился на выпуклых участках. Вдоль правой стороны палитры краска не образует сплошного пятна. Она разрозненна и представлена в виде размытых микропятен. Другая, противоположная, сторона палитры использовалась для разведения синей краски, от которой осталось небольшое пятно с отдельными размытыми следами на левой половине плитки.

Любопытно, что в этом же раскопе была обнаружена керамическая мисочка с утолщенным дном, фрагментарной сохранности. Вся поверхность ее покрыта розоватой порошкообразной краской. На стенках мисочки, изнутри, видны концентрические линейные следы от круговращательного движения пестика. Повидимому, мисочка служила ступочкой для растирания небольших кусочков краски. Следует отметить, что на Афрасиабе собрана целая серия орудий, связанных с обработкой краски. Это каменные кувалды для раскалывания крупных кусков краски, краскотерки (чаще всего для этой цели использовали зернотерки), песты для растирания и палитры. Пять палитр различной формы было найдено на раскопе № 2 (раскопки П. Бернара). Сделаны они из песчаниковых плиток и дисковидных галек диобаза. На палитрах сохранились следы красной, оранжевой, желтой и черной красок.

Очевидно, подобные палитры использовались художниками при создании настенных росписей. Следует отметить, что монументальная живопись украшала в раннесредневековый период в Согде дворцы, храмы и жилища горожан. Это всемирно известные росписи дворца правителя Самарканда Вархумана, открытые в 1965 г. на городище Афрасиаб, живопись древнего Пенджикента и Варахши. Сюжеты росписей разнообразны — это и реальные события (прием послов самаркандским правителем Вархуманом), и мифологические сцены.

Каменные орудия для растирания краски встречаются начиная с эпохи неолита (1, с. 236 — 240). Краскотерки были найдены в Чусте, в Фергане (2, с.70, 72). Для дробления и растирания краски на Дингильдже в Хорезме употреблялось 19 каменных орудий (3, с.182). Часть орудий для растирания краски использовалась в керамическом производстве. Их находят в гончарных мастерских. Так, на раскопе № 23 на Афрасиабе в квартале гончаров X-XI вв. было специальное помещение для изготовления краски, в котором найдена ладьевидная краскотерка и пест для краски, на полу были разбросаны куски красной охры (4, с.88). Скопление красной и белой красок и пестик для их растирания, а также специальный жернов для размельчения найдены на том же раскопе в помещении 3 хозяйства II. Каменные орудия для растирания краски известны также по этнографическим данным (5, с.172).

Краска была необходима не только при изготовлении керамических изделий. Она употреблялась в кожевенном производстве для окрашивания обуви и других вещей из кожи. Среди каменных орудий Афрасиаба обнаружены лощила для кожи со следами красной краски. Аналогичные лощила для кожи были найдены также на городище Коктепа.

Краска применялась и в строительном деле. Для окраски стен использовались специальные каменные мастерки, которыми втирали краску в стены. Помещения с красными стенами были открыты на Афрасиабе на раскопах № 23 и 9 (4, с.93; 6, с.124).

Найденная на городище Афрасиаб каменная палитра раскрывает еще одну страницу в истории монументальной живописи средневекового Узбекистана.

Автор: Надежда Алмазова