В произведениях ряда современных узбекских художников нередко прослеживается тенденция приблизить живопись по силе ее непосредственного воздействия к музыке. Пример тому — картины «Реквием», «Корейская песнь о черном солнце» Н.Шина, «Мелодия пустыни» Д.Усманова, «Мелодия», «Песнь об узбекских девушках», «Песнь Родины» Б.Махкамова, «Мелодия старого города», «Песня» Д.Умарбекова и т.д. Стремление к созданию «звучащей» живописи можно проследить и в творчестве художника Б.Махкамова. Его работы хорошо известны не только в нашей республике, но и за рубежом. Б.Махкамов — участник многих республиканских и зарубежных (Америка, Англия, Голландия, Турция, Венгрия, Марокко, Израиль, Австрия, Германия) выставок.

Пожалуй, нет такого жанра живописи, в котором Б.Махкамов не пробовал бы свои силы: это портреты, пейзажи, натюрморты и т.п. Он один из тех художников, которые стремятся определить дальнейшее развитие узбекского искусства в XXI в., гармонично связывая элементы традиционной, национальной художественной культуры и современное видение мира. При знакомстве с его полотнами обращает на себя внимание пафос утверждения нового в искусстве; художник стремится увидеть в частном значительное, типическое, усилить психологический аспект работ.

Художник много путешествует, открывая для себя каждый раз все новые темы для творчества. Жажда познания жизни побудила его совершать поездки в Наманган, Гаву, Чуст, Самарканд, Бухару, Чаткал, Падша-Ата, заставила особенно внимательно вглядываться в лица стариков, женщин, прислушиваться к ритмам природы, мелодике национальных песен, постигать красоту родного края.

Склонность к лирической одухотворенности, к познанию сложных закономерностей духовного общения человека и природы пронизывает все творчество Б.Махкамова. Основы художественного мастерства Б.Махкамов стал постигать еще в детстве, в кружке изобразительного искусства. Окончив Республиканское художественное училище им. П.Бенькова, он продолжает совершенствовать свое мастерство в Ташкентском государственном театрально-художественном институте им.

А.Н.Островского на отделении живописи. В 1988 г. поступает в аспирантуру, учится мастерству у народного художника Узбекистана, лауреата Государственной премии им. Хамзы академика Рахима Ахмедова.

Картины Б.Махкамова наполнены глубоким идейно-эстетическим, философским содержанием. Его полотна дают огромную радость чувственного контакта с миром. За их внешней красотой скрывается мир, полный символов и метафор, побуждающий зрителя домысливать их содержание, активизировать собственную фантазию. Вместе с тем его работы отличаются оригинальными живописными качествами. Яркий, открытый цвет никогда не привлекал художника, тонально-колористическая цельность полотен достигается им за счет богатых тональных разработок, из которых рождается завершенная композиция. Гармония розово-белых, голубых, изумрудно-зеленых цветов и изящно-хрупкие линии рисунка придают картинам изысканность и особое чувство лиризма.

Так, картина «Рождение» пронизана атмосферой таинства и значительности происходящего, настраивает на символическое истолкование изображенного: мы видим прекрасного юношу, дремлющего в уединении, в отрешении от мира. Из марева волшебного света, словно растворяющего пространство, выступает фигура Создателя, дотрагивающегося до юноши рукой. Его душа вот-вот пробудится, вернется к жизни, вдохновленная высшей силой. Лишь духовность является залогом рождения человека — таков основной пафос полотна, наполненного возвышенно-романтическим оттенком.

В произведениях, посвященных теме любви, художник использует сюжеты классической восточной поэзии. Таковы картины о Лейли и Меджнуне. В искусстве Востока образ возлюбленной всегда нес две взаимодополняющие функции, являясь одновременно и реальным образом, и символом, олицетворяющим божество. Для Махкамова непреложна истина, что женщина — божество, но божество земное, одухотворенное.

Единство непрерывно изменяющегося мира Б.Махкамов видит в соблюдении законов музыкальной гармонии. Именно этим объясняется его утверждение о том, что «художник прежде всего музыкант». И не случайно многие его полотна не только своим содержанием, названием, но и гармонией, запечатленной в них, тонкими в живописном отношении колористическими разработками перекликаются с песенным творчеством, с музыкой. Динамичность жестов, поз, подчиненных единому ритму композиции, создает целостность, богатство музыкальных ассоциаций в работах «Мелодия любви», «Песнь Родины», «Песнь арфистки», «Песнь об узбекских девушках».

Картина «Песнь об узбекских девушках» проникнута романтическим настроем. Лишенные бытовых подробностей женские образы органично входят в музыкальный ритм композиции, цельной и завершенной в своей пластике. Трепетный мазок «ласкает» поверхность холста, переливаясь нежными полутонами голубовато-зеленого, бело-розового цветов. Лирико-романтический образ картины передает песня «Узбек sизлари», в которой воспеваются любовь, гармония внешней и внутренней духовной красоты. И картину, и песню объединяет единый эмоциональный настрой, стремление к нравственной чистоте. «Женская» линия продолжается и в картинах «Песнь арфистки», «Спящая Лейли». В произведении «Песнь Родины» отображена радость весеннего пробуждения Бухары. Силуэты и очертания домов, деревьев освещены первыми весенними лучами южного солнца.

Тающие в дымке воздуха городские кварталы, свежая зелень травы образуют живую среду, ощущение торжественно звучащей радостной песни. Преобладание в колорите разнообразных оттенков синего наполняет картину воздухом, придает ей необыкновенную легкость. Произведение покоряет богатством духовных ассоциаций. Новые горизонты просматриваются в картинах «Тайная встреча», «Последний день Яссави», «Аксакалы». В них художника волнуют проблемы общечеловеческих ценностей — жизни и смерти, добра и зла. Его интересует некий сплав прошлого и настоящего, социально-историческое бытие человека. По существу, в этих картинах стирается грань между исторической и современной темой.

Герои «Тайной встречи» — слепой аксакал и пожилой мужчина, которые о чем-то беседуют. Они внешне спокойны, но за этим спокойствием угадывается скрытое духовное напряжение, значимость образов. Картина потрясает глубиной духовно-психологического проникновения. Она выдержана в монохромной колористической гамме с чуть грустными интонациями, которые усиливают ощущение хрупкости, ранимости внутреннего мира человека. «Тайная встреча» притягивает своей собранностью, простотой построения. В этой простоте художественного образа, в темном колорите красок, в спокойном одиночестве мужских фигур раскрывается и драматизм, и величие силы человеческого духа.

Работы Б.Махкамова, имеющие объективно-познавательную и эстетическую значимость, будучи явлением высокого искусства, принадлежат не только национальной, но и общечеловеческой культуре.

Автор: Дильбар Ташбаева