Путь к поэзии и философии

(Размышления о живописи Акмаля Нура) Узбекская живопись последнего десятилетия, пожалуй, в большей степени, чем другие виды искусства, смогла выразить духовные поиски не только целого поколения, но и одного из важнейших периодов в истории нации. Cтанковая картина, которая, отказываясь от примелькавшейся за последние годы стилизации и псевдопатриотической артикуляции, заново ожила под воздействием индивидуальных поисков художников и идей, коренящихся в неповторимой ментальности народа. Острое желание найти такой поэтический и пластический язык, который выражал бы "скрытую отвлеченность и очевидную красоту", близкие символизму, определило стремительный характер изменений всех структурных (пластических, пространственных и образных) основ узбекской живописи. В этом аспекте весьма характерно творчество А.Нура, исследование которого позволяет хотя бы в общих чертах охарактеризовать тенденции, сформировавшие искусство Узбекистана конца ХХ столетия. Период 90-х годов был наиболее напряженным в развитии этого художника. В то же время многие стороны творчества живописца были связаны с поисками и поддержаны художниками его поколения - Д.Усмановым, Ф.Ахмадалиевым, Б.Махкамовым, М.Исановым, Ш.Хакимовым. Г.Кадыровым. Их объединяет как внутреннее подсознательное стремление, так и глубоко осознанное, целевое желание укорениться...
Read More

Гобелены Олима Исмоилова

20 лет прошло с тех пор, когда ферганский мастер О. Исмоилов создал свой первый гобелен "Светлая ночь". Для его произведений характерны - тонкий художественный вкус, выразительность рисунка, нежность и одновременно яркость цветов прочно обработанных ниток. С тех пор художник стремится к раскрытию языком гобелена все новых и новых тем. Искусство гобелена (слово происходит от фамилии красильщиков пряжи и ниток Гобеленов, живших в Европе в XV в.) получило в Узбекистане широкое распространение лишь во второй половине XX в. и быстро завоевало популярность. О. Исмоилов считает, что в этом нетрадиционном для нас виде творчества тоже можно говорить о темах, связанных с местной культурой и природой. Первым шагом на пути овладения искусством создания гобеленов стали для Исмоилова уроки ковроткачества, которые он брал у опытных ферганских мастериц. Свои впечатления он переносил на эскизы, позже воплощая их в гобеленах. Художник также хорошо знаком с традициями резьбы и росписи по ганчу, искусством орнамента, что помогает ему обогащать декоративные качества полотен. Многие гобелены О.Исмоилова полны лирики и символического...
Read More

Исторические цивилизации и древние города Среднеазиатского Двуречья

Сквозь туман, густой пеленой окутавший далекое прошлое, благодаря научным поискам ученых-исследователей проглядывают ныне контуры многих явлений и событий древней истории и культуры Среднеазиатского Двуречья - огромной физико-географической зоны, раскинувшейся по обеим сторонам великих водных артерий - Амударьи и Сырдарьи. Большая его часть приходится ныне на территорию Республики Узбекистан. История Среднеазиатского Двуречья со всеми присущими ей закономерностями и особенностями развития - суть истории Узбекистана, ибо современное государство - прямой исторический наследник той территории со всем ее прошлым, на которой оно сформировалось, примеров чему мы знаем немало во всем мире. Вне зависимости от общности историко-культурного процесса в Среднеазиатском Двуречье уже в глубокой древности, по-видимому, в конце II - начале I тыс. до н.э., происходит процесс формирования цивилизаций: бактрийской (южной), согдийской (центральной), хорезмской (северной) и фергано-чачской (восточной). Каждой из них были присущи черты стадиальности историко-культурного процесса, локальных закономерностей и особенностей развития, продолжительность существования, обусловленные сложнейшими процессами культурогенеза, этногенеза и факторами раннего генезиса государственности. Они по внутренней сути своей являлись земледельческо - ирригационными цивилизациями, а...
Read More

К феноменологии урбанистической культуры

"...Ничто так не навредило истории великих архитектур, как то, что ее считали историей технических приемов строительства, а не историей идей ..." О.Шпенглер.Закат Европы. М., 1993. Для того, чтобы наметить будущую философию национального градостроительства, очень важно изучить город как исторически развивающийся феномен в широком идеологическом и социокультурном контексте. В этом смысле всю историю среднеазиатского города, как впрочем, и всю историю искусств региона, можно разделить на три больших исторических этапа: 1. Древний, политеистический, или доисламский, когда происходит становление протогородской и раннегородской культуры, время формирования социальной инфраструктуры городского организма. Это время отмечено также первым столкновением и взаимодействием Запада (греко-эллинистический мир) и Востока (Бактрия, Индия, Китай, Иран, степной Восток). 2. Урбанизм мусульманского средневековья, охватывающий VIII - XIX вв. и отмеченный формированием и развитием нового художественного стиля, отразившегося как в искусстве, так и в архитектуре и градостроительстве. Основными генераторами новых художественных стилей становятся города, урбанистическая культура является системообразующей для этого периода. Именно в это время протекает процесс самоидентификации городского сознания и формирования новой эстетики мусульманского урбанизма. "Ислам с...
Read More

Ювелирное искусство Хорезма

(К проблеме этнокультурных параллелей) Из всех школ ювелирного искусства, известных в Узбекистане к началу XX в., хорезмская отличается наибольшей выразительностью и своеобразием художественных решений. Изделия хорезмских ювелиров - это необычайное богатство форм, великолепные декоративные качества, пышность и сложность композиционного решения, изящество отделки, тонко разработанные детали, обилие подвесок, представляющих собой цепочки, унизанные бусинами, подвесками в форме листиков, бутонов, почки, зерна, - наиболее выразительных символов плодородия в ювелирном искусстве, инкрустации из разноцветного стекла. Им присущи черты, отличающие рафинированное городское искусство. Как и любая другая школа, хорезмская развивалась не в изоляции, а в контакте и взаимодействии с другими центрами. Наиболее тесная связь прослеживается, как ни странно на первый взгляд, с туркменским и каракалпакским ювелирным искусством, сохранившим традиции степного стиля, для которого характерны лаконизм и монументальность формы, строгость декора и линий. Хорезмийские, туркменские и каракалпакские изделия объединяет почти полное совпадение конструктивных и семантических основ, однако общая трактовка каждого вида хорезмийского изделия значительно видоизменена под влиянием эстетики городской среды, привнесшей в ювелирное искусство дробность, изысканность формы....
Read More

Традиционная вышивка Гиждувана XIX — XX вв.

Среди разнообразных видов декоративно-прикладного искусства Узбекистана особое место занимает вышивка, которая неразрывно связана с укладом, образом жизни народа, его обрядами и обычаями. Традиции вышивки уходят своими корнями в глубь веков. Вышиванием занималась практически каждая женщина. Девочек учили этому искусству с раннего детства. Вышивки изготовлялись, как правило, не для продажи, а для дома. Активное использование вышитых изделий в обрядах привело к появлению их разнообразных видов. Так, к свадьбе молодая невеста должна была вышить тюбетейки, рушники, поясные платки-бельбаги, носовые платки, молитвенный коврик-джойнамаз и др. В каждое изделие рукодельницы вкладывали свои надежды, желания и мечты. Для передачи богатых, изысканных орнаментов они использовали всю палитру цветных шелковых нитей. Узбекистан богат центрами вышивки, каждый из которых отличается своеобразием орнаментального и колористического решения. Одним из таких центров был средневековый Гиждуван, город Бухарской области. Ко второй половине XIX века в Гиждуване и в близлежащих от него селах сложилась школа вышивки, близкая по традициям бухарской, но отличающаяся от нее техникой, трактовкой орнаментов и цветовой палитрой. Большую роль в формировании...
Read More

Sanat

Среди разнообразных видов декоративно-прикладного искусства Узбекистана особое место занимает вышивка, которая неразрывно связана с укладом, образом жизни народа, его обрядами и обычаями. Традиции вышивки уходят своими корнями в глубь веков. Вышиванием занималась практически каждая женщина. Девочек учили этому искусству с раннего детства. Вышивки изготовлялись, как правило, не для продажи, а для дома. Активное использование вышитых изделий в обрядах привело к появлению их разнообразных видов. Так, к свадьбе молодая невеста должна была вышить тюбетейки, рушники, поясные платки-бельбаги, носовые платки, молитвенный коврик-джойнамаз и др. В каждое изделие рукодельницы вкладывали свои надежды, желания и мечты. Для передачи богатых, изысканных орнаментов они использовали всю палитру цветных шелковых нитей. Узбекистан богат центрами вышивки, каждый из которых отличается своеобразием орнаментального и колористического решения. Одним из таких центров был средневековый Гиждуван, город Бухарской области. Ко второй половине XIX века в Гиждуване и в близлежащих от него селах сложилась школа вышивки, близкая по традициям бухарской, но отличающаяся от нее техникой, трактовкой орнаментов и цветовой палитрой. Большую роль в формировании...
Read More

Иранская миниатюра

В апреле 2002 г. в Ташкенте состоялась выставка иранских и узбекских художников-миниатюристов. Искусство миниатюры возникло как иллюстрация к литературному произведению. Игра слов и глубина философской мысли, высокие нравственные идеалы и любовь ко всему сотворенному Природой, различные размеры и ритмы поэтических строф классической литературы Востока, были необыкновенно трудны для воспроизведения их изобразительными средствами. Художники-иллюстраторы средневекового Востока нашли особый художественный стиль и систему образов, идеально отвечающих стилю поэзии - зрительный эквивалент Слова и Мысли, в фундамент которого были заложены общие идейно-эстетические и нравственно-этические представления эпохи, поэта и художника, задача которых - оторвать человека от суеты бытия, приблизить зрителя к возвышенному, заставить задуматься о Вечном и прикоснуться к Прекрасному. Прошли века... Рукописную книгу сменила сначала литографическая, а затем и печатная, но искусство миниатюры не умерло. Запрятанная ранее в толще рукописных страниц и доступная лишь избранным (миниатюрная живопись всегда была придворным искусством), она перекочевала на стены и другие поверхности, трансформировавшись в своеобразный вид прикладного искусства - небольшие по формату сюжетные произведения, выполненные на бумаге, картоне,...
Read More

Хроника художественной жизни (апрель — июль 2002)

7 апреля Показ альтернативной моды под названием "Эскизы от Кутюр", который был проведен в театре "Ильхом", прошел в рамках ежегодного фестиваля современного искусства. На нем были представлены лучшие авангардные коллекции 28 кутюрье Узбекистана, а также гостей фестиваля из России и Кыргызстана. 10 - 13 апреля В Центральном выставочном зале прошла Республиканская выставка мастеров народно-прикладного искусства и ремесленников. Выставка была организована при содействии Министерства по делам культуры Республики Узбекистан, Республиканского научно - методического центра культуры и просвещения. На ней были представлены работы современных мастеров прикладного искусства из Ташкента, Самарканда, Бухары, Сурхандарьи, Кашкадарьи и Республики Каракалпакстан. 19 - 23 апреля В Центральном выставочном зале состоялась международная выставка "Ювелирия - 2002". В ее работе и фестивале моды принимали участие представители 14 стран, в том числе Узбекистана, России, Украины, Армении, Швейцарии, Турции и др. 25 апреля Выставка детского творчества - это всегда открытие нового и в то же время очень знакомого всем мира детства. 80 работ детей из домов милосердия Ташкента, Самарканда, Андижана, Хорезма и Каракалпакстана, среди которых красочные акварельные рисунки,...
Read More

Богатство граней "Ювелирии"

19 - 23 апреля в Ташкенте состоялась международная выставка "Ювелирия - 2002". Ее организаторы - Академия художеств Узбекистана, ННО "Zargarlar", Конфедерация ювелиров стран Содружества, Гильдия ювелиров России при поддержке Государственной Пробирной Палаты Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней Министерства финансов Республики Узбекистан. Информационную поддержку выставке оказали Узтелерадиокомпания, журналы "International jewelery Europa Star" (Швейцария), международный журнал "Ювелирный мир" (Россия), журнал - дайжест "Ювелирное обозрение" (Россия), журнал "San'at", радио "Гранд" (Узбекистан). В работе выставки и фестивале моды приняли участие представители 14 стран - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Гонг Конга, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Турции, России, Узбекистана, Украины, Швейцарии. Отличительной особенностью "Ювелирии - 2002" была насыщенная деловая программа. Особое место в ней заняло совещание представителей пробирных палат стран Содружества. "Первые лица" пробирных палат Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Киргизстана, Туркменистана, России, Украины обсудили ряд насущных проблем, волнующих организации пробирного надзора. Ш конгресс Конфедерации стран Содружества, прошедший в дни работы выставки, также решил ряд насущных вопросов международного союза ювелиров. Учебный семинар московского филиала американской Геммологической академии позволил всем участникам...
Read More

Наши юбиляры

В этом году Эдварду Васильевичу Ртвеладзе - академику Академии наук Республики Узбекистан, крупнейшему ученому в области истории, археологии, нумизматики, культуры и искусства Средней Азии и сопредельных стран исполнилось 60 лет. Он родился в городе Боржоми (Грузия). Окончил исторический факультет Ташкентского государственного университета. В 1975 г. в Ленинграде успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Из истории городской культуры на Северном Кавказе и ее связей со Средней Азией". Э.Ртвеладзе - лауреат Государственной премии им.Беруни (1985 г.). Археологические материалы, полученные в результате полевых исследований по Средней Азии в составе различных экспедиций, послужили фундаментом для защиты в 1989 г. в Москве докторской диссертации на тему "Древняя Бактрия - Тохаристан. Динамика историко - культурного развития". Созданная им в конце 1990-х годов Тохаристанская археологическая экспедиция возобновила исследования античного городища Кампыртепа, начатые еще в 1980-е годы, где впервые в археологической практике Средней Азии было осуществлено полное вскрытие городища I - II вв. н.э. Продолжая традиции своих наставников академиков - М.Е.Массона и Г.А.Пугаченковой, Э.Ртвеладзе уделяет много внимания подготовке специалистов...
Read More

Бойсун — бахори

Сурхандарья - один из древнейших культурных центров Узбекистана с уникальной судьбой и своеобразием исторического развития. Входившая в число высокоразвитых регионов Азии, бывшая сердцем античной Греко-Бактрии и Кушанской империи, находившаяся на пересечении торговых путей Сурхандарья сегодня является наследницей древних традиций, хранительницей уникальных памятников материальной и духовной культуры, подлинным заповедником народного творчества, где живое древо традиций не только бережно сохраняется, но по-прежнему живет и процветает. Особый импульс традиции народной культуры получают с обретением Узбекистаном независимости. Руководство нашей страны объявило возрождение национальных ценностей одним из приоритетных направлений в развитии культуры, что вновь привлекло внимание всей мировой общественности к тем уникальным областям нашей страны, каких немало в Узбекистане, где по-прежнему живо наследие предков. Значение традиционной культуры Сурхандарьи было по праву оценено и международными организациями - в марте 2001 г. по решению ЮНЕСКО культурное пространство Байсуна Сурхандарьинской области было признано Шедевром устного и нематериального наследия человечества. Интерес к этому уникальному региону нашей республики подтверждается и тем, что 23 - 27 мая с.г. в Байсуне состоялся открытый фольклорный...
Read More

"Жажда жизни" Туры Шомирзаева

В конце октября - начале ноября 2001 г. в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана состоялась выставка Туры Шомирзаева. Она поначалу повергла зрителей в состояние шока, которое вскоре сменилось чувством неожиданной, может быть, грубой силы чьей-то трудной биографии, пожелавшей воплотить, навсегда запечатлеть образы подобных себе. Выставка смотрелась с неослабевающим интересом. Она подобна тому, как в толпе благополучных людей вдруг замечаешь чье-то истерзанное тело, и вспоминается: вот настоящее, вот она - жизнь! Ярко проявившееся желание сказать свое слово о земле и человеке высказано с настойчивостью, полностью подчиняющей себе. Заметно, при всех трудностях исполнения, что художник не самоучка, преодолевающий азы познания. Но он тоже идет напролом. Кто-то из известных художников заметил, что открытия в искусстве делают не искушенные живописцы, а самодеятельные, ибо они не задумываются над тем, что можно, чего нельзя, пытаясь решить это самостоятельно, причем таким способом, на что профессионал бы не отважился. Основное отличие, бросающееся в глаза, - кажущееся отсутствие гибкости кисти - кроется не в лимите красок и опыта; эта...
Read More

Фестиваль становится традицией

Живая сила музыки - это ее душа, ее смысл, ее природа. Но живая сила музыки - это и ее способность объединять людей в их стремлении к прекрасному, чему способствует постоянное общение с классической музыкой, народными песнями, танцами. Еще одним подтверждением этого стал открытый фольклорный фестиваль "Бойсун бахори", явившийся творческим смотром профессиональных и самодеятельных фольклорных ансамблей, музыкантов и народных сказителей Узбекистана и зарубежных стран, представивших самобытную фольклорную музыку, песни, танцы, народный эпос, традиционную инструментальную музыку, ремесло, национальную одежду и музыкальный инструментарий народов Средней Азии. Несмотря на сомнения отдельных скептиков о целесообразности такого фестиваля в небольшом районном центре Сурхандарьинской области, фестиваль не только состоялся, но и позволил расширить культурный диалог и творческие связи между различными народами, претворить в жизнь идеи мира, добра, дружбы, гуманизма и сотрудничества, произвести научно-творческий обмен мнениями между учеными - музыковедами, фольклористами, этнографами, искусствоведами, историками, филологами более чем 10 стран. Кроме того, фестиваль стал яркой демонстрацией сохранения и бережного отношения к самобытным традициям народного творчества, приобщения молодого поколения к...
Read More