К феноменологии урбанистической культуры
"...Ничто так не навредило истории великих архитектур, как то, что ее считали историей технических приемов строительства, а не историей идей ..."
О.Шпенглер.Закат Европы. М., 1993.
Для того, чтобы наметить будущую философию национального градостроительства, очень важно изучить город как исторически развивающийся феномен в широком идеологическом и социокультурном контексте. В этом смысле всю историю среднеазиатского города, как впрочем, и всю историю искусств региона, можно разделить на три больших исторических этапа:
1. Древний, политеистический, или доисламский, когда происходит становление протогородской и раннегородской культуры, время формирования социальной инфраструктуры городского организма. Это время отмечено также первым столкновением и взаимодействием Запада (греко-эллинистический мир) и Востока (Бактрия, Индия, Китай, Иран, степной Восток).
2. Урбанизм мусульманского средневековья, охватывающий VIII - XIX вв. и отмеченный формированием и развитием нового художественного стиля, отразившегося как в искусстве, так и в архитектуре и градостроительстве. Основными генераторами новых художественных стилей становятся города, урбанистическая культура является системообразующей для этого периода. Именно в это время протекает процесс самоидентификации городского сознания и формирования новой эстетики мусульманского урбанизма. "Ислам с...