Сурхандарья — один из древнейших культурных центров Узбекистана с уникальной судьбой и своеобразием исторического развития. Входившая в число высокоразвитых регионов Азии, бывшая сердцем античной Греко-Бактрии и Кушанской империи, находившаяся на пересечении торговых путей Сурхандарья сегодня является наследницей древних традиций, хранительницей уникальных памятников материальной и духовной культуры, подлинным заповедником народного творчества, где живое древо традиций не только бережно сохраняется, но по-прежнему живет и процветает.

Особый импульс традиции народной культуры получают с обретением Узбекистаном независимости. Руководство нашей страны объявило возрождение национальных ценностей одним из приоритетных направлений в развитии культуры, что вновь привлекло внимание всей мировой общественности к тем уникальным областям нашей страны, каких немало в Узбекистане, где по-прежнему живо наследие предков.

Значение традиционной культуры Сурхандарьи было по праву оценено и международными организациями — в марте 2001 г. по решению ЮНЕСКО культурное пространство Байсуна Сурхандарьинской области было признано Шедевром устного и нематериального наследия человечества. Интерес к этому уникальному региону нашей республики подтверждается и тем, что 23 — 27 мая с.г. в Байсуне состоялся открытый фольклорный фестиваль «Бойсун бахори» — праздник мира, добра, дружбы, гуманизма и сотрудничества. В программе фестиваля были концерты, смотр фольклорных ансамблей, конкурс исполнителей традиционной музыки на приз Тургуна Алиматова, состязание эпических сказителей (бахши), конкурс дизайнеров традиционного костюма, выставка-ярмарка изделий народного ремесла.

Организаторы этого мероприятия надеются, что фестиваль и конференция станут традиционными, что будет способствовать дальнейшему развитию и пропаганде ценностей народной культуры. Редакция предлагает вниманию читателей интервью с организаторами и гостями фестиваля, а также статью одного из авторов данного проекта Р.Абдуллаева.

Жаннет Шиллингуриан,
представитель штаб-квартиры ЮНЕСКО, Франция

Для меня большая честь участвовать в этом мероприятии по поручению директора отдела нематериального наследия ЮНЕСКО госпожи Айкавы, которая передает сердечные пожелания всем участникам фестиваля и поздравления народу Байсуна в связи с признанием их региона Шедевром устного и нематериального наследия человечества.

Международные эксперты ЮНЕСКО провели большую предварительную работу по определению критериев культурного пространства того или иного региона, как духовного наследия человечества. В результате, учитывая рекомендации жюри, Генеральный директор ЮНЕСКО г-н Коичиро Матсуура провозгласил шедеврами девятнадцать культурных пространств и форм культурного выражения, которые отражают творческое разнообразие человеческого духа. Первое провозглашение шедевров проходило 18 мая 2001 г. в штаб-квартире ЮНЕСКО. История Байсуна уходит в глубь веков. Этот регион сохранил полноту традиций, ставших результатом прогресса художественной культуры, ее истории. В прошлом Байсун находился на перекрестке Великого шелкового пути, и не случайно его культура хранит воспоминания о тех далеких днях.

Байсун — регион замечательной музыкальной культуры, для которой характерны неисчислимое количество ритуалов, музыкальных произведений и танцев, прошедших в течение веков путь своего развития и продолжающих расцветать и сейчас, сохраняя свою жизненную силу и вдохновляя творчество миллионов людей. Многочисленные цивилизации и культуры встретились здесь и смешались, создав неповторимый чудесный культурный феномен. Традиционный образ жизни также является типичным для жителей Байсуна. Здесь и одежда, и обычаи, связанные с рождением ребенка, проведением свадьбы и др.

Объявление Байсуна шедевром — огромный вклад в дело сохранения и процветания различных форм традиционной культуры, что будет способствовать дальнейшему развитию творческого гения народа региона, в котором особый блеск приобретают все традиционные ценности.

Алексей Арапов, председатель группы SMI,
генеральный продюсер фестиваля

В 2001 г. ЮНЕСКО титуловало культурное пространство Байсуна «Шедевром устного и нематериального наследия человечества». О Байсуне все больше знают за рубежом, о нем пишут, снимают фильмы, сочиняют музыку. Однако о культурном богатстве Байсуна, как выяснилось, еще мало известно в самом Узбекистане. Идея фольклорного фестиваля в Байсуне возникла вокруг замысла сделать широкую презентацию фольклорного достояния этого горного края. Открытый Международный фестиваль оказался удачной формой представления Байсуна широкой общественности.

В ближайшие планы по ознакомлению с итогами фестиваля входит подготовка к выпуску компакт-диска «Бойсун бахори». На студии «Узкинохроника» закончен кинофильм о фестивале, завершает работу над видеофильмом «Узбектелефильм». В течение лета будет обновлен веб — сайт www.boysun.uz.

Учредители фестиваля (SMI — Asia, Фонд Тургуна Алиматова, «Бойсунтог») приняли решение о проведении следующего Фольклорного фестиваля «Бойсун бахори» 1 — 6 мая 2003 г. Планируется увеличить число зарубежных ансамблей — участников фестиваля до 5 — 6 коллективов из стран Центральной Азии. Мы намерены также организовать в рамках Фольклорного фестиваля Байсуна «Встречу Шедевров Азии» — титулованных ЮНЕСКО Шедевров устного и нематериального наследия человечества, находящихся в Японии, Китае, Корее, Индии, Филиппинах, России. Тогда в пределах такой международной акции на фестивальной площадке Байсуна может состояться уникальный культурный диалог. К освещению «Встречи Шедевров Азии» мы планируем широко привлечь телевизионные каналы Узбекистана и зарубежных стран.

Мария Некрасова, профессор,
доктор искусствоведения.
Российская Академия художеств

Глобализация ставит каждый народ перед необходимостью осознания себя культурной духовной целостностью. Только так национальная культура сможет найти свое место в системе мировой культуры, внести в нее свои ценности, обогащаясь общим. В свете этого народное искусство, его роль в современной культуре необычайно актуализируются. Как целостная система в культуре, регулируемая законом традиции, народное искусство воспроизводит народно-ценное — те отношения с миром, природой, космосом, которые составляют нравственный фундамент культуры народа. Вот что заставляет краски, линии излучаться светом, в созвучиях музыкальных выражать образ внутреннего лада гармонии, приобщающих к духу вселенской всеобщности. Это достигается через душу, сердце народного художника, улавливается им в родной природе, в просторах гор, степей, лесов, в мифах, сказках, песнях, танцах — делает традицию живой в настоящем времени. И это с большой силой дал почувствовать фольклорный фестиваль «Бойсун бахори», показавший не только талант узбекского народа, его сильный дух, но, пожалуй, самое главное — единство его в любви к родной земле, к национальным традициям, народной культуре. Ведь фестиваль в Байсуне был создан на общественных началах. И это тоже говорит о том, как важно сохранение и возрождение народных традиций.

Значимость такого события огромна, особенно теперь, когда сознание людей, детей в первую очередь, подвергается натиску чужих отсчетов ценностей, когда духовная сущность народного искусства опустошается всякого рода шоу — бизнесом, приводящим к профанациям народных ценностей. Национальное искусство, пласты которого значительны в культуре народов Средней Азии, необходимо современной культуре в самых ключевых аспектах — как эстетическое, нравственное воспитание, образование, экология природы и экология культуры. Народное искусство, как и родной язык, нуждаются в государственной и международной защите. Очаги живых культурных традиций народа как всемирное достояние должны быть неприкосновенны, защищены от разрушительных вторжений и воздействий.

В России народное искусство, как и русская деревня, — носитель традиционной народной культуры — претерпели тяжелые испытания на путях советской истории, начиная с коллективизации. К народному искусству в те годы относились как к прошлому, враждебному современности по своей религиозной сущности. Это утверждалось этнографической наукой и марксистской философией. Таким образом базисная часть культуры — народное искусство выводилось из системы культуры и подменялось самодеятельным творчеством, которое провозглашалось как «современное народное искусство». Утверждению этой ложной идеологической установки посвящались многие труды по эстетике, фольклористике, этнографии и искусствоведению, что требует в настоящее время основательного пересмотра этой установки и утверждения народного искусства как части культуры, самостоятельной целостности, воспроизводящей свое творчество, традиции в системе современной общечеловеческой культуры.

Как только были сняты идеологические установки и запреты, стало наблюдаться в постсоветское время возрождение религиозного чувства. С подъемом национального самосознания расцвели многие виды народного искусства, возродились его очаги, школы родной культуры. В Палехе, Мстере вернулись к иконописанию, бытовавшему здесь 300 лет. Обогатилась в свою очередь и лаковая миниатюра, вернувшись к родным корням, возрождается традиционная женская расписная сине-белая керамика, распространенная до революции на обширной территории, именуемой «Гжелью» и сведенная в советские годы к одному лишь предприятию. Теперь тысячи людей, мастера многих деревень вовлечены в народный промысел.

Однако прежние стереотипы мышления по отношению к народному искусству и методам его управления и организации мешают, а порой и вредят возрождению народных промыслов. Я полагаю, что опыт Узбекистана, государственного отношения в республике к народной культуре поучителен для России!

Фурута Харухиса, научный сотрудник
Института Setouchi, Япония.

Жизнеспособность любого общества зависит от сохранения его традиционных ценностей. В этой связи объявление ЮНЕСКО ряда регионов мира шедеврами устного и нематериального наследия человечества имеет большое международное значение. Байсун — географически изолированный регион, что во многом способствовало сохранению здесь древней уникальной культуры — результата многовекового развития и взаимодействия проживавших здесь народов.

Мировая культура, формы народного традиционного искусства необыкновенно разнообразны по своим типам. Сегодня очень важно понять, что материальное и нематериальное культурное наследие должно изучаться как единое целое, кроме того, оно должно стать весомым компонентом в жизни современного общества. Я уверен, что мы должны сообща защищать и сохранять выдающиеся по своим ценностям памятники народной традиционной культуры в их историческом, художественном, этнологическом, лингвистическом и литературном аспектах, где бы они ни находились.

Фестиваль «Байсун бахори» — это замечательное событие, надеюсь, что он станет проходить ежегодно и будет для всех настоящим праздником. Я также жду того дня, когда народ Афганистана сможет принять в нем участие. Хотелось бы, чтобы эта традиция распространилась и на другие регионы, объявленные шедеврами устного и нематериального наследия. Следует ознакомить всемирное сообщество с культурным наследием Байсуна, способствовать преобразованию его в международное культурное пространство. Настоящий фестиваль — часть долгосрочной стратегии в сфере сохранения нематериального наследия, и крайне важно выработать также правовые механизмы для его сохранения. Мой визит сюда стал важной вехой моей жизни, в дальнейшем я намереваюсь продолжить изучение культуры Узбекистана. Надеюсь, что уникальное культурное пространство Байсуна станет духовным достоянием будущих поколений.

Исключительно важным является научное осмысление процессов, которые протекают в современной традиционной культуре. Поэтому в рамках фестиваля была проведена Международная научная конференция, в работе которой приняли участие ученые из Франции, Японии, Кореи, Турции, России, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. На конференции работали секции: «Народные празднества и обряды», «Эпос и устно-поэтическое творчество», «Музыка и музыкальные инструменты», «Традиционные ремесла и народная бытовая культура». В заключение участниками фестиваля была принята Байсунская декларация.

Байсунская декларация

Мы, участники Международной научной конференции «Фольклор и народное искусство в контексте современной художественной культуры», прошедшей в Байсуне (Узбекистан) с 24 по 25 мая 2002 г. в рамках открытого международного фольклорного фестиваля «Бойсун бахори»:
— выражая искреннюю благодарность Его Превосходительству Президенту Республики Узбекистан Исламу Каримову за проводимую им политику поддержки и содействия развитию традиционной культуры и искусства;
— будучи глубоко признательными ЮНЕСКО, хокимияту Сурхандарьинской области и Байсунского района, организаторам и спонсорам за участие в работе фестиваля;
— отмечая, что фольклор и народное искусство являются важнейшей основой духовного развития общества;
— подчеркивая, что любая национальная культура — это богатство всего человечества;
— отмечая, что признание Байсуна Шедевром устного и нематериального наследия человечества станет важнейшим стимулом в деле поддержки форм традиционной культуры во всем Среднеазиатском регионе, частью долгосрочной стратегии в сфере ее сохранения;
— выражая уверенность в том, что жизнестойкость традиционного культурного наследия обретает особую важность на фоне всемирного процесса глобализации, предлагаем:
1. Не реже одного раза в два года проводить научные конференции, посвященные вопросам сохранения и развития традиционного искусства в контексте современной культуры. В частности, обратить особое внимание на такие проблемы, как «экология и экоэтносознание народной культуры», «женщины — носительницы традиций устного нематериального наследия», «традиционная культура и современное искусство».

2. Подготовить и издать книгу «Традиционная культура государств Средней Азии на современном этапе (1990 — 2002 гг.)» в рамках существующей региональной сети ЮНЕСКО по фольклору.

3. Организовать Байсунскую комплексную историко-искусствоведческую и фольклорно-этнографическую экспедицию на базе историко-этнографического центра в Байсуне, одной из целей которой должно быть создание Атласа центров фольклора и народных ремесел края, издание сборников материалов экспедиции.

4. Разработать программу пропаганды и популяризации шедевров культурного наследия Байсуна на основе современных технических средств (аудио CD, видео CD и др.), а также телевизионных программ, пропагандирующих ценности народной культуры.

5. Обратиться в ЮНЕСКО с просьбой об оказании содействия в установлении контактов с другими центрами, объявленными Шедеврами устного и нематериального наследия.

6. Обратиться в ЮНЕСКО с просьбой оказать содействие в издании материалов по итогам многолетних фольклорно-этнографических экспедиций, проводимых научными центрами Узбекистана.

7. В рамках следующих фестивалей:
— проводить конкурсы документальных фильмов, посвященных фольклорному искусству и народной бытовой культуре,
— устраивать ярмарки народного художественного ремесла,
— рассмотреть возможность выделения в будущем в качестве самостоятельной номинации программу показа «традиционные празднества и обряды».