20 лет прошло с тех пор, когда ферганский мастер О. Исмоилов создал свой первый гобелен «Светлая ночь». Для его произведений характерны — тонкий художественный вкус, выразительность рисунка, нежность и одновременно яркость цветов прочно обработанных ниток.

С тех пор художник стремится к раскрытию языком гобелена все новых и новых тем. Искусство гобелена (слово происходит от фамилии красильщиков пряжи и ниток Гобеленов, живших в Европе в XV в.) получило в Узбекистане широкое распространение лишь во второй половине XX в. и быстро завоевало популярность. О. Исмоилов считает, что в этом нетрадиционном для нас виде творчества тоже можно говорить о темах, связанных с местной культурой и природой. Первым шагом на пути овладения искусством создания гобеленов стали для Исмоилова уроки ковроткачества, которые он брал у опытных ферганских мастериц. Свои впечатления он переносил на эскизы, позже воплощая их в гобеленах. Художник также хорошо знаком с традициями резьбы и росписи по ганчу, искусством орнамента, что помогает ему обогащать декоративные качества полотен. Многие гобелены О.Исмоилова полны лирики и символического истолкования, в частности, в полотне «Сароб» («Мираж») появляется некий собирательный образ Востока, воскрешающий в памяти строки, написанные известным кокандским поэтом Фуркатом вдали от Родины, в тот период, когда он оказался в Кашгаре:
Фуркат как заблудшая собака,
Не знает куда путь держать…

Мы видим на полотне караван, движущегося по барханам путника, смотрящего вдаль. Там, у горизонта, едва заметны стены древнего города. Печальный, но призывающий к надежде, пейзаж, как музыка, вливается в душу зрителя. Философское отношение к жизни отображено также в гобелене «Ховуз буйда» («На берегу пруда»). Девушка в красном одеянии, сидящая на пороге глинобитного домика, пруд, рядом — древний обрубленный тутовник, отражающийся в водах пруда, огромный камень, напоминающий черепаху… В этом незамысловатом пейзаже словно чувствуются заветные желания сидящей в раздумье девушки.

В полотне «Светлая ночь» изображена луна, которая, как серьга, сияет над куполами древних восточных памятников. Зачаровывает ночной таинственный шелест карагачей. Глядя на кажущуюся на первый взгляд простую композицию пейзажа, в памяти невольно всплывают замечательные строки известного поэта Чулпана:

Темной ночью, взгляд устремляя ввысь,
У самой яркой звезды спрошу о тебе.
Та звезда, зардевшись, голову склоня,
Проговорила: «Я вижу ее во сне».
Во сне она чарующе прекрасна,
Прекраснее луны, прекрасней дня.

Нельзя не заметить, что характерной чертой творчества художника является то, что он не ищет экзотических сюжетов, изображая жизнь в ее повседневных, реальных проявлениях. Особенно это заметно в гобеленах «Х?розлар танги» («Петушиный бой»), «Баданалар» («Перепелки»), «Ов» («Охота»). Главным содержанием этих произведений является не столько сюжет, сколько чувства и эмоции людей. В полотне «Петушиный бой» художник строит композицию на основе круга, этого извечного на Востоке символа непрерывности, цикличности жизни. Автор усиливает эмоциональную наполненность полотна, изображая людей и птиц с помощью условного рисунка, в насыщенно-красных тонах. Сама композиция напоминает картину «Танец» французского художника Анри Матисса. В гобелене за счет насыщенного красного цвета, трактовки фигур, не повторяющих движение друг друга, равновесия, пропорциональности, идея вечного круговорота жизни обретает яркое, образное значение. Такой же принцип композиционного решения используется и в работе «Купание», где купальщицы образовывают в воде круг. Часто встречающийся в ряде работ автора круг становится знаковым мотивом, отражающим некие архетипические понятия, связанные с идеей устойчивости, закономерности, повторяемости жизненных процессов. Круг — это и емкий символ заботы, защиты, оберега. Так, именно круг лежит в основе конструкции юрты, а узбекское слово, выражающее восхищение и ласку, — «айланайин», соответствующее примерно таким русским выражениям, как «милый мой», «голубчик» (букв.: «пусть я стану искупительной жертвой»), имеет корень «айлана» — круг.

Заветное желание О. Исмоилова — чтобы в каждом доме был гобелен и чтобы он служил залогом благополучия и согласия. В его гобеленах заключена бесхитростная мудрость жизни, и именно эта идея лежит в основе цикла произведений, которые вскоре будут представлены на персональной выставке художника в Америке. Добро — мощная сила искусства, и эта идея лежит в основе творчества ферганского художника.

Автор: Нодир Норматов